Арбитражный суд Волгоградской области |
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград
«04» октября 2022 г. | Дело № А12-12298/2022 |
Резолютивная часть решения оглашена 27 сентября 2022 года
Полный текст решения изготовлен 04 октября 2022 года
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Двояновой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скрипкиной Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Центр А» (ИНН 3443092045, ОГРН 1093443002542) к государственному учреждению - Волгоградское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 3444050993, ОГРН 1023403435637) о признании недействительным ненормативного акта
с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованного лица - Фадеевой Олеси Владимировны
при участии в судебном заседании:
от заявителя – Якименко С.В., руководитель, Николенко С.А., доверенность от 10.01.2022,
от административного органа –Леванова Н.А., доверенность №138 от 28.12.2021,
иные лица – не явились, извещены,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Центр А» обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации о возмещении страхователем излишне понесенных страховщиком расходов на выплату страхового обеспечения или обеспечения по страхованию от 08.02.2022 №340721400002109.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Фадеева Олеся Владимировна.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении. Считает, что реальный факт осуществления Фадеевой О.В. трудовой деятельности подтвержден представленными в ходе проверки материалами дела (табель учета рабочего времени, текущие документы о приеме на работу, штатным расписанием)
Представитель Фонда в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Третье лицо Фадеева О.В. в судебное заседание не явилась, в представленном отзыве поддерживает заявление Общества, пояснила, что фактически осуществляла трудовую деятельность в ООО «Центр А» в качестве заместителя генерального директора. Просит удовлетворить требования заявителя.
Как следует из материалов дела государственным учреждением - Волгоградское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации в отношении ООО «Центр А» проведена камеральная проверка полноты и достоверности представленных страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения страхователя за период с 01.07.2021 по 30.09.2021.
По результатам проверки составлен акт камеральной проверки № 340721400002105 от 20.12.2021.
08.02.2022 Филиалом №7 государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации вынесено решение №340721400002100 о возмещении страхователем излишне понесенных страховщиком расходов на выплату страхового обеспечения, согласно которого Фонд предложил ООО «Центр А» в добровольном порядке возместить расходы, излишне понесенные территориальным органом Фонда социального страхования РФ в сумме 64 848 руб. на расчетный счет страховщика.
Не согласившись с указанным решением ООО «Центр А» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Частью статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ требование о признании недействительным ненормативного акта, незаконным решения и действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые ненормативный акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя. Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из условий является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Исходя из статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч. 1 ст. 65 АПК РФ).
Согласно положениям, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ N 101), Фонд социального страхования Российской Федерации является специализированным финансово - кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда социального страхования Российской Федерации, являются федеральной собственностью и носят целевой характер.
Одной их основных задач Фонда социального страхования Российской Федерации является обеспечение застрахованных лиц гарантированных государством пособиями по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Пунктом 4 части 2 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон N 165-ФЗ) предусмотрена обязанность страховщика обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременными уплатой и перечислением страховых взносов страхователями в случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, а также за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Статьей 22 Закона N 165-ФЗ установлено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2, подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщики обязаны обеспечивать своевременную выплату страхового обеспечения в соответствии с федеральными законами и вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлены Законом N 255-ФЗ и Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 1.2 Федерального закона N 255-ФЗ и статье 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Целью выплаты пособия по беременности и родам является компенсация утраченного заработка в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию в связи с материнством, являются застрахованными лицами (часть 2 статьи Федерального закона N 255-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2.1 Федерального закона N 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с данным Федеральным законом, в том числе: организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности (за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, когда выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств страхователя), по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страховщиком.
Согласно статье 15.1 Федерального закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий, а в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ до 31.12.2020 назначение и выплата пособий по обязательному социальному страхованию осуществлялась работодателем по месту работы застрахованного лица.
Постановлением N 2375 также утверждено «Положение об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат» (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) представляет страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае их отсутствия у страхователя.
Пунктом 3 Положения предусмотрено, что страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) документов (сведений), указанных в пункте 2 настоящего Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты страховщиком соответствующих видов пособия, в том числе сведения о застрахованном лице, а также опись представленных документов (сведений), составленную по форме, утверждаемой Фондом.
В соответствии с п. 10 Положения после получения документов (сведений), необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособия.
В силу пункта 19 Положения за непредставление (несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, если работодатель представит недостоверные сведения, влияющие на выплату пособий, неправильно применит норму законодательства при исчислении пособий и этот факт будет выявлен после их назначения территориальным органом ФСС РФ, то Фонд вправе потребовать возмещение излишне понесенных расходов в соответствии с пунктом 19 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2375 и пунктом 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2018 № 1459 с 1 июля 2020 года Волгоградская область входит в состав регионов, участвующих в пилотном проекте ФСС РФ «Прямые выплаты», в связи с чем выплата работникам пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком производится не работодателем, а страховщиком. Оплата больничного листка нетрудоспособности производится полностью за счет средств Фонда Федеральный закон № 104-ФЗ от 01.04.2020 «Об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка). Никаких дополнительных расходов для страхователя не предусмотрено, его обязанности ограничиваются оперативным представлением документов в Отделение.
По данным расчетов по страховым взносам форма 4-ФСС, страхователем за период с 2017 по 9 месяцев 2021 выплаты в пользу работающих, на которые начислены страховые взносы не производились, взносы в Фонд не начислялись и не перечислялись, численность работающих составляла - 1 человек. Расчет за 9 месяцев 2021 сдан 14.10.2021, база для начисления страховых взносов - 0, страховые взносы - 0.
Как установлено Фондом в ходе проверки Отделением излишне понесены расходы в связи с назначением и выплатой застрахованному лицу - Фадеевой О.В. пособия по беременности и родам в сумме 64848 руб., а именно: пособие по временной нетрудоспособности беременности и родам, листок нетрудоспособности № 371717245597 с 01.07.2021 по 17.11.2021 в сумме 58878,40 руб., и пособие по временной нетрудоспособности беременности и родам по листку нетрудоспособности № 371717264148 с 18.11.2021 по 03.12.2022 в сумме 6705,23 руб.
Фонд пришел к вводу о создании страхователем искусственной ситуации, направленной на получение необоснованного обогащения за счет средств ФСС путем злоупотребления правом на возмещение в полном объеме пособий застрахованному лицу Фадеевой О.В. в связи с чем, ей было излишне выплачено 64 848 руб.
Так, Фадеева О.В. на основании приказа №3 от 05.07.2021 принята на должность заместителя генерального директора, работа является основным местом работы с установлением оклада в размере 13000 руб., без испытательного срока.
С Фадеевой О.В. заключен трудовой договор от 01.07.2021, трудовая книжка № 6055952 открыта 01.07.2021.
Отделением из анализа табеля учета рабочего времени от 31.07.2021 № 1 с 01.07.2021-31.07.2021 установлено, что Фадеева О.В. (декретный отпуск с 01.07.2021) не выходя на работу представила листок нетрудоспособности по беременности и родам, не отработав ни одного рабочего для, то есть работник принят на работу формально, так как с 01.07. 2021 Фадеева О.А. уходит в отпуск по беременности и родам.
Ранее табели учета рабочего времени страхователем не велись и в период проверки не представлены.
На время нахождения Фадеевой О.В. в отпуске по беременности и родам, на должность заместителя генерального директора был принят Галагин С.А., данная работа является совместительством на 0,5 ставки с окладом 13000 руб.
По представленным приказам от 05.07.2021 № 2.1. и № 2.2 Галагин С.А. находился в отпуске без сохранения заработной платы с 05.07.2021 по 30.11.2021.
Фонд пришел к выводу о том, что в должности заместителя генерального директора предприятие не нуждалось, Фадеева О.А. принималась на работу формально.
Прием работника по трудовому договору незадолго до наступления страхового случая сам по себе в отсутствие доказательств фиктивности факта возложения на такое лицо трудовых обязанностей не может рассматриваться как направленный на необоснованное возмещение денежных средств за счет Фонда социального страхования Российской Федерации.
Основанием для выплаты застрахованному лицу пособий по обязательному социальному страхованию является фактическое выполнение застрахованным лицом своих трудовых функций.
Однако, материалы дела не содержат доказательств того, что, находясь в должности заместителя генерального директора Фадеева О.В. фактически выполняла работу в соответствии с трудовым договором, имеющейся квалификацией.
В должностной инструкции заместителя генерального директора указано, что лицо, назначаемое на эту должность должно иметь среднее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование. Заместитель генерального директора должен знать: постановления федеральных, региональных и местных органов государственной власти, трудовое законодательство, налоговое и экономическое законодательство РФ, порядок заключения и исполнения хозяйственных и финансовых договоров, т.е. лицо, назначаемое на должность заместителя генерального директора должно иметь среднее профессиональное или высшее образование. Фадеева О.А. такого образования не имеет. При этом вид деятельности предприятия - аренда и управление собственным или арендованным имуществом.
На момент трудоустройства Фадеевой О.В. у страхователя деятельность не велась, у руководителя Якименко С.В. в табеле учета рабочего времени стоит -Я (явка), отработано 22 дня 176 часов, однако заработная плата не начислялась и не выплачивалась, о чем свидетельствуют Расчет по форме 4-ФСС. С принятием на работу Фадеевой О.А. и Галагина С.А. фонд оплаты труда не увеличился.
В силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Из положений трудового законодательства следует, что доказательствами наличия трудовых отношений с работником будут являться: доказательства заключения трудового договора (соглашения); фактического выполнения работником предусмотренной трудовым договором трудовой функции; наличие объективной возможности и способности выполнения соответствующей трудовой функции (образование, стаж работы).
Однако, заявителем кроме формального пакета документов, указывающих на заключение трудового договора, никаких иных доказательств, опровергающих доводы отделения о фиктивном трудоустройстве, в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о создании заявителем искусственной ситуации по оформлению на работу физического лица для получения средств из Фонда социального страхования, что исключает удовлетворение заявленных требований, поскольку возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию законных затрат страхователя.
Достоверных и достаточных доказательств, совокупность которых свидетельствовала бы о наличии в трудоустройстве Фадеевой О.В. реальной деловой цели, в материалах дела не имеется.
Таким образом, решение государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации о возмещении страхователем излишне понесенных страховщиком расходов на выплату страхового обеспечения или обеспечения по страхованию от 08.02.2022 №340721400002109 является обоснованным и соответствует нормам действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Центр А» отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Волгоградской области.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья Т.В. Двоянова