АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
13 января 2005 года г. Вологда Дело № А13- 9506/2005-27
Резолютивная часть решения объявлена 28 декабря 2005 года.
Полный текст решения изготовлен 13 января 2006 года.
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Кудина А.Г. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соколовой И.Е.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Транс – Альфа»
к государственному учреждению - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании частично недействительным решения о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем –плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования от 29.07.2005 № 260,
при участии от заявителя – Лебедевой Е.С. по доверенности от 23.05.2005 № 697, от ответчика - Сурогиной А.А. по доверенности от 27.01.2005 № 88,
у с т а н о в и л:
открытое акционерное общество «Транс – Альфа» (далее – организация, общество, ОАО «Транс-Альфа») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – региональное отделение) от 29.07.2005 № 260 в части непринятия к зачету суммы расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности в размере 41 717 руб.
Заявлением от 18.10.2005 № 1236 общество уточнило заявленные требования в части размера непринятой к зачету суммы, просит признать недействительным решение государственного учреждения - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 29.07.2005 № 260 в части непринятия к зачету суммы расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности в размере 40 851 руб.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнение заявленных требований судом принято, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
В судебном заседании представитель организации поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении и дополнении к нему.
В отзыве на заявление от 05.10.2005 № 05/27736 региональное отделение и его представитель в судебном заседании с требованиями общества не согласились, ссылаясь на то, что решение от 29.07.2005 № 260 соответствует законодательству и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Заслушав объяснения представителей сторон, ознакомившись с письменными доказательствами по делу, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, региональным отделением проведена документальная выездная проверка общества по обязательному социальному страхованию за период с 01.04.2003 по 31.12.2004. По результатам проверки составлен акт документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от 29.06.2004 (далее – акт проверки) и принято решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования от 29.07.2005 № 260. Согласно данному решению не приняты к зачету расходы, произведенные организацией (страхователем-плательщиком единого социального налога) с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию, либо не подтвержденные документами в установленном порядке, в сумме 47 369 руб. Общество с решением регионального отделения в части не принятия к зачету расходов в сумме 40 851 руб. не согласилось, в связи с этим обратилось в суд с заявлением об оспаривании.
Согласно акту проверки от 29.06.2005 и приложению № 2 к нему, в нарушение пункта 69 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 № 13-6, части 1 статьи 8 Федерального закона от 08.02.2004 № 166-ФЗ, пункта 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 № 213, обществом, в состав заработка при исчислении пособий по временной нетрудоспособности работникам, были включены суммы доплат за питание, в связи с чем переплата пособий составила 40 851 руб.
В силу статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Одним из видов страхового обеспечения является пособие по временной нетрудоспособности (пункт 5 части 2 статьи 8 Закона).
Согласно статье 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом.
В настоящее время федеральный закон, устанавливающий порядок и условия выплаты пособий по временной нетрудоспособности в Российской Федерации не принят, по этим вопросам продолжают действовать правовые акты бывшего Союза ССР, не противоречащие Трудовому кодексу Российской Федерации (ст. 423 ТК РФ). Такими актами в настоящее время являются Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 г. N 191 "О пособиях по государственному социальному страхованию", Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденное Постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. N 13-6 (далее - Положение о порядке обеспечения пособиями).
В соответствии с пунктом 68 Положения о порядке обеспечения пособиями в фактическом заработке, из которого исчисляются пособия, учитываются все виды заработной платы, на которые по действующим правилам начисляются взносы на социальное страхование, включая доплаты за совмещение профессий (должностей), в том числе за выполняемые в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены) обязанности временно отсутствующего работника, расширение зон обслуживания или увеличения объема работы, а также доплаты за руководство бригадой, производственной практикой, обучение учеников на производстве, за исключением выплат, указанных в пункте 69 настоящего Положения.
Согласно пункту 69 указанного положения в сумму заработка, из которого исчисляются пособия, не включаются следующие виды заработка: а) заработная плата за работу, произведенную в сверхурочное время, включая и доплату за эту работу; в) доплата за работу, не входящую в обязанности рабочего или служащего по основной работе; г) заработная плата за дни простоя, за время очередного и дополнительных отпусков, за время военного учебного или поверочного сбора, выполнения государственных или общественных обязанностей; е) выплаты единовременного характера, не обусловленные действующей системой оплаты труда (единовременные премии, компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие и другие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год» в 2004 году пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам исчисляются из среднего заработка работника по основному месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, с учетом непрерывного трудового стажа и иных условий, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании. Исчисление среднего заработка осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат.
Положением об оплате труда и премированию работников предприятия (ОАО «Транс-Альфа»), утвержденного 28.06.2004 определено, что в состав фонда заработной платы (ФЗП) включается фонд основной заработной платы труда (ФОЗ) и фонд доплат и надбавок (ФДН)(система доплат и надбавок приведена в главе 5 настоящего положения) (пункт 2.1). В разделе 5.3 главы 5 указанного положения предусмотрена доплата за питание, суть оплата ежедневных обедов работникам предприятия в размере, предусмотренном пунктом 5.3.1.
Аналогичная доплата за питание была предусмотрена пунктом 11.6 раздела 11 (система стимулирующих выплат) Положения по оплате труда и премированию работников предприятия, утвержденного 30.12.2002 и действовавшего до указанного выше положения.
Представленные в дело положения об оплате труда работников общества свидетельствуют о том, что доплата за питание является составной частью системы оплаты труда. Следовательно, обществом правомерно, в состав заработка при исчислении пособий по временной нетрудоспособности работникам, были включены суммы указанных доплат за питание.
Довод регионального отделения со ссылками на статьи 129, 164, 144 ТК РФ о том, что указанная доплата в виде оплаты ежедневных обедов, производимая работникам ОАО «Транс-Альфа», не соответствует понятию «оплата труда» отклоняется судом по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда - система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами (абзац 1). Заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера (абзац 2).
Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются: работникам организаций, финансируемых из бюджета, - соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами; работникам организаций со смешанным финансированием (бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской деятельности) - законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций; работникам других организаций - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.
Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников.
Доплата за питание, как выплата стимулирующего характера, предусмотрена локальными нормативными актами организации, что не противоречит указанным нормам Трудового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, указанные выплаты (доплата за питание) включены обществом в налоговую базу по единому социальному налогу в 2003, 2004 годах. Данное обстоятельство подтверждается отчетами по видам начислений и удержаний за 2003, 2004 годы, декларациями по единому социальному налогу за 2003, 2004 годы, региональным отделением не оспаривается.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Поскольку обществом нарушений действующего законодательства Российской Федерации при произведении расходов на обязательное социальное страхование не допущено, у регионального отделения отсутствовали правовые основания для вынесения решения об отказе в принятии к зачету расходов по социальному страхованию в сумме 40 851 руб.
При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению.
В связи с удовлетворением заявленных требований, согласно пункту 5 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, уплаченная платежным поручением от 26.08.2005 № 1587 в сумме 2 000 руб. подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167-170, 201, 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
р е ш и л:
признать недействительным и несоответствующим Федеральному закону от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» решение государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 29.07.2005 № 260 о непринятии к зачету расходов, произведенных открытым акционерным обществом «Транс-Альфа» на цели обязательного социального страхования в части непринятия к зачету суммы расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности в размере 40 851 руб.
Государственному учреждению - Вологодскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества «Транс-Альфа».
Возвратить заявителю из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную платежным поручением от 26.08.2005 № 1587 в сумме 2 000 руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Вологодской области в течение одного месяца после его принятия.
Судья А.Г.Кудин