АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005
http://volgograd.arbitr.ru телефон: (8442) 23-00-78 Факс: (8442) 24-04-60
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград Дело № А12-16612/2013
«30» августа 2013 года
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Кулик Инны Васильевны, рассмотрев в порядке упрощенного производства материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Волгоградский завод буровой техники» (ОГРН 1023402969369) к Министерству топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области (ОГРН 1063444056048, ИНН 3444134770)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Волгоградский завод буровой техники» (далее – заявитель, ООО «Волгоградский завод буровой техники») обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области к Министерству топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области (далее - административный орган, Минтопэнерготариф) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области №03-06/13-166 от 18.06.2013г. о привлечении юридического лица к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 11.07.2013г. указанное заявление в порядке части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) принято к производству для рассмотрения в порядке упрощенного производства с присвоением делу № А12-16612/2013.
В силу части 1 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направлений ему копии судебного акта.
Стороны извещены надлежащим образом о начавшемся процессе.
В соответствии с абзацем 3 части 3 статьи 135, части 2 статьи 228 АПК РФ одновременно с указанным определением сторонам были направлены данные, необходимые для идентификации сторон, в целях доступа к материалам дела, заявлению и приложенных к нему документов, размещенных на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа в электронном виде (код доступа к материалам дела на информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru).
В установленный судом срок административный орган представил отзыв на заявление с приложением копии административного материала.
В обоснование заявленных требований о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении заявитель указал, что в действиях общества отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.7.1 КоАП РФ.
Согласно отзыву на заявление, Министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области не согласно с заявленными требованиями, просит суд оставить их без удовлетворения.
В обоснование правомерности привлечения к административной ответственности, представитель административного органа указывает на несоблюдение обществом требований федерального законодательства, выразившегося в не представлении в уполномоченный орган в срок до 01 мая года? предшествующего очередному периоду регулирования, отчетность, содержащую данные раздельного учета, которая должна представляться вместе с бухгалтерской отчетностью организации (субъектом естественной монополии) в числе обосновывающих материалов, прилагаемых к заявлению (предложению) субъекта естественной монополии об установлении тарифов и (или) их предельных уровней.
Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 04.06.2013г. в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.19.7.1 ч.1 КоАП РФ без участия представителя при наличии надлежащего уведомления юридического лица, копия протокола получена обществом 11.06.2013г.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 18.06.2013г. общество признано виновным в совершении правонарушения по ч.1 ст.19.7.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Дело рассмотрено без участия представителя общества при наличии надлежащего извещения юридического лица (определение о назначении рассмотрения дела на 18.06.2013г. получено 11.06.2013г.). Копия постановления направлена в адрес общества и получена 01.07.2013г.
В Арбитражный суд заявитель обратился 08.07.2013г., следовательно, процессуальный срок на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, заявителем не пропущен.
В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
По результатам проверки соблюдения административным органом порядка привлечения к административной ответственности, нарушений требований КоАП РФ судом не выявлено.
Частью 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации, а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением правительства Волгоградской области от 19.06.2012 г. №125-п, органом исполнительной власти, участвующим в проведении единой государственной политики и осуществляющим полномочия в сферах обеспечения эффективного и устойчивого функционирования организаций топливно-энергетического комплекса, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, реализации программ газификации Волгоградской области, а также в области государственного регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), включая контроль за государственной дисциплиной регулируемых цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) и соблюдением порядка ценообразования на продукцию (товары, работы, услуги) на территории Волгоградской области, является Министерство.
В силу п. 1 ст. 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-Ф3 "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. №1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила).
В соответствии с п. 5 Основ ценообразования регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
Пунктом 6 Основ ценообразования установлено, что субъекты электроэнергетики предоставляют для целей государственного регулирования цен (тарифов) данные раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов по видам деятельности в сфере электроэнергетики, в том числе по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, с разбивкой по субъектам Российской Федерации, в случае если организация осуществляет регулируемую деятельность на территории более одного субъекта Российской Федерации
В соответствии с п. 12 Правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 01 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней). К заявлениям, направленным в соответствии с п. 12 Правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, прилагают обосновывающие материалы, в том числе отчетность за предшествующий период регулирования, содержащую данные раздельного учета по осуществляемым видам деятельности на основании данных бухгалтерского и статистического учета.
В целях реализации положений закрепленных в Федеральном законе от 26 марта 2003 г. № 35-Ф3 "Об электроэнергетике" и Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13 декабря 2011г. № 585 утвержден Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (далее именуется - Порядок).
Порядок устанавливает правила ведения раздельного учета доходов и расходов, а также иных показателей, необходимых для ведения раздельного учета доходов и расходов, по видам деятельности субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.
В этой связи судом отклоняются доводы ООО «ВЗБТ» о том, что вышеуказанный Порядок не относится к нормативным правовым актам, регулирующим отношения, возникающие в связи с установлением, изменением, введением или отменой тарифов поскольку Порядок является неотъемлемой частью законодательства в вышеуказанной сфере.
Пунктом 5.1 Порядка установлено, что отчетность, содержащая данные раздельного учета, ведется по формам согласно приложению № 1 к указанному Порядку и представляется субъектами естественных монополий (в том числе в электронном виде) вместе с бухгалтерской отчетностью организации в органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в сроки, предусмотренные в соответствии с федеральным законодательством о государственном регулировании, т.е. до 01 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования.
Данная информация в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в указанный срок от ООО "ВЗБТ" не поступила.
Таким образом, в нарушение требований п. 12 Правил и Приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 13 декабря 2011 г. № 585 "Об утверждении порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике" ООО "ВЗБТ" не представило в Министерство в установленный срок, до 01 мая 2013 г., отчетность, содержащую данные по ведению раздельного учета по виду деятельности передача электрической энергии за 2012 год по формам согласно приложению № 1 к Порядку, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ.
Доводы заявителя о том, что вопросы раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности субъекта естественной монополии не связаны с представлением этим субъектом предложений (заявления) об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, судом признаются несостоятельными.
В соответствии с пунктами 4,5 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, установление регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется регулирующими органами в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными Федеральным законом "Об электроэнергетике" и нормативными правовыми актами, в том числе устанавливающими правила функционирования оптового и розничных рынков.
Регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии. При установлении регулируемых цен (тарифов) не допускается повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности.
Субъекты электроэнергетики предоставляют для целей государственного регулирования цен (тарифов) данные раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов по видам деятельности в сфере электроэнергетики, установленным в п.6 Правил.
Порядок и форма представления таких данных о раздельном учете урегулирована Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13 декабря 2011г. № 585, которым утвержден Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.
При этом, в согласно пункту 7 Правил, при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов:
- расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности;
- учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала и метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки).
Следовательно, Порядок является неотъемлемой частью законодательства в рассматриваемой сфере.
Доводы общества со ссылкой на пункт 17 Правил в обоснование отсутствия необходимости представления заявителем отчетности за предшествующий период регулирования, содержащей данные раздельного учета по осуществляемым видам деятельности, суд признает необоснованными.
В силу подпункта 5 пункт 17 Правил, к заявлениям, направленным в соответствии с пунктами 12,14 и 16 Правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов прилагают, в числе обосновывающих материалов, бухгалтерскую и статистическую отчетность за предшествующий период регулирования.
Из взаимосвязи положений ст.23 Федерального закона от 26.03.2003г. «Об электроэнергетике», Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011г. № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, а также Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике следует, что отчетность, содержащая данные раздельного учета должна предоставляться субъектом естественной монополии в регулирующий орган по формам согласно приложению № 1 к указанному Порядку вместе с бухгалтерской отчетностью организации, обязательность предоставления последней предусмотрена п.12 и п.17 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.
С учетом изложенного, суд на основании имеющихся в материалах дела доказательств, пришел к выводу о доказанности административным органом события, состава вмененного обществу административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.7.1 ч.1 КоАП РФ, и вины юридического лица в его совершении.
Наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст.19.7.1 ч.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб., что соответствует минимальному размеру административного штрафа, предусмотренному санкцией статьи.
Исключительных обстоятельств, свидетельствующих о возможности квалификации совершенного обществом правонарушения в качестве малозначительного, судом не установлено.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что обществом были приняты все возможные и необходимые меры для соблюдения вышеуказанных норм законодательства в сфере электроэнергетики.
Проанализировав доказательства, суд пришел к выводу о том, что вина общества состоит в непринятии всех возможных, зависящих от него мер по предоставлению в уполномоченный орган сведений, обязательность предоставления которых предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения и отмены тарифов.
Оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170, 211, частью 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Волгоградский завод буровой техники» (ОГРН 1023402969369) к Министерству топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области (ОГРН 1063444056048, ИНН 3444134770) о признании незаконным и отмене постановления Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области по делу об административном правонарушении №03-06/13-166 от 18.06.2013г. о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, через Арбитражный суд Волгоградской области.
Судья И.В. Кулик