НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Вологодской области от 06.11.2013 № А13-4417/13

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

11 ноября 2013 года

город Вологда

Дело № А13-4417/2013

Резолютивная часть решения объявлена 06 ноября 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 11 ноября 2013 года.

Арбитражный суд Вологодской области в составе: судьи Курпановой Н.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Неклюдовой О.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Вытегорского государственного предприятия Вологодской области по эксплуатации коммунальных, электрических и тепловых сетей к Управлению социальной защиты населения Вытегорского муниципального района, субъекту Российской Федерации – Вологодская область в лице Департамента финансов Вологодской области, Департаменту социальной защиты населения Вологодской области, муниципальному образованию «Вытегорский муниципальный район» в лице финансового управления о взыскании 190476рублей 05 копеек,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Администрация Вытегорского муниципального района,

при участии от Управления социальной защиты населения начальник Крутцовой Г.К., от субъекта РФ Вологодская область в лице Департамента финансов Вологодской области Колесниченко Н.С. по доверенности от 09.01.2013; от финансового управления Вытегорского муниципального района Заика С.Е. по доверенности от 17.09.2013;

у с т а н о в и л:

Вытегорское государственное предприятие Вологодской области по эксплуатации коммунальных электрических и тепловых сетей (далее – ГП ВО «Вытегорская ЭТС», ОГРН 1023502089709, место нахождения: Вологодская обл., г. Вытегра, ул. Кирова, д. 6) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к Управлению социальной защиты населения Вытегорского муниципального района (далее – Управление социальной защиты населения, ОГРН 1023502091205, место нахождения: Вологодская обл., г. Вытегра, пр. Советский, д. 17) о взыскании 190476рублей 05 копеек, из них: 153788 рублей задолженности по счету-фактуре от 30.04.2010 № 497 и 36688 рублей 05 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.06.2010 по 22.04.2013.

Определением суда от 30 июля 2013 года к участию в деле в качестве соответчиков по делу привлечены: Департамент финансов Вологодской области; Департамент социальной защиты населения Вологодской области; муниципальное образование «Вытегорский муниципальный район» в лице финансового управления. Так же указанным определением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Вытегорского муниципального района.

Определением от 15 октября 2013 года произведена замена ненадлежащего ответчика – Департамента финансов Вологодской области на субъект Российской Федерации - Вологодская область в лице Департамента финансов Вологодской области (далее – субъект РФ – Вологодская область).

В дальнейшем истец уточнил заявленные требования, просит взыскать с надлежащего ответчика 190476рублей 05 копеек, из них: 153788 рублей задолженности по счету-фактуре от 30.04.2010 № 497 и 36688 рублей 05 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.06.2010 по 22.04.2013.

В данное судебное заседание истцом направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя, требования поддерживают в полном объеме.

Представитель субъекта РФ - Вологодская область заявленные требования считает необоснованными, полагает, что Вологодская область как главный распорядитель средств исполнила свои обязательства полностью и надлежащим образом по представленным документам муниципального образования «Вытегорский муниципальный район», в дальнейшем обращений от данного органа не поступало.

Управление социальной защиты населения в отзыве на исковое заявление и представитель в судебном заседании заявленные требования отклонили, указав, что не являются распорядителем спорных денежных средств, поступившие на их счет средства распределены в полном объеме. Одновременно подтвердили факт невозмещения истцу требуемых им денежных средств и обоснованность заявленных истцом требований.

Муниципальное образование «Вытегорский муниципальный район» в отзыве на исковое заявление и представитель в судебном заседании требования истца отклонили указав, что источником выплаты дополнительных субсидий являлась субвенция из областного бюджета, поступавшая в районный бюджет. Все поступившие в районный бюджет суммы перечислены на счет ГП ВО «Вытегорская ЭТС». При этом, в связи с внесением в областной бюджет поправок указанная в исковом заявлении сумма из областного бюджета не поступала, в связи с чем и не была перечислена истцу. Пояснили, что ежегодно направляли в Департамент финансов Вологодской области справочные таблицы к отчету об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, из которых следовало о недостаточности выделенных денежных средств. Полагают, что надлежащим ответчиком по данному делу является субъект РФ - Вологодская область.

Департамент социальной защиты населения Вологодской области в отзыве на исковое заявление требования истца также отклонили, сославшись на то, что не являлись распорядителем денежных средств, ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

Администрация Вытегорского муниципального района в отзыве на исковое заявление указывает, что, по их мнению, надлежащим ответчиком является субъект РФ – Вологодская область. Ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

Дело рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, представленные документы, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично за счет субъекта РФ - Вологодская область.

Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 10 Постановления Правительства Вологодской области от 17.01.2005 № 40 (с последующими изменениями) «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» финансирование дополнительных субсидий муниципальным образованиям области и городскому округу «Город Череповец» осуществлялось в период 2008-2010 годов в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций местным бюджетам. Данное постановление действовало до 01.05.2010 и признано утратившим силу с 01.05.2010 связи с принятием постановления правительства Вологодской области от 16.04.2010 № 402 (вступило в силу с 01.05.2010).

В соответствии с Порядком и условиями предоставления дополнительных субсидий уполномоченный орган (Управление социальной защиты населения) заключало договоры с организациями, предоставляющими гражданам жилищно-коммунальные услуги и в соответствии с данными договорами производило перечисление средств организациям за предоставленные услуги в пределах лимитов, утвержденных Администрацией района.

Между Управлением социальной защиты населения и ГП ВО «Вытегорская ЭТС» 01.01.2010 был заключен договор на возмещение расходов, связанных с предоставлением дополнительных субсидий, финансируемых из областного бюджета на оплату жилого помещения и отопления отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках, расположенных на территории муниципального образования.

Поскольку затраты, связанные с предоставлением льгот данной категории за апрель 2010 года не компенсированы, ГП ВО «Вытегорская ЭТС» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно статье 159 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Данной статьей также определены случаи предоставления субсидий, круг лиц, имеющих право на их получение, порядок предоставления, установления их размера, а также финансирования соответствующих расходов, понесенных в связи с их предоставлением.

В соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Законом Вологодской области от 17.12.2007 № 1718-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере труда и социальной защиты населения области» (в редакции, действовавшей до 01.05.2010) отдельными государственными полномочиями по предоставлению дополнительных субсидий, были наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа «Город Череповец». Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматривались законом области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций.

Финансирование на оплату дополнительных субсидий до 01.05.2010 осуществлялось за счет средств областного бюджета, направляемых на предоставление дополнительных субсидий муниципальным районам области, в том числе муниципальному образованию «Вытегорский муниципальный район» на основании отчетов, предоставляемых ежемесячно Управлением социальной защиты населения в финансовое управление Вытегорского муниципального района.

В силу части 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статьи 16, 1069 ГК РФ).

В случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 ГК РФ).

Как следует из материалов дела, факт предоставления льгот и размер понесенных истцом расходов в заявленной сумме подтверждены материалами дела, в том числе предоставленным Управлением социальной защиты населения реестром на компенсацию затрат по предоставлению дополнительных субсидий на оплату жилья и отопления в соответствии с постановлением Правительства Вологодской области от 17.01.2005 № 40 с указанием списка лиц, которым предоставлены услуги, актом приемки оказанных услуг между Управлением социальной защиты населения и ГП ВО «Вытегорская ЭТС» на сумму 190 581 рубль 53 копейки и частичным перечислением денежных средств по данному счету в размере 36 793 рубля 63 копейки.

Согласно приложению № 22 к закону области «О внесении изменений в закон области «Об областном бюджете на 2010 год» (распределение субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов)) на 2010 год на передаваемые полномочия в области социальной политики, Вытегорскому району были выделены субвенции на обеспечение ежемесячных денежных выплат, в том числе дополнительных выплат на оплату жилья и отопления отдельным категориям граждан, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках в размере 2277,7 тыс. рублей. В дальнейшем, в течение года были внесены поправки в областной бюджет и выделенная для данных целей сумма была скорректирована до 2123,9 тыс. рублей, которые и были предоставлены областным бюджетом в адрес муниципального образования «Вытегорский муниципальный район» для выплаты дополнительных субсидий. В результате данных поправок, муниципальный бюджет недополучил предъявляемую истцом к взысканию сумму и, как следствие, не смог перечислить данную сумму Управлению социальной защиты, а в последующем ГП ВО «Вытегорская ЭТС».

Как следствие, на момент окончания действия Постановления Правительства Вологодской области № 40, Вологодская область имела задолженность перед бюджетом муниципального образования «Вытегорский муниципальный район» по финансированию дополнительных выплат на оплату жилья и отопления отдельным категориям граждан, которые документально подтверждены.

Поскольку в результате оказания услуг, истец понес убытки, они подлежат возмещению в силу статей 16, 1069 ГК РФ.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.

В силу пункта 19 постановления Пленума № 23 при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.2 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.

Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Поскольку в соответствии с Постановлением Правительства Вологодской области от 17.01.2005 № 40 с последующими дополнениями и изменениями дополнительные субсидии финансируются за счет средств областного бюджета, требования истца к субъекту Российской Федерации - Вологодская область в отношении суммы убытков, возникших в связи с исполнением указанного выше постановления в размере 153 788 рублей являются правомерными.

Ссылка представителей субъекта РФ - Вологодская область на то, что Вытегорский муниципальный район не предоставлял им данных о имеющейся задолженности по рассматриваемым субсидиям опровергаются представленными в материалы дела документами, а именно ежегодно предоставляемыми муниципальным районом отчетами, в том числе лицевым счетом получателя средств областного бюджета на 31.10.2010, из которых следует о недофинансировании суммы 153 788 рублей по социальному обеспечению.

Как следствие, предъявляемые истцом убытки в размере 153 788 рублей должны быть возмещены за счет субъекта Российской Федерации – Вологодской области.

На основании пункта 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с пунктом 1 статьи 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.

Если убытки, причиненные кредитору неправомерным пользованием его денежными средствами, превышают сумму процентов, причитающуюся ему на основании пункта 1 указанной статьи, он вправе требовать от должника возмещения убытков в части, превышающей эту сумму (пункт 2 статьи 395 ГК РФ).

В пункте 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что проценты, предусмотренные пунктом 1 статьи 395 ГК РФ, подлежат уплате независимо от того, получены ли чужие денежные средства в соответствии с договором либо при отсутствии договорных отношений. Как пользование чужими денежными средствами следует квалифицировать также просрочку уплаты должником денежных сумм за переданные ему товары, выполненные работы, оказанные услуги. Вместе с тем следует иметь в виду, что по отношению к убыткам проценты, так же как и неустойка, носят зачетный характер.

По смыслу приведенных норм проценты за пользование чужими денежными средствами и убытки являются видами ответственности за нарушение обязательства, по отношению к убыткам названные проценты носят зачетный характер.

В пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.1998 № 13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами" определено, что в том случае, когда суд возлагает на сторону обязанность возместить вред в деньгах, на стороне причинителя вреда возникает денежное обязательство по уплате определенных судом сумм. С момента, когда решение суда вступило в законную силу, если иной момент не указан в законе, на сумму, определенную в решении при просрочке ее уплаты должником, кредитор вправе начислить проценты на основании пункта 1 статьи 395 ГК РФ.

Следовательно, требование о возмещении убытков не является денежным (долговым) обязательством, несмотря на то, что определяется заявителем в денежном эквиваленте. На стороне причинителя убытков возникает денежное обязательство, но не в момент причинения вреда или обращения заинтересованной стороны с иском в суд, а с момента, когда решение суда о возложении на сторону обязанности возместить убытки в деньгах вступило в законную силу, если иной момент не указан в законе.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 36 688 рублей 05 копеек надлежит отказать.

В удовлетворении исковых требований к Управлению социальной защиты населения, Департаменту социальной защиты населения Вологодской области, муниципальному образованию «Вытегорский муниципальный район» в лице финансового управления надлежит отказать, так как данные лица не являются надлежащими ответчиками по данному делу.

При обращении с иском в суд истцу предоставлялась отсрочка уплаты госпошлины до рассмотрения дела по существу.

Поскольку субъект Российской Федерации Вологодская область освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, госпошлина с удовлетворенной за его счет суммы взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 167-171, 176, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л:

взыскать с Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области за счет казны Вологодской области в пользу Вытегорского государственного предприятия Вологодской области по эксплуатации коммунальных электрических и тепловых сетей 153 788 рублей убытков. В остальной части заявленных требований отказать.

В удовлетворении исковых требований к Управлению социальной защиты населения Вытегорского муниципального района, Департаменту социальной защиты населения Вологодской области, муниципальному образованию «Вытегорский муниципальный район» в лице финансового управления отказать.

Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.

Судья

Н.Ю. Курпанова