НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Волгоградской области от 23.03.2022 № А12-32647/2021

Арбитражный суд Волгоградской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград Дело № А12-32647/2021

«23» марта 2022 года

Резолютивная часть решения оглашена 23.03.2022

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Троицкой Н.А, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кочуковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Волгоградской общественной организации развития водного спорта и туризма «Лодочный клуб «Олимп» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании неустойки по договору аренды лесного хозяйства № 07Р20/16 от 04.05.2016, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора – Федеральное агентство лесного хозяйства (ИНН <***>, ОГРН <***>)

при участии в судебном заседании:

от истца – ФИО1, представитель по доверенности

от ответчика – не явились, уведомлены

от третьего лица – не явились, уведомлены

УСТАНОВИЛ:

Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (далее – Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Волгоградской общественной организации развития водного спорта и туризма «Лодочный клуб «Олимп» ( ответчик) о взыскании неустойки по договору аренды лесного участка от 04.05.2016 № 07Р-20/16 в размере 600 000 рублей.

В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Ответчик отзыв на иск не представил, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен надлежащим образом по юридическому адресу.

Принимая во внимание положения части 6 статьи 121 АПК РФ, пунктов 4 - 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» суд считает, что лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения, в соответствии с частями 1, 6 статьи 121 АПК РФ, информации о времени и месте судебного заседания в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах Арбитражного суда Волгоградской области и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в разделе «Картотека Судебных дел», явку представителей не обеспечили. Поскольку присутствие в судебном заседании лица, участвующего в деле, или его представителей относится к правам сторон, а не к обязанностям, а также с учетом надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания, суд считает возможным на основании статьи 156 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие вышеназванных лиц.

Изучив представленные в материалы дела документы, выслушав представителя истца, оценив доводы, изложенные в исковом заявлении , суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 2 Постановления Администрации Волгоградской области от 19.12.2016 № 693-п "Об утверждении положения о комитете природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области" (далее - Положение) комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (далее - комитет, Арендодатель) является правопреемником комитета лесного хозяйства Волгоградской области в части осуществления государственных полномочий в области государственного управления в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на территории Волгоградской области, государственного управления защитным лесоразведением на территории Волгоградской области, а также сохранения и воспроизводства защитных лесных насаждений, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности Волгоградской области.

В соответствии с п. 2.2.5. Положения, комитет осуществляет переданные полномочия Российской Федерации в сфере лесных отношений по предоставлению лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.

04.05.2016 Комитетом лесного хозяйства Волгоградской области (далее - арендатор, истец) и ВГОО развития водного спорта и туризма «Лодочный клуб «Олимп» (далее - Арендатор, ответчик) заключен договор аренды лесного участка № 07Р-20/16 сроком действия на 49 лет (пункт 24 раздела VI договора аренды).

В соответствии с пунктами 1, 2 договора аренды, Арендодатель предоставил Арендатору в аренду (временное пользование) лесной участок, находящейся в государственной собственности, площадью 1,3758 га, местоположением: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, Среднеахтубинское лесничество, Сахарное участковое лесничество. квартал 20, выделы 4,28,42,43 кадастровый номер 34628:100028:3313.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 10 договора аренды, Арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями настоящего договора после заключения настоящего договора, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка, форма которого предусмотрена приложением № 4 к настоящему договору, получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов и подачи лесной декларации.

Договор аренды зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области 30.05.2016.

На основании акта приема передачи, Арендодателем передан, а Арендатором принят во временное пользование лесной участок.

В соответствии с подпунктом "б»" пункта 11 договора аренды, Арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим договором.

В силу подпункта "г" пункта 11 договора аренды, Арендатор обязан в течение 6 месяцев со дня заключения договора разработать и представить Арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы. Не позднее, чем за 6 месяцев до окончания срока действия проекта освоения лесов разработать и представить Арендодателю проект освоения лесов на следующий срок для проведения государственной экспертизы.

После заключения договора аренды, проект освоения лесов был представлен Арендатором в комитет, положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов получено.

Пунктом 1 статьи 421 ГК РФ установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ, договор считается заключенным если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Таким образом, ответчик принял на себя обязательства по исполнению всех условий договора аренды лесного участка.

Статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного Кодекса Российской Федерации.

Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Проект освоения лесов, согласно частям 1, 2 статьи 89 Лесного кодекса РФ, подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 указанной статьи.

Приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 513 "Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов" утвержден Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов. Ранее действовал Приказ Минприроды России от 26.09.2016 № 496 "Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов". Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 (далее - Приказ Рослесхоза от 29.02.2012 № 69) утвержден состав проекта освоения лесов и порядок его разработки.

Согласно пункту 3 названного приказа, проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Согласно пункту 30 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).

Таким образом, законодательно однозначно закреплено, что с целью рационального, безопасного использования лесов и их охраны, лица, которым лесные участки предоставлены в аренду и постоянное (бессрочное) пользование, обязаны в установленном порядке разрабатывать проекты освоения лесов с проведением последующей государственной экспертизы проектов.

Согласно ч. 2 ст. 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

Приказом комитета от 16.11.2018 № 2837 утвержден новый лесохозяйственный регламент Среднеахтубинского лесничества, сроком действия -10 лет, начиная с 26.11.2018 года.

В указанной связи, ранее разработанный проект освоения лесов, представленный ответчиком в комитет, утратил свою силу 26.11.2018, в связи с чем, возникла необходимость обеспечить разработку и представление в срок до 26.11.2018 проекта освоения лесов на новый срок (на срок действия лесохозяйственного регламента).

При этом в положительном заключении государственной экспертизы предыдущего проекта освоения лесов, представленного Арендодателем, установлен срок действия указанного проекта освоения лесов - до 16.11.2018, то есть до утверждения нового лесохозяйственного регламента лесничества.

Вместе с тем, ответчиком, в нарушение условий договорных обязательств и требований действующего лесного законодательства, проект освоения лесов на арендуемый лесной участок разработан и представлен на государственную экспертизу только 24.04.2019, 24.05.2019 получено положительное заключение проекта освоения лесов.

Таким образом, Арендодатель в период с 26.11.2018 по 24.04.2019 использовал лесной участок без проекта освоения лесов, просрочка составила 4 полных календарных месяцев.

Подпунктом "б" пункта 13 договора аренды установлена ответственность Арендатора за использование лесного участка без проекта освоения лесов в виде оплаты Арендодателю неустойки в размере 150 000 рублей за каждый полный календарный месяц просрочки по истечении установленного срока. Таким образом, размер неустойки за нарушение условий договора аренды Арендатором составляет 600 000 рублей. (4мес. х 150 000 руб. = 600 000 руб.)

Комитетом направлена ответчику претензия от 28.09.2021 № 10-19-04/21297 в которой Арендатору в срок 10 дней с момента получения претензии предложено оплатить сумму неустойки в добровольном порядке.

Актом проверки от 30.07.2021 №23/2021 Федерального агентства лесного хозяйства комитету указано на необходимость начисления неустойки за нарушение условий договоров аренды в части соблюдения срока разработки и представления проекта освоения лесов для проведения государственной и муниципальной экспертизы.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Право сторон обеспечивать исполнение обязательств неустойкой предусмотрено правилами статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации.

По смыслу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан уплатить кредитору неустойку в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.

В соответствии с п. 25 Договора, спорные вопросы, возникающие в ходе исполнения Договора разрешаются путем переговоров. В случае, если согласие путем переговоров не достигнуто, указанные вопросы разрешаются в судебном порядке. Рассмотрение споров в судебном порядке производится по месту нахождения Арендодателя.

Согласно п. 2 Постановления Администрации Волгоградской области от 19.12.2016 № 693-п "Об утверждении положения о комитете природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области", комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области является правопреемником комитета лесного хозяйства Волгоградской области в части осуществления государственных полномочий в области государственного управления в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на территории Волгоградской области, государственного управления защитным лесоразведением на территории Волгоградской области, а также сохранения и воспроизводства защитных лесных насаждений, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности Волгоградской области.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, комитет, являясь органом государственной власти, выступающим в защиту государственных интересов, освобождается от уплаты государственной пошлины.

По результатам рассмотрения дела государственная пошлины относится на ответчика.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 65, 102, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Взыскать с Волгоградской общественной организации развития водного спорта и туризма «Лодочный клуб «Олимп» в пользу Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области неустойку 600 000 рублей.

Взыскать с Волгоградской общественной организации развития водного спорта и туризма «Лодочный клуб «Олимп» госпошлину 15 000 рублей.

Исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом ( ч. 3 ст. 319 АПК РФ).

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Волгоградской области.

СУДЬЯ Н.А. Троицкая