Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
4 октября 2005 года город Вологда № А13-8980/2005-11
Арбитражный суд в составе: судьи Осокиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зинченко Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление предпринимателя Шириновой Олеси Андреевны к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Вологодской области об оспаривании постановления от 29.07.2005 № 13 о назначении административного наказания,
с участием представителей:
от предпринимателя - Ширинова О.А.,
налоговой инспекции – Смирнова О.Н. по доверенности от 11.01.2005
у с т а н о в и л:
предприниматель Ширинова Олеся Андреевна просит признать незаконным и отменить постановление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Вологодской области (далее – инспекция ФНС РФ) от 29.07.2005 № 13 о назначении административного наказания по части 3 статьи 14.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) в части назначения административного штрафа в размере 50 минимальных размеров оплаты труда – 5 000 рублей.
Оспариваемое постановление налоговой инспекции согласно представленному почтовому уведомлению № 15749 получено Шириновой О.А. 25.08.2005, с заявлением об оспаривании постановления предприниматель обратилась в суд 26.08.2005.
Налоговая инспекция в отзыве на заявление и ее представитель в судебном заседании отклонили заявленные требования, пологая обоснованным привлечения Шириновой О.А. к административной ответственности по части 3 статьи 14.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде административного штрафа в размере 50 минимальных размеров оплаты труда – 5 000 рублей.
Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 26.07.2005 предприниматель Ширинова О.А. представила в межрайонную инспекцию ФНС РФ № 1 по Вологодскому району заявление о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в связи со сменой фамилии и паспорта гражданина РФ. Фактические данные изменения произошли 13.07.2005, что предпринимателем не оспаривается.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» индивидуальный предприниматель в течение трех дней с момента изменений, указанных в пункте 2 данной статьи сведений, обязан сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства.
В связи с чем, налоговой инспекцией сделан вывод о нарушении заявителем пункта 5 статьи 5 указанного Закона и по данному факту нарушения 26.07.2005 составлен протокол об административном правонарушении № 13.
Исполняющий обязанности руководителя межрайонной инспекции ФНС РФ № 1 по Вологодской области, рассмотрев протокол об административном правонарушении и приложенные к нему документы, вынес постановление от 29.07.2005 № 13 о наложении на предпринимателя Ширинову О.А. в соответствии с частью 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административного взыскания в виде штрафа в размере 50 минимальных размеров оплаты труда, что составляет 5 000 руб.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» определено, что предприниматель должен сообщать в регистрирующий орган сведения о фамилии, имени и отчестве на русском языке, об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Частью 3 статьи 14.25 КоАП РФ установлено, что непредоставление, или несвоевременное предоставление, или предоставление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое предоставление предусмотрено законом, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Из материалов дела следует, что у Шириновой О.А. произошли изменения в сведениях о фамилии, имени и отчестве на русском языке, об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации – 13.07.2005.
С заявлением о внесении данных изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Ширинова О.А. обратилась в налоговый орган 26.07.2005, то есть с нарушением установленного законом срока на 10 дней.
Факт правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 26.07.2005 № 13 и признается предпринимателем.
Как указано выше несвоевременное предоставление сведений в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц влечет административное наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
При наложении штрафа, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, должно учитывать обстоятельства как смягчающие, так и отягчающие административную ответственность
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, определены статьей 4.3 КоАП РФ.
В данном случае, налоговой инспекцией на предпринимателя наложено административное наказание в максимальном размере, а именно в виде административного штрафа в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, без указания каких-либо отягчающих административную ответственность обстоятельств.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
В силу пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.
Необходимо иметь в виду, что постановление административного органа может быть признано незаконным и изменено и в случае, когда арбитражным судом на основании части 2 статьи 4.2 КоАП РФ будут признаны смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд может признать эти обстоятельства в качестве смягчающих независимо от того, ходатайствовал ли заявитель об их учете на стадии рассмотрения дела административным органом.
В соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ судом установлены обстоятельства, смягчающие ответственность, а именно: признание предпринимателем вины в совершении правонарушения, отсутствие вредных последствий административного правонарушения, трудное материальное положение.
Поэтому, суд считает возможным с учетом характера совершенного правонарушения и обстоятельств его совершения, объявить предпринимателю Шириновой О.А. предупреждение.
В связи с чем, постановление от 29.07.2005 № 13 следует признать незаконным и изменить в части наложения на предпринимателя штрафа в размере, превышающем минимальный размер, а именно пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, что составляет 5000 руб. Назначить предпринимателю Шириновой О.А. административное наказание в виде предупреждения.
Руководствуясь частью 3 статьи 14.25 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
постановление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 1 по Вологодской области от 29.07.2005 № 13 о назначении административного наказания предпринимателю Шириновой Олесе Владимировне по части 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признать незаконным и изменить в части наложения штрафа в размере 50 минимальных размеров оплаты труда (5 000 руб.)
Назначить предпринимателю Шириновой Олесе Владимировне, проживающей по адресу: Вологодский район, с. Остахово, улица Центральная, дом 1, квартира 4, зарегистрированной за основным государственным регистрационным номером 304352929200041, административное наказание по части 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию арбитражного суда Вологодской области в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья Осокина Н.Н.