НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Волгоградской области от 26.01.2010 № А12-1326/10

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005

http://volgograd.arbitr.rue-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон: 23-00-78 Факс: 24-04-60

Именем Российской Федерации

  РЕШЕНИЕ

г. Волгоград

26 января 2010 года Дело № А12-1326/2010

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Павловой С.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей Павловой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению товарищества собственников жилья «Доступный комфорт» о признании незаконным и отмене постановлений Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г.Волгограда №152-к и №153-к от 15.12.2009 по делу об административном правонарушении

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности, ФИО2, председатель ппавления

от административного органа – ФИО3, ФИО4, представитель по доверенности

У С Т А Н О В И Л:

Товарищество собственников жилья «Доступный комфорт» (далее Товарищество, ТСЖ «Доступный комфорт») обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановлений Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г.Волгограда (далее Инспекция) от 15.12.2009 № 152-к о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и №153-к о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 15.1 КоАП РФ.

ТСЖ «Доступный комфорт» настаивает на заявленных требованиях.

Инспекция просит в удовлетворении заявленных требований отказать, считает постановления законными и обоснованными.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, выслушав доводы сторон, арбитражный суд считает заявление подлежащим удовлетворению в силу следующего:

Как следует из материалов дела, сотрудниками инспекции с 03.12.2009 по 10.12.2009 проведена проверка по вопросу полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью, полученных с применением контрольно-кассовой техники за период с 01.01.2009 по 03.12.2009, в ходе которой установлено осуществление ТСЖ «Доступный комфорт» наличных денежных расчетов без применения ККТ за коммунальные услуги на общую сумму 1 507 руб. 84 коп., что является нарушением п.1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ от 22.05.2003 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (лил) расчетов с использованием платежных карт», а так же неоприходование ТСЖ «Доступный комфорт» в кассу денежных средств, а именно в кассовой книге товарищества не отражена выручка, полученная с применением ККТ на общую сумму 24 463 руб. 85 коп., что является нарушением п.3 и п.24 порядка ведения кассовых операций в РФ, утвержденного Решением Совета Директоров Центрального Банка России 22.09.1993 №40.

По результатам проверки составлены протоколы об административном правонарушении №000098 и №000100 от 11.12.2009, на основании которых вынесены соответствующие постановления №152-к от 15.12.2009 о привлечении товарищества к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 30 000 рублей и №153-к от 15.12.2009 о привлечении ТСЖ «Доступный комфорт» к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 40 000 рублей.

Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.

По смыслу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) осуществление денежных расчетов, не связанное с продажей (реализацией) товаров, выполнением работ или оказанием услуг, не требует в обязательном порядке применения контрольно-кассовой техники.

Согласно статье 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Для указанных целей статьей 137 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено право товариществ собственников жилья заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества в этом доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества; определять смету доходов и расходов на год и на основе принятой сметы устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в этом доме. Вместе с тем статьями 153 - 154 Жилищного кодекса Российской Федерации на членов товарищества собственников жилья возложена обязанность внесения обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в этом доме. Не являющиеся членами товарищества собственников жилья собственники помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество собственников жилья, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья (статья 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Материалами дела подтверждается, что товарищество принимало платежи на содержание жилищного фонда, которые использовало по целевому назначению в ходе ведения уставной деятельности.

Из статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющей права товариществ, и статьи 138 этого Кодекса, определяющей обязанности товариществ, следует, что ни в правах, ни в обязанностях товарищества не предусмотрена возможность реализации товариществом жильцам услуг по содержанию жилищного фонда.

Таким образом, обязательные платежи и взносы собственников помещений в многоквартирном доме, используемые товариществом собственников жилья на оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также на оплату коммунальных услуг, являются целевыми поступлениями собственников помещений в многоквартирном доме на содержание созданной ими некоммерческой организации и ведение товариществом собственников жилья уставной деятельности по управлению комплексом недвижимого имущества и обеспечению эксплуатации этого комплекса.

Такие целевые поступления от собственников жилых помещений, использованные созданным ими товариществом собственников жилья по назначению в соответствии с принятой им сметой, не связаны с оказанием услуг жильцам.

Кроме того, согласно пункту 2 статьи 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Как установлено судом, товарищество получало от жильцов плату, выдавая приходно-кассовые ордера формы КО-1 (приходно-кассовый ордер №412 от 02.11.2009 на сумму 999 руб. 56 коп.; приходно-кассовый ордер №450 от 30.11.2009 на сумму 101 руб. 31 коп.; приходно-кассовый ордер №431 и 452 от 01.12.2009 на сумму 406 руб. 97 коп.), что не оспаривается налоговым органом.

Приходный кассовый ордер формы КО-1 утвержден в качестве бланка строгой отчетности письмом Министерства финансов Российской Федерации от 24.02.1994 N 16-39. Форма данного бланка утверждена постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 N 88.

В нарушение статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации инспекция не представила доказательств того, что товарищество оказывало услуги, при наличном расчете за которые подлежит в обязательном порядке применению контрольно-кассовая машина.

Таким образом, суд пришел к выводу, что инспекцией не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ и вменяемого ТСЖ «Доступный комфорт».

Согласно ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ, образует нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Неоприходование денежных средств согласно Постановлению № 153-к от 15.12.2009 в данном случае выражено в разнице между показателями контрольно-кассовой техники и кассовой книги товарищества.

Товарищество собственников жилья вправе не применять ККТ при приеме членских взносов наличными от членов товарищества, которые аккумулируются у Товарищества и переводятся на счет организаций коммунального хозяйства (Письмо ФНС России от 04.05.2005 № 22-3-14/772).

Как следует из протокола общего собрания собственников помещений ТСЖ от 26.06.2009 в связи с отсутствием у ТСЖ денежных средств для замены в кассовом аппарате ЭКЛЗ собранием принято решение принимать квартплату без применения ККТ по кассовым приходным ордерам. С учетом принятого решения в период с 03.07.09 по 02.09.09 денежные средства принимались от жильцов без применения кассового аппарата, но отражались в кассовой книге, с выдачей квитанцией к приходному кассовому ордеру унифицированной формы № КО-1 все расчеты оформлялись приходными кассовыми ордерами по форме № КО -1с подписью и печатью. После замены ЭКЛЗ по требованию жильцов все принятые раннее суммы за прошедший период были пробиты по кассе поздними числами, в связи с чем и произошли расхождения между кассовой книгой и суммами, отраженными в журнале кассира-операциониста, т.е. вменяемое правонарушение за неоприходование денежных средств отсутствует, поскольку данные денежные средства были оприходованы ранее и отражены в кассовой книге.

Исследовав представленные документы, суд приходит к выводу, что факт неоприходования денежных средств отсутствует, поскольку в кассовой книге отражены все суммы, вносимые жильцами в счет коммунальных платежей. При этом, административным органом не представлено доказательств того, что неоприходование денежных средств было связано с осуществлением ТСЖ денежных операций по оказанию тех или иных услуг, кроме приема коммунальных платежей.

Таким образом, в действиях ТСЖ отсутствует состав правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, суд считает, постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г.Волгограда №152-к от 15.12.2009 о привлечении товарищества к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 30 000 рублей и №153-к от 15.12.2009 о привлечении ТСЖ «Доступный комфорт» к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 40 000 рублей незаконными и подлежащими отмене.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановлениеИнспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г.Волгограда №152-к от 15.12.2009 о привлечении товарищества к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 30 000 рублей.

Признать незаконным и отменить постановлениеИнспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г.Волгограда №153-к от 15.12.2009 о привлечении ТСЖ «Доступный комфорт» к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 40 000 рублей незаконными и подлежащими отмене.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья С.В. Павлова