НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Вологодской области от 16.01.2006 № А13-14428/05

                 АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

                                      Именем Российской Федерации

                                                Р Е Ш Е Н И Е

23 января 2006 года                 г. Вологда                    Дело № А13-14428/2005-05

Резолютивная часть решения объявлена 16 января 2006 года.

          Полный текст решения изготовлен 23 января 2006 года.

          Арбитражный суд в составе судьи Магановой Т.В.,

при ведении протокола заседания помощником судьи Докшиной А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Грязовецком районе Вологодской области

к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по  Вологодской области

о признании недействительным решения № 1743 от 29.09.2005,

с участием:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 01.02.2005 № 6;

от инспекции – ФИО2 по доверенности от 01.11.2005 № 04-05/2/7,

       У С Т А Н О В И Л :

          Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе Вологодской области (далее – Управление ПФР, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по  Вологодской области (далее – инспекция) о признании недействительным решения № 1743 от 29.09.2005 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением учреждению доначислены земельный налог в сумме 1899 руб. и пени по земельному налогу – 11 руб.51 коп., а также штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в сумме 380 руб. Заявитель считает, что учреждение освобождено от уплаты земельного налога. В обоснование своих доводов ссылается на то, что относится к учреждениям, предоставляющим социальные услуги, а также к органам исполнительной власти.

          Инспекция в отзыве на заявление и в судебном заседании требования Управления ПФР  отклонила со ссылкой на то, что учреждение не пользуется правом на льготу.   

          Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими  удовлетворению.

          Как видно из материалов дела, межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по  Вологодской области по результатам камеральной проверки представленной учреждением  налоговой декларации по земельному налогу за 2005 год, согласно которой Управление ПФР  применило льготу по налогу, вынесла решение № 1743 о привлечении к налоговой ответственности от 29.09.2005. Данным решением учреждение привлечено к налоговой ответственности за неуплату земельного налога за 2005 год по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 380 руб. Наряду с этим учреждению начислен земельный налог в сумме 1899 руб. и пени за несвоевременную уплату налога – 11 руб.51 коп.

         По мнению инспекции, Пенсионный фонд РФ относится к финансово-кредитным учреждениям, на которые льгота, предусмотренная Законом Российской Федерации от 11.10.91 № 1738-1 «О плате за землю» не распространяется, в связи с чем Управление ПФР  должно уплачивать земельный налог в полном объеме. В результате инспекция исчислила подлежащий уплате земельный налог в сумме 1899 руб., исходя из площади земельного участка, находящегося в пользовании учреждения - 2907 кв.м., установленной ставки земельного налога – 1,5681 руб., а также периода пользования – 5 месяцев.

         Суд считает мнение налогового органа ошибочным по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации «О плате за землю» земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами.  

Постановлением главы администрации города Грязовца от 26.04.2005         № 91 ГУ-Управлению Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе Вологодской области был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 2907 кв.м., в том числе для размещения административного здания по адресу: <...>.

21.07.2005 учреждению выдано свидетельство о государственной регистрации права бессрочного пользования указанным земельным участком.

В силу статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации, льготы по налогам и сборам определяются нормами законодательства о налогах и сборах. Согласно пункту 2 статьи 17 Налогового кодекса РФ в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования.  

Поэтому не может быть принята во внимание ссылка инспекции на коды  общесоюзного классификатора, а также Федеральный закон от 10.02.95 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 14 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.91 № 1738-1 «О плате за землю» (с изменениями и дополнениями) от уплаты земельного налога полностью освобождаются  земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, а также Министерства обороны Российской Федерации.

  В соответствии с пунктом 4 той же статьи Закона о плате за землю от уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов.

Как следует из пункта 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1 (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.93 № 2288; Федерального закона от 05.05.97 № 77-ФЗ), Пенсионный фонд Российской Федерации образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

 Федеральным законом от 15.12.01 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» на органы Пенсионного фонда Российской Федерации возложена функция по обеспечению обязательного пенсионного страхования, в рамках которой они осуществляют деятельность, направленную на реализацию гарантированных статьей 39 Конституции Российской Федерации прав граждан на социальное обеспечение.

  Пенсионное обеспечение является частью социального обеспечения, а Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы непосредственно осуществляют пенсионное обеспечение.

Согласно пункту 1 Положения о государственном учреждении – Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Грязовецком районе Вологодской области, утвержденного Постановлением правления ПФР от 17.08.2001 № 135, названное государственное учреждение создано в соответствии с Соглашением между Пенсионным фондом Российской Федерации и администрацией Вологодской области о передаче Отделению Пенсионного фонда РФ по Вологодской области полномочий по назначению и выплате государственных пенсий от 25.07.2001, постановлением Правления ПФ РФ; входит в структуру Пенсионного фонда Российской Федерации. Наряду с этим Управление ПФРФ является правопреемником соответствующего органа социальной защиты населения в части назначения (перерасчета) государственных пенсий, а также выплаты социальных пособий на погребение умерших пенсионеров. В соответствии с Положением заявитель обеспечивает выполнение комплекса задач, связанных с пенсионным обеспечением граждан, которое является видом социального обеспечения.

  В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.01 № 9-П указано, что согласно Положению о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденному постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91, Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и данным Положением; Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочиями по назначению указанных пенсий, и эти полномочия относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.

  Пенсионный фонд Российской Федерации образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, поэтому правом на освобождение от уплаты земельного налога пользуются и его территориальные управления, через которые Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет свои полномочия на местах.

 Следовательно, управление фонда входит в число органов исполнительной власти и в соответствии с пунктом 14 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.91 № 1738-1 «О плате за землю» обладает правом на льготу в отношении земель, предоставляемых для обеспечения деятельности органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

         При изложенных обстоятельствах суд считает, что оспариваемое решение налогового органа не соответствует положениям Налогового кодекса РФ и Закона Российской Федерации «О плате за землю», а также нарушает законные права Управления ПФР, в связи с чем подлежит признанию недействительным.

В соответствии со статьей 104 АПК РФ в связи с удовлетворением заявленных требований и освобождением налогового органа от уплаты в бюджет государственной пошлины последняя подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167, 170, 200, 201 Арбитражного

процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

             признать не соответствующим положениям Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации «О плате за землю» и недействительным решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Вологодской области от 29.09.2005 № 1743 о привлечении Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Грязовецком районе Вологодской области к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

            Решение суда подлежит немедленному исполнению.

            Обязать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 1 по Вологодской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Грязовецком районе Вологодской области.          

            Возвратить Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Грязовецком районе Вологодской области из  федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 руб., перечисленную по платежному поручению № 467 от 02.11.2005.

             Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Вологодской области в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                                                       Т.В. Маганова