ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
18 февраля 2021 года город Вологда Дело № А13-16340/2020
Резолютивная часть решения объявлена 18 февраля 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 18 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Парфенюка А.В. при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Хромцовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «ТК Групп» об оспаривании постановления Департамента строительства Вологодской области 30.10.2020 № 200-до привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии: от заявителя - директора Николаевой Г.В., от Департамента строительства Вологодской области - Федоровой Е.А. по доверенности от 10.09.2020,
у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «ТК Групп» (далее – общество, ООО «ТК Групп») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением об оспаривании постановления Департамента строительства Вологодской области (далее – Департамент) от 30.10.2020 № 200-до привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Общество в заявлении и его представитель в судебном заседании факт правонарушения не оспаривают. Просят снизать размер штрафа, ссылаются на малозначительность правонарушения.
Департамент в отзыве на заявление и его представитель в судебном заседании предъявленные требования не признали, ссылаясь на законность оспариваемого постановления. Указали на отсутствие оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Заслушав представителей сторон, исследовав доказательства по делу, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в части изменения административного наказания.
Как следует из материалов дела, основанием для вынесения начальником управления государственного строительного надзора, заместителем начальника Департамента оспариваемого постановления от 22.03.2012 № 03-21/2012-07 явились следующие обстоятельства:
1. Обществом в версиях проектной декларации от 17.02.2020, 20.02.2020, 06.03.2020, 11.03.2020, 13.03.2020, 07.04.2020, 21.04.2020, 27.04.2020, 08.05.2020, 22.05.2020, 04.06.2020, по объекту незавершенного строительства «Жилой дом № 1 по генплану по ул. Гагарина и Окружному шоссе в г. Вологде» (далее - объект) указана недостоверная информация в пункте:
А)
- 9.2.20 «Общая площадь объекта» раздела 9.2 по корпусу 4 объекта,
- 9.2.20 «Общая площадь объекта» раздела 9.2 (2) по корпусу 3 объекта,
- 9.2.20 «Общая площадь объекта» раздела 9.2(3) по корпусу 2 объекта,
- 9.2.20 «Общая площадь объекта» раздела 9.2 (4) по корпусу 1 объекта.
В указанных версиях проектной декларации по объекту размещены следующие сведения об общей площадь корпусов 4, 3, 2, 1 объекта: 20186, 5 кв. м; 17183,3 кв. м; 22918,9 кв. м; 15974,3 кв. м соответственно. Таким образом, общая площадь объекта равна 76263 кв. м, что не соответствует данным, указанным в разрешении на строительство и в заключении экспертизы проекта строительства. В разрешении на строительство от 01.10.2019 № 35-35327000-80-2019 (выданного взамен № 35-35327000-237-2017 от 23.11.2017), а также в заключении экспертизы от 02.10.2017 указано, что общая площадь объекта составляет 105992,35 кв. м. Общая площадь объекта складывается из общей площади корпусов 1-4 объекта.
2. Обществом в проектной декларации по объекту указана недостоверная информация в пункте 18.1.1 «Планируемая стоимость строительства» раздела 18.1 по корпусам 1-4 объекта. Согласно отчетности за 4 квартал 2019 года планируемая стоимость строительства по корпусам 4, 3, 2, 1 по состоянию на последнюю календарную дату отчетного периода, то есть на 31.12.2019 составляет:
Корпус 4
550,077 тыс. руб.
Корпус 3
311,2475 тыс. руб.
Корпус 2
350,563 тыс. руб.
Корпус 1
325,83534 тыс. руб.
Согласно отчетности за 1 квартал 2020 года планируемая стоимость строительства по корпусам 4, 3, 2, 1:
По состоянию на 01.01.2020
По состоянию на 31.03.2020
Корпус 4
550,077 тыс. руб.
554,7459 тыс. руб.
Корпус 3
311,2475 тыс. руб.
31 1.2475 тыс. руб.
Корпус 2
350,563 тыс. руб.
350,563 тыс. руб.
Корпус 1
325,83534 тыс. руб.
325,83534 тыс. руб.
Согласно отчетности за 2 квартал 2020 года планируемая стоимость строительства но корпусам 4, 3, 2, 1:
По состоянию на 01.04.2020
По состоянию на 30.06.2020
Корпус 4
554,7459 тыс. руб.
567,185 тыс. руб.
Корпус 3
311,2475 тыс. руб.
322,621 тыс. руб.
Корпус 2
350,563 тыс. руб.
350,563 тыс. руб.
Корпус 1
325,83534 тыс. руб.
325,83534 тыс. руб.
В версиях проектной декларации от 17.02.2020 и 20.02.2020 указана следующая планируемая стоимость строительства по корпусам 4, 3, 2, 1: 442,823 тыс. руб., 309,156 тыс. руб., 518,778 тыс. руб., 303,943 тыс. руб. В версиях проектной декларации с 06.03.2020 по 08.07.2020 указана следующая планируемая стоимость строительства по корпусам 4, 3, 2, 1: 442,823 тыс. руб., 309,156 тыс. руб., 318,778 тыс. руб., 303,943 тыс. руб.
Административным органом данные нарушения Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 214-ФЗ) были выявлены в ходе осмотра личного кабинета застройщика в единой информационной системе жилищного строительства, по результатам которого в отношении общества составлен протокол от 17.09.2020 № 205-д об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ, и вынесено постановление от 30.10.2020 № 200-д, которым ООО «ТК Групп» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 200 000 руб.
Считая вышеуказанное постановление незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ установлена административная ответственность за опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 19 Закона № 214-ФЗ проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и информацию о проекте строительства и определяет объем прав застройщика на привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, указанных в такой проектной декларации. Проектная декларация является официальным документом, удостоверяющим факты, влекущие за собой юридические последствия для застройщика.
В соответствии с частью 4 статьи 19 Закона № 214-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.06.2019 № 151-ФЗ) застройщик обязан внести в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений о застройщике и проекте строительства, а также фактов внесения изменений в проектную документацию, в течение трех рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 4 статьи 19 Закона № 214-ФЗ (в редакции Федерального закона от 13.07.2020 № 202-ФЗ) застройщик обязан вносить в проектную декларацию с использованием единой информационной системы жилищного строительства изменения, касающиеся сведений о застройщике и проекте строительства, фактов внесения изменений в проектную документацию, ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Внесение изменений в проектную декларацию не требуется после размещения в единой информационной системе жилищного строительства сведений о вводе в эксплуатацию всех предусмотренных проектом строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. Если проект строительства предусматривает строительство нескольких многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, после размещения в единой информационной системе жилищного строительства сведений о вводе в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости внесение изменений в проектную декларацию о введенном в эксплуатацию объекте не требуется.
В силу части 6 статьи 19 Закона № 214-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.06.2019 № 151-ФЗ) проектная декларация с внесенными в нее изменениями, указанными в частях 4 и 5 настоящей статьи, в течение пяти рабочих дней со дня внесения изменений в проектную декларацию подлежит размещению застройщиком в единой информационной системе жилищного строительства и направлению через личный кабинет застройщика в единой информационной системе жилищного строительства в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи путем заполнения электронной формы проектной декларации с внесенными изменениями.
В силу части 6 статьи 19 Закона № 214-ФЗ (в редакции Федерального закона от 13.07.2020 № 202-ФЗ) проектная декларация с внесенными в нее изменениями подлежит направлению через личный кабинет застройщика в единой информационной системе жилищного строительства в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи путем заполнения электронной формы проектной декларации с внесенными изменениями.
В силу части 1 статьи 21 Закона № 214-ФЗ информация о проекте строительства одного многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости либо нескольких многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в пределах одного разрешения на строительство должна соответствовать документации по планировке территории (за исключением случаев, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации допускается строительство указанных объектов недвижимости при отсутствии документации по планировке территории), проектной документации и содержать информацию, в частности:
- о местоположении и основных характеристиках строящихся (создаваемых) в рамках проекта строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, сумме общей площади всех жилых и нежилых помещений (пункт 5 части 1 данной статьи в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 218-ФЗ);
- о местоположении и характеристиках строящихся (создаваемых) в рамках проекта строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, сумме общей площади всех жилых и нежилых помещений (пункт 5 части 1 данной статьи в редакции Федерального закона от 13.07.2020 № 202-ФЗ);
- о планируемой стоимости строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (пункт 10 части 1 данной статьи).
Департаментом установлено и материалами дела подтверждается, что общество является застройщиком, осуществляет деятельность по привлечению денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов на основании договоров участия в долевом строительстве по объекту незавершенного строительства «Жилой дом № 1 по генплану по ул. Гагарина и Окружному шоссе в г. Вологде», в связи с этим несет обязанность по соблюдению требований Закона № 214-ФЗ.
Событие административного правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 17.09.2020 № 205-д и не оспаривается обществом.
Вывод Департамента о том, что действия общества образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ, является правильным.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае у общества имелась возможность для соблюдения вышеприведенных требований Закона № 214-ФЗ, однако все зависящие от него меры по их соблюдению обществом не были приняты.
Таким образом, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ.
Департамент пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к административной ответственности по эпизоду, выразившемуся в том, что в версиях проектной декларации от 17.02.2020, 20.02.2020, 06.03.2020, 11.03.2020, 13.03.2020, 07.04.2020, 21.04.2020, 27.04.2020, 08.05.2020, 22.05.2020, 04.06.2020, по объекту указана недостоверная информация в пункте Б) в следующей части 9.3.2 «Сумма общей площади всех нежилых помещений» раздела 9.3 «О сумме общей площади всех жилых и нежилых помещений» по корпусу 4 объекта, 9.3.2 «Сумма общей площади всех нежилых помещений» раздела 9.3(2) «О сумме общей площади всех жилых и нежилых помещений» по корпусу 3 объекта. В проектной декларации указано, что в корпусах 2, 3, 4 объекта имеются нежилые помещения, при этом в разрешении на строительство от 01.10.2019 № 35-35327000-80-2019 (выданного взамен № 35-35327000-237-2017 от 23.11.2017), а также в заключении экспертизы от 02.10.2017 наличие нежилых помещений в объекте не указано.
Данный вывод Департамента обоснован и в отношении указанной части постановления доводы, свидетельствующие о наличии оснований для признания постановления незаконным, заявителем не приведены.
Существенных нарушений установленного КоАП РФ порядка привлечения к административной ответственности, административным органом не допущено.
Общество ссылается на положения статьи 2.9 КоАП РФ.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам в силу пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление № 10) необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным этим Кодексом. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления № 10 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1 Постановления № 10).
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Правоотношения в сфере долевого строительства находятся под особой охраной государства, что подтверждается наличием специального Закона № 214-ФЗ, контролирующего органа в данной сфере, установлением для застройщиков публично-правовых, а также строгих санкций за неисполнение указанных обязанностей.
Указанное административное правонарушение относится к административным правонарушениям с формальным составом и считается оконченным с момента невыполнения требований Закона № 214-ФЗ. Ответственность за указанное деяние наступает независимо от доказанности возникновения или не возникновения негативных последствий. Наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушения с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий резюмируется самим фактом совершения действий или бездействия.
Государственный контроль в указанной сфере направлен на защиту прав потребителей. Суд считает, что совершенное обществом административное правонарушение создает препятствия в осуществлении государственного контроля в области соблюдения законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Таким образом, оснований для признания правонарушения малозначительным в рассматриваемом случае не имеется.
Обществу оспариваемым постановлением назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Частью 3 статьи 4.1 КоАПРФ установлено, что при назначении административного наказания юридическому лицу должны учитываться характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ одним из обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 названного Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
В данном случае имеется предусмотренное пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ обстоятельство, отягчающее административную ответственность заявителя (постановление Департамента от 18.03.2020 № 51-д; том 1, листы 56-57).
Конституционным Судом Российской Федерации 25.02.2014 принято Постановление № 4-П, которым признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения ряда статей КоАП РФ, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания (пункт 1).
Федеральным законом от 31.12.2014 № 515-ФЗ внесены изменения в Кодекс и статья 4.1 КоАП РФ дополнена частью 3.2, предусматривающей, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При этом размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи КоАП РФ.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Доказательства, позволяющие установить, что рассматриваемые действия общества имели своей целью введение контролирующего органа им (или) участников долевого строительства в заблуждение относительно сведений, подлежащих раскрытию в проектной декларации, а также доказательства, свидетельствующие о том, что данные действия общества повлекли нарушение прав граждан – участников долевого строительства действия ООО «ТК Групп», в материалы дела не представлены.
Исходя из конкретных обстоятельств совершения правонарушения, учитывая финансовое положение общества, арбитражный суд полагает, что в данном случае назначенное наказание в виде административного штрафа в части, превышающей 110 000 руб., не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
С учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, части 2 статьи 211 АПК РФ, установив наличие оснований для применения иной меры ответственности, арбитражный суд принимает решение о признании незаконным и об изменении постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.
Учитывая вышеизложенное, постановление Департамента от 30.10.2020 № 200-д о привлечении ООО «ТК Групп» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ, следует признать незаконным и изменить в части назначения административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 руб. снизив размер административного штрафа до 110 000 рублей.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
р е ш и л:
постановление Департамента строительства Вологодской области от 30.10.2020 № 200-д о привлечении общества с ограниченной ответственностью «ТК Групп» (ОГРН 1177627020702; ИНН 7604327770; место нахождения: город Ярославль, улица Карабулина, дом 33/72, офис/помещение 503/12) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признать незаконным и изменить в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей, снизив размер административного штрафа до 110 000 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней после его принятия.
Судья А.В. Парфенюк