16 июня 2015 года г. Вологда Дело № А13-5671/2015
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Шумковой И.В., рассмотрев в порядке упрощенного судопроизводства материалы дела по искуКомитета по управлению имуществом города Череповца (ОГРН 1023501247440) к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Череповцу (ОГРН 1023501242489) о взыскании 66 088 руб. 65 коп.
у с т а н о в и л:
комитет по управлению имуществом города Череповца (ОГРН 1023501247440, далее – Комитет), обратился в суд с иском к Управление Министерства Внутренних дел Российской Федерации по городу Череповцу (ОГРН 1023501242489, далее – Управление) о взыскании неосновательного обогащения в размере 63 546 руб. 78 коп., и возмещения расходов по уплате госпошлины по делу № А13-9589/2013 в размере 2 541 руб. 87 коп.
В обоснование заявленных требований истец сослался на статьи 309, 310, 314, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
Представитель ответчика - Управления исковые требования не признает на основании доводов, изложенных в отзыве. Считает себя ненадлежащим ответчиком по данному делу, заявленные истцом расходы должен нести собственник имущества.
Лица, участвующие в деле, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом в соответствии со статьей 123 АПК РФ, возражений в отношении рассмотрения дела в порядке упрощенного производства не заявили.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 АПК РФ.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, По договору безвозмездного пользования от 16.02.2004, заключенному между Комитетом по управлению имуществом (Ссудодатель) и УВД города Череповца (Ссудополучатель), Ссудодатель передал, а ссудополучатель принял в безвозмездное пользование нежилые помещения общей площадью 247,1 кв.м., расположенные по адресу: Вологодская область, город Череповец, ул. Окинина, дом 7.
Соглашением от 15.09.2009 к договору безвозмездного пользования, стороны утвердили, что ссудополучатель принимает объект для размещения опорного пункта милиции.
Договором безвозмездного пользования от 16.02.2004 предусматривается обязанность Ссудополучателя нести бремя содержания объекта аренды, заключить договоры со специализированными организациями о предоставлении коммунальных услуг в месячный срок с момента подписания настоящего договора (пункты 3.2.6, 3.2.8 договора). Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Вологодской области от 02.07.2014 по делу № А13-9589/2013 с муниципального образования «Город Череповец» в лице Комитета по управлению имуществом города Череповца за счет казны муниципального образования в пользу товарищества собственников жилья «Сектор» задолженность в сумме 63 546 руб. 78 коп., в том числе: задолженность по оплате расходов на содержание и ремонт общего имущества в размере 54 908 руб.21 коп. за период с августа 2011 года по декабрь 2011 года, с октября 2012 года по июнь 2013 года; задолженность по отоплению нежилого помещения за период с сентября 2011 года по декабрь 2011 года в размере 8638 руб.57 коп.; а также 2541 руб. 87 коп. в возмещение расходов по уплате госпошлины
Комитет, ссылаясь на то, что Управление как ссудополучатель должно нести расходы по содержанию принятого в безвозмездное пользование имущества, но невыполнение данной обязанности привело к сбережению Управлением денежных средств, взысканных с Администрации решением по делу N А13-9589/2013 и перечисленных по платежному поручению N 123 от 25.03.2015 денежных средств на счет ТСЖ "Сектор" в сумме 66 088 руб. 65 коп., обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В рассматриваемом случае нежилые помещения общей площадью 247,1 кв.м., расположенные по адресу: Вологодская область, город Череповец, ул. Окинина, дом 7, переданы истцом Управлению МВД по договору безвозмездного пользования под опорный пункт участковых инспекторов (участковый пункт).
Согласно статье 36 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны были предоставлять милиции служебные помещения, а участковым уполномоченным милиции - помещения для работы на обслуживаемых административных участках, оборудованные мебелью, оргтехникой и средствами связи. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации должны обеспечить техническую эксплуатацию, в том числе отопление и освещение, предоставляемых милиции служебных помещений и их капитальный ремонт.
Финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 35 Закона о милиции).
Таким образом, милиция была освобождена от бремени содержания помещений, предоставленных органами местного самоуправления для выполнения ими своих функций.
С 01.03.2011 вступил в силу Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", пунктом 7 статьи 48 которого определено, что органы местного самоуправления обязаны предоставлять в пределах границ муниципальных образований сотруднику полиции, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, помещения для работы на обслуживаемом административном участке. Оборудование помещений мебелью, оргтехникой и средствами связи и обеспечение технической эксплуатации этих помещений (водоснабжение, отопление, освещение, уборка, ремонт) осуществляются за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Пункты 3.2.6 (в части бремени содержания), 3.2.8 договора противоречит статье 36 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции»). Согласно статье 36 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления предоставляют милиции служебные помещения, а участковым уполномоченным милиции - помещения для работы на обслуживаемых административных участках, оборудованные мебелью, оргтехникой и средствами связи. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации обеспечивают техническую эксплуатацию, в том числе отопление и освещение, предоставляемых милиции служебных помещений и их капитальный ремонт.
В силу части 7 статьи 48 Закона о полиции органы местного самоуправления обязаны предоставлять в пределах границ муниципальных образований сотруднику полиции, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, помещения для работы на обслуживаемом административном участке. Оборудование помещений мебелью, оргтехникой и средствами связи и обеспечение технической эксплуатации этих помещений (водоснабжение, отопление, освещение, уборка, ремонт) осуществляются за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Согласно части 8 статьи 54 Закона о полиции финансирование деятельности полиции до 1 января 2012 года осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе производить дополнительные расходы на обеспечение деятельности полиции, в том числе на дополнительные выплаты сотрудникам полиции сверх установленного размера денежного довольствия, в пределах средств, предусмотренных законом о бюджете субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о местном бюджете.
Таким образом, в силу закона до 01.01.2012 органы местного самоуправления осуществляли содержание участковых пунктов милиции.
Из смысла приведенных норм следует, что милиция (полиция) освобождена от бремени содержания помещений, предоставленных ей органами местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Положения пунктов 3.2.6, 3.2.8 договора безвозмездного пользования, предусматривающие обязанность Управления МВД РФ по городу Череповцу вносить плату за содержание и текущий ремонт общедомового имущества, противоречат закону.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 57 "О некоторых процессуальных вопросах практики рассмотрения дел, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договорных обязательств" арбитражный суд, рассматривающий дело о взыскании по договору, оценивает обстоятельства, свидетельствующие о заключенности и действительности договора, независимо от того, заявлены ли возражения или встречный иск. При подготовке к судебному разбирательству дела о взыскании по договору арбитражный суд определяет круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, к которым относятся обстоятельства, свидетельствующие о заключенности и действительности договора, в том числе о соблюдении правил его заключения, о наличии полномочий на заключение договора у лиц, его подписавших.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание ничтожность пункта 3.2.6 (в части бремени содержания), пункта 3.2.8 договора безвозмездного пользования нежилым помещением у ответчика отсутствует обязанность по внесению платежей по содержанию муниципального имущества.
В силу статей 209 и 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества несет его собственник.
Таким образом, в силу закона до 01.01.2012 органы местного самоуправления осуществляли содержание участковых пунктов милиции.
Расходы, понесенные Комитетом на оплату государственной пошлины в рамках другого процесса, не связаны с действиями Управления.
С учетом изложенного в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
р е ш и л:
отказать Комитету по управлению имуществом города Череповца в удовлетворении исковых требований к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Череповцу ( о взыскании 66 088 руб. 65 коп.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия судебного акта.
Судья И.В.Шумкова