НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Вологодской области от 04.02.2014 № А13-8246/13

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

27 февраля 2014 года                   город Вологда                 Дело № А13-8246/2013

Резолютивная часть решения объявлена 04 февраля 2014 года.

         Полный текст решения изготовлен 27февраля 2014 года.

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Парфенюка А.В., при   ведении  протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Обуховой М.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Жуковец» об оспаривании постановлений Устюженского районного отдела – государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области от 08.07.2013 № 22/26, от 08.07.2013 № 22/27, от 08.07.2013 № 22/28 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии: от заявителя – Великанова Н.А. директора, от Департамента лесного комплекса Вологодской области – Горбунова В.В. по доверенности от 31.12.2013, Фомина А.Л. по доверенности от 31.12.2013,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Жуковец» (далее – ООО «Жуковец») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным и отмене полностью постановления Устюженского районного отдела – государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области от 08.07.2013 № 22/26 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) (дело № А13-8246/2013).

ООО «Жуковец» также обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением об оспаривании постановления Устюженского районного отдела – государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области от 08.07.2013 № 22/28 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ (дело                      № А13-8247/2013).

Кроме того, ООО «Жуковец» обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением об оспаривании постановления Устюженского районного отдела – государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области от 08.07.2013 № 22/27 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ (дело № А13-8248/2013).

Определением от 02 октября 2013 года находящиеся в производстве Арбитражного суда Вологодской области дела № А13-8246/2013, № А13-8247/2013, № А13-8248/2013 объединены в одно производство для совместного рассмотрения и объединенному делу присвоен № А13-8246/2013.

Заявленное обществом в ходе судебного разбирательства новое самостоятельно требование об отмене приказа Департамента лесного комплекса Вологодской области от 04.06.2013 № 540 о проведении проверки в отношении ООО «Жуковец» не принято судом к рассмотрению ввиду  наличия предусмотренных частью 5 статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) оснований для отказа в удовлетворении ходатайства и с учетом того, что обществом применительно к заявлению от 03.02.2014 № 47 об оспаривании названного приказа не были выполнены требования пунктов 1, 2 части 1 статьи 126 АПК РФ. Кроме того, отклоняя ходатайство заявителя о принятии к рассмотрению указанного нового требования, суд исходил из того, что предъявление в ходе судебного разбирательства новых самостоятельных требований под видом уточнения первоначально поданного заявления не предусмотрено статьей 49 АПК РФ и общество не лишено возможности предъявить указанное самостоятельное требование в арбитражный суд в общем порядке.

В обоснование требований об оспаривании постановлений Устюженского районного отдела – государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области от 08.07.2013 № 22/26, от 08.07.2013 № 22/27, от 08.07.2013 № 22/28 заявитель сослался на отсутствие его вины в совершении правонарушений и наличие существенных нарушений процессуальных норм при привлечении общества к административной ответственности, выразившихся в нарушении предусмотренного частью 1 статьи 28.5 КоАП РФ срока составления протоколов об административных правонарушениях. Заявитель считает, что нарушения, указанные в постановлениях допущены не во время особого противопожарного режима, а ранее, поскольку заготовка и вывозка древесины завершена в 4 квартале 2012 года. Заявитель также указал, что проверка проведена сотрудниками лесничества в гражданской одежде, без предъявления служебных удостоверений, причем состоялась не 25.06.2013 как указано в пояснениях к фотографиям, а 18.06.2013;  лицензия на осуществление деятельности по тушению лесных пожаров у общества отсутствует. По мнению заявителя, фотографии, содержащиеся в делах об административных правонарушениях, не могут служить надлежащими доказательствами ввиду отсутствия сведений о времени их изготовления и координатах сфотографированной местности; административный орган необоснованно не учел, что в проекте освоения лесов, прошедшем государственную экспертизу, имеется список требуемого инвентаря и оборудования и в этом списке отсутствует оборудование, перечисленное в оспариваемом постановлении, а именно: торфяной лесопожарный ствол, зажигательный аппарат, воздуходувка, пилы поперечные, электромегафон. Полагает, что указанными постановлениями нарушены права общества.

В судебном заседании представитель общества поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлениях общества.

Устюженский районный отдел – государственное лесничество Департамента лесного комплекса Вологодской области (далее – Отдел) в отзывах на заявления считает оспариваемые постановления законными и обоснованными.

В судебном заседании представители административного органа поддержали доводы, изложенные в отзывах на заявления, дополнительно пояснили, что Арбитражным судом Вологодской области вынесено решение от 16 декабря 2013 года по делу № А13-10236/2013, которым с ООО «Жуковец» в пользу Департамента лесного комплекса Вологодской области взыскана неустойка в размере 50 275 руб. 26 коп. за нарушение подпунктов «а» «е» пункта 11 договора аренды лесного участка №  02-02-16/912-2009.

Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично.

Как видно из материалов дела, 02.10.2009 между Департаментом лесного комплекса Вологодской области (арендодатель) и ООО «Жуковец» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка № 02-02-16/912-2009 (далее – договор от 02.10.2009 № 02-02-16/912-2009), на основании которого обществу передан в аренду лесной участок площадью 2501 га, имеющий местоположение: Вологодская область, Устюженский муниципальный район, Устюженский районный отдел – государственное лесничество, а именно:

- Южное участковое лесничество, колхоз «Жуковец», кварталы № 1ч, 2ч, 4ч, 5ч (целевое назначение защитные леса);

- Южное участковое лесничество, колхоз «Жуковец», кварталы 1ч, 2ч, 3, 4ч, 5ч, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 (целевое назначение – эксплуатационные леса).

Постановлением Правительства Вологодской области от 03.06.2013 № 577 установлен особый противопожарный режим на территории Вологодской области с 08.06.2013 по 01.10.2013.

Приказом Департамента лесного комплекса Вологодской области от 16.04.2013 № 376 установлена дата фактического начала пожароопасного сезона для районов Вологодской области - 29.04.2013.

В период с 17.06.2013 по 25.06.2013 должностными лицами Отдела на основании приказа Департамента от 04.06.2013 № 540 проведена плановая выездная проверка соблюдения обществом требований лесного законодательства при осуществлении деятельности на лесном участке, предоставленном в аренду на основании договора от 02.10.2009 № 02-02-16/912-2009.

В ходе указанной проверки Отдел выявил, что на основании вышеуказанного договора ООО «Жуковец осуществляло заготовку древесины:

- в делянке 1 площадью 9,1 га в квартале 12, выделе 2 колхоз «Жуковец» Южного участкового лесничества Устюженского лесничества, при этом способ рубки – выборочная рубка, способ очистки места рубки от порубочных остатков согласно технологической карте –укладка на волока с уминкой трактором, то есть укладка порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке. В соответствии с лесной декларацией от 28.09.2012 срок заготовки древесины на указанной делянке с 08.10.2012 по 07.10.2013. На момент проверки работы в указанной делянке не ведутся, заготовка древесины окончена, поскольку древесины вырублена и вывезена и ООО «Жуковец» представило справку о количестве заготовленной древесины;

- в делянке 2 площадью 1,16 га в квартале 10, выделе 31 колхоз «Жуковец» Южного участкового лесничества Устюженского лесничества, при этом способ рубки – сплошная рубка, способ очистки места рубки от порубочных остатков согласно технологической карте – сбор на волока, то есть укладка порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке. В соответствии с лесной декларацией от 25.09.2012 срок заготовки древесины на указанной делянке с 01.10.2012 по 30.09.2013. На момент проверки работы в указанной делянке не ведутся, заготовка древесины окончена, поскольку древесины вырублена и вывезена и ООО «Жуковец» представило справку о количестве заготовленной древесины.

При проведении проверки Отдел также выявил, что общество в период действия на территории Вологодской области особого противопожарного режима допустило нарушение Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 (далее – Правила пожарной безопасности), а именно:

- в делянке 1 площадью 9,1 га в квартале 12, выделе 2 колхоз «Жуковец» Южного участкового лесничества Устюженского лесничества фактически очистка места рубки не завершена. Порубочные остатки собраны на волоки не в полном объеме. В пасеках имеются порубочные остатки, собранные в вал и в кучи; за пределами делянки сложены три кучи порубочных остатков; порубочные остатки сложены в естественном углублении в пасеке, при том что в пасеках и на за пределами лесосеки не должно быть порубочных остатков и все эти порубочные остатки должны быть уложены на волоки (нарушение пункта 16 Правил пожарной безопасности);

- в делянке 2 площадью 1,16 га в квартале 10, выделе 31 колхоз «Жуковец» Южного участкового лесничества Устюженского лесничества фактически очистка места рубки не завершена. Порубочные остатки собраны на волоки не в полном объеме. На погрузочной площадке разбросаны сучья, в пасеках разбросаны порубочные остатки (нарушение пункта 16 Правил пожарной безопасности);

- пункт сосредоточения средств пожаротушения ООО «Жуковец» укомплектован не полностью, а именно, отсутствуют напорные пожарные рукава (Д=26, 51, 66 мм) – 180 м, торфяной лесопожарный ствол – 1 комплект, зажигательный аппарат - 1 шт., воздуходувка – 1шт., мотыги – 3 шт., грабли – 2 шт., пилы поперечные – 3 шт., электромегафон – 1шт. (нарушение подпункта «в» пункта 13 Правил пожарной безопасности, раздела II «Нормы в местах использования лесов для заготовки древесины» Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.12.2008 № 549).

Данные обстоятельства отражены в акте проверки от 25.06.2013 № 5 и послужили основанием для составления 05.07.2013 главным специалистом – заместителем старшего государственного лесного инспектора Устюженского районного отдела – государственного лесничества в отношении общества протоколов об административных правонарушениях от 03.07.2013 № 26, от 05.07.2013 № 28, от 05.07.2013 № 29.

В протоколе об административном правонарушении от 03.07.2013 № 26 зафиксировано, что 18.06.2013 в 13 час. 20 мин. в ходе плановой выездной проверки выявлено, что ООО «Жуковец», являясь арендатором лесного участка по договору от 02.10.2009 № 02-02-16/912-2009, в период пожароопасного сезона 2013 года, во время действия на территории Вологодской области особого противопожарного режима, допустило нарушение пункта 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417. Данное нарушение выразилось в том, что общество не в полном объеме выполнило очистку места рубки в делянке 1 площадью 9,1 га в квартале 12, выделе 2 колхоз «Жуковец» Южного участкового лесничества Устюженского лесничества, где порубочные остатки собраны на волоки не в полном объеме. В пасеках имеются порубочные остатки, собранные в вал и в кучи; за пределами делянки сложены три кучи порубочных остатков; порубочные остатки сложены в естественном углублении в пасеке, при том что в пасеках и на за пределами лесосеки не должно быть порубочных остатков и все эти порубочные остатки должны быть уложены на волоки. Ответственность за данное административное правонарушение, предусмотрена частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ.

В протоколе об административном правонарушении от 05.07.2013 № 28 зафиксировано, что 18.06.2013 в 14 час. 30 мин. в ходе плановой выездной проверки выявлено, что ООО «Жуковец», являясь арендатором лесного участка по договору от 02.10.2009 № 02-02-16/912-2009, в период пожароопасного сезона 2013 года, во время действия на территории Вологодской области особого противопожарного режима, допустило нарушение пункта 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417. Данное нарушение выразилось в том, что общество не в полном объеме выполнило очистку места рубки в делянке 2 площадью 1,16 га в квартале 10, выделе 31 колхоз «Жуковец» Южного участкового лесничества Устюженского лесничества фактически очистка места рубки не завершена. Порубочные остатки собраны на волоки не в полном объеме. На погрузочной площадке разбросаны сучья, в пасеках разбросаны порубочные остатки. Ответственность за данное административное правонарушение, предусмотрена частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ.

В протоколе об административном правонарушении от 05.07.2013 № 29 зафиксировано, что 19.06.2013 в 14 час. 30 мин. в ходе плановой выездной проверки выявлено, что ООО «Жуковец», являясь арендатором лесного участка по договору от 02.10.2009 № 02-02-16/912-2009, в период пожароопасного сезона 2013 года, во время действия на территории Вологодской области особого противопожарного режима, допустило нарушение подпункта «в» пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417. Данное нарушение выразилось в том, что общество не обеспечило наличие в пункте сосредоточения средств пожаротушения, находящемся по адресу: Вологодская область, Устюженский район, дер. Славынево, гаражи ООО «Жуковец», расположенные вблизи арендуемого лесного участка площадью 2501 га в кварталах 1ч, 2ч, 3, 4ч, 5ч, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, наличие следующего инвентаря: напорные пожарные рукава (Д=26, 51, 66 мм) – 180 м; торфяной лесопожарный ствол – 1 комплект; зажигательный аппарат - 1 шт.; воздуходувка – 1шт.; мотыги – 3 шт.; грабли – 2 шт.; пилы поперечные – 3 шт.; электромегафон – 1шт.

Ответственность за данное административное правонарушение, предусмотрена частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ.

Начальник Устюженского районного отдела – государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, возбужденного на основании протокола об административном правонарушении от 03.07.2013 № 26, вынес постановление от 08.07.2013 № 22/26, которым признал ООО «Жуковец» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, и назначил ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Начальник Устюженского районного отдела – государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, возбужденного на основании протокола об административном правонарушении от 05.07.2013 № 28, вынес постановление от 08.07.2013 № 22/27, которым признал ООО «Жуковец» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, и назначил ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Начальник Устюженского районного отдела – государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, возбужденного на основании протокола об административном правонарушении от 05.07.2013 № 29, вынес постановление от 08.07.2013 № 22/28, которым признал ООО «Жуковец» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, и назначил ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Считая вышеуказанные постановления от 08.07.2013 № 22/26, от 08.07.2013 № 22/27, от 08.07.2013 № 22/28 незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.

В соответствии с частью 1 статьи 23.24.1 КоАП РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.32 КоАП РФ (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством).

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

В силу части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

На основании части 4 статьи 28.3 КоАП РФ Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Структура Департамента лесного комплекса Вологодской области утверждена постановлением Губернатора Вологодской области от 26.05.2008 № 203, действовавшим в спорный период. Устюженский районный отдел – государственное лесничество является структурным подразделением Департамента лесного комплекса Вологодской области - органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственный лесной контроль и надзор.

В соответствии с пунктом «ж» Перечня должностных лиц Департамента лесного комплекса области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного приказом Департамента лесного комплекса Вологодской области от 06.08.2012 № 1025, действовавшим в спорный период, заместители начальников, главные специалисты, ведущие специалисты районных отделов - государственных лесничеств - заместители старших государственных лесных инспекторов лесничеств, уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.

Таким образом, протоколы об административных правонарушениях от 03.07.2013 № 26, от 05.07.2013 № 28, от 05.07.2013 № 29 составлены и оспариваемые постановления вынесены в соответствии с положениями статей 23.24.1 и 28.3 КоАП РФ.

Согласно статье 52 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Статьей 53 ЛК РФ предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов. Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе предупреждение лесных пожаров. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417,  при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. В случаях, когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, применяются преимущественно безогневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

В соответствии с пунктом 17 Правил пожарной безопасности при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются:

а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время;

б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ;

в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.

Правилами пожарной безопасности установлены общие требования пожарной безопасности в лесах. В соответствии с подпунктом «в» пункта 13 названных Правил к их числу относится обязанность юридических лиц и граждан, осуществляющих использование лесов соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.

Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.12.2008 № 549 утверждены Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов (далее – Нормы № 549).

Пунктами 4, 5, 10, 13, 14, 18 указанных Норм № 549 предусмотрено наличие в местах использования лесов средств пожаротушения и инвентаря, означенного в протоколе об административном правонарушении от 05.07.2013 № 29, а именно: напорные пожарные рукава (Д=26, 51, 66 мм) – 180 м; торфяной лесопожарный ствол; зажигательный аппарат; воздуходувка; мотыги; грабли; пилы поперечные; электромегафон.

В соответствии с подпунктами «а», «е» пункта 11 договора от 02.10.2009 № 02-02-16/912-2009 ООО «Жуковец» обязано соблюдать Правила пожарной безопасности. В случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение, осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, прокладку просек и противопожарных разрывов, обеспечить создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника, оборудование, снаряжение и другие), содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных Проектом освоения лесов.

Согласно части 3 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Событие правонарушения, послужившее основанием для принятия постановления от 08.07.2013 № 22/26 зафиксировано в протоколе об административном правонарушении от 03.07.2013 № 26 и подтверждается материалами дела.

Событие правонарушения, послужившее основанием для принятия постановления от 08.07.2013 № 22/27 зафиксировано в протоколе об административном правонарушении от 05.07.2013 № 28 и подтверждается материалами дела.

Событие правонарушения, послужившее основанием для принятия постановления от 08.07.2013 № 22/28 зафиксировано в протоколе об административном правонарушении от 05.07.2013 № 28 и подтверждается материалами дела.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае у заявителя имелась возможность для соблюдения требований подпункта «в» пункта 13, пункта 16 Правил пожарной безопасности, однако все зависящие от него меры по их соблюдению заявителем не были приняты.

Доказательства, подтверждающие, что заявитель принял все зависящие от него меры по выполнению требований пожарной безопасности в лесах и обеспечил полную очистку спорных мест рубок от порубочных остатков, а также вышеназванных Норм № 549, в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, выводы административного органа в оспариваемых постановлениях о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного  частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, являются правильными.

Доводы заявителя являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм права.

В силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ основанием для отмены постановления об административном правонарушении являются существенные нарушения процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что существенный характер процессуальных нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела. Установив при рассмотрении дела несоответствие между датой составления протокола и моментом выявления правонарушения, суд оценивает это обстоятельство с учетом необходимости обеспечения административным органом лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, гарантий, предусмотренных статьей 28.2 КоАП РФ.

В пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъясняется, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.

Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении, поскольку эти сроки не являются пресекательными.

В силу частей 1 и 2 статьи 28.5 протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Как следует из материалов дела, протоколы об административных правонарушениях от 03.07.2013 № 26, от 05.07.2013 № 28, от 05.07.2013 № 29 составлены Отделом с нарушением срока, установленного частями 1 и 2 статьи 28.5 КоАП РФ.

Вместе с тем, несоблюдение Отделом указанного срока составления протоколов об административных правонарушениях от 03.07.2013 № 26, от 05.07.2013 № 28, от 05.07.2013 № 29 не является достаточным основанием для признания незаконными оспариваемых постановлений по делу об административном правонарушении, поскольку названными протоколами подтверждается факт правонарушения, и они составлены в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

В связи с чем, судом отклоняется довод общества о том, что нарушение предусмотренного статьей 28.5 КоАП РФ срока составления протоколов об административных правонарушениях от 03.07.2013 № 26, от 05.07.2013 № 28, от 05.07.2013 № 29, является основанием для признания оспариваемых постановлений незаконными и их отмены.

Заявитель также ссылается на то, что проверенные делянки не относятся к землям лесного фонда, в связи с чем, Отдел не мог осуществлять функции по федеральному государственному надзору на спорных делянках.

Суд находит данный довод общества несостоятельным, поскольку согласно части 1 статьи 6 ЛК РФ леса располагаются как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий.

Соответственно, леса могут находиться и на землях населенных пунктов и на землях промышленности, что не исключает возможность применения правил и норм ЛК РФ.

Полномочия Отдела по проведению (осуществлению) федерального государственного пожарного надзора в лесах предусмотрены статьей 83, 97 ЛК РФ, Положением об осуществлении федерального государственного пожарного надзора в лесах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.2010 № 595, Положением о Департаменте лесного комплекса области, утвержденного постановлением Правительства области от 24.09.2012 № 1108.

Указанный вывод согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.02.2013 № 11243/12.

Применительно к постановлениям Отдела от 08.07.2013 № 22/26, от 08.07.2013 № 22/28 судом не установлено наличие со стороны административного органа существенных нарушений предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядка привлечения к административной ответственности.

Наказание правомерно назначено административным органом постановлениями от 08.07.2013 № 22/26, от 08.07.2013 № 22/28 в пределах санкции, установленной частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, с учетом характера и степени общественной опасности нарушений, отсутствия смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, в минимальном размере.

Согласно части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При вышеизложенных обстоятельствах не имеется оснований для удовлетворения требований заявителя о признании незаконными и отмене постановлений Устюженского районного отдела – государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области от 08.07.2013 № 22/26, от 08.07.2013 № 22/28 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ.

В силу части 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Как следует из материалов дела, Отделом по результатам проведения плановой выездной проверки выявлены нарушения, выразившиеся в непроведении в разных делянках очистки мест рубок, то есть нарушение пункта 16 Правил.

Результаты проверки изложены в одном акте от 25.06.2013 N 11, административным органом составлено два протокола от 21.09.2012 (N 54, 56, 58, 62, 64) и вынесены соответствующие постановления от 28.09.2012 N 22/54, 22/56, 22/58, 22/62, 22/64 о привлечении ООО «Жуковец» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ.

Привлечение к административной ответственности за каждую неочищенную делянку в рамках одной проверки неправомерно, так как ответственность по названной статье наступает за нарушение обязанности по соблюдению Правил, а не за количество делянок, при очистке которых данные Правила не соблюдены.

Учитывая, что вынесению постановления Отдела от 08.07.2013 № 22/27 по времени предшествовало вынесение постановления от 08.07.2013 № 22/26 , суд считает, что постановление Отдела от 08.07.2013 № 22/27 не может являться законным и подлежит отмене.

Подобная правовая позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.05.2012 по делу № А56-48063/2011, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2011 по делу № А13-4349/2011, от 11.07.2012 по делу № А13-379/2012, от 07.10.2013 по делу № А13-241/2013.

Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При вышеизложенных обстоятельствах постановление Устюженского районного отдела – государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области от 08.07.2013 № 22/27 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Жуковец» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, и назначении административного наказания, следует признать незаконным и отменить полностью.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л:

постановление Устюженского районного отдела – государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области от 08.07.2013 № 22/27 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Жуковец» (место нахождения: Вологодская область, Устюженский район, деревня Славынево; ОГРН 3501689530 ) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания, признать незаконным и отменить полностью.

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Жуковец» (ОГРН 3501689530 ) о признании незаконным и отмене полностью постановления Устюженского районного отдела – государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области от 08.07.2013 № 22/26 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания, отказать.

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Жуковец» (ОГРН 3501689530 ) о признании незаконным и отмене полностью постановления Устюженского районного отдела – государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области от 08.07.2013 № 22/28 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания, отказать.

Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в  течение десяти дней после его принятия.

Судья                                                                                                  А.В. Парфенюк