НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Волгоградской области от 28.11.2017 № А12-28190/17

Арбитражный суд Волгоградской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Волгоград

«01» декабря 2017 года Дело № А12-28190/2017

Резолютивная часть решения объявлена 28 ноября 2017г., решение в полном объеме изготовлено 01 декабря 2017г.

Судья Арбитражного суда Волгоградской области Муравьев А.А., при ведении протокола помощником судьи Гузенко А.Ю., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по иску общества с ограниченной ответственностью «Слободской Водоканал» (ОГРН <***> ИНН <***>) к Комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (ОГРН <***> ИНН <***>), третье лицо Администрация городского поселения г. Краснослободск Волгоградской области о признании договора аренды №01В-20/15 от 17.09.2015 г. недействительным.

при участии в судебном заседании:

от истца – ФИО1, представитель по доверенности от 09.01.17,

от ответчика – ФИО2, представитель по доверенности №56 от 01.03.17.,

от третьего лица – не явился, извещен,

Общество с ограниченной ответственностью «Слободской Водоканал» (далее – истец ООО «Слободской Водоканал») обратилось к Комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (ОГРН <***> ИНН <***>) о признании, по основаниям предусмотренным ч. 2 ст. 168 ГК РФ, договора аренды №01В-20/15 от 17.09.2015 г. недействительным.

Ответчик просит отказать в удовлетворении требований по основаниям указанным в отзыве.

Изучив представленные доказательства, доводы заявителя, суд

У С Т А Н О В И Л:

Как следует из материалов дела, между Комитетом лесного хозяйства Волгоградской области (арендодатель) и ООО «Слободской Водоканал» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 17 сентября 2015 года № 01В-20/15, в рамках которого арендатору в пользование за плату передан лесной участок площадью 1,0115 га, расположенного: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, Среднеахтубинское лесничество, Сахарное участковое лесничество, квартал 21, часть выдела 6; кадастровый номер: 34:28:100004:1227; номер учетной записи в государственном лесном реестре: 250-2013-03.

На основании постановления губернатора Волгоградской области от 03.12.2016 № 893 «О мерах по реализации Закона Волгоградской области от 24.11.2016 N 111-ОД «О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 15 марта 2012 г. N 22-ОД «О системе органов исполнительной власти Волгоградской области» и отдельные законодательные акты Волгоградской области» Комитет лесного хозяйства Волгоградской области ликвидирован, а его функции переданы Комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области.

В соответствии с Постановлением Администрации Волгоградской области от 19.12.2016 N 693-п «Об утверждении Положения о комитете природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области» комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области является правопреемником комитета лесного хозяйства Волгоградской области в части осуществления государственных полномочий в области государственного управления в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на территории Волгоградской области, государственного управления защитным лесоразведением на территории Волгоградской области, а также сохранения и воспроизводства защитных лесных насаждений, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности Волгоградской области; предоставляет в границах земель лесного фонда лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (п. п. 2, 2.5).

Таким образом, с момента вступления в силу Постановления Администрации Волгоградской области от 19.12.2016 N 693-п ответчик является правопреемником Комитета лесного хозяйства Волгоградской области в части исполнения договора аренды лесного участка от 17 сентября 2015 года № 01В-20/15.

ООО «Слободской Водоканал» обратилось в Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области с претензией № 190 от 26.06.2017 года о признании названного договора недействительным (ст. 168 ГК РФ) и его аннулировании.

Учитывая, что претензия оставлен ответчиком без удовлетворения и полагая, что указанный договор является ничтожным, общество обратилось в суд с настоящим иском.

Согласно ч. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии с п. 1 ст. 447 и п. 5 ст. 448 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора и влечет возникновение правоотношений между сторонами.

К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации (ч. 3 ст. 71 Лесного кодекса РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом.

В силу ст. 74 Лесного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент заключения договора, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 3 ст. 74 Лесного кодекса РФ, без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:

1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса;

2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;

3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса;

В соответствии с п. 1 ст. 44 Лесного кодекса РФ использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.

Статьей 21 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов.

Таким образом, Лесной кодекс Российской Федерации допускает использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Согласно п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Пунктом 2 статьи 39.6 ЗК РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае, помимо прочего, предоставления земельного участка для размещения водохранилищ и (или) гидротехнических сооружений, если размещение этих объектов предусмотрено документами территориального планирования в качестве объектов федерального, регионального или местного значения (подпункт 25).

Статьей 3 Закона N 117-ФЗ определено, что гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 5 Водного кодекса РФ к поверхностным водным объектам среди прочих относятся водотоки (реки, ручьи, каналы), а также водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).

Как следует из п. 2.3 Устава ООО «Слободской Водоканал», утвержденного протоколом № 4 общего собрания участников от 29.04.11, основными из видов деятельности общества является:

забор и подача питьевой воды, прием и очистка сточных вод,

организация рациональных режимов эксплуатации сетей и сооружений, обеспечивающих совершенствование и интенсификацию их работы, механизацию и автоматизацию производственных процессов,

организация и проведение работ по эксплуатации, капитальному, текущему ремонту водопроводных и канализационных сетей.

На основании результатов проведенного открытого конкурса на право заключения безвозмездного пользования, между Администрацией городского поселения г. Краснослободск и ООО «Слободской Водоканал» заключен договор № 1 от 20.02.2012 о передаче в безвозмездное пользование общества имущества, являющегося муниципальной собственностью городского поселения г. Краснослободск.

В соответствии с п. 1.1 договора и на основании акта приема-передачи от 20.02.2012 ООО «Слободской Водоканал» принял в безвозмездное пользование муниципальное имущество для оказания услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории городского поселения г. Краснослободск, в том числе, водопровод до площадки очистных сооружений, выпуск с оголовком, диаметр 400 подземный (водоучасток) инвентарный № 12155, 1983; берегоукрепительный инфильтрационный водозабор подземный железобетонный со стальными фильтрами (водоучасток) инвентарный номер № 12148, 1983 г., а также иное оборудование в целях обеспечения деятельности по эксплуатации водопровода.

В последствии, общество обратилось в Комитет лесного хозяйства Волгоградской области с заявлением от 25.02.2016 о предоставлении земельного участка в аренду без аукциона для строительства и размещения водохранилищ, водных объектов и гидротехнических сооружений, а также эксплуатации городского водоканала.

В связи с этим Комитетом вынесен приказ № 141 от 23.03.2016 о предоставлении обществу в аренду участка без торгов, что и послужило основанием для заключения оспариваемого договора.

При этом, как следует из проекта освоения лесов, подготовленного обществом в соответствии с условиями подп. «г» п. 11 договора (стр. 25), на указанном участке расположено гидротехническое сооружение – конструктивный элемент канала городского водоснабжения и его охранная зона, эксплуатация которого будет осуществлена в период действия проекта.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" к числу гидротехнических сооружений отнесены плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В силу п. 5 ст. 2 Закона о водоснабжении водопроводной сетью является комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.

Таким образом, водопровод, предоставленный обществу в пользование и указанный в проекте освоения лесов, подготовленного обществом в соответствии с условиями подп. «г» п. 11 договора в качестве гидротехнического сооружения, не подпадает под понятие гидротехнического сооружения, указанного в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

Кроме того, из акта осмотра от 03.08.2017, составленного Администрацией городского поселения г. Краснослободск, следует, что на указанном земельном участке строительство и размещение водохранилищ, водных объектов и гидротехнических сооружений не ведется.

Таким образом, материалами дела подтверждено, что участок предоставлен ответчику не для целей, указанных в договоре - строительства и размещения водохранилищ, водных объектов и гидротехнических сооружений, а для эксплуатации размещенного на нем водопровода, в связи с чем, в силу ч. 3 ст. 74 Лесного кодекса РФ, мог быть предоставлен истцу лишь по результатам торгов.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов. Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что спорный земельный участок мог быть предоставлен в аренду только по результатам торгов, а договор, заключенный сторонами без проведения торгов, противоречат нормам земельного законодательства и являются ничтожными (ст. 168 ГК РФ).

Учитывая это, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Аналогичная позиция изложена в постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2017 по делу № А12-14597/2017.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 8, 9, 10, 65, 71, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным по основаниям предусмотренным ч. 2 ст. 168 ГК РФ договор аренды лесного участка от 17 сентября 2015 года № 01В-20/15, заключенный между обществом с ограниченной ответственностью «Слободской Водоканал» (ОГРН <***>, ИНН <***>) и Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>).

Взыскать с Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Слободской Водоканал» (ОГРН <***>, ИНН <***>) расходы по оплате государственной пошлины в сумме 6.000 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке главы 34 АПК РФ в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Волгоградской области.

Судья А.А. Муравьев

Информацию о движении по делу можно получить по телефону : <***>) 24?76?81, <***>) 24-76-00 (доб. 5152), а также на сайте Арбитражного суда Волгоградской области: http://volgograd.arbitr.ru/