НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Волгоградской области от 27.02.2024 № А12-28434/2023

Арбитражный суд Волгоградской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Волгоград

«04» марта 2024 года

Дело № А12-28434/2023

Резолютивная часть решения объявлена 27 февраля 2024 года.

Полный текст решения изготовлен 04 марта 2024 года.

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Тесленко М.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скрипкиной Ю.А., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>, Дата присвоения ОГРНИП: 17.02.2014) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Волгоградской области (ИНН <***>,
ОГРН <***>) о возврате излишне уплаченного налога,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – не явились, извещены,

от налогового органа – ФИО2, доверенность от 30.12.2023 (до и после перерыва),

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Волгоградской области (далее – МИФНС № 11 по Волгоградской области) о взыскании суммы излишне уплаченного налога в размере 16 182 руб., взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины по заявлению.

От МИФНС № 11 по Волгоградской области поступили отзыв на заявление, дополнения к отзыву, которые приобщены к материалам дела.

От ИП ФИО1 поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, а также предприниматель поддержала доводы заявления.

В судебном заседании представитель налогового органа возражал против доводов заявления, просил в удовлетворении заявления отказать.

В судебное заседание предприниматель явку не обеспечил, представителя не направила, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Суд, руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал возможным рассмотреть заявление без участия не явившегося лица, уведомленного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

В судебном заседании 15.02.2024 был объявлен перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 27.02.2024, после чего рассмотрение дела было продолжено.

Изучив материалы дела, оценив доводы заявления и отзыва на заявление, выслушав представителя налогового органа, суд пришел к выводу о том, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из заявления ИП ФИО1, она является плательщиком по патентной системе налогообложния. С 01.01.2021 ей выдан патент № 3458200000644
(01.01.2021 по 31.12.2021), в котором указаны суммы оплат за патентную систему налогообложения, на тот момент она составляла сумму в размере 60111 руб.

Фактически за 2021 год по патенту и страховым взносам налог подлежал начислению в размере 60 111 руб. в соответствии с произведенным расчетом.

ИП ФИО1 перечислено в региональный (местный) бюджет 76 293 руб. на уплату патента и пенсионные страховые взносы (ОПС и ОМС), что подтверждается копиями чеков об оплатах.

В 2021 году сумма взносов составила: ОПС: 32 448 руб., оплачено 40 518 руб.; патент: 19 235 руб., оплачено 27 347 руб.; ОМС: 8 428 руб., оплачено 8 428 руб. Итого:
60 111 руб., оплачено 76 293 руб.

Переплата по ОПС составила 8 070 руб. (40 518 руб. - 32 448 руб.), переплата по патенту составила 8 112 руб. (27 347 руб. - 19 235 руб.). Общая сумма переплаты составила 16 182 руб. (8 070 руб. + 8 112 руб.).

В соответствии с пунктом 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Как указывает предприниматель, в связи с отсутствием недоимки, а также подлежащих взысканию (уплате) сумм пеней и штрафов, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату в размере 16 182 руб. В настоящий момент предприниматель не имеет недоимок по уплате налогов или задолженностей по пене, начисленным бюджету.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется заявителем и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.

Таким образом, обращение в суд должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.

При указанных обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов и может избрать только тот способ защиты, который приведет к восстановлению нарушенных прав и охраняемых интересов.

Согласно пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность в силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.

В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено Кодексом.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно абзацу 2 статьи 313 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Кодексом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации, которым не предусмотрена возможность списания сумм излишне уплаченных налогов, сборов, страховых взносов, пени, штрафов.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.

Налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации.

Порядок зачета (возврата) излишне уплаченного налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов установлен статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Излишне уплаченный налог подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (пункт 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога должно быть принято налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (пункт 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).

По общему правилу, установленному пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, ИП ФИО1 с 01.01.2021 по 31.12.2021, с 01.04.2022 по 31.12.2023 применяет патентную систему налогообложения (далее – ПСН) с видом деятельности «Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, за исключением розничной торговли, осуществляемой с использованием торговых автоматов, а также через объекты нестационарной торговой сети, за исключением развозной.

За 2023 год сумма начисленного налога по ПСН ИП ФИО1 составляет по сроку уплаты 03.04.2023 – 20 038 руб., по сроку уплаты 31.12.2023 – 40 047 руб.

Также в ЕНС произведено уменьшение по налогу на сумму уплаченных предпринимателем страховых взносов по сроку уплаты 03.04.2023 на сумму 8 576 руб.

Уплата налога (погашение из ЕНП) произведено 04.04.2023 на сумму 2,76 руб. и 3081,79 руб., 19.06.2023 на сумму 5 000 руб., 27.06.2023 на сумму 3 376,45 руб.

Относительно уплаты заявителем страховых взносов налоговый орган указал на то, что на основании статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации предприниматель является плательщиком страховых взносов.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, установлен статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации.

В случае, если доход плательщика превышает 300 000 руб., то такой индивидуальный предприниматель, помимо фиксированного размера страховых взносов доплачивает на свое пенсионное страхование 1,0 процент с суммы дохода, превышающего 300 000 руб.

Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское страхование подлежащая уплате предпринимателем за расчетный период с 01.01.2021 по 31.12.2022 составила:

год

СВ на ОПС, руб.

СВ на ОМС, руб.

СВ на ОПС 1%

2021

32 448,00

8 426,00

7 018,44

Срок уплаты 03.07.2023

2022

34 445,00

8 766,00

4 548,14

Срок уплаты 03.07.2023

итого

34 445,00

17 192,00

11 566,58

Суммы страховых взносов за расчетный период, исчисленные исходя из минимального размера оплаты труда, уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Взносы, исчисленные с доходов, превышающего 300 000 рублей уплачиваются не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В соответствии с пунктами 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.04.2022 № 776 «Об изменении сроков уплаты страховых взносов в 2022 году» (далее - постановление № 776) сроки уплаты страховых взносов исчисленных индивидуальными предпринимателями за 2021 год с суммы дохода, превышающей 300 000 руб., продлеваются на 12 месяцев.

В связи с этим, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1% свыше 300 000 рублей за 2021 год в размере 7 018,44 руб. начислена по сроку уплаты 03.07.2023.

В соответствии с письменными пояснениями налогового органа, по состоянию на 30.12.2022 по страховым взносам поступает оплата страховых взносов в фиксированном на ОПС в размере 2 612 руб., сальдо по состоянию на 31.12.2022 составило 34 448 руб., (с учетом произведенной оплаты).

09.01.2023 произведены начисления за 2022 год по фиксированным страховым взносам на ОПС в размере 34 445 руб., что уменьшает сумму переплаты по страховым взносам, сальдо по страховым взносам на пенсионное страхование по состоянию на 18.01.2023 год составляет 3,00 рубля.

03.07.2023 произведены начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1% свыше 300 000 рублей за 2021, 2022 годы что привело к задолженности в размере 11 566,58 руб.

03.07.2023 с ЕНС налогоплательщика поступает сумма в размере 2 146,80 руб., и в размере 500 руб., что уменьшает задолженность.

По состоянию на 16.08.2023 задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование составила 8 919,78 руб.

Таким образом, по состоянию на 16.08.2023 в ЕНС ИП ФИО1 числится отрицательное сальдо в общей сумме 9 028,06 руб., в том числе по страховым взносам на ОПС – 89 119,78 руб., по пени - 108,28 руб.

С учетом вышеизложенного, факт наличия у заявителя в 2023 году задолженности по налогам, страховым взносам, пени (отрицательного сальдо в ЕНС) имеет подтвержденный, объективный характер и обусловлен наличием уплаты налогов не в полном объеме и не в установленные сроки.

Относительно доводов по возврату излишне уплаченных сумм страховым взносов на обязательное пенсионное страхование и налога, взимаемого в связи с применением ПСН, на сумму 16 182 руб. налоговый орган указал следующее:

- платежное поручение от 24.09.2021 в сумме 2 107 руб. поступило в инспекцию (согласно ГИС ГМП) на КБК 18210202103081013160, ОКТМО 18658436 и после установки квитирования с данными выписки УФК было отражено в КРСБ по
КБК 18210202103081013160, ОКТМО 18658436;

- платежное поручение от 15.12.2021 в сумме 5 000 руб. и платежное поручение от 31.12.2021 в сумме 3 112 руб. поступили в инспекцию на КБК 18210606043131000110, ОКТМО 18649151 (как в платежных документах, представленных плательщиком в инспекцию) в ведомость невыясненных поступлений, раздел 2. Данные платежи попали в ведомость невыясненных платежей в связи с отсутствием открытого налогового обязательства по КБК 18210606043131000110, ОКТМО 18649151.

В ходе проведенного анализа КРСБ плательщика налоговым органом была выявлена задолженность по КБК 18210102030010000110, ОКТМО 18658436, поэтому инспектором было принято решение уточнить вышеперечисленные платежи на
КБК 18210102030010000110, ОКТМО 18658436.

- платежные поручения от 18.09.2021 в сумме 7 000 руб. и от 29.09.2021 в сумме
1 112 руб. поступили в инспекцию на КБК 18210606043101000110, ОКТМО 18649151 (как в платежных документах, представленных плательщиком в инспекцию) и в связи с отсутствием открытого налогового обязательства по КБК 18210606043131000110, ОКТМО 18649151.

В ходе проведенного анализа КРСБ плательщика налоговым органом была выявлена задолженность по КБК 18210202140060010160, ОКТМО 18658436, поэтому инспектором было принято решение уточнить вышеперечисленные платежи на
КБК 18210202140060010160, ОКТМО 18658436.

В соответствии с письмом ФНС России от 19.09.2019 № 19-01/05669ДСП@ установлено, что в случаях выявления наличия недоимки в КРСБ плательщика в размере больше или равной сумме платежа осуществляется мероприятия по уточнению платежного документ в КРСБ с максимальной суммой недоимки.

На основании изложенного, налоговым органом было произведено уточнение сумм: 3 112 руб., 5 000 руб., 7 000 руб., 1 112 руб. с КБК 18210606043131000110,
ОКТМО 18649151 на КБК 18210202140060010160 и на КБК 18210102030010000110.

Как указал налоговый орган, на протяжении 2022 года ИП ФИО1 неоднократно обращалась в инспекцию с заявлениями о возврате (зачете) сумм налогов (сборов, страховых взносов), по которым были приняты решения об отказе:

- 20.06.2022 об отказе в возврате № 5988, № 5989 на общую сумму 15 112 руб., поскольку по налогу, взимаемому в связи с применением ПСН
(КБК 18210504020020000110) по состоянию на 20.06.2022 сумма переплаты отсутствовала и составляла 0 рублей (сообщения о принятых решениях об отказе в возврате направлены налогоплательщику по ТКС 21.06.2022 и 24.06.2022);

- 05.07.2022 об отказе в возврате № 6930, № 6929 на общую сумму 16 182 руб., так как по земельному налогу с физических лиц (КБК 18210606043100000110) по состоянию на 05.07.2022 сумма переплаты отсутствовала и составляла 0 рублей (сообщения о принятых решениях об отказе в возврате направлены налогоплательщику по ТКС 06.07.2022);

- 26.07.2022 инспекцией приняты решения об отказе в возврате № 7880, № 7881 на общую сумму 16 182 руб., поскольку переплата по заявленной сумме в размере 8 112 руб. по налогу на ПСН (КБК 18210504020020000110) по состоянию на 26.07.2022 отсутствовала и числилась задолженность в размере 2 292 руб., а заявленная сумма в размере 8 070 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии (КБК 18210202140060010160) является уплатой текущих обязательств по сроку уплаты 31.12.2021 (сообщения о принятых решениях об отказе в возврате направлены налогоплательщику по ТКС 29.07.2022);

- 12.10.2022 об отказе в возврате № 25762 на сумму 16 224 руб., так как в заявлении отсутствовали необходимые реквизиты о заявленной переплате (КБК) (сообщение о принятом решении об отказе в возврате направлено налогоплательщику по ТКС 13.10.2022);

- 28.10.2022 об отказе в возврате № 27073 на сумму 16 224 руб., так как в заявлении отсутствовали необходимые реквизиты о заявленной переплате (КБК) (сообщение о принятом решении об отказе в возврате направлено налогоплательщику по ТКС 31.10.2022);

- 21.12.2022 об отказе в зачете № 32969, № 32967 на общую сумму 1 243 руб. по транспортному налогу с физических лиц (КБК 18210604012020000110), так как 21.12.2022 инспекцией в соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2023), приняты решения о зачете в счет погашения задолженности по налоговым обязательствам на общую сумму 1 243 руб. (сообщение о принятом решении об отказе в возврате направлено налогоплательщику по ТКС 22.12.2022).

С 01.01.2023 порядок возврата денежных средств, формирующих положительное сальдо ЕНС, определен статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент вправе распорядиться суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо его единого налогового счета, путем возврата этой суммы на открытый ему счет в банке в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Распоряжение денежными средствами в размере сумм, формирующих положительное сальдо ЕНС налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента, осуществляется, в том числе на основании заявления о распоряжении путем возврата сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо ЕНС такого лица, представленного в налоговый орган.

В рассматриваемом случае такое заявление в порядке, предусмотренном статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации, ИП ФИО1 в налоговый орган не подавалось. Переплата по налогу, взимаемому в связи с применением ПСН, и по страховым взносам на ОПС в размере, заявленном налогоплательщиком, отсутствует.

Как указал налоговый орган, налоговым органом, осуществляющим функции по управлению долгом, Межрайонной ИФНС России № 2 по Волгоградской области в соответствии с пунктом 4.1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации принято решение от 20.06.2022 № 2333 о списании задолженности ИП ФИО1 на общую сумму 51 720,11 руб., в том числе по штрафу 7 108,40 руб., по пени –
12 181,71 руб., по НДФЛ – 32 430 руб. (постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания задолженности № 62435087/3435 от 27.04.2022).

Кроме того, 10.10.2022 и 07.11.2022 по вышеуказанным основаниям произведено списание задолженности налогоплательщика на общую сумму 1 610,07 руб.

Как указал налоговый орган, в связи с поступавшими письмами налогоплательщика инспекцией была доведена информация о начисленных и уплаченных налогоплательщиком в 2021-2022 годах суммах страховых взносов и налогов по ПСН, а также указанно, что при наличии положительного сальдо ЕНС налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление о распоряжении суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо ЕНС, по форме, утвержденной приказом ФНС России от 30.11.2022 № ЕД-7- 8/1133(5).

Также в соответствии с письменными пояснениями налогового органа относительно представленных предпринимателем платежных документов за период с 01.01.2022 и по настоящее время инспекцией были проведены следующие решения об уточнении вида и принадлежности платежа:

1) платежное поручение от 18.09.2021 на сумму 7 000 руб. (увед. ф. 54
№ 3458UN300000258 от 09.02.2022) на КБК 18210202140060010160 Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) ОКТМО 18658436; решение инспекции об уточнении платежа № 345810931 от 09.02.2022;

2) платежное поручение от 29.09.2021 на сумму 1 112 руб. (увед. ф. 54
№ 3458UN300000260 от 09.02.2022) на КБК 18210202140060010160 Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) ОКТМО 18658436; решение инспекции об уточнении платежа № 345810942 от 09.02.2022;

3) платежное поручение от 31.12.2021 на сумму 3 112 руб. (увед. ф.54
№ 3458UN300000238 от 12.01.2022) на КБК 18210102030011000110 (Налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации (за исключением доходов от долевого участия в организации, полученных физическим лицом - налоговым резидентом Российской Федерации в виде дивидендов)) ОКТМО 18658436; решение инспекции об уточнении платежа № 34588362 от 12.01.2022;

4) платежное поручение от 01.11.2022 на сумму 586 руб. на
КБК 18210604012020000110 (транспортный налог) ОКТМО 18658436, 02.11.2022 доопределение в КРСБ решением из ведомости невыясненных поступлений. Раздел 3 без формирования увед. ф.54 (не через УФК); налоговым органом принято решение от 21.12.2022 № 32967 об отказе в зачете налогоплательщику (плательщику сбора) налога (сбора) «Транспортный налог с физических лиц», т.к. проведение зачета заявленной суммы в предстоящие платежи не целесообразно, в связи с имеющейся задолженностью. В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией принято решение о зачете в счет погашения задолженности по земельному налогу;

5) платежное поручение от 27.12.2022 на сумму 2 612 руб. на
КБК 18210214010060005160 (Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года (в фиксированном размере, зачисляемые на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды с 1 января 2017 года по 31 декабря 2022 года), 12.01.2023 доопределение на ЕНС решением из ведомости невыясненных поступлений. Раздел 2 без формирования увед. ф.54 (не через УФК), решение инспекции об уточнении платежа № 346116004 от 12.01.2023.

Налоговым органом в материалы дела представлены соответствующие решения об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней штрафов) по заявлениям налогоплательщика.

Относительно вопроса суда по учету денежных средств по платежному поручению от 27.12.2022 на сумму 2 612 руб. на КБК 18210214010060005160 (Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года (в фиксированном размере, зачисляемые на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды с 1 января 2017 года по 31 декабря 2022 года) инспекция представитела письменные пояснения, согласно которым единый налоговый счет налогоплательщика на 13.01.2024 имел отрицательное сальдо в размере 19 313,79 руб., в том числе по налогу в сумме 19 297,10 руб., по пени в сумме 16,69 руб. В рамках исполнения ЕНС не предусмотрено определение сальдо ретроспективно на выбранную дату.

Согласно пункту 8 статьи 45 и статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации при поступлении платежей от налогоплательщика инспекция может последовательно зачесть денежные средства на ЕНС для погашения отрицательного сальдо.

Согласно пункту 4 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если установлен факт излишнего взыскания денежных средств, возврат излишне взысканных средств осуществляется налоговым органом самостоятельно в пределах сумм, формирующих положительное сальдо единого налогового счета.

В данном случае, поступившие денежные средства в размере 2 612 руб. были направлены на погашение отрицательного сальдо в размере 19 313,79 руб. В связи с нехваткой поступивших от налогоплательщика денежных средств для погашения отрицательного сальдо, не сформировалось положительное сальдо для возврата налогоплательщику определенного размера денежных средств.

Судом учтено, что исходя из положений подпункта 5 пункта 1 статьи 21, подпункта 1 пункта 1 статьи 23, статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации, основанием для возврата налогоплательщику излишне взысканного налога является факт излишнего взыскания налога и отсутствие задолженности по иным налогам соответствующего вида.

Учитывая, что в предмет доказывания по настоящему делу входит вопрос о наличии (отсутствии) недоимки по налогу, пеням, суд пришел к выводу, что для возврата из соответствующего бюджета излишне взысканных сумм налога необходимо доказать наличие переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствие задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет.

В данном случае налоговым органом доказана совокупность обстоятельств того, что на стороне предпринимателя не имеется излишне уплаченного налога в заявленной размере, при этом в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предпринимателем не опровергнуты доводы налогового органа об имеющихся фактах задолженности, ввиду чего поступившие от предпринимателя оплаты были отнесены на погашение задолженности.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления предпринимателя.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению относятся на предпринимателя.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя ФИО1 отказать.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в апелляционном порядке в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты его принятия.

В соответствии с частью 2 статьи 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Волгоградской области.

Судья

М.А. Тесленко