НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Вологодской области от 21.09.2023 № А13-7294/2023

482/2023-108815(1)





АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е 

Резолютивная часть решения объявлена 21 сентября 2023 года.
Полный текст решения изготовлен 22 сентября 2023 года.

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Савенковой Н.В.,  при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Завалиной А.С. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном  заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью  «Торговый Дом» о признании недействительным решения межрайонной  инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Вологодской области от  17.02.2023 № 92, 

при участии в судебном заседании от заявителя Филипповой Л.А.,  директора, Селивановой И.Н. по постоянной доверенности от 18.08.2023,  Новожиловой Н.И. по постоянной доверенности от 18.08.2023, от межрайонной  инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Вологодской области  Сергиенко Т.Ю. по постоянной доверенности от 09.06.2021 № 10, от  Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области  Сергиенко Т.Ю. по постоянной доверенности от 19.09.2023 № 06-18/10645, 

у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Торговый Дом» (далее –  общество, ООО «Торговый Дом») обратилось в Арбитражный суд Вологодской  области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к  межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Вологодской  области (далее – налоговая инспекция, инспекция) о признании  недействительным решения от 17.02.2023 № 92. 

В обоснование заявленных требований общество сослалось на  несоответствие оспариваемого решения инспекции Налоговому кодексу  Российской Федерации (далее – НК РФ). 


Инспекция в отзыве на заявление и ее представитель в судебном  заседании требования общества не признали, ссылаясь на законность и  обоснованность оспариваемого акта. 

В судебном заседании 12 сентября 2023 года объявлен перерыв до 14  сентября 2023 года, а впоследствии до 21 сентября 2023 года. 

Определением суда от 21 сентября 2023 года в порядке статьи 48 АПК РФ  произведена замена ответчика по делу – налоговой инспекции на его  правопреемника – Управление Федеральной налоговой службы по Вологодской  области (далее – управление). С согласия представителя управления судебное  заседание продолжено. 

Заслушав объяснения представителей заявителя и ответчика, исследовав  доказательства по делу, суд считает требования общества подлежащими  удовлетворению. 

Как следует из материалов дела, в 2021 году общество применяло  упрощенную систему налогообложения (далее – УСН) с объектом  налогообложения «доходы». 

В ходе проверки инспекцией сделан вывод об утрате обществом права на  применение пониженной налоговой ставки в связи с несоблюдением условий,  установленных абзацем вторым части 2 статьи 1 Закона № 4424-ОЗ. По итогам  проверки инспекцией составлен акт от 09.01.2023 № 5 и принято решение от  17.02.2023 № 92, которым обществу доначислены единый налог в сумме  363 479 руб., а также штрафные санкции за неуплату единого налога в сумме  8582 руб. 10 коп. 

Решением управления Федеральной налоговой службы по Вологодской  области от 20.04.2023 № 07-09/04470@ апелляционная жалоба общества на  указанное решение инспекции оставлена без удовлетворения. 

Не согласившись с указанным решением инспекции, общество  обратилось с соответствующими требованиями в суд. 

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ  налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии  оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.  В соответствии с пунктом 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам признаются  предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков  предусмотренные законодательством о налогах преимущества по сравнению с  другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог  либо уплачивать его в меньшем размере. 


Применение пониженной налоговой ставки по существу является  налоговой льготой, поскольку позволяет уплачивать налог в меньшем размере. 

Пунктом 1 статьи 346.20 НК РФ установлено, что в случае, если  объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка  устанавливается в размере 6 %. Законами субъектов Российской Федерации  могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в  зависимости от категорий налогоплательщиков. 

Частью 1(5) статьи 1 Закона № 4424-ОЗ (в редакции Закона Вологодской  области от 11.12.2020 № 4817-ОЗ) для налогоплательщиков, предусмотренных  частью 1(6) указанной статьи, применяющих объект налогообложения  «доходы», на 2021 год установлены налоговые ставки по налогу,  уплачиваемому в связи с применением УСН, в размере 2 % . 

При этом, абзацем вторым части 2 статьи 1 Закона № 4424-ОЗ в этой же  редакции предусмотрено, что налогоплательщики утрачивают право на  применение налоговой ставки, установленной, в том числе, частью 1(5) данной  статьи, за налоговый период, если на конец такого налогового периода у  налогоплательщика имеется задолженность по уплате налогов, сборов, пеней и  штрафов в консолидированный бюджет области и (или) налогоплательщик не  перечислил в полном объеме начисленные и удержанные суммы налога на  доходы физических лиц. 

Пунктом 8 статьи 4 Закона Вологодской области от 12.12.2022 № 5276-ОЗ  «О внесении изменений в отдельные законы области о налогах» (далее – Закон   № 5276-ОЗ) часть 2 статьи 1 Закона № 4424-ОЗ изложена в новой редакции, в  соответствии с которой налогоплательщики утрачивают право на применение  налоговых ставок, установленных частями 1, 1(5), 1(7) и 1(9) указанной статьи,  за налоговый период, если на конец такого налогового периода у  налогоплательщика имеется недоимка по налогам, сборам, подлежащим уплате  в консолидированный бюджет области, и (или) налогоплательщик не  перечислил в полном объеме начисленные и удержанные суммы налога на  доходы физических лиц. 

Таким образом, абзацем вторым части 2 статьи 1 Закона № 4424-ОЗ в  редакции Закона № 5276-ОЗ неуплата пеней не предусмотрена в качестве  условия для утраты права на применение пониженной налоговой ставки.  Указанная редакция Закона № 4424-ОЗ улучшает положение  налогоплательщиков по сравнению с ранее действовавшей редакцией, вступила  в силу 01.01.2023 (пункт 2 статьи 7 Закона № 5276-ОЗ). 

Согласно абзацу 5 пункта 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о  налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в  силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их  официального опубликования. 

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 НГК РФ акты законодательства о  налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение  законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные  гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, 


плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей,  имеют обратную силу. 

В силу пункта 4 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и  сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие  налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов,  устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов,  плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или  иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если  прямо предусматривают это. 

Положения абзаца второго части 2 статьи 1 Закона № 4424-ОЗ в редакции  Закона № 5276-ОЗ могут рассматриваться как дополнительная гарантия защиты  прав налогоплательщика на применение налоговых льгот для целей  применения пункта 3 статьи 5 НК РФ, поэтому суд признает, что в данном  случае положения абзаца второго части 2 статьи 1 Закона № 4424-ОЗ в  редакции Закона № 5276-ОЗ имеют обратную силу. В связи с изложенным,  поскольку на момент принятия оспариваемого решения действовала новая  редакция части 2 статьи 1 Закона № 4424-ОЗ, в соответствии с которой  неуплата пеней не предусмотрена в качестве условия для утраты права на  применение пониженной налоговой ставки, вывод налоговой инспекции об  отсутствии у общества права на льготу в связи с задолженностью по пеням  является необоснованным. 

Кроме того, даже в случае обратного, при применении абзаца второго  части 2 статьи 1 Закона № 4424-ОЗ в редакции Закона Вологодской области от  11.12.2020 № 4817-ОЗ суд не может согласиться с выводом налогового органа  об отсутствии у общества права на применение налоговой льготы. 

В данном случае в обоснование отсутствия у общества права на  применение пониженной налоговой ставки инспекция в оспариваемом решении  указала, что по состоянию на 31.12.2021 у общества числилась задолженность  по уплате пеней по единому налогу на вмененный доход (далее – ЕНВД) в  сумме 07 руб. 87 коп., начисленных за период с 27.10.2020 по 07.11.2020 в  связи с несвоевременной уплатой обществом ЕНДВ за 3 квартал 2020 года. 

Факт несвоевременной уплаты ЕНВД обществом не оспаривается.

Согласно пункту 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый  календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов,  начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения  обязанности по уплате налогов. 

Начисление пеней за период с 27.10.2020 по 07.11.2020 подтверждено  инспекцией соответствующими расчетами. 

По мнению заявителя, инспекция не вправе ссылаться на наличие  указанной задолженности, поскольку по состоянию на 31.12.2021 не приняла  мер по ее взысканию и не исполнила свою обязанность по информированию  налогоплательщика о ее наличии. Вместе с тем, указанные заявителем причины  не предусмотрены в качестве условий для утраты права на применение  налогоплательщиками пониженной налоговой ставки, поэтому не влияют на  правомерность оспариваемого решения. 


Вместе с тем, материалами дела подтверждено наличие у общества по  состоянию на 31.12.2021 переплаты по штрафам за налоговые правонарушения,  установленные главой 16 НК РФ (КБК 18211605160010002140), в сумме 08 руб.  38 коп. в результате излишней уплаты обществом штрафа платежным  поручением от 20.07.2020 № 311. 

Довод управления о том, что указанная переплата фактически является  погашением задолженности общества по пеням по страховым взносам, суд  признает не основанным на материалах дела. Указанная переплата в  соответствии с назначением платежа по платежному поручению общества от  20.07.2020 № 311 по состоянию на 31.12.2021 отражена в КЛС по КБК  18211605160010002140 и не была зачтена инспекцией ни в один из видов  задолженности, отражена в качестве переплаты на день рассмотрения дела  судом. Уплата пеней по страховым взносам произведена обществом  платежными поручениями от 01.12.2022 № 546, № 544, № 547, пеней по ЕНВД  - платежным поручением от 05.12.2022 № 552. 

Таким образом, материалами дела подтверждено наличие у общества  переплаты, за счет которой налоговой инспекцией в порядке статьи 78 НК РФ  мог быть самостоятельно осуществлен зачет в счет погашения задолженности  по пеням по ЕНВД. При таких обстоятельствах, оснований для вывода о  невыполнении обществом условия, предусмотренного абзацем вторым части 2  статьи 1 Закона № 4424-ОЗ в редакции Закона Вологодской области от  11.12.2020 № 4817-ОЗ, также не имеется. 

Учитывая указанные обстоятельства, вывод инспекции об утрате  заявителем права на применение за 2021 год пониженной налоговой ставки по  налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, следует признать  необоснованным, в связи с чем требования общества подлежат  удовлетворению, оспариваемое решению – признанию недействительным. 

При обращении в суд общество через своего представителя уплатило  госпошлину в сумме 3000 руб., что подтверждается чеком-ордером от  14.06.2023; в подтверждение несения затрат на уплату госпошлины за счет  средств общества представлен расходный кассовый ордер от 14.06.2023. 

Поскольку требования общества удовлетворены, в соответствии со  статьей 110 АПК РФ затраты по уплате госпошлины подлежат взысканию с  управления в пользу заявителя. 

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд  Вологодской области 

р е ш и л :

признать не соответствующим требованиям Налогового кодекса  Российской Федерации и недействительным решение межрайонной инспекции  Федеральной налоговой службы № 4 по Вологодской области от 17.02.2023 №  92. 


Обязать управление Федеральной налоговой службы по Вологодской  области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов  общества с ограниченной ответственностью «Торговый Дом». 

Взыскать с управления Федеральной налоговой службы по Вологодской  области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Торговый Дом»  судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб. 

Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный  апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия. 

Судья Н.В. Савенкова 


Код для идентификации: