Арбитражный суд Волгоградской области
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Волгоград
« 04» сентября 2023 г.
Дело № А12-9257/2023
Резолютивная часть решения объявлена 29 августа 2023 года
Решение в полном объеме изготовлено 04 сентября 2023 года
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Бритвина Д.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гавриловой И.Л., с использованием режима веб-конференции (до перерыва), рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению индивидуального предпринимателя Талащенко Александра Владимировича (ОГРНИП: 318344300017153, ИНН: 341902323171, Дата присвоения ОГРНИП: 20.02.2018, Волгоградская область, г.Новоаннинский, пер.Сенной, 9) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Волгоградской области (403110, пр. Ленина, 83, г. Урюпинск, Волгоградская область, ИНН 34380065550, ОГРН 1043400851449), Управлению Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (ИНН 3442075551 ОГРН 1043400221127, 400005, г. Волгоград, пр. Ленина, 90), с участием в деле в качестве заинтересованных лиц: публичного акционерного общества «Совкомбанк» (156000, Кострома город, Текстильщиков проспект, дом 46, ОГРН: 1144400000425), Управления Федерального казначейства по Волгоградской области (400066, Волгоград город, Коммунистическая улица, 28А, ОГРН: 1023403452555, Дата присвоения ОГРН: 26.12.2002, ИНН: 3444054571), Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №9 (107061, город Москва, 2-я Пугачевская улица, дом 6б, строение 1, ОГРН: 5067847117300, Дата присвоения ОГРН: 03.07.2006, ИНН: 7842338361), Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (400094, ул. 51-ая Гвардейская, 38, г. Волгоград, ИНН 3443077223 ОГРН 1043400306223), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Волгоградской области (400078, пр. Ленина, 67а, г. Волгоград, ИНН 3442075777 ОГРН, 1043400221150) о взыскании излишне уплаченного налога в сумме 172 000 руб.
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Талащенко Александра Владимировича: не явился, извещен
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Волгоградской области: Мельников А.А. – по доверенности от 09.01.2023, №24, после перерыва – Мельников А.А.;
от Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области – Карташкина Д.М., по доверенности от 09.01.2023 № 19, после перерыва - Долотов Е.И. – по доверенности от 09.01.2023, №20,
от Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №9 – Карпушкина К.Ю., по доверенности от 26.10.2022, №07-В/12414
от УФК – Шлыкова Е.В., по доверенности от 29.12.2021 № 29-18-74/36, после перерыва – Шлыкова Е.В.
УСТАНОВИЛ:
ИП Талащенко А.В. (далее – предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к МИФНС России № 7 по Волгоградской области (далее – инспекция, налоговый орган), УФНС России по Волгоградской области (далее – управление, вышестоящий налоговый орган) о взыскании 172 000 рублей страховых взносов.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены публичное акционерное общество «Совкомбанк», Управление Федерального казначейства по Волгоградской области, Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №9, Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Волгоградской области.
Как следует из материалов дела, 13 мая 2021 года предпринимателем в МИФНС № 7 по Волгоградской области подано заявление на возврат излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, КБК 18210202090070010160, ОКТМО 18638101 в сумме 62 000 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года КБК 18210202101080013160, ОКТМО 18638101 на сумму 110 000 руб.
Инспекцией 17 мая 2021 года приняты решения о возврате излишне уплаченных страховых взносов № 12667 на сумму 62 000 руб. и № 12666 на сумму 110 000 руб., которые до настоящего времени предпринимателю фактически не возвращены.
Судом установлено, что 15.04.2021 предприниматель ошибочно уплатил в бюджет 194 360 рублей страховых взносов на основании платежных поручений от 15.04.2021 № 10 на сумму 62 550 рублей, от 15.04.2021 № 8 на сумму 114 750 рублей, от 15.04.2321 № 9 на сумму 17 060 рублей.
По результатам рассмотрения поступивших от налогоплательщика заявлений инспекция приняла решения от 17.05.2021 № 12666 и № 12667 о возврате предпринимателю излишне уплаченных суммы страховых взносов на ОПС и ОМС.
В связи с принятием решений от 17.05.2021 № 12666 и № 12667 в адрес УФК по Волгоградской области от администратора дохода бюджета – управления поступили заявки на возврат излишне уплаченных платежей от 17.05.2021 № 2457ZV313700003 на сумму 110 тыс. рублей, № 2457ZV313700004 на сумму 62 тыс. рублей.
На основании указанных заявок в автоматическом режиме УФК по Волгоградской области сформированы и направлены в филиал «Корпоративный» ПАО «Совкомбанк» г.Москва платежные поручения от 19.05.2021 № 603024 на сумму 62 тыс. рублей, №603052 21 на сумму 110 тыс. рублей, для перечисления ИП Талащенко А.В. указанных денежных средств.
Денежные средства в общем размере 172 тыс. рублей фактически поступили в ПАО «Совкомбанк» на расчетный счет №40802810112550083887, указанный предпринимателем в заявлении на возврат указанных сумм.
Вместе с тем, ПАО «Совкомбанк» по платежным поручениям от 26.05.2021 №603024 и № 603052 возвратил поступившие суммы на реквизиты инспекции, указав в качестве причины возврата «в связи с неверными реквизитами получателя».
При этом указанные платежи попали на счет МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 9, в невыясненные платежи Филиала «Корпоратиный» ПАО «Совкомбанк», после чего МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 9 произвела уточнение данных платежей, что следует из письма от 29.06.2021 № 10.1-12-01/07431@.
Поскольку решения о возврате излишне уплаченных страховых взносов № 12667 на сумму 62 000 руб. и № 12666 на сумму 110 000 руб. Инспекцией фактически не исполнены, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
Суд учитывает, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области от 01.12.2022 года по делу А12-19097/2022 в удовлетворении требований ИП Талащенко А.В. к МИФНС № 7 по Волгоградской области о взыскании неосновательного обогащения, в размере излишне уплаченных страховых взносов в сумме 172 000 руб. отказано, поскольку заявителем избран неверный способ защиты нарушенного права.
Вопреки доводам налогового органа, в рамках настоящего дела заявителем не заявлялись требования о взыскании неосновательного обогащения, по – сути он просит фактически исполнить решения Инспекции о возврате излишне уплаченных страховых взносов № 12667 на сумму 62 000 руб. и № 12666 на сумму 110 000 руб.
В данном случае по смыслу статей 168, 170 АПК РФ арбитражный суд не связан правовой квалификацией спорных отношений, которую предлагает истец, а должен сам правильно квалифицировать спорные правоотношения и определить нормы права, подлежащие применению в рамках фактического основания и предмета иска.
Исходя из изложенного, а также принимая во внимание обстоятельства настоящего спора, суд приходит к выводу, что правовой целью заявителя является фактический возврат излишне уплаченных страховых взносов на сумму 62 000 руб. и на сумму 110 000 руб.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне взысканных или излишне уплаченных налогов, пеней, штрафов.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика, по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.
В пункте 7 статьи 78 НК РФ установлено, что заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанного налога.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 01.10.2008 N 675-О-П в случае, если по итогам налогового периода сумма НДС, предъявленная налогоплательщику поставщиками, превысит сумму налога, выставленную налогоплательщиком покупателю, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику из бюджета в пределах сроков, установленных п. 2 ст. 173 НК РФ, т.е. в течение трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Сторонами не оспаривается наличие оснований для возврата излишне уплаченных страховых взносов, что подтверждается решениями самой Инспекции № 12667 на сумму 62 000 руб. и № 12666 на сумму 110 000 руб.
Как установлено судом, заявителем соблюден срок для обращения с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов, предусмотренный пунктом 7 статьи 78 НК РФ, в свою очередь Инспекция свои решения фактически не исполнила, излишне уплаченные страховые взносы фактически не возвращены.
Пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506,
(далее – Положение о ФНС) установлено, что Федеральная налоговая служба
(ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов (пункт 4 Положения о ФНС).
В силу пункта 1 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации
(далее – БК РФ) к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним (пункт 2 статьи 41 БК РФ).
В соответствии со статьями 50, 56, 61 БК РФ налоговые платежи подлежат зачислению в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в соответствии с установленными нормативами зачисления.
При этом согласно положениям статьи 160.1 БК РФ начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет осуществляет администратор доходов бюджета, подведомственный главному администратору доходов бюджета.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.09.2021 № 2591-р «Об утверждении перечня главных администраторов доходов федерального бюджета» главным администратором доходов федерального бюджета от уплаты налоговых платежей является Федеральная налоговая служба.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 995 «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также государственными корпорациями, публично-правовыми компаниями и Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» главным администратором доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов от налоговых платежей и сборов также является Федеральная налоговая служба.
Согласно статье 6 БК РФ главный администратор доходов бюджета - определенный в соответствии с БК РФ орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета.
Администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Полномочия главного администратора доходов бюджета и администраторов доходов бюджета установлены статьей 160.1 БК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 160.1 БК РФ главный администратор доходов бюджета формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета.
Согласно части 2 статьи 160.1 БК РФ администратор доходов бюджета обладает бюджетными полномочиями, в том числе и по принятию решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения об Управлении Федеральной налоговой службы по Волгоградской области, утвержденного Федеральной налоговой службой 07.04.2021, (далее – Положение об УФНС России по Волгоградской области) Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (далее – УФНС России по Волгоградской области) является территориальным органом Федеральной налоговой службы в Волгоградской области и входит в единую централизованную систему налоговых органов.
УФНС России по Волгоградской области находится в непосредственном подчинении Федеральной налоговой службы и ей подконтрольно.
Согласно подпункта 6.2 пункта 6 Положения об УФНС России по Волгоградской области УФНС России по Волгоградской области осуществляет бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджета Волгоградской области, местных бюджетов, входящих в консолидированный бюджет Волгоградской области, администратора доходов федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Из вышеизложенного следует, что полномочиями по принятию решения о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет обладает администратор доходов бюджета – УФНС России по Волгоградской области и его территориальные органы, в рассматриваемом случае – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Волгоградской области.
Исходя из письма УФНС по Волгоградской области от 05.04.2023 года № 18-28/07361@: «…… платежи отразились на счете МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 9, в невыясненных платежах филиала «Корпоративный» ПА «Совкомбанк», после чего указанная инспекция приняла решения об уточнении данных платежей.
После указанного обстоятельства и до настоящего времени денежные средства на карточки налоговых обязательств не поступали, в связи с чем налоговый орган не может повторно осуществить возврат денежных средств, в рамках ст. 79 НК РФ»
Вместе с тем, как установлено судом, данная информация не соответствует действительности.
Исходя из пояснений и документов, представленных Управлением Федерального казначейства по Волгоградской области следует, что заявки на возврат (форма по КФД 0531803) от 17.05.2021 № 3457ZV313700003 на сумму 110 000,00 рублей и № 3457ZV313700004 на сумму 62 000,00 рублей (далее – Заявки на возврат), представленные администратором доходов бюджета УФНС России по Волгоградской области для исполнения в УФК по Волгоградской области, согласно принятым решениям о возврате денежных средств, исполнены 19.05.2021.
УФК по Волгоградской области на основании Заявок на возврат денежные средства перечислены с казначейского счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений № 03100643000000012900, открытый УФК по Волгоградской области (далее – счет № 03100), платежными поручениями от 19.05.2021 № 603052 на сумму 110 000,00 рублей и от 19.05.2021 № 603024 на сумму 62 000,00 рублей в филиал «Корпоративный» ПАО «Совкомбанк» г. Москва (далее – Банк) по указанным реквизитам получателя.
Информация о проведенных операциях направлена в адрес УФНС России по Волгоградской области в составе Выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета (форма по КФД 0531761) (далее – Выписка) за 19.05.2021 с приложением электронных документов, подтверждающих проведение операций.
Банком вышеуказанные денежные средства возвращены на счет № 03100 платежными поручениями от 26.05.2021 № 603052 на сумму 110 000,00 рублей и от 26.05.2021 № 603024 на сумму 62 000,00 рублей по причине неверного указания реквизитов получателя.
Информация о возврате денежных средств на счет № 03100 направлена в адрес УФНС России по Волгоградской области в составе выписки за 26.05.2021 с приложением электронных документов, подтверждающих возврат денежных средств на счет № 03100.
По причине того, что в представленных Банком документах код ОКТМО не соответствовал коду ОКТМО 18638101, указанному в Заявках на возврат,
УФК по Волгоградской области в соответствии с пунктом 36 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.04.2020 № 66н (действующим в спорный период), проведена операция уточнения кода ОКТМО на 18638101 на основании Справок органа Федерального казначейства (форма по КФД 0531453) от 27.05.2021 № ПСК000000054075 на сумму 110 000,00 рублей и от 27.05.2021 № ПСК000000054076 на сумму 62 000,00 рублей, исполненных 27.05.2021 Справками органа ФК на исполнение внебанковского документа от 27.05.2021
№ 4952126 и от 27.05.2021 № 4951051 соответственно.
Информация о проведенных операциях уточнения направлена в адрес
УФНС России по Волгоградской области в составе Выписки за 27.05.2021 с приложением электронных документов, подтверждающих проведение операций уточнения.
Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа, решениях
о зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов, пеней, штрафов, а также подлежащих возмещению сумм налогов и сборов от 28.06.2021
№ 9979UN300025710 на сумму 110 000,00 рублей и от 28.06.2021
№ 9979UN300025780 на сумму 62 000,00 рублей (далее – Уведомления), представленные администратором доходов бюджета УФНС России
по Волгоградской области для исполнения в УФК по Волгоградской области в части уточнения плательщика (с реквизитов Банка на реквизиты индивидуального предпринимателя), не приняты к исполнению.
Уведомления (протоколы) от 28.06.2021 № ПРТ2900-2758301 и от 28.06.2021 № ПРТ2900-2758302, в которых указана причина отказа в исполнении Уведомлений, в установленном порядке направлены в адрес УФНС России по Волгоградской области.
По состоянию на 01.01.2023 УФНС России по Волгоградской области Уведомления и Заявки на возврат по указанным денежным средствам в УФК по Волгоградской области повторно не представлялись.
Таким образом, спорные денежные средства возвращены на счет УФНС по Волгоградской области по причине неверного указания реквизитов получателя о чем последнее информировано еще 26.05.2021 выпиской с приложением электронных документов, подтверждающих возврат денежных средств на счет № 03100.
Более того, информация о проведенных УФК по Волгоградской области операциях уточнения кода ОКТМО на 18638101 направлена в адрес УФНС России по Волгоградской области в составе Выписки за 27.05.2021.
Поскольку решения о возврате излишне уплаченных страховых взносов № 12667 на сумму 62 000 руб. и № 12666 на сумму 110 000 руб. Инспекцией фактически не исполнены, при том, что указанные денежные средства возвращены на счет УФНС по Волгоградской области, суд приходит к выводу об удовлетворении требований заявителя в части обязания Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Волгоградской области вернуть индивидуальному предпринимателю Талащенко А.В. излишне уплаченные страховые взносы в размере 62 000 руб. и 110 000 руб.
В тоже время, в части требований заявителя к УФНС по Волгоградской области следует отказать, поскольку решения о возврате спорных сумм принимались МИФНС № 7 по Волгоградской области.
Судебные расходы распределены по правилам ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 7 по Волгоградской области вернуть индивидуальному предпринимателю Талащенко А.В. излишне уплаченные страховые взносы в размере 62 000 руб. и 110 000 руб.
В остальной части отказать.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Волгоградской области в пользу индивидуального предпринимателя Талащенко А.В. судебные расходы в размере 4 640 руб.
Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Волгоградской области.
Судья Д.М. Бритвин