НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Воронежской области от 03.08.2018 № А14-10963/18

Арбитражный суд Воронежской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Воронеж Дело № А14-10963/2018

Мотивированное решение изготовлено "3" августа 2018 года

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Т.Н. Максимович

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению

Центрального банка Российской Федерации (Банк России), г. Москва в лице отделения по Воронежской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (ОГРН <***> ИНН <***>)

к акционерному обществу "Страховая Бизнес Группа", г.Воронеж (ОГРН <***> ИНН <***>)

третье лицо: ФИО1, г. Воронеж

о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ

без вызова сторон

установил:

Центральный банк РФ (Банк России) в лице Отделения по Воронежской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (далее – заявитель, административный орган) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении акционерного общества "Страховая Бизнес Группа" (далее – лицо, привлекаемое к административной ответственности, страховщик) к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Определением суда от 30.05.2018 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Материалы дела размещены на официальном сайте Арбитражного суда Воронежской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, в соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 указанной статьи.

От страховщика поступил отзыв на заявление, в котором он факт нарушения бесперебойности функционирования официального сайта не оспаривает, полагает, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, в случае удовлетворения заявления просит считать совершенное правонарушение малозначительным.

Лица, участвующие в деле, согласно части 2 статьи 228 АПК РФ извещены надлежащим образом о принятии искового заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства (почтовые уведомления от заявителя, третьего лица, отзыв от лица, привлекаемого к административной ответственности).

В порядке части 5 статьи 228 АПК РФ 26.07.2018г. судом принята резолютивная решения.

Из материалов дела следует.

АО "Страховая Бизнес Группа" имеет лицензию Центрального банка РФ ОС №3229-03 от 02.10.2015 на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В Управление Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Приволжском федеральном округе поступило обращение гражданина ФИО1 б/н б/д (вх. №ОЭТ4-5696 от 12.03.2018), из которого следует, что им была предпринята попытка заключения договора ОСАГО в виде электронного документа на официальном сайте АО «Страховая бизнес группа» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При этом заявителю не удалось зарегистрироваться в личном кабинете страхователя, и, как следствие, заключить договор ОСАГО в виде электронного документа.

Для проверки сведений, изложенных в обращении гр. ФИО1 Управлением Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Приволжском федеральном округе в адрес АО «Страховая бизнес группа» был направлен запрос от 20.03.2018 №С59-7-2-9/2877 о предоставлении информации, на который страховщик пояснил, что ФИО1 07.03.2018 не смог закончить регистрацию в Личном кабинете в связи с ошибками: « ERROR: Registration: Bad status: 502»; ERROR: #<JS0kAPI:: Response:0x007fl 7d682f290>», возникшими ввиду разрыва интернет-соединения на уровне канала связи до провайдера.

В подтверждении указанного разрыва связи страховщиком представлено письмо АО «Компания ТрансТелеКом» б/н б/д о том, что 07.03.2018 в период времени с 13:20 до 15:02 могло наблюдаться краткосрочное ухудшение качества сервиса оказываемых услуг по адресу <...>.

В соответствии со служебной запиской начальника отдела технической поддержки ДИТАиТ АО «Страховая бизнес группа» ФИО2 от 22.03.2018 в ходе служебной проверки была установлена ошибка связи между Личным кабинетом на сайте IBG.RU и базой данных пользователей в информационной системе компании АО «Страховая бизнес группа» при регистрации пользователя ФИО1 07.03.2018 в 13 час. 48 мин. Причиной сбоя явился разрыв интернет канала ТТК Воронежского офиса по адресу: <...>. Работоспособность в личном кабинете IBG.RU восстановилась 07.03.2018 в 15:02 одновременно с восстановлением связи по линии ТТК.

Таким образом страховщиком 07.03.2018 был допущен перерыв в работе сайта IBG.RU суммарной длительностью более 30 минут, что нарушает п.7.2 ст.15 Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее -Закон об ОСАГО), п.1.1. ст.22, пп.1 п.5 ст.30 Закона РФ от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее Закон №4015-1), п.1.11 Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утв. Банком России 19.09.2014 № 431-П (далее - Правила ОСАГО), п. 2,3,7,20,22 Указаний Банка России от 14.11.2016 № 4190-У «О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортныхсредств» (далее - Указание № 4190-У), п.1 Указаний Банка России от 14.11.2016 № 4191-У «О требованиях к обеспечению бесперебойности и непрерывности функционирования официальных сайтов страховщиков и профессионального объединения страховщиков в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в целях заключения договоров обязательного страхования в виде электронных документов» (далее - Указание № 4191-У).

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 22.05.2018 должностным лицом Отделения по Воронежской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу протокола №ТУ-20-ЮЛ-18-8029/1020-1 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в отношении АО "Страховая Бизнес Группа".

Уведомленияо составлении протокола направлено в адрес ФИО1 и АО "Страховая Бизнес Группа" и вручены 11.05.2018, согласно отчету о доставке телеграфом.

ФИО1 не явился на составление протокола, явившийся представить страховщика в объяснениях возражал, полагая, что отсутствует состав административного правонарушения.

Копии протокола от 22.05.2018 направлены почтовым отправлением в адрес лица, привлекаемого к административной ответственности, и третьего лица 25.05.2018.

Поскольку в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судьями арбитражных судов, заявитель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Воронежской области.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и Федеральном законе об административных правонарушениях (статья 202 АПК РФ).

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Банк России, действуя в соответствии с компетенцией, установленной статьей 30 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон № 4015-1), осуществляет государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела е целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых Законом № 4015-1, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.

Согласно перечню должностных лиц Отделения по Воронежской области ГУ ЦБ РФ по ЦФО,уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденному Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 27.02.2017 №4300-У, ведущий юрисконсультнаделен правом составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Таким образом, протокол от 22.05.2018 №ТУ-20-ЮЛ-18-8029/1020-1 об административном правонарушении в отношении АО "Страховая Бизнес Группа" составлен должностным лицом административного органа в пределах представленных полномочий.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности конкретного вида, требующего согласно действующему законодательству наличия специального разрешения (лицензии), а объективная сторона состоит в нарушении при такой деятельности предусмотренных специальным разрешением (лицензией) условий.

В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 1Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) положения данного закона не распространяются на отношения, связанные с лицензированием страховой деятельности. В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о лицензировании, лицензирование страховой деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующей сфере деятельности.

Действующим законодательством не предусмотрено издание отдельного нормативного акта, содержащего лицензионные требования (условия) при осуществлении страховой деятельности.

Общие требования о лицензировании, предъявляемые к субъектам страхового дела, установлены Законом Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон об организации страхового дела), согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 30 которого субъекты страхового дела обязаны соблюдать страховое законодательство.

Дополнительные требования по осуществлению деятельности в сфере страхования определены также в специальных законах о страховании, в том числе в Федеральном законе от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО).

Названные законы содержат нормы, устанавливающие требования к лицензиату и его деятельности, в том числе к квалификации его работников, организационно-правовой форме, условиям осуществления деятельности (наличие и источник происхождения материальных ресурсов, утверждение тарифов и правил страхования, формирование страховых резервов).

Из совокупности указанных норм следует, что соблюдение лицензионных требований, прежде всего, означает соблюдение при осуществлении деятельности, предусмотренной лицензией на страхование, норм страхового законодательства, т.е. норм указанных выше законов в целом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона об организации страхового дела право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.

Следовательно, деятельность по осуществлению страхования могут осуществлять только те субъекты, которые соответствуют лицензионным требованиям, имеют соответствующую лицензию и соблюдают лицензионные требования.

Одним из видов обязательного страхования является страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, регламентируемое Федеральным законом от 25.04.2002 №40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона об ОСАГО владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены Законом об ОСАГО и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 4 Закона об ОСАГО.

Указанной обязанности по страхованию гражданской ответственности корреспондирует встречная обязанность страховщиков, имеющих специальное разрешение (лицензию) на осуществление соответствующего вида страхования – страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств – заключать с владельцами транспортных средств договор ОСАГО (абз. 8,10 ст. 1 Закона об ОСАГО, ст. 938 ГК РФ).

АО "Страховая Бизнес Группа" имеет лицензию ЦБ РФ ОС №3229-03 от 02.10.2015, в том числе на страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Согласно п. 7.2 ст. 15 Закона об ОСАГО договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа с учетом особенностей, установленных Законом об ОСАГО. Страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования В виде электронного документа, в порядке, установленном Законом об ОСАГО.

Для заключения договора ОСАГО в виде электронного документа страхователь направляет страховщику заявление о заключении договора обязательного страхования в электронной форме с использованием официального сайта страховщика в сети «Интернет», Перечень сведений, передаваемых страхователем через официальный сайт страховщика k сети «Интернет» для формирования заявления о заключении договора страхования в электронной форме, включает в себя сведения, необходимые для предоставления страховщику при заполнении заявления о заключении договора обязательного страхования на бумажном носителе (абзацы второй, пятый пункта 1.11 Правил ОСАГО).

В соответствии с п. 2 Указания Банка России от 14.11.2016 № 4190-У «О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортныхсредств» (далее - Указание № 4190-У) в целях заключения договора физическое лицо (страхователь), подписывающее электронный документ, для его последующего определения страховщиком по его простой электронной подписи предоставляет страховщику с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт страховщика) или официального сайта профессионального объединения страховщиков в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сайт профессионального объединения) следующие сведения:

фамилия, имя и отчество (при наличии);

вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер данного документа;

абонентский номер, выделенный оператором подвижной радиотелефонной связи (далее - абонентский номер), и (или) адрес электронной почты.

Страховщик обеспечивает страхователю возможность реализации указанных действий.

Впоследствии, в соответствии с п. 3 Указания № 4190-У Страхрвщик направляет на указанные страхователем - физическим лицом абонентский номер и (или) адрес электронной почты текстовое сообщение, содержащее последовательность символов, являющуюся ключом простой электронной подписи, и указание лицу, использующему простую электронную подпись, на необходимость соблюдать ее конфиденциальность.

Одновременно с первичным доступом к сайту страховщика с использованием ключа простой электронной подписи на сайте страхоЬщика автоматически создается персональная страница страхователя (д^лее -личный кабинет страхователя).

Согласно п. 7 Указания № 4190-У после осуществления доступа к сайту страховщика в соответствии с настоящим Указанием страхователю -физическому лицу предоставляется возможность заполнения заявления о заключении договора (далее - заявление). Заявление, заполняемое на| сайте страховщика, должно содержать сведения в объеме, предусмотренном для заявления, составляемого на бумажном носителе, а также сведения об адресе электронной почты, на который будет направлен страховой полис в случае заключения договора.

После заполнения заявления страхователь, осуществивший доступ к сайту страховщика с использованием простой электронной подписи в соответствии с настоящим Указанием, подтверждает достоверность указанных в заявлении сведений посредством совершения действий, позволяющих достоверно установить его волеизъявление, и направляет заявление страховщику.

Заявление, оформленное после осуществления доступа к сайту страховщика в соответствии с настоящим Указанием, подписанное простой электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным

документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью страхователя - физического лица.

На основании п. 1.1 ст. 22 Закона об ОСАГО страховщики, профессиональное объединение страховщиков обязаны обеспечивать бесперебойность и непрерывность функционирования своих официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в целях заключения договоров обязательного страхования в виде электронных документов в порядке, установленном пунктом 7.2 статьи 15 Закона об ОСАГО, в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России, в том числе путем осуществления деятельности, направленной на исключение случаев неоказания, ненадлежащего оказания услуг по заключению таких договоров вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними и внешними факторами функционирования информационных систем (далее - риски нарушения функционирования информационных систем).

Согласно п. 20 Указания № 4190-У обмен информацией в электронной форме между страхователем, потерпевшим (выгодоприобретателем) и страховщиком при осуществлении обязательного страхования осуществляется посредством информационных систем страховщика (Доступ к которым осуществляется в том числе с использованием сайта профессионального объединения), которые должны одновременно обеспечивать:

создание и направление страхователем страховщику заявления с последующим заключением договора с использованием сайта страховщика при условии взаимодействия с АИС ОСАГО, в том числе при взаимодействии сайта страховщика с сайтом профессионального объединения в порядке, предусмотренном Указанием № 4190-У;

формирование и направление страхователю страхового полиса, содержащего сведения, предусмотренные приложением 3 к Положению Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспфтных средств», и соответствующего (при распечатке) форме, установленной в указанном приложении;

хранение экземпляра страхового полиса на сайте страховщика либо в информационной системе страховщика, доступ к которой осуществляется через сайт страховщика либо через сайт профессионального объединения;

постоянный доступ страхователя к личному кабинету страхователя ОСАГО, в том числе с использованием сайта профессионального объединения, с использованием программных средств, предназначенных для просмотра информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (без установки на технические средства страхователя специального программного обеспечения, требующего заключения страхователем лицензионного или иногосоглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание платы с пользователя).

Согласно п. 22 Указания № 4190-У страховщик обеспечивает бесперебойное функционирование своих информационных систем и средств связи для информационного обмена в соответствии с настоящим Указанием.

Требования к бесперебойности функционирования сайтов страховых организаций также установлены Указанием Банка России от 14.11.2016 № 4191-У «О требованиях к обеспечению бесперебойности и непрерывности функционирования официальных сайтов страховщиков и профессионального объединения страховщиков в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в целях заключения договоров обязательного страхования в виде электронных документов» (далее - Указание № 4191-У).

В соответствии с п. 1 Указания № №4191-У страховщики, профессиональное объединение страховщиков для обеспечения бесперебойности и непрерывности функционирования сайтов в целях заключения договоров ОСАГО, в том числе, обязаны:

• иметь резервные технологические и операционные средства, обладающие необходимым для заключения договоров функционалом, и обеспечивать их надлежащее функционирование;

• не допускать суммарную длительность перерывов в работе своих сайтов более 30 минут в сутки;

• принимать иные меры, в том числе направленные на недопущение возникновения условий, при которых возможно необеспечение страховщиком и (или) профессиональным объединением страховщиков функционирования их сайтов, информационных систем, приведшее к невозможности заключения договора в течение 30 минут с момента направления через сайт страховщика и (или) профессионального объединения страховщиков надлежащим образом оформленного заявления о заключении договора (независимо от того, на какой из указанных «райтов пользователь направил соответствующее заявление о заключении догрвора) и (или) невозможности надлежащим образом заполнить и направить заявление о заключении договора и (или) получить ключ простой электронной подписи, получение которого предусмотрено Указанием № 4190- У (далее - нарушение БФС), а также проводить и документировать на постоянной основе анализ произошедших нарушений БФС и прогнозирование вероятности наступления нарушений БФС, вырабдтку и реализацию мер по устранению причин данных нарушений.

Из материалов дела следует, что страховщиком не была обеспечена возможность ФИО3 07.03.2018 заключения договора ОСАГО в виде электронного документа ввиду разрыва интернет-соединения до провайдера. Указанный разрыв имел место с 13 час. 48 мин. до 15 час. 02 мин., что превышает допустимый суточный суммарный 30-минутный перерыв в работе сайтов.

Факт нарушения бесперебойности функционирования официального сайта страховщика при обращении ФИО1 АО "Страховая бизнес группа" не оспаривает в отзыве на заявление.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Требования указанных нормативных актов в части предоставления права страхователю права заключения договора ОСАГО в виде электронного документа обязательны для исполнения субъектом страхового дела.

Доказательств, подтверждающих невозможность исполнения страхового законодательства, лицом, привлекаемым к административной ответственности, не представлено.

Таким образом, арбитражный суд считает, что АО "Страховая Бизнес Группа" имело возможность обеспечить соблюдение правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению страхового законодательства.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, получив лицензию на осуществление страховой деятельности, приняло на себя обязательства по соблюдению требований и условий такой деятельности. Несоблюдение страховщиком лицензионных требований и условий свидетельствует о наличии вины в его действиях.

Частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.

Санкция части 3 статьи 14.1. КоАП РФ предусматривает такие виды административного наказания как предупреждение, наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В силу части 3 статьи 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с частью 1 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение представляет собой меру административного наказания, выраженную в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

В части 2 статьи 3.4 КоАП РФ указано, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Судом установлено, что АО "Страховая Бизнес Группа" ранее привлекалось к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (решения Арбитражного суда Воронежской области от 10.07.2017 по делу №А 14-6416/2017, от 07.05.2018 по делу №А 14-5216/2018), что является отягчающим обстоятельством.

Вместе с тем, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, суд считает возможным назначить АО "Страховая Бизнес Группа" наказание в виде административного штрафа в минимальном размере – 30 000 руб.

Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.

Срок давности привлечения к административной ответственности на дату принятия решения не истек.

Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ суд не усматривает.

Довод АО "Страховая бизнес группа" о возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судом отклоняется ввиду отсутствия таких основания по следующим основаниям.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (статья 2.9 КоАП РФ). Однако применение при рассмотрении дел об административном правонарушении статьи 2.9 КоАП РФ, предусматривающей возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения, является правом, а не обязанностью суда.

Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Пунктом 18.1 названного постановления установлено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния. При этом, как указано выше, в пункте 18 Постановления N 10 разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в систематическом (что установлено решениями суда) пренебрежительном отношении страховщика к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению требований законодательства. В соответствии со статьей 3.4 КоАП РФ предупреждение - это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

В соответствии со ст.204 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, ст.ст. 167-170, 202, 205, 206 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

удовлетворить заявление Центрального банка Российской Федерации (Банк России), г. Москва в лице отделения по Воронежской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (ОГРН <***> ИНН <***>).

Привлечь акционерное общество «Страховая Бизнес Группа», г.Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде взыскания административного штрафа в сумме 30 000 руб.

Административный штраф подлежит уплате не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:

Реквизиты банка получателя:

Операционный департамент Банка России г. Москва 701;

БИК банка 044501002;

Реквизиты получателя:

Межрегиональное операционное УФК (Банк России);

ИНН <***>; КПП 770201001;

Расчетный счет <***>;

ОКТМО 45379000;

КБК 99911690010016000140 «Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет»;

Идентификатор плательщика (ИП) 23666068423366401001;

Уникальный идентификатор начисления (УИН) 0355263802000220518880294;

в "графе назначение платежа" указать дату и номер решения суда о привлечении к административной ответственности.

В случае непредставления документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в течение 60 дней со дня вступления решения в законную силу, решение суда будет исполнено в принудительном порядке.

Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Воронежской области.

Судья Т.Н. Максимович