АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Волгоград Дело № А12-7361/07-С63
«25» июня 2007 года
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Гладышевой О.С.
при ведении протокола судебного заседания судьей Гладышевой О.С.
рассмотрел дело по иску Заместителя прокурора Волгоградской области
к 1) МУЗ «Нижнечирская районная больница» (МУЗ «Нижнечирская РБ»)
2) ОАО «Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ» в лице Калачевского отделения № 3952,
Третье лицо: Центральный банк РФ в лице Главного управления ЦБ РФ по Волгоградской области
о признании недействительным договора банковского счета и применении последствий недействительности ничтожной сделки
при участии в судебном заседании:
от истца – помощник прокурора области Напалкова Л.В., удостоверение № 115870, выдано до 28.09.2009г.;
от ответчиков:1) МУЗ «Нижнечирская РБ» – не явился, извещен (уведомление б/н от 08.06.2007г.)
2) ОАО «АК СБ РФ» в лице Калачевского отделения № 3952 – юрисконсульт Чепурной А.Г. доверенность № 1500 от 01.08.2006г.
от 3-го лица – ведущий юрисконсульт Леванов А.В., доверенность № 17 от 20.01.2005г.,
Заместитель прокурора Волгоградской области обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительным договора банковского счета № С-521 от 21.11.2005 г., заключенного между ОАО «Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ» в лице Калачевского ОСБ № 3952 (банк) и МУЗ «Нижнечирская РБ» «Клиент» и применении последствий недействительности указанной сделки, а именно обязать ответчиков закрыть счет № 40404810611250032008.
В ходе судебного заседания представитель истца заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ОАО «АК СБ РФ» в лице Калачевского отделения № 3952 иск не признал, считает заявленные требования необоснованными. Возражения на иск изложил в отзыве.
Представитель МУЗ «Нижнечирская РБ» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела уведомлен надлежащим образом. Отзыв не представил. На основании ст. 156 АПК РФ дело может быть рассмотрено в отсутствие не явившегося лица, по имеющимся в деле материалам.
Представитель Центрального банка РФ в лице Главного управления ЦБ РФ по Волгоградской области поддержал заявленные требования, считает их обоснованными, иск подлежащим удовлетворению.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, ответчика, третьего лица, оценив доводы иска и отзыва на иск, арбитражный суд
У С Т А Н О В И Л:
21.11.2005 г. между ОАО «Акционерный коммерческий сберегательный банк РФ» в лице Калачевского ОСБ № 3952 (банк) и МУЗ «Нижнечирская РБ» (клиент) заключен договор банковского счета (в валюте Российской Федерации) № С-521.
Из содержания п. 1.1. указанного договора следует, что банком приняты обязательства по открытию счета клиенту в валюте Российской Федерации № 40404810611250032008 и осуществление расчетно-кассового обслуживания клиента в соответствии с действующим законодательством
В силу п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Оспариваемый договор банковского счета не соответствует законодательству по следующим основаниям.
Под бюджетом понимается форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ).
Согласно ст. 152 Бюджетного кодекса РФ участниками бюджетного процесса являются, в том числе бюджетные учреждения.
В силу ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств – бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 БК РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.
Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления относятся к неналоговым видам доходов бюджета, а в соответствии с ч.5 данной статьи безвозмездные и безвозвратные перечисления от физических и юридических лиц и добровольные пожертвования – к безвозмездным и безвозвратным перечислениям (ч. 4 ст. 41 БК РФ).
Таким образом, МУЗ «Нижнечирская РБ» является получателем бюджетных средств и денежные средства, поступающие на указанный банковский счет, относятся к доходам бюджетов. В соответствии со ст. 75 Конституции РФ и ФЗ от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» на Банк России возложены функции обслуживания счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и все операции со средствами бюджетов Банк России осуществляет без комиссионного вознаграждения.
Согласно ч. 2 ст. 155 Бюджетного кодекса РФ счета бюджета обслуживает Банк России. В случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций, функции Банка России выполняют кредитные организации (ч. 2 ст. 156 БК РФ).
В соответствии со ст. 151 БК РФ, Банк России как орган денежно-кредитного регулирования входит в систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, и является участником бюджетного процесса.
Конституционность положений ч. 2 ст. 155 БК РФ подтверждена Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.06.04 № 12-П, в котором указано, что обслуживание счетов бюджетов Банком России, как требуют того статьи 155, 156 Бюджетного Кодекса РФ, является механизмом защиты бюджетных средств.
Кроме того, согласно данному Постановлению под "соответствующей территорией" в ч. 2 ст. 156 БК РФ понимается как территория одного субъекта Российской Федерации или территория муниципального образования (если в них действуют территориальное учреждение Банка России по данному субъекту Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети на территории муниципального образования), так и территория нескольких субъектов Российской Федерации или территория определенного числа муниципальных образований (если в соответствующих территориальных границах действуют территориальное учреждение Банка России по нескольким субъектам Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети, деятельность которых распространяется на территорию определенного числа муниципальных образований).
Положение же о "невозможности выполнения учреждениями Банка России функции по обслуживанию счетов бюджетов" (так же ч. 2 ст. 156 БК РФ) - в отсутствие нормативной конкретизации его содержания непосредственно в законе - должно рассматриваться как означающее фактическую, а при определенных обстоятельствах, вытекающих из нормативных правовых актов, и юридически признанную невозможность осуществления учреждениями Банка России обслуживания счетов бюджетов.
По информации РКЦ г. Калач-на-Дону ГУ ЦБ РФ по Волгоградской области от 10.04.2007 г. исх. № 27-1-14/261, возможность принять на расчетно-кассовое обслуживание бюджетное учреждение имеется, имелась такая возможность и в 2005, 2006 годах.
Таким образом, МУЗ «Нижнечирская РБ», в соответствии с бюджетным законодательством, обязано было заключить договор в РКЦ г. Калач-на-Дону.
Кроме того, в соответствии со статьями 13, 14 ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» перечень финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, определяется путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона. Аналогичные положения в части конкурсной основы выбора кредитной организации, осуществляемой операции со средствами бюджета (в том числе местного) закреплены в ст. 9 ФЗ «О банках и банковской деятельности».
Проведение открытых конкурсов или открытых аукционов в целях определения финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, с 01.01.2006г. осуществляется в порядке, предусмотренном ФЗ от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». На момент заключения оспариваемого договора действовал ФЗ № 97-ФЗ от 06.05.1999г. «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.
Статьей 12 ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» установлен запрет на предоставление одной или нескольким финансовым организациям льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим финансовым организациям, работающим на одном и том же рынке финансовых услуг.
Однако вопреки требованиям Бюджетного Кодекса РФ, ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», ФЗ «О банках и банковской деятельности», правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении от 17.06.04 № 12-П, оспариваемый договор заключен не в банке России и не на конкурсной основе.
С учетом указанных обстоятельств, суд считает, что требования прокуратуры являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Договор банковского счета № С-521 от 21.11.2005г. не соответствует требованиям действующего законодательства и на основании ст. 168 ГК РФ является ничтожной сделкой, к которой подлежат применению последствия недействительности в виде закрытия счета. Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 167-170 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать недействительным договор банковского счета (в валюте Российской Федерации) № С-521, заключенный 21.11.2005 г. между ОАО «Акционерный коммерческий сберегательный банк РФ» в лице филиала Калачевского ОСБ № 3952 и МУЗ «Нижнечирская районная больница».
Обязать ОАО «Акционерный коммерческий сберегательный банк РФ» в лице филиала Калачевского ОСБ № 3952 и МУЗ «Нижнечирская районная больница» закрыть счет № 40404810611250032008.
Взыскать с ОАО «Акционерный коммерческий сберегательный банк РФ» в лице филиала Калачевского ОСБ № 3952 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 рублей.
Взыскать с МУЗ «Нижнечирская районная больница» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в апелляционную инстанцию арбитражного суда Волгоградской области.
Судья О.С. Гладышева