НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Вологодской области от 22.03.2016 № А13-563/16

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

«22» марта 2016 года                        город Вологда                 Дело № А13-563/2016

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Коротышева Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Киселевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице Северо-Западного главного управления к обществу с ограниченной ответственностью Ломбард «Золотое время», Шатову Алексею Сергеевичу, Дробышеву Максиму Дмитриевичу о ликвидации общества с ограниченной ответственностью Ломбард «Золотое время» и возложении обязанности по осуществлению процедуры ликвидации на учредителей (участников) Шатова Алексея Сергеевича, Дробышева Максима Дмитриевича, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №11 по Вологодской области,

при участии от третьего лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №11 по Вологодской области – Ганичевой С.В. по доверенности от 27.01.2016,

у с т а н о в и л:

Центральный банк Российской Федерации в лице Северо-Западного главного управления обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Ломбард «Золотое время» (далее – Ломбард), Шатову Алексею Сергеевичу, Дробышеву Максиму Дмитриевичу о ликвидации общества с ограниченной ответственностью Ломбард «Золотое время» и возложении обязанности по осуществлению процедуры ликвидации на учредителей (участников) Шатова Алексея Сергеевича, Дробышева Максима Дмитриевича.

Истец надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Ответчики, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, представители в предварительное судебное заседание не явились.

Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон.

От ответчиков поступили заявления,  которых они просят рассмотреть дело в их отсутствие, с исковыми требованиями согласились.

В ходе осуществления функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии со статьей 76.1. Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 86-ФЗ), которыми согласно пункту 18 указанной статьи признаются лица, осуществляющие вид деятельности ломбардов, Центральным банком Российской установлены нарушения Ломбардом, требований статьи 2.4 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее - Закон № 196-ФЗ), подпункта 2.2 пункта 2 и пункта 3 Указания Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России) от 05.08.2014 № 3355-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда» (далее - Указание № 3355-У).

Из содержания указанных норм следует, что ломбард обязан представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и об органах управления ломбарда и персональном составе своих руководящих органов в порядке, установленном Банком России. Отчет о деятельности ломбарда представляется за первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, за календарный год дважды: не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года и не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года. Отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда представляется по окончании календарного года, а также в случае изменения сведений, содержащихся в отчете о персональном составе руководящих органов ломбарда, не позднее 15 рабочих дней после отчетного года или даты изменения сведений. К отчету о деятельности ломбарда за календарный год, представляемому не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года, также прилагается электронный документ, содержащий годовую бухгалтерскую отчетность ломбарда, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Документы, содержащие отчет о деятельности ломбарда должны быть представлены в Банк России в форме электронного документа с усиленной квалифицированной электронной подписью посредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», в соответствии с Порядком организации электронного документооборота при представлении электронных документов с электронной подписью в Федеральную службу по финансовым рынкам, утвержденным приказом ФСФР России от 25 марта 2010 года № 10-21/пз-н «Об утверждении Порядка организации электронного документооборота при представлении электронных документов с электронной подписью в Федеральную службу по финансовым рынкам».

В результате мониторинга представления отчетов о деятельности ломбарда и отчетов о персональном составе руководящих органов ломбарда установлено, что Ломбард не предоставил в Банк России отчет о деятельности ломбарда за 9 месяцев 2014 года, представляемый не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода (разделы I и III), и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда, представляемый не позднее 15 рабочих дней после окончании календарного года. Также не представлены отчет о деятельности ломбарда за 2014 год (разделы 1-4), представляемый не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года, с приложением электронного документа. Содержащего годовую бухгалтерскую отчетность, и отчеты о деятельности ломбарда за первый квартал и полугодие 2015 года.

Непредставление отчетов за 2014 год явилось основанием для выдачи Ломбарду предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 24.11.2014 №39-5-6/35111 и от 17.04.2015 № 39-5-26/14129, согласно которым Ломбарду в срок не позднее 30 календарных дней с даты получения предписания обязано представить в Банк России отчет о деятельности ломбарда за 9 месяцев 2014 года и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда за 2014 год, принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности нарушений законодательства Российской Федерации, указанных в предписании, и в срок не позднее 30 календарных дней с даты получения предписания направить в Северо-Западное главное управление Центрального банка Российской Федерации отчет об исполнении предписания с приложением документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передать иным способом, свидетельствующим о дате передачи Ломбардом указанных документов.

Указанные предписания получены Ломбардом, остальные предписания от 27.02.2015, 18.05.2015, 12.08.2015 Ломбардом не получены, возвращены истцу с пометкой Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России»: «Организация не значится. Истек срок хранения».

Документы, содержащие отчет о деятельности ломбарда за 9 месяцев 2014 года, отчет о деятельности ломбарда за 2014 год (разделы 1 и 3) и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда за 2014 год, указанные в предписании, отчет о деятельности ломбарда за 2014 год (разделы 1-4) с приложением форм бухгалтерской отчетности, а также отчет о деятельности ломбарда за 1 квартал 2015 года, в Банк России Ломбардом не представлены.

Таким образом, Ломбардом допущены нарушения требований статьи 2.4 Закона № 196-ФЗ, выразившиеся в непредставлении в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда за 9 месяцев 2014 года, отчет о деятельности ломбарда (разделы 1 и 3) за 2014 год, отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда за 2014 год, отчет о деятельности ломбарда за 2014 год (разделы 1 - 4) с приложением форм бухгалтерской отчетности, отчет о деятельности ломбарда за 1 квартал и первое полугодие 2015 года, что свидетельствует о пренебрежительном отношении Ломбарда к требованиям законодательно установленных правил.

Указанные истцом обстоятельства ответчиками не оспорены.

Изучив обстоятельства дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с подпунктами а, б пункта 6 части 4 статьи 2.3. Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах», осуществляя регулирование деятельности и надзор за деятельностью ломбардов, Банк России в случаях неисполнения ломбардом предписания об устранении выявленных нарушений в установленный срок, а также неоднократного нарушения ломбардом Закона № 196-ФЗ, других федеральных законов и нормативных актов Банка России, обращается в суд с заявлением о ликвидации ломбарда.

Обязанность по представлению ломбардами отчетности в банк России, а также форма, сроки и порядок составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда содержится в нормах приведенного выше законодательства.

Указанные нормы законов и подзаконных нормативных правовых актов ответчиками не исполнены. Устранение выявленных нарушений, отраженных в предписании Банка России, не произведено.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда: по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Как указывает истец, неисполнение ломбардом обязанности по предоставлению отчетности в Банк России препятствует реализации целей контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями: обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках.

В связи с этим, с учетом неоднократного нарушения требований Федерального закона № 196-ФЗ и Указания № 3355-У, а также обстоятельств совершения нарушения, свидетельствующих о невозможности их устранения и недопущения в дальнейшей деятельности общества, суд полагает возможным заявленные исковые требования удовлетворить.

В силу пункта 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

В пунктах 7, 8, Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что на основании пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражный суд может возложить обязанность по ликвидации юридического лица на учредителей (участников) юридического лица либо на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами; в этом случае в решении о ликвидации юридического лица указываются сроки представления ими в арбитражный суд утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры.

Обязанность по ликвидации юридического лица может быть возложена на одного или нескольких известных арбитражному суду участников (учредителей).

С учетом вышеизложенного, суд полагает возможным обязанности по осуществлению ликвидации Ломбарда возложить на его участников Шатова Алексея Сергеевича и Дробышева Максима Дмитриевича, обязав их представить  утвержденный ликвидационный баланс и завершить ликвидационную процедуру не позднее шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с удовлетворением исковых требований расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчиков в доход федерального бюджета.

Ру ководствуясь статьями 102, 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  суд

р е ш и л :

ликвидировать общество с ограниченной ответственностью ломбард «ЗОЛОТОЕ ВРЕМЯ» (ОГРН 1093525000282, ИНН 3525217337; 160035, Россия, Вологодская область, город Вологда, проспект Советский, дом 74 кв. 2).

Возложить обязанности по ликвидации общества с ограниченной ответственностью ломбард «ЗОЛОТОЕ ВРЕМЯ» на Шатова Алексея Сергеевича и Дробышева Максима Дмитриевича.

Установить предельный срок представления утверждённого ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры, не превышающий 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью ломбард «ЗОЛОТОЕ ВРЕМЯ», Шатова Алексея Сергеевича и Дробышева Максима Дмитриевича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб., по 2 000 руб. с каждого.

Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд  в течение месяца со дня принятия судебного акта.

Судья                                                                                                    Е.Н. Коротышев