НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Волгоградской области от 23.03.2021 № А12-33248/20

Арбитражный суд Волгоградской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград                                                                                                                

29 марта 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 23.03.2021

Решение суда в полном объеме изготовлено 29.03.2021

   Дело №  А12-33248/2020

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Л.В. Костровой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.Г. Ломакиной, рассмотрев в онлайн – режиме дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Индустрия Фитнеса» (ИНН 3444159133, ОГРН 1083444004434) к инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда (ИНН 3444118585, ОГРН 1043400395631), Управлению Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (ИНН 3442075551, ОГРН 1043400221127)  о признании недействительными решений,

от общества: Грязнов Д.А. по доверенности от 11.01.2021,

от ИФНС – Юрков Е.В. по доверенности от 11.01.2021, Мосенков С.С. по доверенности от 11.01.2021, Беликов В.В. по доверенности от 24.02.2021,

от УФНС – Юрков Е.В. по доверенности от 12.01.2021.

ООО «Индустрия Фитнеса» обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительными решений ИФНС России по Центральному району г. Волгограда (далее – налоговый орган, инспекция) №148 от 03.09.2020 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, № 1338 от 24.09.2020 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Инспекция, управление против удовлетворения требований возражает.

Рассмотрев материалы дела, суд установил.

ООО «Индустрия Фитнеса» на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером 34:34:040007:1460, площадью 12 908.80 кв. м., расположенное по адресу: г. Волгоград, ул. им.  Рокоссовского, 62.

29.10.2019, 26.03.2020 общество представило в налоговый орган авансовый расчет  и налоговую декларацию по налогу на имущество за 9 месяцев 2019 года, 2019 год.

Налоговым органом проведены камеральные проверки в отношении представленных расчета и декларации, по итогам проверок составлены акты от 12.02.2020        №        277,  от 13.07.2020 № 1767.

Решением ИФНС России по Центральному району г. Волгограда №148 от 03.09.2020  в привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения отказано, доначислены налог на имущество за 9 месяцев 2019 года в размере  994089 руб., пени в размере 54018,55 руб.

Решением ИФНС России по Центральному району г. Волгограда № 1338 от 24.09.2020 общество привлечено к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере  148794 руб., доначислен налог на имущество за 12  месяцев 2019 года в размере 2982270 руб.

Не согласившись с указанными решениями, общество обжаловало их в вышестоящий налоговый орган, который оснований для удовлетворения жалоб общества не нашел.

Общество, обжалуя в Арбитражный суд решения инспекции, указывает на несогласие с произведенными доначислениями, находит установленную в ходе проверки рыночную стоимость принадлежащего ему недвижимого имущества.

Налоговые органы против удовлетворения требований общества возражают.

Рассмотрев материалы дела, выслушав мнение сторон, суд оснований для удовлетворения требований общества не находит.

Согласно п.1 ст.373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.

Объектами налогообложения в соответствии с пп. 1-2 п.1 ст.374 НК РФ признается:

- недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется как среднегодовая стоимость, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ;

- недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется как кадастровая стоимость, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.

Из материалов дела усматривается, что ООО "Индустрия фитнеса" на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером 34:34:040007:1460, площадью 12 908.80 кв. м., запись регистрации права №34-34-01/176/2011-484 от 26.09.2011, расположенное по адресу: г. Волгоград, ул. им.  Рокоссовского, 62.

В соответствии с п.1 ст. 373 НК РФ общество является плательщиком налога на имущество организаций.

В соответствии с главой 30 НК РФ «Налог на имущество организаций» налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно.

Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", в отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ) нормативными документами в области регулирования бухгалтерского учета выступают федеральные и отраслевые стандарты, рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты самой организации.

Согласно пункту 2 статьи 21 Закона № 402-ФЗ федеральные и отраслевые стандарты являются обязательными к применению.

Рекомендации в области бухгалтерского учета и стандарты самой организации применяются инициативно, что следует из пунктов 8 и 12 статьи 21 Закона №402-ФЗ.

Таким образом, порядок ведения бухгалтерского учета основных средств должен вестись в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н (далее также – ПБУ6/01); Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н (далее также – Методические указания).

Исходя из общего правила, основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости (пункт 7 ПБУ 6/01 и пункт 23 Методических указаний).

При этом, первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление (пункт 8 ПБУ 6/01 и пункт 24 Методических указаний).

Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации, в частности, ПБУ 6/01 и иными положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету.

Согласно пункту 14 ПБУ 6/01 и пункту 41 Методических указаний изменение первоначальной стоимости объектов основных средств, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

Для целей бухгалтерского учета под переоценкой основных средств понимается процесс определения реальной стоимости объектов основных средств, осуществляемый посредством приведения первоначальной стоимости объектов в соответствие с их рыночными ценами и условиями воспроизводства на дату переоценки (пункт 41 приказа №91н).

Согласно пункту 43 Методических указаний и пункту 15 ПБУ 6/01 коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

Под текущей (восстановительной) стоимостью объектов основных средств понимается сумма денежных средств, которая должна быть уплачена организацией на дату проведения переоценки в случае необходимости замены какого-либо объекта.

При определении текущей (восстановительной) стоимости могут быть использованы: данные на аналогичную продукцию, полученные от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; оценка бюро технической инвентаризации; экспертные заключения о текущей (восстановительной) стоимости объектов основных средств.

Приказами Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 254, 255, 256 утверждены Федеральные стандарты оценки. Из них следует, что задание на оценку должно содержать, кроме всего прочего, информацию о цели оценки, а также предполагаемое использование результатов оценки и связанные с этим ограничения.

Согласно п.14, п.15 ПБУ 6/01 Методических указаний для переоценки основных средств необходимо:

1) определить его текущую (восстановительную) стоимость (п. 43 Методических указаний по учету основных средств) (на основании отчета независимого оценщика или сведений о кадастровой стоимости (для недвижимости));

2) отразить результаты переоценки в бухгалтерском учете путем уменьшения (уценки) или увеличения (дооценки) первоначальной стоимости основных средств и суммы амортизации, начисленной за все время его использования (пункт 15 ПБУ 6/01).

Положением ПБУ 6/01 предусмотрено для коммерческих организаций не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. При этом при принятии решения о переоценке объектов основных средств, входящих в однородную группу объектов (здания, сооружения, транспортные средства и т.п.), организации следует учитывать, что в последующем объекты основных средств однородной группы должны переоцениваться регулярно, чтобы стоимость указанных объектов основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости (п. 44 Методических указаний).

Из буквального прочтения пункта 15 ПБУ 6/01 вытекает, что переоценка представляет собой право организации, а не обязанность. В связи с чем, организация самостоятельно принимает решение о том, будет ли она в дальнейшем переоценивать свои основные средства или нет.

Нормы ПБУ 6/01 запрещают проводить переоценку чаще одного раза в год.

Следовательно, организация вправе установить периодичность проведения переоценки. Переоценка основных средств проводится на конец отчетного года, поэтому в учетной политике должны быть установлены фактические сроки ее проведения.

В соответствии с п.2 приказа №38 от 30.12.2014 «О внесении изменений в «Положение об учетной политике для целей бухгалтерского учета» изменения, внесенные в редакцию «Положение об учетной политике для целей бухгалтерского учета» (далее – Положение), применяются с 01 января 2015 г.

Кроме того, с учетом требований Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, в учетной политике должен быть предусмотрен уровень существенности отклонений остаточной стоимости объектов от текущей (восстановительной) стоимости объектов необходимый для определения целесообразности проведения очередной переоценки.

В 2015 г. ООО «АПХИЛЛ» на основании задания на оценку была проведена оценка рыночной стоимости недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. им. Рокоссовского, д.62, в целях проведения переоценки основных средств (отчет об оценке №ОД-201/15 от 24.11.2015). Рыночная стоимость недвижимого имущества (без НДС), принадлежащего ООО «Индустрия фитнеса» на праве собственности на основании отчета об оценке составила – 464 542 246 руб.

В отчете указано предполагаемое использование результатов оценки - для проведения переоценки основных средств.

ООО «Индустрия фитнеса» на основании приказа №17 от 15.12.2015 «О принятии результатов оценки» для определения текущей (восстановительной) стоимости недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. им. Рокоссовского, д.62, были приняты результаты оценки недвижимого имущества, проведенной ООО «АПХИЛЛ» в результате чего остаточная стоимость основных средств в декларации по налогу на имущество организаций за 2015 г. была снижена с 1 405 923 733 руб. (по состоянию на 01.12.2015) до 445 154 220 руб. (по состоянию на 31.12.2015).

Налоговый орган отмечает, что застройщиком административного комплекса «Волгоград-Сити», общей площадью 47 631.6 кв.м., расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. им. Рокоссовского, д.62, в котором расположены объекты Общества, являлось ООО «ИК «СитиЦентр». Согласно сведениям, поступившим от Облстройнадзора, проектная стоимость строительства указанного административного комплекса составила 4 496 927 184 руб.

Таким образом, показатели остаточной стоимости, отраженные Обществом в налоговой декларации по состоянию на 01.12.2015 с учетом площади объектов, приходящихся на долю Общества, являются сопоставимыми.

Согласно Приложению №1 к Приказу №38 переоценка основных средств ООО «Индустрия фитнеса», проводится один раз в 5 лет на конец отчетного года. При этом результаты переоценки объекта основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете, если восстановительная (рыночная) стоимость объекта основных средств изменяется более чем на 10%.

Арбитражным судом Волгоградской области вынесено решение по делу №А12-18505/2019 от 08.07.2019 об открытии процедуры конкурсного производства в отношении ООО «Индустрия фитнеса», назначен конкурсный управляющий.

На сайте Единого Федерального ресурса сведений о банкротстве (www.bankrot.fedresurs.ru) в свободном доступе 26.11.2019 опубликован отчет об оценке рыночной и ликвидационной стоимости недвижимого имущества, расположенного по адресу г. Волгоград, ул. им. Рокоссовского, д. 62 от 20.11.2019 №Н-1911086 (далее – отчет № Н-1911086).

Из анализа отчета №Н-1911086, составленного ООО «Инвест проект» следует, что целью оценки являлось определение рыночной и ликвидационной стоимости объекта оценки. Предполагаемое использование результата оценки – реализация имущества. Рыночная стоимость недвижимого имущества (без НДС), принадлежащего организации на праве собственности на основании отчета №Н-1911086 составила – 587 437 680 руб.

В отчете № Н-1911086 содержатся данные о рыночной стоимости объектов, которая в силу требований федеральных стандартов оценки стоимости является исходной величиной для применения к ней коэффициентов и факторов, используемых для расчета ликвидационной стоимости.

На основании данных о рыночной стоимости проведен расчет отклонений остаточной стоимости в порядке, определенном п. 44 Методических указаний.

По результатам расчета установлено, что сумма отклонений остаточной стоимости объектов существенно отличается от текущей (восстановительной) стоимости объектов ООО «Индустрия Фитнеса».

Из расчета существенности  усматривается, что остаточная стоимость основных средств, отраженная в налоговом расчете по авансовому платежу по налогу на имущество организаций по состоянию на 01.10.2019 – 410 366 926 руб., текущая (восстановительная) стоимость, определенная на основании данных о рыночной стоимости по отчету №Н-1911086 - 587 437 680 руб.

На основании данных, отраженных в декларации по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2019 года амортизация основных средств составила 776 143 руб. В отчете об оценке рыночная стоимость объектов основных средств определена по состоянию на 01.11.2019. Таким образом, на основании представленных обществом данных инспекция определила, что остаточная стоимость основных средств исходя из рыночной стоимости имущества, указанной в отчете, по состоянию на 01.10.2019 с учетом амортизации составила бы 588 213 823 руб. (587 437 680 + 776 143).

Инспекция обоснованно указала, что  в ходе проверки был установлен расчет существенности (588 213 823 - 410 366 926): 410 366 926 = 0,43 или 43%, что являлось существенным отклонением, поскольку прирост стоимости составлял бы почти половину её первоначальной (остаточной) стоимости.

Согласно учетной политике ООО «Индустрия фитнеса» результаты переоценки объекта основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете, если восстановительная (рыночная) стоимость объекта основных средств изменяется более чем на 10%.

Таким образом, существенность отклонений рыночной стоимости основных средств, определенной в отчете №Н-1911086 превышает, установленное учетной политикой организации значение (10%) более чем в 4 раза, что служит основанием для проведения внеплановой переоценки стоимости основных средств для дальнейшего отражения результатов переоценки в бухгалтерском учете.

Периодичность и уровень существенности отклонений остаточной стоимости объектов от текущей (восстановительной) стоимости объектов необходимый для определения целесообразности проведения очередной переоценки определяется организацией самостоятельно, в учетной политике. Однако с учетом положений ПБУ 6/01 и ПБУ 1/2008 установленное в приказе организации об учетной политике значение уровня существенности отклонения остаточной стоимости объектов от текущей (восстановительной) стоимости, с периодичностью один раз в год должна анализироваться бухгалтерской службой организации, в том числе посредством использования данных об объектах аналогах, сведениях об уровне цен, сведения об уровне цен, опубликованные в СМИ и специальной литературе и т.п.

Данные отчета № Н-1911086 и приведенный выше расчет позволили налоговому органу сделать вывод, что вопрос изменения уровня существенности в период с 2016 по 2019 год ООО «Индустрия фитнеса» не исследовался.

На основании вышеизложенного в адрес ООО «Индустрия Фитнеса» по телекоммуникационным каналам связи направлено требование о представлении пояснений и внесении изменений в налоговую отчетность от 11.12.2019 № 7558, полученное налогоплательщиком согласно квитанции о приеме 17.12.2019.

В ответе на требование №7558 от 11.12.2019 за подписью конкурсного управляющего, полученном 23.12.2019 (вх. №51342), налогоплательщик сообщает, что оценка имущества ООО «Индустрия Фитнеса», в отношении которого открыто конкурсное производство на основании решения арбитражного суда Волгоградской области от 08.07.2019г. по делу №А12-18505/2019 проведена в порядке ст.130 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» для целей продажи имущества.

Уточненные налоговые расчеты по налогу на имущество организаций налогоплательщиком не представлены.

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, заместителем начальника ИФНС России по Центральному району г. Волгограда Карнауховым Г.С. 15.05.2020 г. принято решение №11 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля и решение о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки №11/1.

На основании вышеуказанного решения, проведены следующие дополнительные мероприятия налогового контроля в отношении ООО «Индустрия Фитнеса» и получены следующие результаты:

1)  На основании ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в адрес МУП «Центральное межрайонное бюро технической инвентаризации» ИНН 3444015290 направлено поручение №5834 от 25.05.2020 об истребовании технических паспортов и планов-схем с экспликацией на нежилые помещения, расположенные в бизнес-центре «ВолгоградСити», находящегося по адресу: 400050, Россия, г. Волгоград, ул. им. Рокоссовского, 62.

2)  В соответствии с постановлением о назначении экспертизы №1 от 03.06.2020, независимым экспертом проведена экспертиза по оценке стоимости недвижимого имущества расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Рокоссовского, д. 62 и являющегося неотъемлемой частью Бизнес-центра «ВолгоградСити», в составе земельного участка с кадастровым номером 34:34:040007:22, нежилого помещения с кадастровым номером 34:34:040007:1460, нежилого помещения с кадастровым номером 34:34:030114:829, нежилого помещения с кадастровым номером 34:34:040007:1651 о чем составлено заключение эксперта от 15.06.2020 №2020-05-22.

Из анализа заключения эксперта следует, что целью оценки являлось определение рыночной стоимости. Предполагаемое использование результата оценки – для целей налогообложения. Рыночная стоимость недвижимого имущества к кадастровым номером 34:34:040007:1460, принадлежащего ООО «Индустрия фитнеса» на праве собственности на основании заключения эксперта по состоянию на 01.01.2019 составила – 598 095 800 руб. (без НДС).

На основании вышеизложенного, с учетом заключения эксперта от 15.06.2020 №2020-05-22 налоговым органом произведены перерасчеты и доначисление авансового платежа по налогу на имущество организации за 9 месяцев 2019  и налога за 12 месяцев 2019 года.

Доводы общества о нарушениях, допущенных инспекцией при проведении проверок, суд находит ошибочными.

Согласно п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Пунктом 2 статьи 88 НК РФ установлено, что камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Следовательно, срок, установленный статьей 88 НК РФ, позволяет налоговым органам провести контрольные мероприятия, направленные на подтверждение достоверности и полноты представленных налогоплательщиком данных, отраженных в налоговой декларации, представленной налогоплательщиком, как с использованием информации, имеющейся в налоговом органе, так и путем проведения мероприятий налогового контроля, указанных в статьях 90 - 97 НК РФ.

Налоговый орган отмечает, что на дату окончания камеральной проверки декларации по налогу на имущество организаций за 12 месяцев 2019 г. (26.06.2020) в распоряжении инспекции имелось заключение эксперта от 15.06.2020 №2020-05-22.

Сумма налога на имущество организаций исчисляется по истечении налогового периода, что установлено п. 1 ст. 382 НК РФ. При этом налоговым периодом согласно п.1 ст. 379 НК РФ признается календарный год. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

Ответчики пояснили, что авансовые платежи могут быть учтены при исчислении суммы уплаченного налога за конкретный налоговый период. Авансовые платежи приобретают статус уплаченного налога в момент, установленный НК РФ, как день уплаты налога за налоговый период и могут быть учтены при определении переплаты за налоговый период.

На территории Волгоградской области налоговые ставки, порядок определения налоговой базы объектов недвижимого имущества, а также порядок и сроки уплаты налога на имущество организации устанавливается Законом от 28.11.2003 № 888-ОД «О налоге на имущество организаций» (далее – Закон № 888-ОД).

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона № 888-ОД налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного ч.2 НК РФ для подачи налоговых деклараций, т. е. не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.3 ст.386 НК РФ).

В рамках проведения мероприятий налогового контроля по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2019 г., представленного 29.10.2019 ООО «Индустрия Фитнеса» ИНН 3444159133, в отношении налогоплательщика было вынесено решение камеральной налоговой проверки №148 от 03.09.2020 с доначисленой сумма налога на имущество организаций, подлежащей доплате в бюджет. Таким образом, неуплата налога на имущество организаций в бюджет по итогам 2019 г. рассчитана с учетом вынесенного решения №148 от 03.09.2020 в соответствии с положениями статей 379 и 382 НК РФ.

Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков.

В соответствии с пунктом 1 статьи 95 НК РФ в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен эксперт.

Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.

Согласно положениям статьи 95 НК РФ экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа.

В рамках дополнительных мероприятий налогового контроля 03 июня 2020 года налоговым органом вынесено постановление №1 о назначении Первичной экспертизы в отношении ООО «Индустрия Фитнеса» в связи с представлением налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2019 года. Проведение экспертизы поручено эксперту Ваулину Роману Владимировичу.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Ваулин Роман Владимирович осуществляет консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность (далее - оценщики).

Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Оценщик может осуществлять оценочную деятельность по направлениям, указанным в квалификационном аттестате.

Между налоговым органом и Ваулиным Романом Владимировиче заключен государственный контракт на проведение экспертизы по оценке стоимости недвижимого имущества №2020-05-22.

Согласно части 1 статьи 23 «Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (далее – ГК РФ) гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.

Исходя из системного толкования статьи 4 Закона об оценочной деятельности, а также статьи 23 ГК РФ следует, что Закон об оценочной деятельности включает в себя открытую правовую конструкцию, не содержащую запрет на осуществление оценочной деятельности в форме ИП.

В отличие от законодательства о нотариате и адвокатуре, в котором содержится прямой запрет на предпринимательскую деятельность, в основу Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации заложен принцип ведения оценочной деятельности как предпринимательской, что подтверждается следующим:

1) в указанном федеральном законе отсутствует запрет на ведение предпринимательской деятельности;

2) согласно статье 4 этого Закона оценщик может осуществлять оценочную деятельность на основании трудового договора между ним и юридическим лицом, которое, как правило, является коммерческой организацией. Ни адвокат, ни нотариус такого права не имеют.

Вышесказанное подтверждается также и позициями высших судов, в которых отчеты, составленные оценщиками, осуществляющие свою деятельность в качестве ИП рассмотрены в качестве доказательств:

- Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 марта 2012 года N ВАС-3528/12 по делу N А05-10519/2010;

- Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2011 года N ВАС-3835/11 по делу N А76-9975/2009-59-189/276;

- Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 сентября 2012 года N Ф09-6938/12 по делу N А07-7907/2010;

- Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 сентября 2012 года по делу N А39-4646/2011;

- Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 августа 2012 года N Ф09-5492/12 по делу N А60-38562/11;

- Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 августа 2012 года по делу N А33-3111/2009к1322.

Таким образом, прямых запретов на осуществление оценочной деятельности индивидуальным предпринимателем законодательство не содержит. Понятие физического лица, используемое Законом об оценочной деятельности, включает в себя и индивидуального предпринимателя. Оценка объекта оценки основывается на возмездном гражданско-правовом договоре. Одним из прав оценщика, закрепленным в законе, является требование возмещения расходов, связанных с проведением оценки объекта оценки, и денежного вознаграждения за проведение оценки объекта оценки по определению суда, арбитражного суда или третейского суда.

Кроме того, довод заявителя о том, что налоговым органом не предоставлены документы, свидетельствующие о специальных познаниях и опыте в области оценки имущества организация является необоснованным, поскольку налогоплательщик был ознакомлен с заключением эксперта №2020-05-22 от 15.06.2020, к которому приложены свидетельство о членстве в саморегулируемой организации оценщиков №1205 от 29.05.2017, квалификационный аттестат в области оценочной деятельности №002225-1 от 19.01.2018 (оценка недвижимости), что подтверждается протоколом об ознакомлении от 07.08.2020.

Доводы общества о неправомерных действиях инспекции по назначению экспертизы, сомнения в достоверности сведений, изложенных экспертом, и о необходимости назначения судебной экспертизы  суд находит ошибочными, ходатайство о назначении судебной экспертизы- не подлежащим удовлетворению.

Согласно пункту 6 статьи 95 НК РФ должностное лицо налогового органа, которое вынесло постановление о назначении экспертизы, обязано ознакомить с этим постановлением проверяемое лицо и разъяснить его права, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи, о чем составляется протокол.

В соответствии с пунктом 7 статьи 95 НК РФ при назначении и производстве экспертизы проверяемое лицо имеет право:

1) заявить отвод эксперту;

2) просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;

3) представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;

4) присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;

5) знакомиться с заключением эксперта.

Инспекцией 05 февраля 2020 года в адрес налогоплательщика направлено письмо от 29 января 2020 года №7-26/0248065 о предоставлении согласия на проведение осмотра и доступа представителя оценщика во все помещения собственника, которое было получено налогоплательщиком 10 февраля, что подтверждается информацией с официального сайта АО «Почта России» (отслеживание почтовых отправлений – ИН 40000542672190)

Письмом от 10 марта 2020 года налогоплательщик сообщил об отсутствии возражений на данное письмо, поскольку мероприятия, указанные в нем связаны с необходимостью налогового контроля.

Налоговый орган уведомлением №5308 от 08 июня 2020 года телекоммуникационной связью пригласил налогоплательщика для ознакомления с постановлением о назначении экспертизы на 11 июня 2020 года в 16.00. Согласно квитанции о приеме, уведомление №5308 поступило в ООО «Индустрия Фитнеса» 08 июня 2020 года в 17.59, однако, принято было налогоплательщиком только 17 июня 2020 года.

С учетом неявки налогоплательщика на ознакомление с постановлением о назначении экспертизы, а также введения на территории субъектов РФ ограничительных мер, связанных с предотвращением распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 протокол об ознакомлении проверяемого лица с постановлением о назначении экспертизы и о разъяснении его прав в соответствии с требованием пункта 6 статьи 95 НК РФ не был составлен.

08 июня 2020 года почтовым отправлением налоговый орган направил в адрес ООО «Индустрия Фитнеса» постановление №1 о назначении первичной экспертизы от 03 июня 2020 года в связи с ограничениями, установленными постановлением Губернатора Волгоградской области от 15.03.2020 №179 «О введении режима повышенной готовности функционирования органов управления, сил и средств территориальной подсистемы Волгоградской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в целях соблюдения режима самоизоляции.

08.06.2020 оспариваемое постановление было направлено в адрес конкурсного управляющего ООО «Индустрия Фитнеса» Матиняна И.А.

Одновременно, с оспариваемым постановлением налоговый орган направил в адрес налогоплательщика, конкурсного управляющего Матиняна И.А. письмо с просьбой сообщить в срок до 11 июня 2020 года возможную дату предоставления независимому эксперту доступа во все помещения собственника недвижимого имущества, а также согласовать дату посещения, указанного имущества экспертом с арендаторами.

Конкурсный управляющий ООО «Индустрия Фитнеса» Матинян И.А. получил оспариваемое постановление 15 июня 2020 года в 12.42, о чем свидетельствует информация, размещенная на сайте АО «Почта России».

ООО «Индустрия Фитнеса» получило оспариваемое постановление налогового органа 16 июня 2020 года в 11.52, о чем свидетельствует информация, размещенная на сайте АО «Почта России» (почтовый идентификатор 40000548088186).

Конкурсный управляющий ООО «Индустрия Фитнеса» Матинян И.А. направил в адрес налогового органа письмо (вх. №19273 от 22.06.2020) о том, что сообщить возможную дату предоставления независимому эксперту доступа во все помещения, принадлежащие собственнику ООО «Индустрия Фитнеса» не представляется возможным.

 Инспекция обратила внимание суда на то, что после получения постановления №1 о назначении Первичной экспертизы от 03.06.2020 ни ООО «Индустрия Фитнеса», ни конкурсный управляющий ООО «Индустрия Фитнеса» Матинян И.А. не воспользовались правами, предоставленными пунктом 7 статьи 95 НК РФ, соответственно, не сообщили налоговому органу о наличии отводов эксперту, не представили прошение о назначении иных экспертов, экспертных учреждений, не представили дополнительные вопросы для проведения экспертизы.

29.06.2020 налоговый орган в адрес ООО «Индустрия Фитнеса» направил уведомление №5535 о вызове в целях ознакомления с результатами экспертизы, проведенной в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, и правами, установленными статьей 95 НК РФ, что подтверждается квитанцией об отправке документа. Аналогичное уведомление было направлено и в адрес конкурсного управляющего.

06.08.2020 в адрес налогового органа от представителя ООО «Индустрия Фитнеса» поступило заявление об ознакомлении с материалами налоговой проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля.

Уведомлением №6857 от 06.08.2020 налоговый орган пригласил ООО «Индустрия Фитнеса» для ознакомления с материалами налоговой проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля.

Налогоплательщик ознакомлен с заключением эксперта №2020-05-22 от 15.06.2020, что подтверждается протоколом об ознакомлении от 07.08.2020.

Таким образом, налоговым органом исполнена обязанность по ознакомлению проверяемого налогоплательщика с постановлением о назначении экспертизы. При этом, ООО «Индустрия Фитнеса» не воспользовалось своими правами, предусмотренными ст. 95 НК РФ. То есть, получив постановление о назначении экспертизы налогоплательщик не заявил отвод эксперту, не просил о назначении эксперта из числа указанных им лиц, не представил дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта, а также не ходатайствовал о присутствии при производстве экспертизы.

Доводы общества о том, что заключение о рыночной стоимости со ссылкой на Акт экспертного анализа (рецензию) №874/20 на заключение эксперта №2020-05-22 от 15.06.2020 является недостоверным доказательством, составлено с нарушением законодательства,  суд находит несостоятельными.

Указанная рецензия представлялась и налоговому органу в ходе проверки, но обоснованно не была принята во внимание.

Так, обстоятельства, изложенные в п. 3.4 акта экспертного анализа (рецензии) №874/20 по поводу необоснованного неприменения сравнительного подхода не соответствуют действительности.

Налоговый орган правомерно отметил, что оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов. Выбор используемых подходов к оценке и методов в рамках каждого из применяемых подходов должны быть обоснованы. Обоснование выбора используемых подходов к оценке приведено экспертом Ваулиным Р.В. в гл. 5 заключения эксперта №2020-05-22 от 15.06.2020 (стр. 79-84).

Кроме того, налоговый орган обоснованно отметил, что бизнес-центр «Волгоград СИТИ» является уникальным и сопоставимых бизнес-центров такого класса (класс «А») в г. Волгоград нет. Приведенные в акте экспертного анализа (рецензии) №874/20 сравнения помещений, принадлежащих ООО «Индустрия Фитнеса» общей площадью 12 908.8 кв.м., и расположенных в бизнес-центре «Волгоград СИТИ» со встроенными нежилыми помещениями, площадью 150-158 кв.м., расположенных на 1-цокольных этажах жилых домов не корректны.

Суд находит ошибочными и доводы общества о том, что  в заключении №2020-05-22 от 15.06.2020 отсутствует обоснование выбора методов оценки в рамках применяемых подходов (нарушение п. 8 и ФСО №3).

Так, в гл. 5 заключения №2020-05-22 от 15.06.2020 «Описание процесса оценки в части применения подходов к оценке» эксперт указал, что выбор и обоснование методик, использованных в рамках затратного подхода отражен в гл. 6 отчета (абз. 1 стр. 80 заключения), а в рамках доходного подхода отражен в гл. 7 отчета (абз. 6 стр. 80 заключения).

Доводы общества со ссылкой на рецензию о том, что заключение эксперта составлено частично в печатном, частично в электронном виде в нарушение ст. 11 Федерального закона от 29.07.1998 №135 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» являются несостоятельными.

Из пояснений инспекции и материалов дела усматривается, что на электронном носителе представлено только Приложение №1, содержащее копии документов, устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки. Данные документы, равно как и сам электронный носитель, содержащий указанные документы представлены эксперту заказчиком в соответствии с государственным контрактом на проведение экспертизы от 22.05.2020 и заданием на оценку.

Обстоятельства, изложенные в п. 3.7 экспертного анализа (рецензии) №874/20 о неправомерном применении экспертом затратного метода, являются несостоятельными.

В п. 5.1 гл. 5 заключения, проведенного в ходе проверки, экспертом указано,  что расчет затратным подходом стоимости объекта оценки применялся, но носил, справочный (информационный) характер, а также применялся для выполнения оценки в рамках доходного подхода (затраты на воспроизводство / замещение в объеме прямых издержек на строительство для расчета резерва на замещения). При согласовании затратного подхода был присвоен нулевой весовой коэффициент (стр. 80 заключения).

Доводы общества о том, что ссылки на источники информации не обеспечены свободным доступом, суд находит несостоятельными.

Перечень использованных данных, документов и материалов, приведен в гл. 9 Заключения (стр. 199- 201), равно как и иные существенные сведения и материалы, используемые при оценке, в том числе распечатки с сайтов, приведены в Приложении №2 Заключения (стр. 203-211). Копии документов оценщика приведены в Приложении №3 Заключения (стр. 212-2015).

Доводы общества о том, что оценка в ходе проверки проведена неуполномоченным лицом, суд находит необоснованными.

В рамках дополнительных мероприятий налогового контроля 03.06.2020 налоговым органом вынесено постановление №1 о назначении Первичной экспертизы в отношении ООО «Индустрия Фитнеса» в связи с представлением налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2019 года. Проведение экспертизы поручено эксперту Ваулину Роману Владимировичу.

Согласно Выписке из Единого государственного реестр индивидуальных предпринимателей Ваулин Роман Владимирович осуществляет консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность (далее - оценщики).

Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Оценщик может осуществлять оценочную деятельность по направлениям, указанным в квалификационном аттестате.

Индивидуальный предприниматель Ваулин Роман Владимирович имеет свидетельство о членстве в Ассоциации «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет», включен в реестр членов 13.01.2014 регистрационный № 1205. Выписка из реестра Ассоциации «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет» № 16804 от 26.04.2017.

Диплом о высшем образовании Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета, инженер по специальности «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» № ВСГ 1888955 от 27 02. 2008;

Диплом о профессиональной переподготовке НОУВПО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» по программе «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)», ПП-I № 865655 от 26.04.2013 г. Квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости» № 002225-1 от 19.01.2018, стаж работы в должности оценщика с 2013 г.

Таким образом, квалификация эксперта подтверждается указанными документами.

Между налоговым органом и Ваулиным Р.В. заключен государственный контракт на проведение экспертизы по оценке стоимости недвижимого имущества №2020-05-22.

Согласно части 1 статьи 23 «Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (далее – ГК РФ) гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.

Исходя из системного толкования статьи 4 Закона об оценочной деятельности, а также статьи 23 ГК РФ следует, что Закон об оценочной деятельности включает в себя открытую правовую конструкцию, не содержащую запрет на осуществление оценочной деятельности в форме ИП.

Суд принимает во внимание судебную практику по делам аналогичной категории (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 марта 2012 года N ВАС-3528/12 по делу N А05-10519/2010; др.).

 Ссылку общества на последующую реализацию имущества по пониженной цене, на кадастровую стоимость объекта, как на доказательства завышения экспертом в спорном заключении  рыночной стоимости объекта, суд находит ошибочной.

Иные доводы общества  о незаконности оспариваемых в рамках настоящего дела решений не свидетельствуют.

Проанализировав собранные по делу доказательства в совокупности, суд находит их достаточными и достоверными, полагает, что доначисления налога, пени, штрафа обществу инспекцией произведены правомерно, правильность расчетов судом проверена, существенных нарушений при проведении камеральных проверок налоговым органом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-171,201, 111 АПК РФ,  суд

                                                            РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия через Арбитражный суд Волгоградской области.

Судья                                                                                            Кострова Л.В.