Именем Российской Федерации
01 февраля 2006 года г. Вологда Дело № А13-9656/2005-05
Резолютивная часть решения объявлена 25 января 2006 года.
Полный текст решения изготовлен 01 февраля 2006 года.
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Магановой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощниками судьи Туловой В.А., Докшиной А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области к закрытому акционерному обществу «Северная инженерная компания» о взыскании суммы 984 618 руб.12 коп.,
с участием:
от заявителя – Тимофеевой Е.А. по доверенности № 1 от 10.01.2006, Отсинг О.В. по доверенности № 317 от 19.10.2005;
у с т а н о в и л:
инспекция Федеральной налоговой службы по г. Вологде (далее – ИФНС) обратилась в арбитражный судс заявлением о взыскании с закрытого акционерного общества «Северная инженерная компания» (далее – ЗАО «Северная инженерная компания», общество) в бюджеты соответствующих уровней штрафов в сумме 984 618 руб.12 коп., в том числе по пункту 1 статьи 122, пункту 2 статьи 119, пункту 1 статьи 126, пункту 2 статьи 120 и статье 123 Налогового кодекса РФ.
В соответствии со статьей 48 АПК РФ судом произведено процессуальное правопреемство; в связи с реорганизацией налогового органа инспекция Федеральной налоговой службы по г. Вологде заменена на межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области (далее – инспекция).
ЗАО «Северная инженерная компания» отзыв на заявление инспекции не представило, заявленные требования не оспорило, в судебное заседание своих представителей не направило. Извещено о времени и месте судебного разбирательства надлежашим образом. Согласно статье 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика.
Заслушав объяснения представителей инспекции, исследовав письменные доказательства, суд считает заявленные требования обоснованными частично и подлежащими удовлетворению в соответствующей части, а также с учетом смягчающих ответственность обстоятельств.
Как следует из материалов дела, ИФНС провела выездную проверку ЗАО «Северная инженерная компания» на предмет соблюдения налогового законодательства за 2001 – 2003 годы, в том числе по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, налогу на имущество, налогу на пользователей автомобильных дорог, транспортному налогу, единому социальному налогу.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 14.03.2005 № 12-10/22, по результатам рассмотрения которого с учетом разногласий общества заместитель руководителя инспекции принял решение от 15.04.2005 № 12-10/22 о привлечении ЗАО «Северная инженерная компания» к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений. Согласно решению общество привлечено к ответственности: за неуплату налогов по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в виде штрафа в размере 44 836, 80 руб. по налогу на прибыль за 2002 год; в размере 134 353, 54 руб. по налогу на добавленную стоимость за апрель, май и июнь 2002 года и за 3 и 4 кварталы 2002 года; в размере 10 350, 86 руб. по налогу на имущество за 2002 год; в размере 1 868, 20 руб. по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2002 год; в размере 319,20 руб. по транспортному налогу за 2003 год; в размере 4 073,76 руб. по единому социальному налогу (всего: 195 802,36 руб.); по пункту 2 статьи 119 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговых деклараций: в сумме 224 184 руб. по налогу на прибыль за 2002 год; в сумме 373 704, 09 руб. по налогу на добавленную стоимость за апрель и май 2002 года; в сумме 113 859, 47 руб. по налогу на имущество за 2002 год; в сумме 20 550, 20 руб. по налогу на пользователей автодорог за 2002 год; в сумме 3 551, 20 руб. по налогу с владельцев транспортных средств за 2002 год; в сумме 2 553, 60 руб. по транспортному налогу за 2003 год; в сумме 20 368, 80 руб. по единому социальному налогу за 2002 год (всего: 758 771, 36 руб.); по пункту 1 статьи 126 НК РФ: за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов за 2002 год в сумме 750 руб.; за непредставление налоговым агентом сведений о выплаченных физическим лицам доходах за 2002 год в сумме 2 900 руб.; по пункту 2 статьи 120 НК РФ в сумме 15 000 руб. за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения в течение более одного налогового периода; по статье 123 НК РФ в сумме 11 394, 40 руб. за неправомерное неперечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.
Общая сумма начисленных по решению налогового органа штрафов составляет 984 618, 12 руб.
Наложение инспекцией указанных штрафов по установленным фактам правонарушений обществом ни по существу, ни по размеру не оспаривалось.
Тем же решением обществу доначислены указанные налоги и пени за их неуплату (неполную уплату) в соответствующих размерах.
На основании данного решения ИФНС выставила обществу требование № 12-10/20 об уплате налоговой санкции по состоянию на 15.04.2005, В связи с неисполнением ответчиком указанного требования инспекция обратилась в суд для принудительного взыскания штрафов.
В пункте 2.1 решения инспекции отражено, что обществом допущено занижение налога на прибыль за 2002 год в сумме 224 184 руб. за счет занижения доходов от реализации на 934 099, 80 руб. В связи с этим общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату налога на прибыль в виде штрафа в размере 20% от суммы заниженного налога, что составило 44 836, 80 руб.
Согласно статье 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль являются доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Статьей 249 НК РФ установлено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. При этом выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей главы 25 Налогового кодекса РФ в соответствии со статьей 271 (при методе начисления) или статьей 273 НК РФ (при кассовом методе).
В силу пункта 1 статьи 285 НК РФ, налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.
Согласно пункту 4 статьи 289 НК РФ налогоплательщики представляют налоговые декларации по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. В данном случае ответчиком не представлена налоговая декларация по налогу на прибыль за 2002 год, а также не исчислен налог на прибыль за отчетный период – 4 квартал 2002 года.
В то же время в представленной ранее декларации (расчете) по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2002 года по строке 010 листа 02 значатся доходы от реализации для целей налогообложения прибыли в сумме 4 900 573 руб.
В пункте 2.1.2.1 акта проверки зафиксировано, что приказы об учетной политике обществом для проверки инспекции не были представлены. Однако из объяснений бывшего главного бухгалтера общества Корешковой Т.В. следует, что приказы об учетной политике за 2002 и 2003 годы имелись; обществом в целях исчисления налога на прибыль при определении доходов и расходов использовался метод начисления; при исчислении налога на добавленную стоимость выручка от реализации продукции определялась по мере отгрузки (том 1 л.д.20, 31).
В соответствии с пунктом 1 статьи 271 Налогового кодекса РФ (в целях главы 25 Кодекса) доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).
Согласно пункту 3 статьи 271 НК РФ для доходов от реализации датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемая в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Кодекса, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату.
Пунктом 1 статьи 39 НК РФ предусмотрено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу – не безвозмездной основе.
Таким образом, с учетом положений статей 249, 271 НК РФ, в данном случае подлежал применению метод начисления.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
В ходе проверки инспекция установила, что согласно первичным документам, включая выставленные покупателям счета-фактуры и накладные на реализацию, доход общества от реализации для целей налогообложения фактически составил 5 834 672, 80 руб., а налогооблагаемая прибыль – 949 849, 80 руб. Перечень первичных документов содержится в приложении № 2 к акту проверки (т.1 л.д.32-34). За минусом данных, отраженных обществом в декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2002 года, занижение доходов от реализации составило 934 099,80 руб. (из расчета: 5834672,8 – 4900573), а занижение налогооблагаемой прибыли – 934 099,80 руб. (из расчета: 949849,80 – 15750). В результате инспекцией обоснованно был доначислен обществу налог на прибыль по ставке 24% в сумме 224 184 руб.
Ответчиком возражений не представлено. Штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 44 836, 80 руб. за неполную уплату налога на прибыль за 2002 год подлежит взысканию с ответчика.
В пунктах 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3, 3.2.4 решения указано, что инспекцией при проверке деятельности общества установлена неполная уплата налога на добавленную стоимость в сумме 714 392, 79 руб. за налоговые периоды 2002 года, в том числе за 1 квартал 2002 года – 42 625, 08 руб., за апрель – 72 574,70 руб., за май – 124 111,66 руб., за июнь – 79 922,57 руб., за 3 квартал – 366 422,58 руб., за 4 квартал – 28 736,20 руб. При начислении штрафных санкций инспекцией исключен из расчета НДС за 1 квартал 2002 года в сумме 42 625,08 руб., в результате за неполную уплату налога на добавленную стоимость за остальные периоды 2002 года (апрель, май, июнь, 3 и 4 кварталы) по пункту 1 статьи 122 НК РФ налогоплательщику предъявлен штраф в сумме 134 353, 54 руб. (из расчета: 671767, 71 х 20%).
Статьей 163 НК РФ установлен налоговый период по налогу на добавленную стоимость – календарный месяц. Для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж, не превышающими один миллион рублей, налоговым периодом является квартал.
Объектами налогообложения согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ признаются операции по реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг).
В соответствии со статьей 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основании данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Согласно пункту 2 статьи 153 НК РФ при определении налоговой базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 174 НК РФ уплата налога на добавленную стоимость производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров за истекший налоговый период не позднее 20-го числа, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 6 статьи 174 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж, не превышающими 1 миллиона рублей, вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Отсюда следует, что плательщик налога на добавленную стоимость, у которого в каком-либо месяце квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж превысила один миллион рублей, утрачивает право на ежеквартальную уплату налога, а также ежеквартальное представление декларации по НДС. В таком случае данный налогоплательщик обязан представлять налоговую декларацию в общем порядке (то есть ежемесячно), начиная с месяца, в котором произошло указанное превышение суммы выручки.
В ходе проверки инспекция установила, что, согласно данным первичных документов, выручка общества от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж составила за апрель 2002 года – 822 723,37 руб., за май 2002 года – 1 139 017, 01 руб., за июнь 2002 года – 1 025 718 руб.
В нарушение положений пунктов 1, 5 и 6 статьи 174 НК РФ, обществом в период с 01.04.2002 по 30.06.2002 исчислялся и уплачивался НДС, исходя из фактической реализации товаров за 2 квартал 2002 года, а также была представлена в инспекцию декларация по НДС за 2 квартал 2002 года по сроку 20.07.2002 вместо установленных для рассматриваемой ситуации сроков: за апрель и май 2002 года – не позднее 20.06.2002, за июнь 2002 года – не позднее 20.07.2002.
В декларации по налогу на добавленную стоимость за 2002 год (строка 350 раздела 1) налогоплательщик указал НДС, исчисленный с выручки от реализации продукции, в сумме 1 037 190 руб., с том числе за 1 квартал – 117399 руб., за 2 квартал – 481695 руб., за 3 квартал – 316588 руб., за 4 квартал – 121508 руб.
При проверке первичных бухгалтерских документов, включая счета-фактуры и накладные на реализацию, налоговым органом установлено, что общая сумма налога на добавленную стоимость за 2002 год, исчисленная с выручки от реализации продукции, составила 1 333 931, 60 руб., в том числе за 1 квартал 2002 года – 142 782,30 руб., за апрель – 205 862,42 руб., за май – 164544,67 руб., за июнь – 227 743,40 руб., за 3 квартал – 440 400,81 руб., за 4 квартал – 152 598,00 руб. В результате инспекция установила занижение НДС, исчисленной с выручки от реализации продукции в 2002 году на 550 693,2 руб. (в том числе за 1 квартал - на 25383,30 руб., за апрель – на 205862,42 руб., за май – на 164544, 67 руб., за 3 квартал – на 123812, 81 руб., за 4 квартал – 31090,00 руб.), а также завышение НДС обществом за июнь 2002 года на 253951, 6 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 173 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как общая сумма налога (исчисленная по статье 166 Кодекса), уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности и иных операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии главой 21 НК РФ (за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ), а также в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ, налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих уплату сумм налога.
В данном случае обществом в строке 440 раздела 1 представленной налоговой декларации заявлен к вычету НДС в сумме 892 256,41 руб., в том числе за 1 квартал 2002 года – 98017,41 руб., за 2 квартал 2002 года – 431427,0 руб., за 3 квартал 2002 года - 321529,0 руб., за 4 квартал 2002 года – 41292,0 руб.
С учетом первичных бухгалтерских документов (счетов-фактур, платежных поручений, авансовых отчетов, актов взаимозачетов) инспекцией была принята к вычету сумма налога 474 605, 22 руб. (за 1 квартал – 80775, 63 руб., за апрель – 133287,72 руб., за май – 40433, 01 руб., за июнь – 97552,83 руб., за 3 квартал – 78910, 23 руб., за 4 квартал – 43645, 80 руб.). В результате инспекция установила завышение обществом суммы налога на добавленную стоимость, принимаемой к вычету в 2002 году, на 593 725, 72 руб. (за 1 квартал – на 17241,78 руб., за июнь – на 333874, 17 руб., за 3 квартал – на 242609,77 руб.), а также занижение - на 176 074, 53 руб. (за апрель – на 133287,72 руб., за май – на 40433, 01 руб., за 4 квартал – на 2353, 80 руб.).
Таким образом, по эпизодам, связанным с уплатой НДС, обществом допущена неполная уплата налога на добавленную стоимость за 2002 год на общую сумму 714 392, 79 руб., в том числе за 1 квартал – на 42625,08 руб., за апрель – на 72 574,70 руб., за май – на 124 111,66 руб., за июнь – на 79 922,57 руб. (из расчета: 130190,57 – 50268 по декларации), за 3 квартал – на 366 422,58 руб. (361490,58+4932 по декларации), за 4 квартал – на 28 736,20 руб. (108952,20 – 80216). Расчеты инспекции из приложения № 4 к акту проверки, (т.1, л.д.35) обществом не оспорены. Штрафные санкции по пункту 1 статьи 122 НК РФ наложены инспекцией на сумму 671767, 71 руб. за неполную уплату налога на добавленную стоимость за налоговые периоды 2002 года (апрель, май, июнь, 3 и 4 кварталы) по пункту 1 статьи 122 НК РФ налогоплательщику предъявлен штраф в сумме 134 353, 54 руб. (из расчета: 671767, 71 х 20%).
Заявленные требования в части взыскания с ответчика штрафа в сумме 134 353, 54 руб. за неполную уплату НДС подлежат удовлетворению.
В пункте 4 решения инспекции зафиксировано занижение обществом налога на имущество предприятий за 2002 год на сумму 51 754,30 руб. За данное нарушение налогоплательщику предъявлен штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 10 350, 86 руб.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 13.12.91 № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» уплата налога на имущество по итогам года производится по годовым расчетам в десятидневный срок со дня, установленного для бухгалтерского отчета за год.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации обязаны представить годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года.
В рассматриваемой ситуации ЗАО «Северная инженерная компания» не представила в налоговый орган декларацию по налогу на имущество за 2002 год.
Статьями 2 и 3 Закона РФ № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» установлено, что названным налогом подлежат обложению основные средств, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе налогоплательщика. При этом основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия.
Статьей 2 Закона Вологодской области от 24.11.2000 № 590-ОЗ «О налоге на имущество предприятий (организаций)» (с изменениями и дополнениями) установлена ставка налога на имущество предприятий (организаций) в размере 1,8 процента от налогооблагаемой базы, установленной в соответствии с федеральным законодательством.
В ранее представленной обществом декларации по налогу на имущество за 9 месяцев 2002 года по строке 060 листа 2 указана налогооблагаемая база (среднегодовая стоимость имущества) за указанный период в сумме 831 671, 0 руб.
При проверке данных оборотно-сальдовых ведомостей общества за 1, 2 и 3 кварталы 2002 года инспекция установила, что среднегодовая стоимость имущества составляет 3 706 908, 10 руб. (т.1 л.д.41), то есть больше указанной в декларации на сумму 2 875237,1 руб., в результате чего занижение налога за указанный период составило 51 754, 30 руб.
Поскольку в ходе налоговой проверки общество не представило регистры бухгалтерского учета за 4 квартал 2002 года, инспекцией при определении среднегодовой стоимости имущества по состоянию на 01.01.2003 была учтена стоимость имущества ответчика на 01.10.2002. В связи с этим инспекция доначислила обществу налог на имущество предприятий за 2002 год, а также применила к нему меры ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 10 350,86 руб. (51754, 30 х 20%). Заявленные требования в сумме 10 350,86 руб. по данному эпизоду подлежат удовлетворению.
В пункте 5 решения инспекции отражено, что налогоплательщиком допущено занижение налогооблагаемой базы по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2002 год в сумме 934 099, 8 руб., в связи с чем обществу доначислен указанный налог в сумме 9 341 руб., а также применены меры ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа за неуплату налога на пользователей автомобильных дорог в размере 1868, 2 руб.
Согласно подпункту «м» пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» к числу федеральных налогов относятся налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации.
Одним из таких налогов является налог на пользователей автомобильных дорог, введенный статьей 5 Закона Российской Федерации «О дорожных фондах в Российской Федерации». Объектом налогообложения признается выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
При этом сроки уплаты налога в названном Законе не оговорены.
В то же время в статье 2 Закона предусмотрено, что порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов определяется законами субъектов Российской Федерации. Между тем, Законом Вологодской области от 21.11.2000 № 585-ОЗ «О территориальном дорожном фонде» (с изменениями и дополнениями) также не установлен конкретный срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемый в территориальный дорожный фонд Вологодской области.
Согласно статьям 9 и 21 Федерального закона № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» (далее - Закон № 110-ФЗ) статья 5 Закона № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации» утрачивает силу с 01.01.03.
При этом статьей 4 Закона № 110-ФЗ установлено, что налогоплательщики, определявшие в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее отгрузки за продукцию (товары, работы, услуги), отгруженную (поставленную, выполненные, оказанные) до 1 января 2003 года, обязаны исчислить и уплатить налог на пользователей автомобильных дорог за 2002 год до 15 января 2003 года. Следовательно, единственным законодательно установленным сроком уплаты этого налога за 2002 год является срок - 15 января 2003 года.
Налоговый орган ссылается в решении на пункт 42 Инструкции Министерства РФ по налогам и сборам от 04.04.2000 № 59 о порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды, согласно которому налогоплательщик обязан ежеквартально представлять в инспекцию декларацию суммы налога на пользователей автодорог в срок, установленный для представления квартальной (годовой) бухгалтерской отчетности.
В данном случае обществом исчислен налог на пользователей автомобильных дорог и представлена в инспекцию декларация по указанному налогу лишь за 9 месяцев 2002 года. В декларации указана обществом налогооблагаемая база в сумме 4 900 573 руб.
В ходе проверки инспекцией первичных бухгалтерских документов (счетов-фактур и накладных на реализацию) установлено, что фактически налогооблагаемая база составляет 5 834 672,80 руб., то есть она занижена обществом на 934 099, 80 руб. (5834672, 80 – 4900573) в связи с неисчислением налога за 4 квартал 2002 года и несоответствием данных первичных документов данным налоговой отчетности. В результате этого неполная уплата обществом налога на пользователей автомобильных дорог за 2002 год составила 9 341 руб. (934099,80 х 1%). Начисление штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 1868, 20 руб. за неуплату налога на пользователей автомобильных дорог за 2002 год является обоснованным. Указанный штраф подлежит взысканию с ответчика.
В пункте 7 решения инспекции указано, что обществом не исчислен и не уплачен транспортный налог за 2003 год в сумме 1596 руб., в связи с чем обществу начислен штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 319, 20 руб. за неуплату транспортного налога.
В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с названным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.
Согласно статье 363 НК РФ уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок, установленный законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 360 НК РФ установлено, что налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.
Статьей 2 Закона Вологодской области от 15.11.2002 № 842-ОЗ «О транспортном налоге» (далее – областной закон) установлены ставки транспортного налога для налогоплательщиков, а статьей 4 областного закона определены отчетные периоды (квартал, полугодие, 9 месяцев), по истечении которых налогоплательщик уплачивает авансовые платежи в размере одной четвертой годовой суммы налога. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 областного закона налоговые декларации за 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев представляются налогоплательщиками в сроки, установленные для представления квартальной бухгалтерской отчетности, за год – в срок не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как указано в решении, ЗАО «Северная инженерная компания» имело в собственности в 2003 году транспортное средство – фургон марки УАЗ 37419 мощностью 84 л.с., поставленный на учет в ГИБДД УВД г. Вологды 20.04.2001, что подтверждается свидетельством о регистрации серии 35 КК № 253995.
Между тем, обществом не исчислен и не уплачен транспортный налог в 2003 году, а также не представлены налоговые декларации по транспортному налогу за 1 квартал, 2 квартал и 9 месяцев 2003 года, а также за 2003 год.
В результате указанных нарушений обществу начислены штрафы по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 319, 20 руб. за неуплату транспортного налога и по пункту 2 статьи 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций за указанные периоды в сумме 2553, 60 руб.
Штраф в сумме 319, 20 руб. исчислен инспекцией правильно и подлежит взысканию с ответчика.
Вместе с тем, штраф по пункту 2 статьи 119 НК РФ за непредставление деклараций по транспортному налогу за 1 квартал, 2 квартал и 9 месяцев 2003 года предъявлен необоснованно.
Несмотря на то, что в областном законе, принятом в соответствии с положениями главы 28 Налогового кодекса РФ, понятия «расчет» и «декларация» не разделяются, речь в нем идет о разных формах отчетности как по содержанию, так и по срокам представления.
В данном случае налоговой декларацией по смыслу статей 80 и 119 НК РФ признается только та, которая должна быть представлена в срок не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые декларации за 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев являются расчетами авансовых платежей.
Так как расчеты авансовых платежей по транспортному налогу за 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев 2003 года не являются налоговыми декларациями, за непредставление в срок этих расчетов не применяется ответственность, установленная статьей 119 НК РФ.
При изложенных обстоятельствах требования инспекции в данной части удовлетворению не подлежат.
Что касается штрафа по пункту 2 статьи 119 НК РФ за непредставление обществом декларации по транспортному налогу за 2003 год (налоговый период), то он является обоснованным в размере 1915, 20 руб. (из расчета: 1596 х 30% + 1596 х 10% х 9 месяцев). Расчет составлен в соответствии с положениями пункта 2 статьи 119 НК РФ, которым установлено, что непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181–го дня.
В пункте 9.1 решения инспекции зафиксирован факт занижения обществом единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2002 год в сумме 33 570 руб. в связи с занижением налогооблагаемой базы в декабре 2002 года на 94 300 руб.Решением налогового органа предприятие привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 4073, 76 руб.
Согласно пункту 1 статьи 237 Налогового кодекса РФ налоговая база налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 Кодекса, начисленных налогоплательщикам за налоговый период в пользу физических лиц. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 НК РФ), вне зависимости от формы, в которой осуществляются эти выплаты.
В данном случае обществом в нарушение положений статьи 237 НК РФ в декабре 2002 года не включены в налогооблагаемую базу суммы заработной платы, выплаченной работникам общества. В связи с этим налогооблагаемая база при расчете ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование была занижена на 94 300 руб. (т.1 л.д.42). Из объяснений представителя инспекции в судебном заседании следует, что штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату единого социального налога начислен на сумму 20 368,8 руб. (без страховых взносов на ОПС; из расчета: 33570 – 13202 руб.) в размере 4 073, 76 руб.
Наложение инспекцией данного штрафа обществом по существу и по размеру не оспаривалось. Штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 4073, 76 руб. подлежит взысканию с ответчика.
В пунктах 5 и 6 решения инспекции отражен факт непредставления обществом налоговых деклараций по налогу на пользователей автомобильных дорог и по налогу с владельцев транспортных средств за 2002 год, в связи с чем инспекция начислила налогоплательщику штрафы по пункту 2 статьи 119 НК РФ в суммах 20 550,20 руб. и 3 551, 20 руб. соответственно.
Суд считает, что указанные штрафы не подлежат взысканию с общества по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181–го дня.
В соответствии с пунктом 6 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
Однако в спорный период законом не были установлены сроки представления налоговых деклараций по налогу на пользователей автомобильных дорог и по налогу с владельцев транспортных средств.
Поскольку такой срок установлен только Инструкцией МНС РФ от 04.04.2000 № 59, согласно которой организации представляют декларацию ежегодно в сроки, установленные для представления бухгалтерской отчетности за соответствующий год, в котором уплачен (подлежит уплате) налог, то в соответствии с положениями пункта 2 статьи 4 и пункта 1 статьи 108 НК РФ ответственность за непредставление налоговой декларации, предусмотренная статьей 119 НК РФ, в данном случае применена налоговым органом незаконно.
Указанные штрафы в суммах 20 550,20 руб. и 3 551, 20 руб. взысканию с ответчика не подлежат.
Наряду с этим, общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговых деклараций: в сумме 224 184 руб. по налогу на прибыль за 2002 год; в сумме 373 704, 09 руб. по налогу на добавленную стоимость за апрель и май 2002 года; в сумме 113 859, 47 руб. по налогу на имущество за 2002 год; в сумме 2 553, 60 руб. по транспортному налогу за 2003 год; в сумме 20 368, 80 руб. по единому социальному налогу за 2002 год.
К тому же, как указано ранее, штраф по пункту 2 статьи 119 НК РФ за непредставление обществом декларации по транспортному налогу за 2003 год, является обоснованным в размере 1915, 20 руб.
Общая сумма обоснованно начисленных инспекцией штрафов за непредставление налоговых деклараций по налогам составляет 734 031, 56 руб. (224184 + 373704,09 + 113859,47 + 1915, 20 + 20368, 80).
В нарушение положений пункта 4 статьи 289 НК РФ, согласно которому налогоплательщики обязаны представлять налоговые декларации по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, ответчиком не была представлена налоговая декларация по налогу на прибыль за 2002 год. За указанное нарушение инспекция начислила обществу штраф по пункту 2 статьи 119 НК РФ в сумме 224 184 руб., из расчета: (224184 х 30%) + (224184 х 10% х 7 месяцев).
В нарушение положений пунктов 1, 5 и 6 статьи 174 НК РФ, согласно которым налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, обществом была представлена в инспекцию декларация по НДС за 2 квартал 2002 года вместо установленных для данной ситуации сроков представления деклараций за апрель и май 2002 года – не позднее 20.06.2002, за июнь 2002 года – не позднее 20.07.2002. Инспекция начислила обществу штрафы по пункту 2 статьи 119 НК РФ: за непредставление декларации по НДС за апрель 2002 года в сумме 137 891,93 руб., из расчета: (72574,7 х 30%) + (72574,7 х10% х 16 месяцев), а также за непредставление декларации по НДС за май 2002 года в сумме 235 812, 16 руб., из расчета: (124111,66 х 30%) + (124111,66 х 10% х 16 месяцев).
В нарушение положений статьи 8 Закона РФ от 13.12.91 № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» и статьи 2 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» ЗАО «Северная инженерная компания» не представила в налоговый орган декларацию по налогу на имущество предприятий за 2002 год (при установленном сроке – до 01.04.2003). В результате этого инспекция начислила штраф по пункту 2 статьи 199 НК в сумме 113 859,47 руб. (из расчета: (51754,30 х 30%) + (51754,30 х 10% х 19 месяцев).
В нарушение пункта 7 статьи 243 НК РФ, предусматривающего обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по единому социальному налогу не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, общество не представило в налоговый орган декларацию по ЕСН за 2002 год. В связи с этим инспекция начислила обществу штраф по пункту 2 статьи 119 НК РФ в сумме 20 368, 80 руб., из расчета: (20368,80 х 30%) + (20368,80 х 10% х 7 месяцев).
Общая сумма обоснованно начисленных штрафов по пункту 2 статьи 119 НК РФ составляет 734 031,56 руб.
Вместе с тем, суд считает возможным уменьшить размер указанных налоговых санкций, с учетом смягчающих ответственность обстоятельств.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 Налогового кодекса Российской Федерации.
В данном случае суд относит к смягчающим обстоятельствам несоразмерность штрафов тяжести допущенного правонарушения. Так, суммы налоговых санкций за непредставление деклараций по налогу на прибыль и единому социальному налогу равны суммам доначисленных налогов; суммы санкций за непредставление деклараций по налогу на добавленную стоимость превышают суммы доначисленных налогов почти в два раза, а суммы налоговых санкций за непредставление декларации по налогу на имущество превышают сумму налога более чем в два раза.
Оценив фактические обстоятельства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а также учитывая, что пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд пришел к выводу о наличии оснований для снижения размера взыскиваемого штрафа за непредставление налоговых деклараций в четыре раза.
В связи с этим взысканию с ответчика подлежат налоговые санкции по пункту 2 статьи 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций в следующих размерах: по налогу на прибыль – 56 046 руб.00 коп., по налогу на добавленную стоимость – 93 426 руб.02 коп., по налогу на имущество – 28 464 руб.87 коп., по транспортному налогу – 478 руб.80 коп., по единому социальному налогу – 5 092 руб.20 коп. (на общую сумму 183 507 руб.89 коп.).
В пункте 1.2 решения инспекции отражено, что обществом не представлены в установленный срок (31.03.2003) в налоговый орган два документа - бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках за 2002 год, чем нарушены положения подпункта 4 статьи 23 НК РФ, предусматривающего обязанность налогоплательщиков представлять бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете». В свою очередь, согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в состав бухгалтерской отчетности входят бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. За указанное нарушение общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
В пункте 1.3 решения указано, что общество не исполнило требование налогового органа о представлении документов от 19.01.2005, не представив в установленный срок документы, необходимые для налоговой проверки. В результате этого инспекция привлекла общество к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 750 руб. (по 50 руб. за каждый документ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Согласно пункту 2 данной статьи отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
В рассматриваемой ситуации обществу как налогоплательщику начислен штраф в сумме 750 руб. за непредставление 15 документов, с учетом двух документов, указанных в пункте 1.2 решения.
В то же время в пункте 1.3 решения зафиксировано, что общество не представило для проверки 13 документов, в том числе регистры бухгалтерского учета по счетам 90, 62, 60, 70, 68, 69, 01, 71; регистр бухгалтерского учета по счетам учета товарно-материальных ценностей за 4 квартал 2002 года; расчетно-платежные ведомости по начислению заработной платы за октябрь, ноябрь и декабрь 2002 года; главную книгу за 4 квартал 2002 года.
Из материалов дела и объяснений представителей инспекции в судебном заседании следует, что требованием о представлении документов от 19.01.2005 от общества истребовалась главная книга за 2002 год, и фактически она была представлена, однако не заполнена за 4 квартал 2002 года. Решением ответчику начислен штраф по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в числе прочих документов главной книги за 4 квартал 2002 года. Между тем, главная книга оформляется ежегодно, а не ежеквартально.
Поскольку в данном случае объективная сторона действий налогоплательщика фактически состоит в ненадлежащем ведении главной книги за 2002 год, а не в непредставлении истребованного документа для налоговой проверки, то событие правонарушения, предусмотренное пунктом 1 статьи 126 НК РФ, отсутствует. В силу статьи 109 НК РФ отсутствие события налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности. Поэтому штраф в сумме 50 руб. за непредставление главной книги за 4 квартал 2002 года начислен обществу необоснованно и взысканию не подлежит.
В остальной части по данному эпизоду о привлечении к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление 14-ти документов (включая бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках за 2002 год) в виде штрафа в сумме 700 руб. (50 руб. х 14) заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Наряду с этим, решением инспекции обществу как налоговому агенту начислен штраф по пункту 1 статьи 126 НК РФ в сумме 2900 руб. за непредставление сведений о выплаченных физическим лицам доходах за 2002 год в виде 58 документов по 50 руб. за каждый непредставленный документ.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них в налоговом периоде физическими лицами, а также представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной МНС РФ.
В пункте 8.2 решения отражено, что обществом (налоговым агентом), в нарушение статьи 230 НК РФ, не представлены в установленный срок (до 01.04.2003) справки о доходах физических лиц в 58 случаях. В приложении № 8 к акту проверки (т.1 л.д.43-44) содержится перечень лиц, получивших доходы в 2002 году, и суммы доходов, установленные на основании первичных бухгалтерских документов (расходных ордеров, платежных ведомостей).
Ответчиком факт правонарушения и расчет не оспорены. Штраф в сумме 2900 руб. по рассмотренному эпизоду подлежит взысканию с общества.
Инспекция начислила обществу штраф по пункту 2 статьи 120 НК РФ в размере 15 000 руб. за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, а именно – не обеспечение сохранности первичных бухгалтерских документов и регистров бухгалтерского учета, подтверждающих получение дохода, понесенные расходы, а также исчисление налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на имущество, налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2003 по 31.12.2003.
Пунктом 2 статьи 120 НК РФ предусмотрено, что за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода, взыскивается штраф в сумме 15000 руб.
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей названной статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
В силу статьи 17 названного Закона, организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций – также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.
В ходе проверки инспекция установила, что в нарушение указанных правовых норм обществом не обеспечена сохранность первичных бухгалтерских документов и учетных регистров за период с 01.01.2003 по 31.12.2003, что отражено в пункте 1. 7 акта проверки, и подтверждается письмом учредителя ЗАО «Северная инженерная компания» об отсутствии документов в ответ на требование инспекции от 16.12.2004 об их представлении.
Из объяснений инспекции следует, что ввиду отсутствия указанных документов налоговый орган был лишен возможности установить правильность ведения обществом бухгалтерского учета, оформление проводимых хозяйственных операций оправдательными первичными документами и регистрами на счетах бухгалтерского учета, а также установить полученные доходы, понесенные расходы, правильность исчисления налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на имущество, налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2003 по 31.12.2003.
Вместе с тем, для привлечения к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 120 НК РФ необходимым условием является совершение предприятием грубого нарушения правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения в течение более одного налогового периода.
В данном случае налоговым периодом для налога на прибыль, налога на имущество и налога на доходы физических лиц является календарный год. Поэтому в отношении указанных налогов указанное условие не соблюдено и требования инспекции необоснованны.
В то же время, поскольку для налога на добавленную стоимость установлены иные налоговые периоды (месяц, квартал), то мнение инспекции о том, что допущенное обществом грубое нарушение правил учета объектов налогообложения совершено в течение более одного налогового периода, правомерно.
С учетом положений пункта 3 части 1 и части 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации суд считает возможным уменьшить по данному эпизоду размер штрафа в два раза, с учетом смягчающих обстоятельств, к которым относит несоразмерность размера санкций допущенному нарушению.
С ответчика подлежит взысканию штраф по пункту 2 статьи 120 НК РФ в сумме 7500 руб. В остальной части по данному эпизоду требования инспекции удовлетворению не подлежат.
Инспекция привлекла общество к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению за 2002 год, что составило 11 394, 40 руб. (из расчета: 56972 х 20%).
В соответствии со статьей 123 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В том случае, если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом (абзац третий пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации). До момента удержания налоговым агентом суммы налога обязанность по его уплате лежит на налогоплательщике.
Таким образом, в случае неисчисления и неудержания налога, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет налоговым агентом, обязанность налогоплательщика по уплате налога считается неисполненной, то есть именно он является должником перед бюджетом.
В случае удержания суммы налога налоговым агентом обязанным лицом по перечислению (уплате) в бюджет этой суммы становится налоговый агент.
Следовательно, нормы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов.
Предусмотренная пунктом 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации возможность взыскания суммы налога с налогового агента является способом принудительного исполнения налоговым агентом обязанности по перечислению в бюджет суммы налога, фактически удержанной из средств налогоплательщика.
В ходе проверки Инспекция установила, что общество как налоговый агент не удержало налог на доходы физических лиц за 2002 год в сумме 12 259 руб. (пункт 8.1 решения и приложение № 7 к акту; том 1 л.д.42), а также не перечислило в бюджет удержанные суммы подоходного налога (налога на доходы) физических лиц в размере 44 713 руб. (пункт 8.3 решения). Общая сумма не перечисленного налоговым агентом налога составила 56 972 руб.
В связи с этим инспекция обоснованно начислила обществу штраф по статье 123 НК РФ в размере 20% от указанной суммы, что составило 11 394, 40 руб. Факт правонарушения и расчет обществом не оспорен. Штраф в сумме 11 394, 40 руб. подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного, заявленные инспекцией требования подлежат частичному удовлетворению. Общая сумма штрафов, подлежащая взысканию с ответчика, составляет 401 804 руб.65 коп. В остальной части требования инспекции удовлетворению не подлежат.
Поскольку налоговый орган освобожден от уплаты в бюджет госпошлины, а заявленные требования удовлетворены частично, госпошлина подлежит взысканию в федеральный бюджет с ответчика, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
взыскать с закрытого акционерного общества «Северная инженерная компания», зарегистрированного регистрационной палатой администрации города Вологды 14.06.2002, регистрационный № 580415, находящегося по адресу: г. Вологда, ул. Горького, дом 86, кв. 16, в бюджет соответствующего уровня штраф на общую сумму 401 804 руб.65 коп., в том числе по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации: за неполную уплату налога на прибыль – 44 836 руб.80 коп., за неполную уплату налога на добавленную стоимость – 134 353 руб.54 коп., за неполную уплату налога на имущество – 10 350 руб.86 коп., за неполную уплату налога на пользователей автомобильных дорог – 1 868 руб.20 коп., за неполную уплату транспортного налога – 319 руб.20 коп., за неполную уплату единого социального налога – 4073 руб.76 коп.; по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ за непредставление в установленный срок налоговых деклараций: по налогу на прибыль – 56 046 руб.00 коп., по налогу на добавленную стоимость – 93 426 руб.02 коп., по налогу на имущество – 28 464 руб.87 коп., по транспортному налогу – 478 руб.80 коп., по единому социальному налогу – 5 092 руб.20 коп.; по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ: за непредставление документов бухгалтерской отчетности - в сумме 700 руб., за непредставление сведений о выплаченных физическим лицам доходов – 2 900 руб.; по пункту 2 статьи 120 Налогового кодекса РФ – за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения – 7 500 руб.; по статье 123 Налогового кодекса РФ – за неправомерное неперечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом – в сумме 11 394 руб.40 коп.
В удовлетворении остальной части требований межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области отказать.
Взыскать с закрытого акционерного общества «Северная инженерная компания», зарегистрированного регистрационной палатой администрации города Вологды 14.06.2002, регистрационный № 580415, находящегося по адресу: г. Вологда, ул. Горького, дом 86, кв. 16, в федеральный бюджет госпошлину в сумме 6 670 руб.60 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Вологодской области в течение месяца со дня принятия.
Судья Т.В. Маганова