НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Волгоградской области от 30.07.2018 № А12-16738/18

Арбитражный суд Волгоградской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград Дело № А12-16738/2018 06 августа 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 30 июля 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 06 августа 2018 года.

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Масловой И.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Филиной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Учетно-вычислительный центр ЖКХ» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Государственному учреждению – Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании недействительным решения, третьи лица: Филиал № 6 Государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Волгоградской области, индивидуальный предприниматель ФИО1

при участии в судебном заседании:

от заявителя - ФИО2, доверенность от 24.04.2018;

от ГУ - ВРО ФСС - ФИО3, доверенность от 13.12.2017 № 250, ФИО4, доверенность от 02.07.2018 № 171;

остальные - не явились, извещены;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Учетно-вычислительный центр ЖКХ» (далее – ООО «УВЦ ЖКХ», Общество, плательщик, страхователь, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным решения Филиала № 6 Государственного учреждения – Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Филиал № 6 ГУ – ВРО ФСС) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 27.03.2018 № 4.

В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Государственного учреждения – Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - ВРО ФСС) возражал против удовлетворения требований заявителя, сославшись на доводы, отраженные в письменном отзыве.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из документов, представленных в материалы дела, Филиалом № 6 ГУ - ВРО ФСС в отношении ООО «УВЦ ЖКХ» проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации за период с 01.01.2015 по 31.12.2016, по результатам которой составлен акт от 01.03.2018 № 4.

В ходе проверки установлено, что плательщик при исчислении страховых взносов применял пониженные тарифы и представлял отчетность по форме 4-ФСС, указывая основным видом деятельности в 2015 году - код «72.40», в 2016 году – код «63.11.1» - деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов, с кодом тарифа 07 (пониженный тариф) на основании пункта 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Рассмотрев материалы проведенной проверки, Филиал № 6 ГУ - ВРО ФСС 27.03.2018 принял решение № 4 о привлечении Общества к ответственности за нарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, в виде штрафа в размере 29 397 руб. 26 коп. Указанным решением Обществу также предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование в Фонд социального страхования в общей сумме 146 986 руб. 31 коп., а также пени в сумме 8 355 руб. 59 коп.

Не согласившись с указанным решением от 27.03.2018 № 4, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц.

Такое заявление может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 АПК РФ, пункт 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

По смыслу статей 65, 198, 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).

Заявитель по смыслу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.

Согласно подпунктам «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым, в частности, относятся организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

В соответствии с частью 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.

В силу статьи 10 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ расчетным периодом по уплате страховых взносов является год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Статьей 12 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлены применяемые тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Контроль за соблюдением требований, установленных пунктом 2 части 2.1 и пунктом 2 части 2.2 статьи 57 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, осуществляется, в том числе, на основании отчетности, предоставляемой организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, в соответствии со статьей 15 указанного закона.

В случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода применительно к указанному отчетному (расчетному) периоду организация не выполняет хотя бы одно условие, установленное частью 2.1 или 2.2 статьи 57 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, а также в случае лишения ее государственной аккредитации, такая организация лишается права применять тарифы страховых взносов, предусмотренные частью 3 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, с начала периода, в котором допущено такое несоответствие и (или) аннулирована государственная аккредитация (часть 5 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

В силу статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки страхователь должен уплатить пени, начисляемые за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов.

Согласно частям 1, 2 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ неуплата или неполная уплата страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов, в свою очередь, те же деяния, совершенные умышленно влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

Статьей 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов в переходный период 2011-2027 годов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в государственные внебюджетные фонды при осуществлении основного вида экономической деятельности (в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) по перечню, установленному пунктом 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Согласно подпункту «я.7» пункта 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в перечень видов деятельности, дающих право на применение пониженных тарифов, включена деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (код 72 ОКВЭД 1 — 63 ОКВЭД 2), которая включает в себя «Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов» (ОКВД 72.40 ОКВЭД1 — 63.11.1 ОКВЭД2).

В свою очередь, эта группировка включает: проектирование и разработку баз данных (разработку концепций, структуры состава баз данных); реализацию разработанных баз данных; формирование и ведение баз данных, в том числе сбор данных из одного и более источников, а также ввод, верификацию и актуализацию данных; администрирование баз данных, в том числе обеспечение возможности доступ к базе данных в режиме непосредственного или телекоммуникационно доступа; поиск данных, их отбор и сортировку по запросам, предоставление отобранных данных пользователям, в том числе в режиме непосредственного доступа; создание информационных ресурсов различных уровней (федеральных, ведомственных, корпоративных, ресурсов предприятий); разработку, адаптацию, модификацию баз данных, установку, тестирование и сопровождение баз данных.

Эта группировка не включает разработку программного обеспечения для работы с базами данных.

Основной вид экономической деятельности плательщика страховых взносов подтверждается путем представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование по форме 4-ФСС, в разделе 4 которого организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и осуществляющие деятельность в производственной и социальной сферах, должны отражать долю доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности в общем объеме доходов.

Кроме того, для идентификации упомянутых плательщиков страховых взносов в том же разделе формы 4-ФСС приводится перечень видов экономической деятельности с указанием кодов ОКВЭД в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029 - 2001 (КДЕС ред. 1), принятым постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст, при осуществлении которых плательщики смогут воспользоваться льготой по применению пониженных тарифов страховых взносов.

Применение льготного тарифа, предусмотренного статьей 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, является правом страхователя, носит заявительный характер посредством его декларирования в подаваемых уполномоченному органу расчетах и может быть реализовано только при соблюдении установленных статьей 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в совокупности условий, при этом обязанность обоснования и документального подтверждения права на указанную льготу возложена на страхователя.

В ходе проведения проверки установлено, что ООО «УВЦ ЖКХ» получены доходы в виде вознаграждений за информационно-вычислительные услуги, а также в виде вознаграждений за сбор платежей с населения за коммунальные услуги; фактически доход Общества за проверяемый период состоял из оплаты контрагентами услуг по агентским договорам, заключенным с ООО «Концессией водоснабжения», эксплуатационными участками, товариществами собственников жилья.

По условиям указанных договоров агент по поручению и за вознаграждение принципала, за счет принципала обязуется производить информационно-вычислительные работы по расчетам с населением за коммунальные услуги, указанные в приложении № 1 к договору, заключить договоры по жилым многоквартирным домам, с уполномоченными организациями на сбор платежей с населения за коммунальные услуги по адресно-именным единым платежным документам.

При этом агент обязан: производить начисление платежей потребителям по тарифам и сведениям, предоставленным принципалом, производить перерасчет размера платы, ежемесячно предоставлять принципалу акты выполненных работ за создание, ведение, обработку баз данных (производство расчетов размера платы за ЖКУ, учетно-вычислительные работы) и за услуги по сбору платежей с населения за жилищно-коммунальные услуги за вознаграждение 1,18% от суммы принятых платежей.

На основании представленных агентских договоров деятельностью ООО «УВЦ ЖКХ» является расчет и сбор платежей за жилищно-коммунальные услуги для поставщиков с населения по поручению поставщиков жилищно-коммунальных услуг (управляющих организаций).

Из комплексного анализа агентских договоров и их предмета, а также отчетов агента, актов об оказании услуг, оборотно-сальдовых ведомостей следует, что Общество получало доход в проверяемом периоде за посреднические услуги, а не за создание и использование баз данных и информационных ресурсов.

Таким образом, фактически Общество в спорный период получало доход не от деятельности по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов (ОКВД 72.40 ОКВЭД1 — 63.11.1 ОКВЭД2), а от исполнения агентских договоров (оказания посреднических услуг), по условиям которых заявитель (агент) в рамках договорных обязательств с управляющими организациями (принципалы) оказывал последним от их имени и за их счет, в частности, услуги по сбору и обработке информации для начисления сумм оплаты жилья, перенос данных на бумажные носители и доставке до потребителей коммунальных услуг; аккумуляцию на транзитном счете денежных средств.

Согласно агентским договорам деятельностью ООО «УВЦ ЖКХ» является расчет и сбор платежей за жилищно-коммунальные услуги для поставщиков с населения. В жилищно - коммунальной сфере Общество осуществляет функции по начислению и сбору платежей по поручению поставщиков жилищно-коммунальных услуг (управляющих организаций), соответственно, данная деятельность подлежит отнесению к ОКВЭД 66.19.6 - «Деятельность по приему платежей физических лиц платежными агентами.

Эта группировка включает: деятельность по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и бюджетным учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, фактическая деятельность ООО «УВЦ ЖКХ» не соответствует заявленному виду экономической деятельности.

Кроме того, суд находит обоснованными доводы ГУ - ВРО ФСС об отсутствии доказательств получения Обществом более 70 % доходов от спорного вида деятельности.

Так, частью 1.4 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлено, что соответствующий вид экономической деятельности признается основным при условии, что доля доходов от реализации продукции, и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объёме доходов. При этом суммирование доходов при определении условий применения пониженных тарифов законом не предусмотрено.

В ходе проверки установлено, что вознаграждения за сбор платежей с населения за коммунальные услуги у ООО «УВЦ ЖКХ» составили в 2015 году – 37,58%, в 2016 году – 43,34%; вознаграждения за информационно-вычислительные услуги – в 2015 году составили 62,42%, в 2016 году – 56,66%.

Всего в результате занижения базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации сумма неуплаченных страховых взносов (недоимка) за 2015-2016 г.г. составила 146 986 руб. 31 коп., штраф за неуплату страховых взносов 29 397 руб. 26 коп., начислены пени за неуплату страховых взносов в срок в сумме 8 355 руб. 59 коп.

Судом отклоняется довод заявителя о допущенных Обществом процессуальных нарушениях.

Так, Филиалом № 6 ГУ - ВРО ФСС 01.03.2018 составлен акт выездной проверки, 01.03.2018 страхователь получил акт проверки под роспись.

В соответствии с пунктом 5 статьи 38 Федерального закона от 29.07.2009 № 212-ФЗ после подписания акта страхователю дается 15 рабочих дней для предоставления разногласий. Страхователю вручается уведомление с датой и местом рассмотрения материалов проверки.

Установленный пунктом 5 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ срок на представление возражений на акт проверки с учетом получения акта 01.03.2018, истекал 26.03.2018.

Страхователь 01.03.2018 под роспись получил уведомление от 01.03.2018 о вызове плательщика страховых взносов на 27.03.2018 в 11 час. 00 мин. для рассмотрения материалов проверки.

Решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 27.03.2018 № 4 вынесено в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (в течение 10-дней после истечения срока на представление возражений).

При таких обстоятельствах, назначив рассмотрение материалов проверки на 27.03.2018 и вручив в установленный срок (01.03.2018) ООО «УВЦ ЖКХ» акт проверки, Филиал № 6 ГУ - ВРО ФСС предоставил Обществу возможность представления своих возражений, а также обеспечил возможность реализации права на участие в рассмотрении материалов проверки.

В данном случае, факт вынесения оспариваемого решения Филиалом № 6 ГУ - ВРО ФСС без учета возражений заявителя не может служить основанием для признания решения недействительным, поскольку страхователь не воспользовался предоставленным ему правом на участие в рассмотрении материалов проверки, на рассмотрении не присутствовал, заранее зная (с 01.03.2018), о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки, незаблаговременно направил по почте возражения - 25.03.2018, которые были получены Филиалом № 6 ГУ - ВРО ФСС лишь 28.03.2018 (согласно информации с сайта «Почта России»), после вынесения оспариваемого решения. Филиалом № 6 ГУ - ВРО ФСС возражения были рассмотрены, ответ направлен заявителю.

Факт совершения правонарушения доказан, зная о проведении в отношении страхователя выездной проверки, получив соответствующие акт и уведомление, составленные в один день, страхователь должен действовать своевременно и добросовестно.

Принимая решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 27.03.2018 № 4, Филиалом № 6 ГУ - ВРО ФСС действовал в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

В рассматриваемом случае права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушены.

Суд учитывает, что отсутствуют необходимые условия (противоречие закону, нарушение прав) для признания оспариваемого решения Филиала № 6 ГУ - ВРО ФСС недействительным.

При таких обстоятельствах арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Учетно-вычислительный центр ЖКХ» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным решения Филиала № 6 Государственного учреждения – Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 27.03.2018 № 4.

Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья И.И. Маслова