НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Воронежской области от 06.03.2013 № А14-10025/12

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  г.Воронеж Дело № А14-10025/2012

« 13 » марта 2013 г.

Резолютивная часть решения объявлена 06 марта 2013 года

Решение в полном объеме изготовлено 13 марта 2013 года

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Есаковой М.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федоровой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью Торговый дом «Воронежстальмост» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Воронеж

к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области (1043600195979, ИНН <***>), г.Воронеж

о признании недействительным в части решения №12 от 06.12.2011

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 – представителя по доверенности от 21.01.2013 №9, ФИО2 – представителя по доверенности от 21.01.2013 №7, ФИО3 – представителя по доверенности от 21.01.2013 №8

от ответчика: ФИО4 - представителя по доверенности от 14.01.2013 №03-16/00065

у с т а н о в и л:

обществом с ограниченной ответственностью торговый дом «ВОРОНЕЖСТАЛЬМОСТ» (далее по тексту – ООО ТД «ВОРОНЕЖСТАЛЬМОСТ» заявитель по делу) заявлены требования (с учетом уточнения, принятого определением суда от 15.08.2012) о признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области (далее по тексту – МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области, ответчик по делу) об отказе в возмещении (частично) суммы НДС, заявленной к возмещению №12 от 06.12.2011 в отношении ООО ТД «ВОРОНЕЖСТАЛЬМОСТ» за 2 квартал 2011 года в сумме 416 070 руб. 52 коп.

МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области заявленные требования не признает, ссылаясь на законность и обоснованность выводов, изложенных в оспариваемом решении.

В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялись перерывы: с 06.02.2012 до 13.02.2012, с 13.02.2012 до 20.02.2012, с 20.02.2012 до 27.02.2012 и с 27.02.2012 до 06.03.2012.

Из материалов дела следует:

ООО ТД «ВОРОНЕЖСТАЛЬМОСТ» состоит на налоговом учете по месту регистрации в МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области.

Первичная налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2011 года была представлена ООО «ВОРОНЕЖСТАЛЬМОСТ» МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области 19.07.2011.

Согласно декларации сумма налога, исчисленная Обществом к возмещению из бюджета составила 28 460 987 руб.

01.08.2011 ООО ТД «ВОРОНЕЖСТАЛЬМОСТ» представило в Инспекцию уточненную (корректировка №1) налоговую декларацию по НДС за 2 квартал 2011 года, согласно которой сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета осталась неизменной, Обществом была скорректирована сумма налоговой базы при расчете налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), по которым документально подтверждена обоснованность применения налоговой ставки 0%.

МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области за период с 01.08.2011 по 01.11.2011 проведена камеральная проверка указанной уточненной налоговой декларации по НДС, результаты которой отражены в акте от 01.11.2011 №55.

06.12.2011, рассмотрев акт камеральной налоговой проверки, МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области приняла решение № 56 об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения, которым ООО ТД «ВОРОНЕЖСТАЛЬМОСТ» предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерской и налоговой отчетности и решение № 12 об отказе в возмещении заявителю НДС в сумме 438 937 руб.

Решение МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области №12 от 06.12.2011 было обжаловано ООО ТД «ВОРОНЕЖСТАЛЬМОСТ» в управление Федеральной налоговой службы России по Воронежской области (далее - УФНС России по Воронежской области) и изменено последним согласно решению от 25.01.2012 №15-2-18/00824, пункт 1 резолютивной части решения МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области№12 от 06.12.2011 изложен в следующей редакции: «Отказать ООО ТД «ВОРОНЕЖСТАЛЬМОСТ» в возмещении НДС в сумме 429 811 руб.

После проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации (корректировка №1) и оформления акта проверки ООО ТД «ВОРОНЕЖСТАЛЬМОСТ» 22.11.2011 в налоговый орган вновь была подана уточненная налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2011 года (корректировка №2), в соответствии с которой сумма налога, исчисленная Обществом к возмещению из бюджета составила 28 436 739 руб., остальные данные декларации остались неизменными.

МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области за период с 22.11.2011 по 22.02.2012 проведена камеральная проверка уточненной (корректировка №2) налоговой декларации, результаты которой отражены в акте от 02.03.2012 №8.

05.04.2012, рассмотрев акт камеральной налоговой проверки от 02.03.2012 №8, МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области приняла решение № 9 об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения, которым ООО ТД «ВОРОНЕЖСТАЛЬМОСТ» предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерской и налоговой отчетности и решение № 7 об отказе в возмещении заявителю НДС в сумме 429 811 руб. по основаниям, аналогичным изложенным в решении №12 от 06.12.2011, и обязании Общества возвратить излишне возмещенный из бюджета НДС в размере 24 248 руб.

Решение МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области №7 от 05.04.2012 было обжаловано ООО ТД «ВОРОНЕЖСТАЛЬМОСТ» в УФНС России по Воронежской области и изменено последним согласно решению от 23.05.2012 №15-2-18/07116, пункт 1 резолютивной части решения МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области изложен в следующей редакции «Отказать ООО ТД «ВОРОНЕЖСТАЛЬМОСТ» в возмещении НДС в сумме 417 675 руб.

Не согласившись с решением МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области №12 от 06.12.2011 (с учетом решения УФНС России по Воронежской области), полагая, что оно противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ООО ТД «ВОРОНЕЖСТАЛЬМОСТ» в оспариваемой части, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

При этом уточняя заявленные требования в рамках настоящего дела, заявителем была учтена совокупность решений, вынесенных МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области в отношении налоговых деклараций по НДС за 2 квартал 2011 года, поскольку на момент рассмотрения дела по результатам проверки повторной уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость УФНС России по Воронежской  области признало необоснованным отказ в возмещении НДС в сумме 9 126 руб., 12 135,66 (11 566 руб. + 579 руб.).

Не согласившись с решением МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области №12 от 06.12.2011, полагая, что в оспариваемой части оно нарушает права и законные интересы ООО ТД «ВОРОНЕЖСТАЛЬМОСТ», последнее обратилось в суд с настоящими требованиями.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица (статья 4 АПК РФ).

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 101.2 Налогового кодекса решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

Как уже указывалось ранее, по результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации ООО ТД «ВОРОНЕЖСТАЛЬМОСТ» по НДС за 2 квартал 2011 года МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области 06.12.2011 были вынесены 2 решения: № 56 об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения и № 12 об отказе в возмещении (частично) суммы НДС, заявленной к возмещению.

В апелляционном порядке ООО ТД «ВОРОНЕЖСТАЛЬМОСТ» обжаловало в УФНС России по Воронежской области только решение МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области №12, заявив в апелляционной жалобе основания, для отмены данного акта в виде несогласия с выводами Инспекции по итогам камеральной проверки уточненной налоговой декларации, изложенными в решении №56.

В силу содержания апелляционной жалобы все доводы налогового органа, послужившие основанием для отказа в возмещении НДС, а также все доводы, изложенные Обществом и приведенные в обоснование заявленных в настоящем деле требований, являлись предметом рассмотрения УФНС России по Воронежской области.

При этом судом учтено, что решение №12 «Об отказе в возмещении (частично) НДС, заявленного к возмещению» не содержит мотивировки его вынесения и исходя из буквального содержания принято налоговым органом на основании материалов камеральной налоговой проверки, а также решения № 56 от 06.12.2011 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».

С учетом изложенного в целях обеспечения защиты прав налогоплательщика суд считает требования статьи 101.2 Налогового кодекса РФ со стороны ООО ТД «ВОРОНЕЖСТАЛЬМОСТ» соблюденными.

1.

В проверяемый период ООО ТД «ВОРОНЕЖСТАЛЬМОСТ» являлось плательщиком налога на добавленную стоимость (статья 143 Налогового кодекса РФ).

Как усматривается из пункта 3.4 решения МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Воронежской области от 06.12.2011 №56, в налоговую декларацию по НДС за 2 квартал 2011 в разделе 4 по коду операции 1010403 «Реализация товаров в Республику Беларусь» Общество включило оказанные ему ОАО «РЖД» в рамках договора от 01.01.2011 №192/11 услуги по перевозке на железнодорожном транспорте экспортного товара в Республику Беларусь, стоимость которых составила 2 564 285 руб. 14 коп., в т.ч. НДС в размере 391 162 руб. 14 коп.

Сумма НДС, предъявленная к вычету по услугам, оказанным ОАО «РЖД» составила 350 026 руб. 56 коп.

Ссылаясь на положения абзаца 3 подпункта 9 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, Инспекция указала на необоснованность заявления указанной суммы налога к вычету в связи с неправомерностью выделения ОАО «РЖД» в выставленных заявителю в отношении услуг по перевозке груза в Республику Беларусь с выделением НДС по ставке 18%.

В силу изложенного, счета-фактуры, выставленные по указанными операциям, по мнению налогового органа, не могут служить основанием для принятия сумм налога к вычету в соответствии с пунктом 2 статьи 169 Налогового кодекса РФ.

В обоснование своей позиции налоговый орган ссылается на то, что применение НДС в рамках Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии (далее - ТС) регламентировано нормами соглашения «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте товаров, выполнении работ и оказании услуг в ТС» от 25.01.2008 и Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в ТС от 11.12.2009.

Согласно пункту 2 Протокола от 11.12.2009 при выполнении работ, оказании услуг ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства – члена ТС, территория которого признается местом реализации работ, услуг.

Поскольку в силу положений статьи 148 Налогового кодекса РФ в рассматриваемой ситуации местом реализации товаров является Российская Федерация, то вопросы обложения НДС оказываемых услуг по перевозке груза должны разрешаться в соответствии с законодательством Российской Федерации: в соответствии с абзацем 3 подпункта 9 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, норма которого устанавливает правило о применении налоговой ставки 0%.

В обоснование заявленных требований ООО ТД «ВОРОНЕЖСТАЛЬМОСТ» указывает на правомерность применения налоговых вычетов по НДС в сумме 350 026 руб. 56 коп. по счетам-фактурам, выставленным ему ОАО «РЖД» за услуги по перевозке экспортного груза в Республику Беларусь по договору от 01.01.2011 №192/11

с выделением НДС 18%.

Общество не согласилось с выводом налогового органа о необходимости обложения оказанных услуг НДС по ставке 0%.

ООО ТД «ВОРОНЕЖСТАЛЬМОСТ» указывает на то, что поскольку в соответствии со статьей 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном Союзе» взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве – члене ТС, территория которого признается местом реализации работ, услуг, к которому, в случае реализации услуг по перевозке грузов статья 3 Протокола относит место осуществления деятельности исполнителя услуг – ОАО «РЖД», то взимание НДС производится на территории РФ и применению подлежит Российское законодательство, в соответствии с которым до 01.10.2011 указанные услуги облагались НДС по ставке 18%.

По утверждению заявителя, приведенное Инспекцией положения статьи 164 Налогового кодекса РФ применяются только при условии, если на перевозочных документах проставлены указанные в пункте 5 статьи 165 Налогового кодекса РФ отметки таможенных органов, свидетельствующие о помещении товаров в соответствии с таможенным законодательством ТС и законодательством РФ о таможенном деле под таможенную процедуру экспорта или таможенную процедуру таможенного транзита или перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия либо свидетельствующих о помещении вывозимых с территории РФ продуктов переработки под таможенную процедуру таможенного транзита.

ООО ТД «ВОРОНЕЖСТАЛЬМОСТ» настаивает на том, что при перевозке в пределах ТС такие отметки не проставляются, а статья 165 Налогового кодекса РФ не устанавливает отдельного перечня документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки по работам (услугам) по перевозке (транспортировке) железнодорожным транспортом товаров, по которым таможенное оформление не производится, в связи с чем Минфин России в письме от 14.04.2011 №03-07-13/01-11 разъяснял, что услуги по перевозке товаров, вывозимых перевозчиком на железнодорожном транспорте из России на территорию государств – участников ТС, облагаются по ставке 18%.

Следовательно, поскольку перевозимый ОАО «РЖД» по договору от 01.01.2011 №192/11 товар не помещался под таможенную процедуру экспорта или таможенную процедуру таможенного транзита, услуга ОАО «РЖД» по его перевозке подлежала обложению НДС по ставке 18%.

При этом заявитель ссылается на представление налоговому органу всех документов, необходимые для подтверждения правомерности применения налоговых вычетов по НДС и полагает, что у МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области отсутствовали правовые основания считать данные налоговые вычеты необоснованными.

Общество подчеркивает, что только с 01.10.2011 в пункт 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ был введен пункт 9.1., в соответствии с которым работы (услуги) по перевозке (транспортировке) товаров через территорию России, выполняемые российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте, облагаются НДС по ставке 0%. При этом пункты отправления или назначения могут располагаться на территории иностранного государства, не являющегося членом ТС, так и в Белоруссии или Казахстане. Кроме того нулевая ставка НДС применяется к работам (услугам), непосредственно связанным с перевозкой или транспортировкой указанных товаров.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Налоговая база по НДС определяется в соответствии со статьями 154 – 159, 162 Налогового кодекса РФ.

Согласно статье 166 Налогового кодекса РФ сумма налога на добавленную стоимость при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых  отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов (пункт 2 статьи 172 Налогового кодекса РФ).

Статьей 172 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию РФ, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.

Основанием для уменьшения подлежащих уплате сумм налога на установленные налоговые вычеты являются, в соответствии со статьями 168, 169 Налогового кодекса РФ, счета-фактуры, выставленные поставщиками при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), расчетные документы и первичные учетные документы, в которых соответствующая сумма налога выделена отдельной строкой.

Согласно пункту 2 статьи 173 Налогового кодекса РФ, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 настоящего Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, подлежит возмещению налогоплательщику.

Пунктом 1 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации установлено аналогичное положение: в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 кодекса, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации.

После представления налогоплательщиком налоговой декларации, предусмотренной пунктом 5 статьи 174 Налогового кодекса РФ, налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки, в порядке установленном статьей 88 настоящего Кодекса.

Ставки НДС предусмотрены статьей 164 Налогового кодекса РФ, которая устанавливает возможность налогообложения в размере 0%, 10% и 18%.

По общему правилу операции по реализации товаров, работ и услуг в соответствии с пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса РФ облагаются по ставке 18%.

Налогообложение по налоговой ставке 0% производится в случаях, установленных пунктом 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Так, согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ налогообложение по ставке 0% производится при реализации выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и вывозу с территории Российской Федерации продуктов переработки на территории Российской Федерации, а также работ (услуг), связанных с вышеуказанными перевозкой или транспортировкой, стоимость которых указана в перевозочных документах на перевозку экспортируемых товаров (вывозимых продуктов переработки).

В силу статьи 7 Налогового кодекса РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотрены настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Федеральным законом от 28.12.2004 №181-ФЗ в России ратифицировано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг» от 15.09.2004 (далее – ФИО5, действовало в спорный период и утратило силу с 09.06.2012 в связи с вступлением в силу Протокола от 14.07.2011), которым утверждено Положение о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение).

Статьей 5 Соглашения от 15.09.2004 установлено, что порядок взимания

косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг оформляется отдельным Протоколом (далее – ФИО6), до вступления в силу которого действуют нормы национальных законодательств государств Сторон.

Согласно ФИО7 к ФИО5 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь «налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы определяются в соответствии с законодательством государства Стороны, территория которого признается местом реализации работ, услуг.

На основании статьи 3 указанного ФИО7 местом реализации услуг по перевозке признается территория Российской Федерации в случае, если такие услуги оказываются налогоплательщиками Российской Федерации.

Аналогичные положения содержит Соглашение от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте товаров, выполнении работ и оказании услуг в ТС» (далее – ФИО5), заключенное между Правительствами Республик Беларусь, Казахстан и Российской Федерации (в редакции Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в ТС от 11.12.2009 – далее ФИО7).

Таким образом, местом реализации услуг по перевозке товаров с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, оказываемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте является территория Российской Федерации и при взимании (уплате) косвенных налогов при экспорте товаров из Российской Федерации в Республику Беларусь российскими поставщиками и перевозчиками подлежат применению нормы Налогового кодекса РФ.

Поэтому услуги по перевозке и (или) транспортировке товаров с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, оказываемые российскими организациями, признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации, в силу чего на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ подлежат налогообложению по ставке 0%.

Довод заявителя о том, что ставка 0% при оказании транспортно-экспедиционных услуг применяется только при условии, если на перевозочных документах проставлены указанные в пункте 5 статьи 165 Налогового кодекса РФ отметки таможенных органов, свидетельствующие о помещении товаров в соответствии с таможенным законодательством ТС и законодательством РФ о таможенном деле под таможенную процедуру экспорта или таможенную процедуру таможенного транзита или перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия либо свидетельствующих о помещении вывозимых с территории РФ продуктов переработки под таможенную процедуру таможенного транзита, а перевозимый ОАО «РЖД» по договору от 01.01.2011 №192/11 товар не помещался под таможенную процедуру экспорта или таможенную процедуру таможенного транзита, в качестве основания для вывода о правомерности применения 18% НДС, судом не принимается по следующим основаниям.

Действительно, на основании статьи 165 Налогового кодекса РФ ставка налога на добавленную стоимость в размере 0% предоставляется при наличии документов, предусмотренных данной статьей Кодекса, в том числе транспортных (товаросопроводительных) или иных документов с отметками таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.

Однако, к рассматриваемым отношениям положения статьи 165 Налогового кодекса РФ применению не подлежат, ввиду того, что как уже указывалось ранее, в отношениях между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь действуют ФИО5 от 15.09.2004, ФИО5 от 25.01.2008 и Протоколы к ним о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Согласно пункту 1 статьи 1 ФИО7 от 11.12.2009 при экспорте товаров с территории одного государства - члена ТС на территорию другого государства - члена ТС налогоплательщиком государства - члена ТС, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Место реализации товаров определяется в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

Пунктом 2 раздела 2 Положения о порядке взимания косвенных налогов к ФИО5 от 15.09.2004 определен перечень документов, которые российский налогоплательщик обязан представлять в налоговые органы для обоснования правомерности применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0%:

- договоры (их копии), на основании которых осуществляется реализация товаров;

- выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от покупателя указанного товара на счет налогоплательщика.

- третий экземпляр заявления о ввозе товара, экспортированного с территории

государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, с отметкой налогового органа другой Стороны, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме;

- копии транспортных документов о перевозке экспортируемого товара.

Пунктом 2 статьи 2 ФИО7 от 11.12.2009 также определен перечень документов, которые российский налогоплательщик обязан представлять в налоговые органы для обоснования правомерности применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0%:

- договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним (далее - договоры (контракты), на основании которых осуществляется экспорт товаров;

- выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства - члена таможенного союза;

- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;

- транспортные (товаросопроводительные) документы, предусмотренные законодательством государства - члена таможенного союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства - члена таможенного союза на территорию другого государства - члена таможенного союза;

- иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства - члена таможенного союза, с территории которого экспортированы товары.

Перечисленные документы имеются в наличии у ООО ТД «ВОРОНЕЖСТАЛЬМОСТ».

Отсутствие в имеющихся у истца перевозочных документах отметок Российских таможенных органов, подтверждающих выпуск товаров с таможенной территории РФ, при наличии иных документов, подтверждающих экспорт товаров, перечисленных в пункте 2 раздела II Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерации и Республикой Беларусь, не может являться основанием для вывода о правомерности обложения стоимости услуг по перевозке товаров в Республику Беларусь НДС по ставке 18%, поскольку является прямым следствием отмены таможенного контроля на границе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, в силу которого проставление таких отметок в силу действующего законодательства не требуется.

Из материалов дела следует, что между ОАО «РЖД» и заявителем сложились длительные отношения по перевозке грузов, в соответствии с которыми ОАО «РЖД» оказывало ООО ТД «ВОРОНЕЖСТАЛЬМОСТ» транспортно-экспедиционные услуги, в том числе при экспорте товаров.

При этом между ООО ТД «ВОРОНЕЖСТАЛЬМОСТ» и открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») был заключен договор на организацию расчетов №192/11 от 01.01.2011, регулирующий взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой провозных платежей, сборов, штрафов, а также иных причитающихся ОАО «РЖД» платежей при перевозках грузов и грузобагажа железнодорожным транспортом в экспортном, импортном и внутригосударственном сообщениях, оплату по которым производит заказчик – ООО ТД «ВОРОНЕЖСТАЛЬМОСТ».

Пунктом 2.2. данного договора предусмотрено, осуществление учета начислений и платежей, списание причитающегося с лицевого счета заказчика, а также выставление счетов для зачисления на субсчета лицевого счета заказчика причитающихся с него денежных средств является обязанностью ОАО «РЖД».

ОАО «РЖД» оказало заявителю услуги по перевозке грузов на территорию Республики Беларусь и осуществило организацию расчетов и провозных платежей.

Согласно представленным налоговому органу в ходе проверки и представленным суду счетам-фактурам стоимость услуг на оказание транспортных услуг по перевозке на железнодорожном транспорте экспортного товара в Республику Беларусь, составила 2 564 285 руб. 14 коп., в т.ч. НДС 18% в размере 391 162 руб. 14 коп.

При этом в графе счетов-фактур, выставленных заявителю ОАО «РЖД» «наименование товара, описание выполненных работ, оказанных услуг» указано «транспортные услуги по перевозке грузов» и качестве приложений к актам оказанных ОАО «РЖД» услуг, данные счета-фактуры перечислены с указанием кода платежа – 041 «провозные платежи за перевозку грузов на экспорт».

При этом в счетах-фактурах НДС 18% выделен отдельной строкой.

Однако, налогоплательщик, не вправе по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога и не вправе заявлять к вычету НДС, предъявленный ему перевозчиком, по ставке 18%, указанной в счете-фактуре перевозчика, если соответствующий вид работ, услуг подлежит налогообложению по ставке 0%.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2007 № 372-О-П, Управление ФНС по Новосибирской области указало, что применение ставки 0% процентов является не правом, а обязанностью, налогоплательщика.

Данный вывод согласуется с правовой позицией изложенной в Постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19.08.2011 по делу №А14-10537/2010, (определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.10.2011 №13188/11 отказано в передаче дела в Президиум), Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.02.2009 №13893/08, постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.07.2009 по делу №А56-53415/2008, постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 21.03.2011 №КА-А40/1292-11, решении арбитражного суда Воронежской области от 27.11.2012 по делу №А14-13810/2012, постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2012 по делу №А14-9998/2012 и др.

Ссылки заявителя на письма Минфина России судом не принимаются, поскольку они не являются нормативными правовыми актами, регулирующими спорные правоотношения.

Поскольку сумма НДС, предъявленная к вычету по услугам, оказанным ОАО «РЖД», составила 350 026 руб. 56 коп., то отказ налогового органа в возмещении НДС в указанной части является обоснованным.

2.

Из пункта 3.5 решения МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Воронежской области от 06.12.2011 №56, следует, что в налоговую декларацию по НДС за 2 квартал 2011 Общество включило оказанные ему ОАО «Первая грузовая компания» в рамках договора от 01.11.2010 №ДД/ФВрж/ФЭ-259-10 услуги по организации железнодорожных перевозок грузов, помещенных под таможенный режим экспорта, в Туркмению, стоимость которых составила 1 650 266 руб., в т.ч. НДС в размере 14 852 руб. 39 коп., заявлено к возмещению НДС в сумме 13 539 руб. 63 коп.

Как указывает налоговый орган, согласно пункту 2 статьи 164 Налогового кодекса РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2011, обложение НДС по налоговой ставке 0% производилось при реализации товаров, работ, услуг, непосредственно связанных с реализацией товаров вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.

01.01.2011 вступили в силу положения подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 27.11.2010 №309-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части 2 Налогового кодекса РФ», в соответствии с которым услуги по международной перевозке грузов также подлежат обложению НДС по ставке 0%.

При этом МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области указывает на то, что положения данного подпункта распространяются на транспортно-экспедиционные услуги при организации международной перевозки, к которым относятся в том числе и платежно-финансовые услуги, связанные с международной перевозкой.

Ссылаясь на положения абзаца 3 подпункта 9 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, Инспекция указала на необоснованность заявления указанной суммы налога к вычету в связи с неправомерностью выделения ОАО «Первая грузовая компания» в выставленных заявителю в отношении оказанных услуг по перевозке груза в Туркмению с выделением НДС по ставке 18%.

В силу изложенного, счета-фактуры, выставленные по указанными операциям, по мнению налогового органа, не могут служить основанием для принятия сумм налога к вычету, в соответствии с пунктом 2 статьи 169 Налогового кодекса РФ.

В обоснование заявленных требований по данному эпизоду ООО ТД «ВОРОНЕЖСТАЛЬМОСТ» указывает на правомерность применения налоговых вычетов по НДС по счетам-фактурам от 31.12.2010 и от 31.01.2011, выставленным ему ОАО «Первая грузовая компания» за услуги по оплате провозных платежей по договору от 01.11.2010 №ДД/ФВрж/ФЭ-259/10 с выделением НДС 18% – 13 539,63 руб.,

По мнению заявителя пункт 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2011, устанавливал налогообложение НДС по ставке 0% в отношении товаров, вывезенных в процедуре экспорта, при условии представления предусмотренных статьей 615 Налогового кодекса РФ документов, а также в отношении работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, товаров, вывезенных в процедуре экспорта – то есть работ и услуг по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации товаров, выполняемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте) и иные подобные работы.

Услуги по оплате провозных платежей прямо в данном пункте не указаны.

Что же касается услуг, оказанных в январе 2011 года, то в соответствии подпунктом 2.1. пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ его положения, по мнению заявителя, не распространяются на услуги указанных в подпункте 9 пункта 1 российских перевозчиков на железнодорожном транспорте.

Кроме того, стоимость услуг не указана в перевозочных документах на вывозимый товар, как того требует абзац 3 подпункта 9 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, в счетах-фактурах наименование услуги звучит как «вознаграждение исполнителя по оплате провозных платежей за перевозки грузов в вагонах парка ОАО «ПГК» в размере 5% от стоимости провозных платежей на территории РФ за декабрь 2010 и январь 2011 годов.

Как указывалось ранее, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов (пункт 2 статьи 172 Налогового кодекса РФ).

Основанием для уменьшения подлежащих уплате сумм налога на установленные налоговые вычеты являются, в соответствии со статьями 168, 169 Налогового кодекса РФ, счета-фактуры, выставленные поставщиками при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), расчетные документы  и первичные учетные документы, в которых соответствующая сумма налога выделена отдельной строкой.

Согласно пункту 2 статьи 173, пункту 1 статьи 176 Налогового кодекса РФ, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 настоящего Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 176 Налогового кодекса РФ.

Налогообложение НДС по налоговой ставке 0% производится в случаях, установленных пунктом 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Так, согласно подпункту 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ налогообложение по ставке 0% производится при реализации услуг по международной

перевозке товаров.

В целях настоящей статьи под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.

Положения настоящего подпункта распространяются также на оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки, к которым в целях настоящей статьи относится оказание платежно-финансовых услуг.

В статье 164 Налогового кодекса РФ в редакции, действующей с 01.01.2011 установлено, что положения подпункта 2.1 пункта 1 этой статьи не распространяются на услуги указанных в подпункте 9 настоящего пункта российских перевозчиков на железнодорожном транспорте.

Подпунктом 9 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ предусмотрены работы (услуги) российских перевозчиков по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и вывозу с территории Российской Федерации продуктов переработки на территории Российской Федерации, работ (услуг), связанных с указанной в абзаце втором настоящего подпункта перевозкой или транспортировкой, стоимость которых указана в перевозочных документах на перевозку экспортируемых товаров (вывозимых продуктов переработки).

ОАО «Первая грузовая компания» оказывала услуги ООО ТД «ВОРОНЕЖСТАЛЬМОСТ» по организации железнодорожных перевозок грузов, помещенных под таможенный режим экспорта, по договору об оказании экспедиционных услуг от 01.11.2010 №ДД/ФВрж/ФЭ-259-10.

Предметом указанного договора является оказание услуг по организации железнодорожных перевозок грузов.

В соответствии с 3.1.1. договора Исполнитель – ОАО «Первая грузовая компания» обязуется организовать за счет заказчика оплату железнодорожного тарифа за перевозку согласованного сторонами в заявках груза и иных услуг, необходимых для выполнения договора.

В соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся

в нем слов и выражений.

Исходя из буквального прочтения условий договора от 01.11.2010 №ДД/ФВрж/ФЭ-259-10 не следует, что стоимость выполняемых ОАО «Первая грузовая компания» для заявителя услуг, связанных с перевозкой или транспортировкой экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров или работы (услуг), указывается в перевозочных документах на перевозку экспортируемых товаров (вывозимых продуктов переработки).

Как бы ни было поименовано в счетах-фактурах ОАО «Первая грузовая компания» наименование оказанных Обществом услуг, с учетом наличия в них ссылки на договор от 01.11.2010 №ДД/ФВрж/ФЭ-259-10, его предмета и условий об обязательствах сторон, существо оказанных услуг не меняется – услуги по оплате провозных платежей, их стоимость формируется Исполнителем самостоятельно, без указания в перевозочных документах, к которым в рассматриваемой ситуации относится транспортная железнодорожная накладная.

На то, что стоимость оказываемых ОАО «Первая грузовая компания» услуг, не указана в перевозочных документах ссылается и сам заявитель.

Следовательно, в конкретной рассматриваемой ситуации услуги ОАО «Первая грузовая компания» не подпадают под действие исключения, установленного абзацем 5 пункта 2.1. статьи 164 Налогового кодекса РФ и подлежат обложению НДС по ставке 0%.

Редакция подпункта пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса РФ, действовавшая до 01.01.2011, также предусматривала обложение НДС по ставке 0% товаров, работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.

Положение настоящего пункта распространяется также на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.

Следовательно, налоговая ставка по налогу на добавленную стоимость для операций по реализации услуг по организации железнодорожных перевозок товаров установлена Налоговым кодексом Российской Федерации и составляет 0%.

Положения Налогового кодекса Российской Федерации согласуются с правилами статьи 801 Гражданского кодекса РФ, включающей в обязанности экспедитора не только выполнение определенных договором транспортной экспедиции услуг, но и организацию их выполнения.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Сходное понятие транспортно-экспедиционной деятельности дано в статье 1 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»: оказание услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта, оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.

Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 №148-ст утвержден ГОСТ Р 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские» (введен в действие с 01.05.2005, опубликован в ИПК Издательство стандартов, 2005).

Пункт 3.1. ГОСТа услуги, оказываемые грузоотправителю и грузополучателю экспедитором, подразделяе следующим образом:

- участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров;

- оформление документов, прием и выдача грузов;

- завоз-вывоз грузов;

- погрузочно-разгрузочные и складские услуги;

- информационные услуги;

- подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств;

- страхование грузов;

- платежно-финансовые услуги;

- таможенное оформление грузов и транспортных средств;

- прочие транспортно-экспедиторские услуги.

При этом к платежно-финансовым услугам относят (пункт 3.1.8.):

- оформление и оплату провозных платежей, сборов и штрафов;

- проведение расчетных операций за перевозку и перевалку грузов с отдельными станциями, портами и пристанями, за проведение погрузочно-разгрузочных, складских и иных работ, выполняемых в начальных, перевалочных и конечных пунктах.

Применение налоговой ставки 0% по НДС при оказании услуг по перевозке товаров Налоговый кодекс Российской Федерации связывает с наступлением факта помещения товара под таможенный режим экспорта (статья 164).

Операции, названные в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0% процентов при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения этих операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров (постановление Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 №7205/07).

В материалы дела были представлены копии грузовых таможенных деклараций, СМР с отметками Воронежской таможни «выпуск разрешен» – 10,14,17,21.12.2010 и 13,17,20,26,27,31.01.2011, что свидетельствует о то, что услуги, оказанные ОАО «Первая грузовая компания» 31.12.2010 и 31.01.2011 были осуществлены в отношении товара, помещенного под таможенный режим экспорта.

При таких обстоятельствах, поскольку оказанные ОАО «Первая грузовая компания» услуги непосредственно связаны с реализацией Обществом товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, применение к рассматриваемым операциям налоговой ставки 18% и предъявление Обществом налога на добавленную стоимость к вычету является неправомерным и отказ МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области в части возмещения НДС в сумме 13 539 руб. 63 коп. является обоснованным.

3.

Из пункта 3.2 решения МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Воронежской области от 06.12.2011 №56, следует, что в налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2011 Общество включило оказанные ему ООО «Руста-Брокер» в рамках договоров об оказании услуг в области таможенного дела от 27.01.2009 №0111/РТБ-ВР/11 и от 12.01.2011 №011-РТБ-ВР/09 услуги по декларированию ГТД, декларированию транспортных средств и изготовлению ГТД, стоимость которых составила 152 751 руб., в т.ч. НДС в размере 23 301 руб., заявлено к возмещению НДС в сумме 23 301 руб.

Из пункта 3.3 решения МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Воронежской области от 06.12.2011 №56, следует, что в налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2011 Общество включило оказанные ему ООО «НПП Контакт» в рамках договоров об оказании услуг таможенным брокером от 20.08.2010 №0034/06-10-960 и от 19.01.2011 №0147/00-11-853 12 услуги по таможенному оформлению товаров, стоимость которых составила 11 000 руб., в т.ч. НДС в размере 1 677 руб. 97 коп., заявлено к возмещению НДС в сумме 1 677 руб. 97 коп.

Основания отказа в возмещении указанной суммы налога аналогичны предыдущему эпизоду.

Указанные ООО ТД «ВОРОНЕЖСТАЛЬМОСТ» основания заявленных требований также аналогичны.

Общество указывает на правомерность применения налоговых вычетов по НДС по счетам-фактурам, выставленным ему ООО «Руста-Брокер» за услуги по таможенному декларированию товаров по договору от 07.01.2009 №0011/РТБ-ВР/09 и от 12.01.2011 №011/РТБ-ВР/11 с выделением НДС 18% – 23 301,00 руб.

При этом заявитель ссылается на письмо Минфина РФ от 12.05.2011 №03-07-08/147, согласно которому услуги, связанные с таможенным оформлением товаров, вывозимых с территории РФ, к работам (услугам), поименованным в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, устанавливающем обложение НДС по ставке 0%, не относятся. Аналогичные выводы изложены и в письмах Минфина России от 29.08.2008 №03-07-08/277, от 03.04.2007 №03-07-08/63 и от 22.01.2009 №ММ-22-3/53@.

Кроме того, по утверждению Общества, для целей вывоза товара на экспорт оказание либо неоказание услуги по оформлению документов не имеет правового значения, так как это не влияет на легальность экспорта либо на исполнение экспортером договорных обязательств. Непосредственная связь между реализацией товара и услугами по оформлению документов в таможенных органах отсутствует. Следовательно, нет оснований для применения ставки НДС 0% к услугам таможенного брокера.

Налогообложение НДС по налоговой ставке 0% производится в случаях, установленных пунктом 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Редакция подпункта пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса РФ, действовавшая до 01.01.2011, предусматривала обложение НДС по ставке 0% товаров, работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.

Положение настоящего пункта распространяется также на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.

Следовательно, по смыслу и буквальному содержанию подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса перечень подпадающих под его действие услуг не является исчерпывающим и не ограничен только услугами по организации и осуществлению перевозочного процесса.

Положения Налогового кодекса Российской Федерации согласуются с правилами статьи 801 Гражданского кодекса РФ, включающей в обязанности экспедитора не только выполнение определенных договором транспортной экспедиции услуг, но и организацию их выполнения.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Сходное понятие транспортно-экспедиционной деятельности дано в статье 1 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»: оказание услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта, оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.

Согласно пункту 3.1.9 ГОСТ Р 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские» (введен в действие с 01.05.2005, опубликован в ИПК Издательство стандартов, 2005) к услугам по таможенному оформлению грузов и транспортных средств относят (пункт 3.1.9):

- декларирование грузов в таможенных органах;

- консультации грузоотправителя и грузополучателя по вопросам, связанным с декларированием груза и иного имущества;

- оформление грузовой таможенной декларации (ГТД) и сопутствующих документов на отправляемый (прибывший) груз;

- выполнение платежей по таможенным сборам.

Операции, названные в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0% процентов при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения этих операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров (постановление Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 №7205/07).

Предметом договора от 27.01.2009 №0111/РТБ-ВР/11 являлось совершение таможенных операций и других функций в области таможенного дела от имени клиента, представлению интересов клиента во взаимоотношениях с таможенными органами, информационному и консультационному обслуживанию клиента. Услуги включают в себя: направление в таможенные органы документов и информации и документов, содержащих справочные сведения об оформляемых товарах и транспортных средствах клиента, получение заключений таможенных органов по вопросам определения кода товара в соответствии с ТН ВЭД, страны происхождения, таможенной стоимости товара, согласования перечня документов, необходимых для декларирования конкретного вида либо партии товаров, другим вопросам осуществления таможенного оформления, согласования с таможенными органами конкретного таможенного режима, представление документов для получения разрешения на убытие товаров и транспортных средств с таможенной территории РФ, подача таможенной декларации, подача таможенному органу документов, необходимых для целей декларирования, представление товаров для осмотра, проведение осмотра декларируемых товаров, отбор проб и образцов, продление срока подачи таможенной декларации, консультирование по вопросам таможенного дела , расчет таможенных платежей и пр.

Таможенное оформление товаров бесспорно может осуществляться только в отношении экспортируемых либо импортируемых товаров.

В соответствии со статьями 123, 124 Таможенного кодекса Российской Федерации перемещаемые через таможенную границу товары подлежат декларированию путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным предусмотренным этим Кодексом способом сведений о товарах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

В силу пунктов 1 и 3 статьи 314 Таможенного кодекса Российской Федерации вывоз с таможенной территории Российской Федерации товаров, перемещаемых по линиям электропередачи, допускается при условии последующего декларирования путем подачи таможенной декларации не позднее 20 числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем поставки товаров, и внесения таможенных платежей.

В соответствии со статьями 203, 204 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (действует с 29.12.2010) товары, ввозимые в Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами Таможенного союза, в том числе перемещаемые через территории государств - членов Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза, подлежат таможенному декларированию в соответствии с главой 27 Таможенного кодекса Таможенного союза и положениями настоящей главы при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры.

Таким образом, вывоз товаров, за пределы таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта невозможен без осуществления процедуры декларирования. Названная процедура непосредственно связана с реализацией товара на экспорт и является обязательным условием легальности экспорта. При этом для целей налогообложения не имеет правового значения, до или после физического вывоза конкретного товара допускается или предписывается производить его декларирование по таможенным правилам (Постановление Президиума ВАС РФ от 20.05.2008 №12010/07).

Доводы общества о том, что услуги таможенного брокера по подтверждению в

таможенных органах фактического вывоза реализованных товаров в таможенном режиме экспорта не влияют на легализацию экспорта, несостоятельны, поскольку в целях таможенного контроля законодательство обязывает декларанта представлять необходимые документы (аналогичная правовая позиция изложена в определениях ВАС РФ от 08.04.2009 №3625/09, от 15.10.2010 №ВАС 13503-10, постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 04.03.2011 по делу №КА-А40-1169-11-2 и др.).

При таких обстоятельствах, применение к рассматриваемым операциям налоговой ставки 18% и предъявление Обществом налога на добавленную стоимость к вычету является неправомерным и отказ МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области в части возмещения НДС в сумме 12 843 руб. 31 коп. является обоснованным.

Оказание услуг по договорам №011/РТБ-ВР/11 от 12.01.2011 с ООО Руста-Брокер» и №0147/00-11-853 от 19.01.2011 с ООО «НПП Контакт» в рамках настоящего спора не рассматривается в связи с уточнением заявителем требований с учетом выводов УФНС России по Воронежской области изложенных в решении от 23.05.2012 №15-2-18/0711.

5.

Из пункта 3.6 решения МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Воронежской области от 06.12.2011 №56, следует, что в налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2011 Общество включило оказанные ему ООО «Восход» в рамках договора от 13.11.2010 №82/1 услуги по организации и сопровождению железнодорожных перевозок грузов, стоимость которых составила 260 000 руб., в т.ч. НДС в размере 39 661 руб. 02 коп., заявлено к возмещению НДС в сумме 39 661 руб. 02 коп.

Со ссылкой на абзац 4 подпункта 2.1. пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 27.11.2010 №309-ФЗ, Инспекция указывает на то, что услуги по представлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды /лизинга/) ж/д состава или контейнеров для осуществления международных перевозок отнесены к транспортно-экспедиционным услугам.

Заявитель указывает на правомерность применения налоговых вычетов по НДС по счетам-фактурам, выставленным ему ООО «Восход» за услуги по организации и сопровождению перевозок на железнодорожном транспорте по договору от 13.11.2010 №82/1 с выделением НДС 18% – 39 661 руб. 02 руб., заявленная к вычету сумма

39 661 руб. 02 коп.

Налогообложение НДС по налоговой ставке 0% производится в случаях, установленных пунктом 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Поскольку спорная сделка совершена в 2010 году, то к рассматриваемым отношениям подлежит применению норма статьи 164 Налогового кодекса в редакции, действовавшей до 01.01.2011).

Редакция подпункта пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса РФ, действовавшая до 01.01.2011, предусматривала обложение НДС по ставке 0% товаров, работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.

Положение настоящего пункта распространяется также на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.

Следовательно, по смыслу и буквальному содержанию подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса перечень подпадающих под его действие услуг не является исчерпывающим и не ограничен только услугами по организации и осуществлению непосредственно перевозочного процесса.

Согласно пункту 3.1.4 ГОСТ Р 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские» (введен в действие с 01.05.2005, опубликован в ИПК Издательство стандартов, 2005) к погрузочно-разгрузочным и складским услугам относят:

- погрузку и выгрузку транспортных средств, в том числе автомобильного транспорта, соответственно на станциях (в портах) отправления и назначения, на складах грузоотправителей и грузополучателей;

- сортировку грузов;

- хранение, подработку и перевалку грузов;

- комплектование мелких партий товаров в поездные отправки и укрупнение грузовых единиц;

- разукрупнение поездных отправок для доставки грузополучателям;

- формирование и расформирование пакетов;

- прием и выдачу товаров, проверку количества мест, веса, внешнего вида груза, состояния тары и упаковки;

- погрузку грузов в контейнеры и выгрузку из них;

- маркировку грузов;

- упаковку, увязку, обшивку грузов;

- ремонт транспортной тары и упаковки.

К прочим транспортно-экспедиторским услугам относят (пункт 3.1.10):

- разработку и согласование технических условий погрузки и крепления грузов;

- розыск груза после истечения срока доставки;

- контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования;

- перемаркировку грузов;

- обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей;

- обслуживание рефрижераторных контейнеров;

- сдачу в аренду вагонов, контейнеров, складов, погрузочно-разгрузочных площадок, земельных участков, предназначенных для оказания транспортно-экспедиторских услуг;

- хранение грузов в складских помещениях экспедитора;

- другие услуги по требованию заказчика.

Аналогично применимы к рассматриваемой ситуации и положения пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ в редакции, действующей с 01.01.2011. При этом по изложенному в отношении первого эпизода основанию, в конкретной рассматриваемой ситуации услуги ООО «Восход» не подпадают под действие исключения, установленного абзацем 5 пункта 2.1. статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Предметом договора от 13.11.2010 №82/1 с ООО «Восход» является оказание услуг по организации и сопровождению железнодорожных перевозок грузов, груза, багажа, перевозимых по территории РФ, за ее пределами, а также вывозимых в таможенном режиме экспорта за пределы РФ и ввозимых на территорию РФ, а также помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита в вагонах исполнителя.

Исполнитель обязуется подавать под погрузку на станцию отправления технически исправные вагоны и организовывать диспетчерский контроль за их продвижением и фактически ООО «Восход» в соответствии со счетом-фактурой от 21.12.2010 оказало заявителю услуги по организации представления платформ под погрузку на станции Придача ЮВЖД под товары, вывозимые с территории РФ, в режиме экспорта.

Операции, названные в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0% процентов при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения этих операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров (постановление Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 №7205/07).

В материалы дела были представлены копии грузовых таможенных деклараций, СМР с отметками Воронежской таможни «выпуск разрешен» – 10,14,17,21.12.2010, что свидетельствует о то, что услуги, оказанные ООО «Восход» 21.12.2010 были осуществлены в отношении товара, помещенного под таможенный режим экспорта.

При таких обстоятельствах, поскольку оказанные ООО «Восход» услуги непосредственно связаны с реализацией Обществом товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, применение к рассматриваемым операциям налоговой ставки 18% и предъявление Обществом налога на добавленную стоимость к вычету является неправомерным и отказ МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области в части возмещения НДС в сумме 39 661 руб. 02 коп. является обоснованным.

Аналогичная правовая позиция в отношении услуг по предоставлению платформ под погрузку товаров, вывозимые с территории РФ, в режиме экспорта, изложена в Постановлениях Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.09.2010 по делу №А19-1324/2010, Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.06.2009 по делу №А32-16536/2008-70/176 и др.

Для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) необходимо одновременное существование всех указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

С учетом совокупности изложенного, ООО ТД «ВОРОНЕЖСТАЛЬМОСТ» не представило доказательств не соответствия решения МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области в оспариваемой части требованиям закона, а также нарушения прав и законных интересов Общества оспариваемым решением, в силу чего заявленные требования удовлетворению не подлежат.

В силу статьи 110 АПК РФ и результатов рассмотрения дела расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

На основании материалов дела и, руководствуясь статьями 7-11,65,110,167-170,180,198,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью торговый дом «ВОРОНЕЖСТАЛЬМОСТ» о признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области №12 от 06.12.2011 об отказе в возмещении (частично) суммы НДС, заявленной к возмещению за 2 квартал 2011 года в сумме 416 070 руб. 52 коп. отказать.

Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия и Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу через арбитражный суд Воронежской области.

Судья М.С. Есакова