НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Вологодской области от 21.02.2008 № А13-11657/2007

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

24 марта 2008 года                             Дело № А13- 11657/2007

Резолютивная часть решения объявлена 21 февраля 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 24 марта 2008 года.

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Кудина А.Г. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноплевой Е.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области» к Управлению Федерального казначейства по Вологодской области о признании незаконным решения от 26.09.2007 № 04-27/8102,

при участии представителей: от заявителя – ФИО1 по доверенности №12 от 21.01.2008, от ответчика – ФИО2 по доверенности № 01-25/06 от 18.01.2008, ФИО3 по доверенности № 01-25/03 от 09.01.2008,

у с т а н о в и л:

Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области» (далее также – учреждение, организация, Центр) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Вологодской области  (далее – Управление) о признании незаконным решения от 26.09.2007 № 04-27/8102.

В заявлении организация сослалась на правомерность использования учреждением дохода, полученного от предпринимательской деятельности на уплату вступительных и членских взносов в связи с участием в некоммерческом партнерстве и несоответствие  оспариваемого решения об отказе в санкционировании указанных платежей положениям пункта 2 статьи 120, пункту 2 статьи 298 Гражданского  кодекса Российской Федерации (далее также – ГК РФ), пункту 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее также – БК РФ).

В отзыве на заявление Управление с заявленными требованиями не согласилось, ссылаясь на то, что в действующем бюджетном законодательстве отсутствуют полномочия по перечислению средств в качестве вступительных и членских взносов в некоммерческие организации.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, содержащиеся соответственно в заявлении и в отзыве.

Заслушав представителей учреждения и Управления, ознакомившись с письменными доказательствами, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Центр (ОГРН <***>) создан на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 13 января 2005 года № 23-р путем слияния ряда федеральных государственных учреждений, является некоммерческой организацией - федеральным государственным учреждением здравоохранения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, входит в единую федеральную централизованную систему органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Управлением Федеральной регистрационной службы по Вологодской области 27.04.2007 принято решение о государственной регистрации некоммерческого партнерства «Ассоциация дезинфекционного профиля Вологодской области» (далее также – Ассоциация).

Управлением Федеральной налоговой службы по Вологодской области 07.05.2007 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании Ассоциация за основным государственным регистрационным номером 1073500000870.

Согласно пункту 4.1 Устава Ассоциации (л.д. 16-24) Центр является одним из ее  учредителей. Согласно пункту 2.1 целью создания и деятельности партнерства являются координация и содействие в решении насущных задач в сфере осуществления профилактической дезинфекционной деятельности.

 В соответствии с Уставом данной организации размер вступительного и ежеквартального взносов членов партнерства устанавливается в соответствии с Положением, утвержденным общим собранием.

Согласно Положению, утвержденного решением Собрания учредителей Ассоциации от 07.02.2007, размер вступительного взноса определен в размере 5000 руб., размер ежеквартального взноса – 0,5 % дохода.

Письмом от 24.08.2007 № 04-27/7129 Управление возвратило в адрес Центра без исполнения платежные поручения на перечисление вступительных и членских взносов от 21.08.2007 № 1185 на сумму 5000 руб., и № 1186 на сумму 22 311 руб. со ссылкой на указания о порядке применения Бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина РФ от 08.12.2006 № 168н, разрешение от 07.04.2005 № 141/084.

Письмом от 10.09.2007 № 17/2458 организация вновь обратилась в Управление с указанными платежными поручениями.

Управление на основании доводов изложенных в отзыве не приняло к исполнению указанное письмо, сообщив об этом в своем письме от 26.09.2007 № 04-27/8102.

Организация, не согласившись с указанным решением Управления, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Согласно статье 298 БК РФ учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность только в том случае, если такое право ему предоставлено учредительными документами. 

Согласно Уставу Центр имеет право осуществлять по договорам возмездного характера с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами приносящие доход виды деятельности перечисленные   в пунктах 10.3.1 – 10.3.13, в том числе иные виды деятельности не запрещенные законодательством Российской Федерации;  имущество, приобретенное Центром, за счет доходов от предпринимательской деятельности поступает в самостоятельное распоряжение Центра и учитывается на отдельном балансе (пункт 13 Устава). 

Согласно пункту 2 статьи 120 и пункту 2 статьи 298 ГК РФ доходы, полученные учреждением от приносящей доходы деятельности, предусмотренной его учредительными документами, а также приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

  В соответствии со статьей 161 БК РФ (в редакции действовавшей в спорный период) бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников (пункт 6). Бюджетное учреждение, подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством (пункт 7).

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 БК РФ доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Пунктом 3 статьи 16 БК РФ предусмотрено, что в смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 N 21 указано, что «пункт 2 статьи 42 и пункт 3 статьи 161 БК РФ определяют не содержание прав учреждений на доходы, полученные учреждениями от приносящей доход деятельности, а закрепляют особенности их учета. Поэтому установление нормами бюджетного законодательства особого порядка учета доходов, полученных от такой деятельности, не изменяет закрепленный Гражданским кодексом Российской Федерации объем прав учреждения относительно данных доходов и приобретенного за счет них имущества».

 Разрешением от 07.04.2005 № 141/084 на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в территориальных органах Федерального казначейства установлено, что Центр имеет право направлять средства, полученные от предпринимательской деятельности на оплату расходов в соответствии с уставной деятельностью и в соответствии со сметами доходов и расходов.

Согласно письму Управления (л.д. 33) в представленных в платежных поручениях предполагалась оплата по коду экономической классификации расходов 290 «Прочие расходы».

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.12.2006 г. № 168н, на данную статью относятся расходы, не связанные с оплатой труда, приобретением услуг учреждениями для собственных нужд, обслуживанием государственных и муниципальных долговых обязательств, предоставлением за счет средств бюджетов безвозмездных и безвозвратных трансфертов организациям, бюджетам, осуществлением социального обеспечения, а также прочие расходы, не отнесенные к другим статьям.

Согласно смете доходов и расходов по средствам, полученным от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности на 2007 год, на прочие расходы организации по коду 14100000000000000290 предусмотрено    1 200 000 руб.

Заявителю в Управлении открыт лицевой счет по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности № 06141793990.   

Таким образом, заявитель с учетом своей и уставной деятельности созданной Ассоциации, объема прав предоставленного ему положениями ГК РФ, сметы доходов и расходов, вправе был направить средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на уплату вступительных и членских взносов, в связи с участием им в Ассоциации. 

Ссылка Управления на статью 70 БК РФ (в редакции действовавшей в спорный период) не допускающей расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели, кроме указанных в данной статье, судом не принимается в связи с тем, что согласно абзацу 2 пункта 6 статьи 161 БК РФ бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников. 

При таких обстоятельствах, у Управления отсутствовали законные основания для принятия оспариваемого решения.

В связи с удовлетворением заявленных требований, судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на Управление.

Руководствуясь статьями 167-170, 211, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л:

признать незаконным решение Управления Федерального казначейства по Вологодской области от 26.09.2007 № 04-27/8102 об отказе Федеральному государственному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области» в санкционировании оплаты вступительного и членских взносов, связанных с участием в некоммерческом партнерстве «Ассоциация дезинфекционного профиля Вологодской области».

 Управлению Федерального казначейства по Вологодской области устранить нарушение прав и законных интересов ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области» путем санкционирования оплаты вступительного и членских взносов, связанных с участием в некоммерческом партнерстве «Ассоциация дезинфекционного профиля Вологодской области».

Взыскать с Управления Федерального казначейства по Вологодской области в пользу ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области» судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в сумме 2000 руб.

Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.

Судья                                                                                                  А.Г.Кудин