НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Вологодской области от 06.07.2020 № А13-1995/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

31 августа 2020 года                      г. Вологда                  Дело № А13-1995/2020

Резолютивная часть решения изготовлена 06 июля 2020 года.

Полный текст решения изготовлен 31 августа 2020 года.

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Парфенюка А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хромцовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Вологда» к Государственной жилищной инспекции Вологодской области об оспаривании постановления от 29.01.2020 № 38 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «ЧМХС РЭУ»,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Вологда» (далее – общество, ООО «Газпром теплоэнерго Вологда») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Вологодской области (далее – Инспекция) от 29.01.2020 № 38 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В обоснование требований заявитель сослался на отсутствие нарушений режима теплоснабжения при отоплении многоквартирного дома № 16 по улице Комсомольская города Череповца. Заявитель указал, что минимальное значение температуры на источнике тепловой энергии установлено температурным графиком регулирования отпуска тепловой энергии на источнике ПАО «Северсталь». Согласно графику при температуре наружного воздуха на момент замера (10.01.2020 в 09 час. 00 мин), равной 0 °С, температура на подаче от источника должна составлять 75 °С, фактически составила 73,5 °С. Отклонение от установленного значения составило 1,5 °С (2% от 75 °С). Параметры теплоносителя на границе эксплуатационной ответственности многоквартирного дома 10.01.2020 соответствовали температурному графику регулирования отпуска тепловой энергии от источника ПАО «Северсталь». На момент замера 10.01.2020 в 09 час. 00 мин. температура теплоносителя на вводе в тепловой пункт многоквартирного дома составила 72°С. Данная температура теплоносителя, по мнению заявителя, достаточна для обеспечения нормируемой температуры в любых комнатах многоквартирного дома. Ссылаясь на положения пункта 6.2.58 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, заявитель считает, что минимальная температура воды в подающем трубопроводе сети предусматривается для спорного многоквартирного дома не ниже 70°С; отклонение температуры в подающем трубопроводе на источнике допускается в размере ±3%. В связи с чем, заявитель считает, что требование обеспечить нормируемое значение температуры теплоносителя не имеет оснований.

Инспекция в отзыве на заявление требования общества отклонила, сослалась на законность и обоснованность оспариваемого постановления. Инспекция указала, что 10.01.2020 при температуре наружного воздуха + 1 °С произведен осмотр системы теплоснабжения многоквартирного дома № 16 по улице Комсомольская города Череповца, подача теплоносителя на который производится с котельной ПАО «Северсталь». Специалистами отдела муниципального жилищного контроля контрольно-правового управления мэрии г.Череповца произведены замеры температуры теплоносителя на границе балансовой принадлежности и температуры внутреннего воздуха в жилых помещениях дома. В результате установлено, что температура на вводе в тепловой пункт (Тпод) составляет 72,5 °С, на выходе из теплового пункта (Тобр) - 46,4°С; температура на систему отопления (Тпод) - 61°С, из системы отопления (Тобр) - 41,6°С; температура внутреннего воздуха в угловой комнате № 5, 6 квартиры № 2 вышеуказанного дома составила 20°С. Инспекция указала, что обществом не обеспечена температура теплоносителя для надлежащей температуры внутреннего воздуха в угловой комнате № 5,6 квартиры № 2 спорного дома, которая, по мнению Инспекции установлена положениями пункта 15 приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, пунктом 3 названных Правил и составляет в угловых комнатах +22°С.

Определением от 08.06.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «ЧМХС РЭУ» (далее – ООО «ЧМХС РЭУ»).

ООО «ЧМХС РЭУ» отзыв на заявление не представило.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили. Заявитель в ходатайстве от 29.06.2020 просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в отсутствие представителей заявителя, Инспекции и третьего лица.

Исследовав письменные доказательства по делу, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Как видно из материалов дела, в период с 10.01.20120 по 15.01.2020 должностным лицом Инспекции на основании распоряжения от 30.12.2019 № 1746 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований при предоставлении коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению многоквартирного дома № 16 по улице Комсомольская города Череповца (далее – многоквартирный дом).

Поводом для проведения проверки послужило коллективное обращение жителей многоквартирного дома (л.д.95-96), которое письмом прокуратуры города Череповца от 01.12.2019 № 1р/2019 направлено для рассмотрения в Инспекцию.

По результатам проверки составлен акт проверки от 15.01.2020 № 1746-35/1.

Инспекцией в ходе проверки установлено, что подача теплоносителя для оказания коммунальной услуги по теплоснабжению осуществляется от котельной ПАО «Северсталь».

 В ходе указанной проверки выявлено, что подача теплоносителя на многоквартирный дом осуществляется от котельной ПАО «Северсталь». ООО «Газпром теплоэнерго Вологда» 10.01.2020 не обеспечена температура теплоносителя для создания надлежащей температуры внутреннего воздуха в угловой комнате № 5,6 квартиры № 2 многоквартирного дома. При температуре наружного воздуха +1°С температура теплоносителя на границе эксплуатационной ответственности (в тепловом пункте многоквартирного дома) составляет: на вводе в тепловой пункт (Тпод) +72,5 °С; на выходе из теплового пункта (Тобр) +46,4°С; на систему отопления (Тпод) +61°С; из системы отопления (Тобр) +41,6°С). Данные температурные параметры теплоносителя не соответствуют температурному графику регулирования отпуска тепловой энергии от источников ПАО «Северсталь» (с температурным срезом). Согласно названному графику при температуре наружного воздуха от -3°С до +10°С температура теплоносителя от источника тепла должна быть на выходе 75°С. В результате обществом допущено нарушение нормативного уровня обеспечения населения коммунальной услугой по отоплению (пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, пункт 15 приложения № 1 к названным Правилам). Фактически на указанную дату температура внутреннего воздуха в угловой комнате № 5,6 квартиры № 2 многоквартирного дома составила +20°С.

По данному факту в отношении общества составлен протокол от 17.01.2020 № 1746/1 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ.

Начальник управления государственного жилищного надзора - заместитель начальника Государственной жилищной инспекции Вологодской области рассмотрев дело об административном правонарушении, вынес постановление от 29.01.2020 № 38 о привлечении ООО «Газпром теплоэнерго Вологда» к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, которым обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5000 руб.

Считая вышеуказанное постановление незаконным, общество оспорило его в арбитражный суд.

В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно статье 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Объектом названного правонарушения являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.

Объективная сторона выражается в совершении действия (бездействия), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Субъектом ответственности по статье 7.23 КоАП РФ является не только исполнитель коммунальной услуги, но и любое лицо, участвующее в процессе обеспечения населения коммунальными услугами, обязанное поддерживать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами, то есть в данном случае общество.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2018 № 14АП-8920/2018 по делу № А66-9904/2018.

 В силу части 3 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) устанавливающей основные начала жилищного законодательства, жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения, в том числе по поводу предоставления коммунальных услуг.

В силу пункта 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

Пунктом 2 Правил № 354 понятие "коммунальные услуги" определено как осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); "исполнителем" признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; под "ресурсоснабжающей организацией" понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод).

Как следует из подпункта «е» пункта 4 Правил № 354, коммунальная услуга по отоплению представляет собой подачу по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к названным Правилам.

На основании подпункта «д» пункта 3 Правил № 354, качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в Приложении № 1 к названным Правилам.

В силу пункта 15 приложения 1 к Правилам № 354 должна быть обеспечена нормативная температура воздуха в жилых помещениях в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2000). Допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3 °C; снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.

Инспекцией в ходе проверки установлено, что подача теплоносителя для оказания коммунальной услуги по теплоснабжению осуществляется от котельной ПАО «Северсталь». Конкретные температурные параметры теплоносителя определены в температурном графике регулирования отпуска тепловой энергии от источников ПАО «Северсталь» и зависят от температуры наружного воздуха. Температурный график регулирования отпуска тепловой энергии от водогрейной котельной № 2 ТСЦ УГЭ ПАО «Северсталь» на город (с температурным срезом) утвержден заявителем и принят в соответствии с дополнительным соглашением от 23.01.2018 № 1 к договору от 02.08.2016 № ЭТ6074 (л.д.39, 40). ООО «Газпром теплоэнерго Вологда» 10.01.2020 не обеспечена температура теплоносителя для создания надлежащей температуры внутреннего воздуха в угловой комнате № 5,6 квартиры № 2 многоквартирного дома. На момент проверки в указанной комнате выявлено отклонение температуры внутреннего воздуха в сторону снижения от нормативного значения на 2°C (данная температура составила +20°С), вследствие чего Инспекцией правомерно сделан вывод о нарушении обществом вышеприведенных требований Правил № 354 и нарушении нормативного уровня обеспечения населения коммунальными услугами.

Климатические параметры холодного периода года при применении положений пункта 15 приложения 1 к Правилам № 354 обоснованно приняты Инспекцией в соответствии с таблицей 3.1 «Климатические параметры холодного периода года» СП 131.13330.2018 «СНиП 23-01-99* Строительная климатология» для Вологодской области (обеспеченностью 0,92).

Событие правонарушения зафиксировано в протоколе об административном правонарушении от 17.01.2020 № 1746/1 и подтверждается материалами дела, в том числе составленным должностными лицами отдела муниципального жилищного контроля контрольно-правового управления мэрии города Череповца актом проведения измерений параметров микроклимата от 10.01.2020 (л.д.102).

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае общество имело возможность для соблюдения требований установленных нормативов обеспечения населения коммунальными услугами, но не предприняло всех необходимых мер для их соблюдения.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.

Ссылка заявителя в обоснование доводов о соблюдении им требования обеспечить нормируемое значение температуры теплоносителя на положения абзаца второго пункта 6.2.58 Правил № 115 и абзаца третьего пункта 6.2.59 названных Правил, не принимается судом во внимание по следующим основаниям.

Положениями пункта 6.2.58 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 (далее – Правила № 115), предусмотрено, что для двухтрубных водяных тепловых сетей в основе режима отпуска теплоты предусматривается график центрального качественного регулирования.

При наличии нагрузки горячего водоснабжения минимальная температура воды в подающем трубопроводе сети предусматривается для закрытых систем теплоснабжения не ниже 70 град. С; для открытых систем теплоснабжения горячего водоснабжения не ниже 60 град. С.

В соответствии с пунктом 6.2.59 Правил № 115 температура воды в подающей линии водяной тепловой сети в соответствии с утвержденным для системы теплоснабжения графиком задается по усредненной температуре наружного воздуха за промежуток времени в пределах 12 - 24 ч, определяемый диспетчером тепловой сети в зависимости от длины сетей, климатических условий и других факторов.

Отклонения от заданного режима на источнике теплоты предусматриваются не более:

- по температуре воды, поступающей в тепловую сеть, - +/- 3%;

- по давлению в подающем трубопроводе, - +/- 5%;

- по давлению в обратном трубопроводе, - +/- 0,2 кгс/см2.

Отклонение фактической среднесуточной температуры обратной воды из тепловой сети может превышать заданную графиком не более чем на +5%. Понижение фактической температуры обратной воды по сравнению с графиком не лимитируется.

Вышеприведенные нормы регулируют вопросы разработки упомянутого в абзацах первых пунктов 6.2.58, 6.2.59 Правил № 115 графика центрального качественного регулирования режима отпуска теплоты, подлежащего утверждению для конкретной системы теплоснабжения.

Как указано выше, в данном случае температурный график регулирования отпуска тепловой энергии от водогрейной котельной № 2 ТСЦ УГЭ ПАО «Северсталь» на город (с температурным срезом) утвержден заявителем и принят в соответствии с дополнительным соглашением от 23.01.2018 № 1 к договору от 02.08.2016 № ЭТ6074 (л.д.39, 40).

Следовательно, заявитель как сторона договора утвердил качественные характеристики, которым должна соответствовать подаваемая тепловая энергия для конкретной системы теплоснабжения.

Доказательства, позволяющие бесспорно установить несоответствие названного температурного графика требованиям Правил № 115, в материалы дела не представлены.

В связи с чем, Инспекция при вынесении оспариваемого постановления правомерно руководствовалась требованиями вышеуказанного температурного графика при исследовании вопроса принятии заявителем необходимых мер для обеспечения температуры теплоносителя в целях создания надлежащей температуры внутреннего воздуха в угловой комнате № 5,6 квартиры № 2 спорного многоквартирного дома.

Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, регламентированной нормами КоАП РФ, судом не установлено.

Наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.

При указанных обстоятельствах обжалуемое постановление Инспекции от 29.01.2020 № 38 вынесено законно и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л:

в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Вологда» (ОГРН 1023502295442; ИНН 3523011161; место нахождения: Вологодская область, город Череповец, улица Пролетарская, дом 59) о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Вологодской области от 29.01.2020 № 38 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в  течение десяти дней после его принятия.

Судья                                                                                                    А.В. Парфенюк