НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Вологодской области от 05.10.2015 № А13-4429/15

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

06 октября 2015 года                     город Вологда              Дело № А13-4429/2015

Резолютивная часть решения объявлена 05 октября 2015 года.

Полный текст решения изготовлен 06 октября 2015 года.

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Селивановой Ю.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кусковой О.В., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Строительное управление -740» об оспаривании постановления от 25.03.2015 № 32-д о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

с участием представителей от заявителя – Степановой Н.В. по доверенности от 28.09.2015, от Инспекции – Смирнова С.Д. по доверенности от 04.03.2015, Архиповой М.В. по доверенности от 28.09.2015,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Строительное управление -740» (далее – общество, ООО «Строительное управление -740», ООО «СУ-740») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением об оспаривании постановления Инспекции государственного строительного надзора Вологодской области (далее – Инспекция) от 25.03.2015 № 32-д о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В обоснование требований общество в заявлении и его представитель в судебном заседании сослались на представление всех запрашиваемых документов.

Инспекция в отзыве на заявление отклонила требования заявителя, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Исследовав письменные доказательства по делу, заслушав представителей сторон, арбитражный суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, должностным лицом Инспекции госстройнадзора области на основании распоряжения от 24.12.2014 № 103 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ООО «Строительное управление-740» законодательства Российской Федерации в области долевого строительства.

В связи с проведением проверки Инспекцией в адрес ООО  Строительное управление-740» направлен запрос от 25.12.2014 № 07-02/01-20/2673 о  предоставлении в течение 10 рабочих дней со дня его получения заверенных копий следующих документов:

1. Копию документа, подтверждающего назначение руководителя  на должность.

2. По состоянию на 30.09.2014 сведения по всем договорам, связанным с

привлечением денежных средств участников строительства для строительства том числе по договорам участия в долевом строительстве, предварительным договорам купли-продажи, договорам инвестирования, включая договоры,  заключенные по поручению), по вышеуказанным объектам с указанием следующей информации по каждому договору:   номер договора, дополнительного соглашения; дата подписания; дата государственной регистрации (при наличии);наименование    объекта   долевого   строительства   (квартира,   нежилое помещение, номер); информации об участнике строительства; цена договора (подвести итог всего по графе);   срок передачи объекта долевого строительства участнику строительства предусмотренный договором;  количество денежных средств, поступивших по договору (подвести итог всего по графе); информация об исполнении застройщиком обязательств по договору (в случае если получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию), подвести итоги по графам «количество денежных средств, поступивших по договору» и «цена договора».

3. По вышеуказанным объектам:

заверенные копии документов на земельные участки (свидетельство
собственности на земельный участок или договор аренды,
зарегистрированный в УФРС, постановление соответствующего органа о
предоставлении в аренду земельного участка для строительства объектов),

- заверенные копии сводного сметного расчета либо иные заверенные
документы изсостава проектной документации, обосновывающие использование
денежных средств участников долевого строительства на цели, не предусмотренные пунктами 2, 3, 4, 5, 6, 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных  домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (за исключением затрат на строительно-монтажные работы).

4. Документы, касающиеся бухгалтерского учета организации, в том числе:

4.1.   По  состоянию  на  30.09.2014  года  расшифровку: бухгалтерского баланса: 1150 «Основные средства, в том числе строительство объектов основных средств» с выделением стоимости отдельных объектов; 1230 Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются течение 12 месяцев после Отчетной даты)» с выделением задолженности участников долевого строительства по отдельным объектам; 1410 «Заемные средства» с выделением задолженности перед участниками долевого строительства и другими инвесторами по отдельным объектам; 1510 «Заемные средства» с выделением задолженности перед участниками долевого строительства и другими инвесторами по отдельным объектам; 1520 «Кредиторская задолженность» с выделением задолженности участниками долевого строительства и другими инвесторами по отдельным объектам; 1550 «Прочие обязательства».

 4.2. Сведения об остатках по аналитическим счетам бухгалтерского учета в развернутом виде на 30.09.2014, а также сведения об оборотах по аналитическим счетам бухгалтерскою учета за 9 месяцев 2014 года (в форме оборотно-сальдовой ведомости или в иной форме).

4.3. Заверенные копии регистров бухгалтерского учета с начала строительства по 30.09.2014 по 3-х этажному и 16-этажному жилым домам по Детскому  пер., 11 (оборотно-сальдовая ведомость, карточка счета, анализ счета):

-        по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» или иному счету
бухгалтерского учета, отражающему затраты на строительство по объектам строительства. Копии КС-2, КС-З о выполненных работах по каждому жилому дому или иные бухгалтерские документы, подтверждающие затраты по выполненным работам (оказанным услугам, поставленным материалам и т.д.);

-по счету 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками», иным счетам бухгалтерского учета, отражающим расчеты за выполненные работы (оказанные услуги, поставленные материалы и т. д.) при строительстве объекта с расшифровкой по подрядчикам (поставщикам), договорам;

-по счету 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами», иным счетам бухгалтерского учета, отражающим движение денежных средств, привлеченных строительство объектов, с расшифровкой по дольщикам, инвесторам, кредиторам;

-по счету 86 «Целевое финансирование)», иным счетам бухгалтерского учета, отражающим обязательства по договорам, предусматривающим привлечение денежных средств на строительство жилья, объектов торговли с расшифровкой по дольщикам, инвесторам, кредиторам и т.д.

5. Заверенные копии регистров бухгалтерского учета на 30.09.2014:

- по счету 66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты
по
долгосрочным кредитам и займам» или иным счетам бухгалтерского учета, отражающим расчеты (обязательства) по кредитам и займам. Копии договоров займа.

Запрос о предоставлении документов получен обществом 26.12.2014.

В ходе проверки направленных обществом по запросу документов Инспекция  пришла к выводу о представлении ООО «Строительное управление -740»  документов, подтверждающих расходование денежных средств на строительство жилых домов по Детскому пер , 11 не в полном объеме.

По данному факту оставлен акт проверки от 29.01.2015 № 60-АД и главным специалистом областного отдела государственного надзора Инспекции в отношении общества составлен протокол от 11.03.2015 № 34-Д об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.28 КоАП РФ.

В протоколе об административной правонарушении установлено, что  застройщик  ООО «Строительное управление-740» осуществляет строительство: 16-этажного 52-квартирного жилого дома со строительным объемом 18825,316 куб.м, на основании разрешения на строительство №RU35327000-253 от 15.09.2014; 3-этажного 24-квартирного жилого дома со строительным объемом 6995,0 куб.м, на основании разрешения на строительство №RU 35327000-25 от 15.09.2014,  расположенных по адресу: г. Вологда, Детский пер. (вблизи дома №11), с привлечением денежных средств участников долевого строительства.     Застройщиком по запросу Инспекции от 25.12.2014 представлены документы, подтверждающие расходование денежных средств на строительство жилых домов по Детскому пер., 11, не в полном объеме.

Согласно представленной оборотно-сальдовой ведомости по счету 08.03 «Строительство объектов основных средств» по жилым домам по Детскому пер., 11 на 30.09.2014 года стоимость незавершенного строительства составляет:

1. По 16-этажному жилому дому- 28 277,379 тыс. руб., прочие расходы- 70,332 тыс. руб. (в том числе: 170,0 тыс.руб.- дебетовый остаток на начало периода по счету 08.03 ОСВ за 9 месяцев 2014 - не раскрыт, документы, подтверждающие затраты, принятые к бухгалтерскому учету не представлены).

1.1. Согласно представленной карточке счета 08.03 за 9 месяцев 2014 отражены затраты по земельным участкам в сумме 19 927,56 тыс. руб., в том числе:

-с кадастровым номером 35:24:0401005:74 в сумме 19 060,0 тыс. руб.

- с кадастровым номером 35:24:0401005:162 в сумме 785,56 тыс. руб.,

Согласно договору купли-продажи стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401005:74 составляет 19 000,0 тыс. рублей, разница стоимости составляет 60,0 тыс. руб. (60,0 =19 060,0 - 19 000,0).

На земельном участке с кадастровым номером 35:24:0401005:162 строятся оба дома по Детскому пер., 11 (16-этажный и 3-этажный), затраты на приобретение указанного земельного участка по договору купли-продажи составляют 900,0 тыс. руб.  Застройщик распределяет затраты  согласно представленной бухгалтерской справке разделения площадей    в процентном отношении к площади зданий 16-этажного дома (82%) и 3-этажного дома.(18%). При расчете затрат по указанному земельному участку стоимость данного земельного, участка взята в размере 958,0 тыс. руб., разница стоимости составляет 58,0 тыс. руб. (58,0 = 958,0 - 900,0), в том числе по 16-этажному дому 47,56 тыс. руб. (47,56=785,560-738,0*).

Таким образом, застройщик представил документы, подтверждающие затраты на приобретение земельных участков с кадастровыми номерами 35:24:0401005:74, 35:24:0401005:162, не в полном объеме.

1.2.  Согласно представленным копиям формы КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат», формы КС-2 «Акт о приемке выполненных работ» основные объемы работ по строительству жилого дома выполняет подрядчик ООО «СВ строй». Стоимость выполненных работ по КС-3 - 7 038,142 тыс руб. Акты выполненных работ составляются на основании утвержденных застройщиком и согласованных с подрядчиком калькуляций. На документарную проверку калькуляции представлены без подтверждения объемов работ, объемов и стоимости материальных, трудовых затрат, затрат на работу машин и механизмов, заложенных в калькуляции. Таким образом, застройщик представил документы, подтверждающие затраты на строительство, не в полном объеме.

1.3.    Застройщиком представлены счета-фактуры, товарные накладные на приобретение материалов: профлиста С8, песка строительного. Документов, подтверждающих использование указанных материалов на строительство 16- этажного жилого дома не представлено.

2. По 3-этажному жилому дому стоимость незавершенного строительства составляет 6 959,007 тыс. руб., в том числе  прочие расходы - 749,8 тыс. руб.. (749,8 тыс. руб. -дебетовый остаток на начало периода по счету 08.03 ОСВ за 9 месяцев 2014 - не раскрыт, документы, подтверждающие затраты, принятые к бухгалтерскому учету не представлены).

2.1. Согласно представленной карточке счета 08.03 за 9 месяцев 2014 отражены затраты по земельным участкам в сумме 2 768,84 тыс. руб., в том числе:

 - с кадастровым номером 35:24:0401005:162 в сумме 172,44 тыс. руб.,

- с кадастровым номером 35:24:0401005:211 в сумме 2 578,4 тыс. руб.

При расчете затрат по земельному участку с кадастровым номером 35:24:0401005:162 его стоимость взята в размере 958,0 тыс. руб., разница стоимости составляет 58,0 тыс. руб. (58,0 = 958,0 - 900,0), в том числе по 3-этажному дому 10,44 тыс. руб. (10,44=172,44-162,0).

 Согласно договору купли-продажи стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401005:211 составляет 2 500,0 тыс. рублей, разница стоимости  составляет  78,4  тыс.руб.(78,4=  2   578,4  -  2 500,0). 

Таким  образом, застройщик представил документы, подтверждающие приобретение земельных участков с кадастровым номером 35:24:0401005:162, 35:24:0401005:211 не в полном объеме.

2.2.Согласно представленным копиям формы КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат», формы КС-2 «Акт о приемке выполненных работ» основные объемы работ по строительству жилого дома выполняет подрядчик ООО «СВ строй». Стоимость выполненных работ по КС-3 - 3 051,443 тыс. руб. Акты выполненных работ составляются на основании утвержденных застройщиком и согласованных с подрядчиком калькуляций. На документарную проверку калькуляции представлены без подтверждения объемов работ, объемов и стоимости материальных, трудовых затрат, затрат на работу машин и механизмов, заложенных в калькуляции.

Таким образом, застройщик представил документы, подтверждающие затраты на строительство, не в полном объеме.

2.3.Застройщиком представлены счета-фактуры, товарные накладные на приобретение материалов: профлиста С8, щебня фр.20-40, электропровода. Документов, подтверждающих использование указанных материалов на строительство 3-этажного жилого дома не представлено.

В протоколе об административном правонарушении от 11.03.2015 отражено, что  ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 4 статьи 14.28 КоАП РФ.

Начальник Инспекции, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, вынес постановление от 25.03.2015 № 32-д, общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.28 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Считая вышеуказанное постановление Инспекции незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.

В соответствии со статьей 23.64 КоАП РФ, пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», пунктом 3.5.10 Положения об инспекции государственного строительного надзора Вологодской области, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 24.06.2008 №1211, руководители инспекции госстройнадзора по Вологодской области вправе рассматривать от имени органов, осуществляющих контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, дела об административных правонарушениях предусмотренных статьей 14.28 КоАП РФ, а должностные лица инспекции в порядке части 1 статьи 28.3 КоАП РФ, пункта 7 Перечня должностных лиц Инспекции государственного строительного надзора Вологодской области, осуществляющих региональный государственный строительный надзор, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 26.09.2011 № 1194, - составлять соответствующие протоколы об административных правонарушениях.

Согласно части 4 статьи 14.28 КоАП РФ непредставление лицом, деятельность которого связана с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, сведений и (или) документов, которые необходимы для осуществления указанных контроля и надзора и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а равно представление таких сведений и (или) документов не в полном объеме или недостоверных сведений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объективную сторону вмененного административного правонарушения образует непредставление лицом, деятельность которого связана с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, сведений и (или) документов, которые необходимы для осуществления указанных контроля и надзора.

В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закон от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» (далее – Закон № 214-ФЗ) контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого осуществляется данное строительство.

На основании пункта 4 части 6 статьи 23 Закона № 214-ФЗ контролирующий орган вправе получать от лиц, привлекающих денежные средства граждан для строительства, в определенный статьей 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» срок сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ  «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) при проведении государственного контроля юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.

Как следует из материалов дела, на основании разрешений на строительство №RU 35327000-253 от 15.09.2014, №RU 35327000-25 от 15.09.2014 общество осуществляет строительство 16-этажного 52-квартирного жилого дома, и 3-этажного 24-квартирного жилого дома расположенных по адресу: г. Вологда, Детский пер. (вблизи дома №11) с привлечением денежных средств участников долевого строительства и является застройщиком этих домов дома, что не оспаривается лицами, участвующими в деле.

С учетом предмета проверки – соблюдение законодательства в области долевого строительства и расходования денежных средств граждан, привлеченных в строительство, запрос Инспекции от 25.12.2014 содержал требование о представлении документов, касающихся бухгалтерского учета организации по 3-х этажному и 16-этажному домам, в том числе перечислены конкретные документы, подлежащие к представлению (с расшифровками по элементам, статьям затрат, подтверждающие затраты по выполненным работам, оказанным услугам, поставленным материалам, об остатках по аналитическим счетам бухгалтерского учета в развернутом виде).

Таким образом, исходя из формулировки запроса от 25.12.2014 представлению для проверки подлежали документы бухгалтерского учета, раскрывающие и подтверждающие в полном объеме расходование средств граждан на строительство вышеуказанных домов.

Инспекцией при проверке установлено и подтверждается материалами дела, что бухгалтерская документация по строительству жилых домов представлена не в полном объеме, поскольку не отражает  затраты на  приобретение земельных участков  с кадастровыми номерами 35:24:0401005:74,35:24:0401005:162, 35:24:0401005:211 с учетом их стоимости, указанной в договорах купли-продажи  (разница в стоимости 60 тыс. руб, 58 тыс. руб, 78,4 тыс. руб.), не раскрывает дебетовые остатки на начало периода (170, 0 тыс. руб., 749,8 тыс. руб.), не подтверждает затраты на строительство, использование строительных материалов.

Доводы общества об отражении в оборотно-сальдовой ведомости на счете 08.03 в затратах на приобретение земельных участков стоимости расходов на снос жилых строений, разработку технической документации, проектов, государственной пошлины судом отклоняются, поскольку предоставление недостоверных сведений о затратах на строительство обществу в вину не вменяется.

Представление бухгалтерской документации по строительству не в полном объеме создает препятствия  уполномоченному органу в проверке соблюдения действующего законодательства в области долевого строительства и расходования средств участников долевого строительства.

Событие правонарушения зафиксировано в протоколе об административном правонарушении от 11.03.2015 №34-д, подтверждается материалами дела.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае у общества имелась возможность для соблюдения требований пункта 4 части 6 статьи 23 Закона об участии в долевом строительстве, однако все зависящие от него меры по их соблюдению им не были приняты.

Таким образом, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.28 КоАП РФ.

Существенных нарушений установленного КоАП РФ порядка привлечения к административной ответственности, административным органом не допущено.

Оспариваемое постановление вынесено Инспекцией в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.

Оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным у суда не имеется.

Административный штраф назначен обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 4 статьи 14.28 КоАП ПФ.

С учетом изложенного, требования ООО «Строительное управление -740» об оспаривании постановления от 25.05.2015 № 32-д о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области,

р е ш и л:

в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Строительное управление -740»  о признании незаконным и отмене полностью постановления Инспекции государственного строительного надзора Вологодской области от 25.05.2015 № 32-д о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней после его принятия.

Судья                                                                                                Ю.В. Селиванова