НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Волгоградской области от 13.12.2023 № А12-14833/2023




Арбитражный суд Волгоградской области

Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

г. Волгоград Дело № А12-14833/2023  «20» декабря 2023 года 

Резолютивная часть объявлена 13 декабря 2023 года
Полный текст решения изготовлен 20 декабря 2023 года

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Бритвина Д.М., при  ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гавриловой И.Л., рассмотрев  в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (142121, <...>,  ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>, Дата присвоения ОГРНИП: 06.03.2020)  к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда  (400094, ул. 51-ая Гвардейская, 38, г. Волгоград, ИНН <***> ОГРН <***>),  с участием в деле в качестве заинтересованного лица: Межрайонной инспекции  Федеральной налоговой службы № 5 по Московской области (142100, Московская область,  Подольск город, Комсомольская улица, дом 7, ОГРН: <***>, Дата присвоения  ОГРН: 31.12.2004, ИНН: <***>) об оспаривании решения 

при участии в заседании:
от заявителя: ФИО2 – по доверенности от 29.11.2022, № 34АА4185572,

от налогового органа: ФИО3, по доверенности от 09.01.2023, № 10, ФИО4 – по доверенности от 26.09.2023 № 39 

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП  ФИО1, налогоплательщик, заявитель, ИП ФИО1) обратилась в  Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным решения  Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда  (далее- Инспекция, налоговый орган, орган контроля) о привлечении к ответственности №  205 от 02.02.2023. 

Как следует из материалов дела, Инспекцией по результатам камеральной налоговой  проверки, Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК  РФ в виде штрафа в сумме 81 923,25 руб., также доначислен единый налог, уплачиваемый  в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее- УСН) за 2021 год 

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Межрайоная  инспекция федеральной налоговой службы России № 5 по Московской области 

В судебном заседании предприниматель поддержал заявленное требование,  указывая, что решение налогового органа противоречит положениям налогового  законодательства и нарушает его права и законные интересы. 


Представитель Инспекции против удовлетворения заявления возражают, полагая,  что оспариваемое решение налогового органа соответствует положениям налогового  законодательства. 

Как следует из материалов дела, 01.05.2022 заявитель представил в Инспекцию  налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной  системы налогообложения (первичная декларация). 

Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной  предпринимателем налоговой декларации, по результатам которой составлен акт от  12.08.2022 № 2598; дополнение к акту № 87. 

Инспекция пришла к выводу о неправомерном применении налогоплательщиком  пониженной ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за 2021 год в  размере 10%, установленной Законом Волгоградской области от 10.02.2009 N 1845-ОД "О  ставке налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы  налогообложения", принятым Волгоградской областной Думой 29.01.2009 (далее - Закон  Волгоградской области N 1845-ОД), в редакции Закона Волгоградской области от  26.12.2020 N 135-ОД; занижении налогоплательщиком налоговой базы по УСН за 2021  год за счет неполного отражения полученных предпринимателем доходов. 

Предприниматель, не согласившись с выводами налогового органа, изложенными в  решении, обратился УФНС России по Волгоградской области (далее – Управление), с  апелляционной жалобой. 

Решением Управления от 04.05.2023 № 260 решение Инспекции от 02.02.2023 № 205  оставлено без изменения, апелляционная жалобы без удовлетворения. 

Заявитель, полагая, что решение Инспекции является незаконным, нарушает права и  охраняемые законом интересы налогоплательщика, обратился с соответствующим  заявлением в арбитражный суд. 

В обоснование позиции заявитель указывает о нарушении Инспекцией процедуры  рассмотрения материалов налоговой проверки и принятия по результатам их  рассмотрения оспариваемого решения в виду указания новых оснований для начисления  единого налога по УСН. 

Кроме того, предприниматель не согласен с основаниями для начисления налога,  равно как с расчетом налоговой базы. По мнению ИП ФИО1, налоговый орган  повторно облагает полученные ею доходы, а выводы, изложенные в оспариваемом  решении, не соответствуют выводам, отраженным в дополнениях к акту налоговой  проверки от 15.12.2022 № 87. 

Предприниматель также не согласен с выводами Инспекции об отсутствии права на  применение ставки по УСН в размере 10%. 

Рассмотрев доводы сторон, исследовав материалы дела, основания для  удовлетворения заявленных предпринимателем требований судом не установлены. 

Судом установлено, что ИП ФИО1 зарегистрирована в качестве  индивидуального предпринимателя 13.11.2020, основной вид экономической  деятельности «Торговля розничная прочими автотранспортными средствами» (ОКВЭД  45.19.3). 

Предприниматель применяет специальный налоговый режим в виде упрощенной  системы налогообложения с 01.01.2021, объект налогообложения - «доходы,  уменьшенные на величину расходов». 

Заявителем 01.05.2022 представлена налоговая декларация по налогу,  уплачиваемому в связи с применением УСН, за 2021 год, в которой применена ставка в  размере 10 %. 


В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Налогового кодекса Российской Федерации к  специальным налоговым режимам, в частности, относится упрощенная система  налогообложения (далее - УСН) (глава 26.2 Кодекса). 

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской  Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными  предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения,  предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. 

В соответствии со статьей 346.15 НК РФ индивидуальный предприниматель,  применяющий упрощенную систему налогообложения, при определении объекта  налогообложения учитывает доходы от реализации, определяемые на основании статьей  249 НК РФ и внереализационные доходы, определяемые на основании статьи 250 НК РФ.  Доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ, при определении налоговой базы не  учитываются. 

На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ в составе доходов не  учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего  комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по  договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в  счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным  поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не  подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в  соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится  комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение. 

На основании пункта 1 статьи 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации в  случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или  индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение  доходов организации или индивидуального предпринимателя. 

В силу пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации в целях  главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации датой получения доходов  признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу,  получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также  погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод). 

На основании пункта 1 статьи 249 Налогового кодекса Российской Федерации  доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как  собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации  имущественных прав. 

На основании пункта 3 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации  товаром для целей Налогового кодекса Российской Федерации признается любое  имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. 

В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или  индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой  признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (пункт 2  статьи 346.18 ПК РФ). 

Согласно пункту 2 статьи 346.20 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере  15 процентов в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные  на величину расходов, и иное не установлено настоящим пунктом и пунктами 2.1,3,3.1 и 4  настоящей статьи. 

Пунктом 2.1 статьи 346.20 НК РФ определено, что налогоплательщики,  применяющие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину  расходов, начиная с квартала, по итогам которого доходы налогоплательщика,  определяемые нарастающим итогом с начала налогового периода в соответствии со 


статьей 346.15 и с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Кодекса, превысили 150 млн.  рублей", но не превысили 200 млн. рублей и (или) в течение которого средняя  численность работников превысила 100 человек, но не превысила 130 человек, при  исчислении налога применяют налоговую ставку в размере 20 процентов в отношении  части налоговый базы, рассчитанной как разница между налоговой базой, определенной  за отчетный (налоговый) период, и налоговой базой, определенной за отчетный период,  предшествующий кварталу, в котором допущены указанные превышения доходов  налогоплательщика и (или) средней численности его работников. 

В соответствии с пунктом 1.2 статьи 346.21 Кодекса налог исчисляется как  соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, сумма налога по  итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно. 

Рассматривая требования заявителя по эпизоду нарушения порядка определения  доходов, повлекшее занижение налоговой базы и исчисленной суммы налога к уплате за  2021 год, судом установлено следующее. 

Исходя из налоговой декларации по УСН за 2021 год, заявителем задекларирован  доход - 175 437 810 руб., расходы - 120 194 087 руб., налоговая база - 55 243 723 руб.,  ставка налога за 9 месяцев 2021 года - 10%, за налоговый период - 20 %, сумма налога к  уплате - 8 620 870 рублей. 

В свою очередь налоговый орган, в результате проведенного анализа выписок банка  по операциям на счетах ИП ФИО1 установил, что сумма дохода, поступившая  на расчетные счета ИП ФИО1 за 2021 год и подлежащая обложению по УСН,  составляет 192 480 670 рублей. 

По мнению Инспекции, ИП ФИО1 не в полном объеме включила доходы,  полученные по расчетным счетам в налоговую базу по УСН за 2021 год. 

Кроме того, ИП ФИО1 в 2021 году реализовала 3 транспортных средства:  грузовой автомобиль МЕРСЕДЕС-БЕНЦ per. № М539ЕК134 (сумма реализации 2 000 000  руб.), трактор БЕЛАРУС-1221.2 per. № 5357ЕА34 (сумма реализации 2 220 000 руб.),  специальную автомашину XU42824ASG0001054 (для перевозки молока, птицы,  минеральных удобрений, ветеринарной помощи, техобслуживания) 2824 без модели peг.   № М487ВН134 (сумма реализации 1 700 000 руб.). 

В данном случае, по мнению Инспекции, доходы от продажи транспортных средств,  используемых в предпринимательской деятельности, учитываются в составе доходов от  реализации при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с  применением УСН. 

Доводы заявителя о том, что данные транспортные средства не использовались в  предпринимательской деятельности, обоснованно отклонены Инспекцией, поскольку  основным видом деятельности ИП ФИО1 является «Торговля розничная  прочими автотранспортными средствами» (ОКВЭД 45.19.3), одним из дополнительных  видов деятельности является «Деятельность автомобильного грузового транспорта»  (ОКВЭД 49.41). 

На расчетный счет налогоплательщика 27.04.2021 поступили денежные средства от  реализации специальной автомашины XU42824ASG0001054 в размере 943 000 рублей.  Таким образом, сумма дохода от продажи транспортных средств, признаваемая объектом  налогообложения по УСН, не отраженная по расчетному счету, составила 4 977 000 (5 920  000 - 943 000) рублей. 

Вопреки доводам заявителя, датой получения доходов признается день поступления  денежных средств на счета в банках и (или) в кассу получения иного имущества. 

Таким образом, при применении упрощенной системы налогообложения доходы  налогоплательщика учитываются кассовым методом, то есть имеет значение дата  фактического получения денежных средств. 


В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или  индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой  признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Налог  исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы,  сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком  самостоятельно (п. 2 ст. 346.18 и п. 1,2 ст. 346.21 НК РФ). 

Орган контроля пришел к выводу о том, что предпринимателем нарушен порядок  определения доходов, повлекший занижение налоговой базы на 22 019 860 (77 263 583 -55  243 723) рублей, где 77 263 583 рубля - налоговая база по УСН за 2021 по результатам  налоговой проверки; 55 243 723 рубля - налоговая база по данным налогоплательщика. 

Как установлено Инспекцией, по данным выписок банка по операциям на счетах  налогоплательщика сумма поступивших денежных средств на расчётные счёта ИП  ФИО1 за период с 01.01.2021 по 31.12.2021, признаваемых в соответствии с 1 и  2 статьёй 248 Кодекса доходами, составила 182 378 797 рублей (Приложение № 1 к  решению от 02.02.2023 № 205). 

Сумма поступивших денежных средств на расчётный счёт заявителя от реализации в  качестве агента составила 78 432 000 рублей, общая сумма агентского вознаграждения  составила 20 685 571,18 (16 358 000 + 3 217 571,18 + 1 110 000) рубля (Приложение № 2 к  решению от 02.02.2023 № 205). 

В соответствии с фискальными данными контрольно-кассового аппарата (ЭВОТОР  СТ2Ф, регистрационный № 0004700174053667, заводской № 00307403018370) за период с  01.01.2021 по 31.12.2021 сформировано фискальных данных с признаком «Приход» на  сумму 53 369 001 рубль (Приложение № 3 к решению от 02.02.2023 № 205). 

Органом контроля, в результате анализа Книги учёта доходов и расходов (далее -  КУДИР) установлено поступление наличных денежных средств, которые не отражены по  кассовым операциям в сумме 20 848 000 рублей (Приложению № 5 к решению от  02.02.2023 № 205). 

Итого сумма поступивших наличных денежных средств составила 74 217 001 рубль. 

Суд отмечает, что доходом агента от операций по реализации товаров,  принадлежащих на основании агентского договора принципалу, является агентское  вознаграждение. 

По представленным заявителем договорам, в которых он выступает в качестве  агента, в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля Инспекцией  установлено, что по 7 договорам контрагентами представлены документы, в которых  указано, что ИП ФИО1 выступает в качестве продавца, а не агента. 

В этой связи, налоговый орган обоснованно отнесся критически к представленной  заявителем части агентских договоров. 

По расчетам органа контроля, сумма дохода налогоплательщика в 2021 году в  рамках ведения предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению по  упрощенной системе налогообложения, составила 187 089 369 (182 378 797 -78 432 000 +  16 358 000+ 74 217 001 - 11 760 000 + 3 217 571 + 1 110 000) рублей, где: 182 378 797  рублей - сумма поступивших денежных средств на расчётные счёта за период с 01.01.2021  по 31.12.2021 (приложение № 1); 78 432 000 рублей - поступившие денежные средств на  расчётный счёт от реализации в качестве агента (приложение № 2); 16 358 000 рублей -  сумма агентского вознаграждения, поступившая на расчетный счет (приложение № 2); 74  217 001 рубль - фискальные данные контрольно-кассового аппарата с признаком  «Приход» (53 396 001 рубль, приложение № 3. поступившие наличные денежные  средства, согласно КУДИР (20 848 000 рублей, Приложение № 5); 11 760 000 рублей -  сумма дополнительно реализованных по агентским договорам (Приложение № 2); 3 217  571 рубль и 1110 000 рублей - суммы агентского вознаграждения согласно агентским 


договорам, а также не учтенные по расчетному счету и кассе, согласно КУДИР  (приложение № 2). 

Судом установлено, что доходы ИП ФИО1, подлежащие обложению по  УСН, определены налоговым органом на основании банковских выписок, фискальных  данных контрольно-кассовой техники, информации, отраженной в КУДИР, договоров,  представленных как самой ИП ФИО1, так и её контрагентами. 

Таким образом, ИП ФИО1 нарушен порядок определения доходов,  нарушен порядок определения налоговой ставки, предусмотренной статьей 346.20 НК РФ,  что повлекло занижение доходов на сумму 11 651 559 рублей, налоговой базы на 11 651  559 рублей, а также занижение налоговой ставки за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев на 5%  и занижение суммы налога на 3 276 930 рублей (187 089 369 -175 437 810 = 11 651 559  рублей), где: 187 089 369 рублей - сумма дохода, по данным налогового органа; 175 437  810 рублей - сумма дохода, по данным налогоплательщика; (29 625 116*15%)+ (37 270  166*20%) - 11 897 800 - 8 620 870 = 3 276 930 рублей (29 625 116 рублей - налоговая база  за 9 месяцев; 37 270 166 рублей - налоговая база за налоговый период (4 квартал); 11 897  800 рублей - сумма налога по данным налогового органа за налоговый период; 8 620 870  рублей - сумма налога поданным налогоплательщика; 15%- ставка налога; 20%- ставка  налога). 

Ссылка заявителя на нарушение процедуры принятия решения судом отклоняется  ввиду следующего. 

В оспариваемом решении сумма полученных заявителем доходов за 2021 год  указана в размере 187 089 369 руб.; в акте налоговой проверки от 12.08.2022 № 2598 (192  480 670 рублей) и дополнении к акту камеральной налоговой проверки от 15.12.2022 № 87  (197 457 670 рублей). 

В дополнении № 87 на стр.10 указано, что в кассу в виде доходов поступили суммы,  которые не отражены в налоговой декларации по УСН за 2021 год в составе доходов. 

Как установлено в ходе рассмотрения дела судом, налоговым органом из доходов  исключены суммы, поступившие по договорам купли-продажи, в которых  налогоплательщик выступал в качестве агента. При этом расходы, заявленные  налогоплательщиком в налоговой декларации по УСН за 2021 год, налоговым органом не  оспаривались. 

В оспариваемом решении налоговая база по УСН за 2021 год меньше налоговой  базы, указанной в акте налоговой проверки от 12.08.2022 № 2598 и дополнении от  15.12.2022 № 87 к акту. 

Сумма налога и сумма налога к уплате в бюджет, указанные в оспариваемом  решении, меньше указанных в акте от 12.08.2022 № 2598 и дополнении от 15.12.2022   № 87. 

Аналогично, сумма штрафных санкций с учётом снижения меньше указанной в акте  от 12.08.2022 № 2598 и дополнении от 15.12.2022 № 87. 

Оспариваемое решение вынесено Инспекцией с учётом возражений, представленных  ИП ФИО1 19.09.2022 на акт от 12.08.2022 № 2598 и 23.01.2023 на дополнение  от 15.12.2022 № 87; рассмотрение материалов налоговой проверки состоялось 30.01.2023 в  присутствии ИП ФИО1, представителя по доверенности от 29.11.2022  ФИО2 и бухгалтера ФИО5 (протокол № 241 от 30.01.2023  рассмотрения материалов налоговой проверки). 

В данном случае нарушения налоговым органом существенных условий процедуры  рассмотрения материалов налоговой проверки, судом не установлено. 

Суд учитывает, что документы, имеющие значение для расчета налоговых  обязательств, представлены заявителем после получения акта проверки, а поскольку они  имеют отношение только к вменяемым нарушениям, а также принимая во внимание, что 


при проверке представленных документов выявлено несоответствие в расчете налоговых  обязательств, налоговый орган произвел корректировку доначислений, что само по себе  не нарушает прав и законных интересов заявителя. 

По мнению заявителя, Инспекцией сумма в размере 5 977 000 руб. неправомерно  квалифицирована в качестве спорной, поскольку по двум транспортным средствам (газон  эвакуатор, трактор Беларус 1221) доход от реализации отражен в составе доходов по УСН  за 2021 год, а третье транспортное средство (Мерседес) являлось личным имуществом,  выручка от продажи которого отражена в налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за  2021 год, при этом данные нарушения Инспекцией, не устранены . 

Вместе с тем, как пояснил в ходе судебного разбирательства представитель  Инспекции, на странице 22 оспариваемого решения данные суммы исключены, а на стр.  23 оспариваемого решения указан общий расчёт суммы полученного дохода. 

Вопреки доводам заявителя о том, что Инспекцией не учтены при расчете внесенные  индивидуальным предпринимателем на расчетный счет личные средства в размере 13 120  000 рублей, которые не признаются доходом предпринимателя, в приложении № 1 к  решению от 02.02.2023 № 205 указан перечень поступлений на расчётный счёт, в который  не включена указанная сумма. 

Кроме того, на стр. 23 оспариваемого решения указано следующее: расчёт  поступлений наличных денежных средств производился по данным налогового органа и  данным КУДИР. В соответствии с фискальными данными, контрольно-кассового аппарата  (ЭВОТОР СТ2Ф, регистрационный № 0004700174053667, заводской № 00307403018370)  за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 сформировано фискальных данных с признаком  «Приход» на сумму 53 369 001 рубль (Приложение № 3 к решению от 02.02.2023 № 205).  Кроме того, по представленной налогоплательщиком Книге учёта доходов и расходов  установлено поступление наличных денежных средств, которые не отражены по кассовым  операциям в сумме 20 848 000 рублей (Приложение № 5 от 02.02.2023 № 205). Итого  сумма поступивших наличных денежных средств составила 74 217 001 рубль. 

Вопреки доводам заявителя, фактов «задвоения» сумм не установлено и  документального подтверждения не предсатвлено. 

Заявитель также ссылается, что на стр. 23 оспариваемого решения указано, что «в  результате проведенного анализа выписок банка по операциям на счетах  налогоплательщика установлено, что сумма поступивших денежных средств на расчетные  счета за период с 01.01.2021 по 31.12.2021, признаваемых в соответствии с п. 1,2 ст. 248  НК РФ доходами составила 182 378 797 руб., согласно приложению № 1». 

В тоже время, предпринимателю вручены приложения в виде выписки по  расчетному счету налогоплательщика с суммой, отличной от суммы, содержащейся в  Приложении № 1 к решению от 02.02.2023 № 205. Суммовая разница дохода, отраженная  в акте от 12.08.2022 № 2598 и в решении от 02.02.2023 № 205, составила 15 168 691 рубль. 

Как указывает Инспекция, в Приложении № 1 к решению от 02.02.2023 № 205  указан перечень поступлений на расчётный счёт, в который не включались суммы,  вносимые налогоплательщиков в размере 13 120 000 и сумма реализации (стр. 22)  автомобиля Мерседес (VIN <***>) в размере 2 000 000 рублей. Выручка  от реализации т/с отражена ФИО1 в налоговой декларации 3-НФДЛ за 2021  год. 

Более того, на стр.23 оспариваемого решения произведён расчет с указанием сумм,  которые включены и исключены из сумм доходов. 

Так, сумма дохода налогоплательщика в 2021 году в рамках ведения  предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению по упрощенной  системе налогообложения составила 187 089 369 рублей, из которых: 92 186 797 рублей -  сумма поступивших денежных средств на расчётные счёта за период с 01.01.2021 по 


31.12.2021 без учета денежных средств от реализации в качестве агента (182 378 797 руб.78 432 000 руб. - 11 760 000 руб.); 16 358 000 рублей, 3 217 571 рублей и 1110 000 рублей -  агентские вознаграждения; 74 217 001 рубль - фискальные данные контрольно-кассового  аппарата с признаком «Приход», поступившие наличные денежные средства, согласно  КУДИР. 

Предприниматель также ссылается, что покупатели (Глава КФХ ФИО6 Сайд- Эми Сайд-Ахмадович, ФИО7, ИП ГКФХ ФИО8, ИП ГКФХ ФИО9, ООО «Агрофирма Красный  Сад») производили расчеты за приобретенную технику путем частичной безналичной  оплаты на расчетный счет ИП ФИО1; остаток денежных средств от  покупателей поступил в кассу предпринимателя в виде наличных. 

Таким образом, по мнению заявителя, доход в виде комиссионного вознаграждения  является повторным включением суммы в размере 16 358 000 в состав доходов,  поступивших на расчетный счет и кассу предпринимателя. 

Суд отмечает, что на стр.23 решения сумма дохода в размере 16 358 000 рублей  повторно не включалась в состав доходов, в расчёт суммы доходов, из общей суммы  поступлений исключена сумма, поступившая за реализацию транспорта в рамках  агентских договоров. 

Вопреки доводам заявителя, налоговым органом не оспаривались понесённые  заявителем расходы по сделкам, в которых ИП ФИО1 выступает как продавец, а  не как агент. 

Предприниматель ссылается, что органом контроля представленные договора  комиссии фактически не исследовались, а потому и переквалификация является  необоснованной. 

Судом установлено, что согласно представленным заявителем договорам, в которых  он выступает в качестве агента, в рамках дополнительных мероприятий налогового  контроля истребованы документы у контрагентов по 7 договорам (стр. 20-21  оспариваемого решения) контрагентами представлены документы, в которых указано, что  налогоплательщик выступал в качестве продавца, а не агента, в связи с чем выводы  налогового органа в этой части являются обоснованными. 

Заявитель также указывает, что налоговый орган без ссылки на документальное  обоснование вменяет налогоплательщику доход в размере 3 217 571 руб., полученный им  в качестве агентского вознаграждения от реализации по агентским договорам на сумму 11  760 000 рублей. 

В данном случае, согласно представленным ИП ФИО1 договорам  установлено, что налогоплательщиком не учтены в доходах агентские вознаграждения  (стр. 21 оспариваемого решения, Приложение № 2 к решению от 02.02.2023 № 205). 

Судом установлено, что суммы по агентским договорам удерживались из сумм  реализации; суммы агентского вознаграждения не поступали на расчетные счёта, в связи,  с чем учтены в сумме полученных доходов. 

Иные доводы заявителя, приведенные в части данного эпизода не опровергают  выводы суда, в связи с чем являются необоснованными. 

Рассматривая требования заявителя по эпизоду о неправомерном применении  налогоплательщиком пониженной ставки по налогу, уплачиваемому в связи с  применением УСН, за 2021 год в размере 10%, установленной Законом Волгоградской  области от 10.02.2009 N 1845-ОД, судом установлено следующее. 

В соответствии с частью 7 статьи 1 Закона Волгоградской области N 1845-ОД (в ред.  Закона Волгоградской области от 26.12.2020 N 135-ОД) ставки налога, уплачиваемого в  связи с применением УСН, устанавливаются на 2021 год в следующих размерах: 


10% - в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на  величину расходов. 

Указанные в настоящей части ставки налога применяются для налогоплательщиков,  соответствующих одновременно следующим требованиям: 

для организаций, зарегистрированных до 31 декабря 2020 года включительно, - не  менее двух человек и не менее 80% от среднесписочной численности работников,  отраженной организацией в сведениях о среднесписочной численности за 2020 год,  предоставляемых в налоговый орган, а для организаций, зарегистрированных с 1 января  2021 года, - не менее двух человек; 

для индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных до 31 декабря 2020  года включительно, - не менее одного человека и не менее 80% от среднесписочной  численности работников, отраженной индивидуальным предпринимателем в сведениях о  среднесписочной численности за 2020 год, предоставляемых в налоговый орган, а для  индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных с 1 января 2021 года, - не менее  одного человека; 

Расчет среднего размера начисленных в 2021 году ежемесячных выплат и  вознаграждений в пользу физических лиц (Ср) производится по следующей формуле: 

С = SUM в / К / П, где
р

SUM в - сумма выплат и иных вознаграждений, признаваемых объектом обложения  страховыми взносами в соответствии со статьей 420 НК РФ, с которых в 2021 году  исчислены страховые взносы; 

К - количество физических лиц, подлежащих обязательному социальному  страхованию в соответствии с федеральным законодательством о конкретных видах  обязательного социального страхования, с выплат и вознаграждений которым в 2021 году  исчислены страховые взносы; 

П - 12 месяцев, а для налогоплательщиков, зарегистрированных после 1 января 2021  года, - количество полных месяцев осуществления деятельности, начиная с даты  государственной регистрации налогоплательщиков. 

Частью 8 статьи 1 Закона Волгоградской области N 1845-ОД определено, что  налоговые ставки, установленные настоящей статьей, подлежат применению  налогоплательщиками, применяющими УСН, если иное не установлено пунктами 1.1 и 2.1  статьи 346.20 НК РФ. 

В соответствии с Региональным соглашением о минимальной заработной плате в  Волгоградской области (заключено 26.06.2019 N РС-71/19) минимальная заработная плата  в Волгоградской области устанавливается для внебюджетного сектора экономики - в  размере 1,3 величины прожиточного минимума трудоспособного населения  Волгоградской области за второй квартал предыдущего года. 

Согласно Закону Волгоградской области от 25.07.2005 N 1091-ОД "О прожиточном  минимуме в Волгоградской области" (ред. от 09.10.2019), а также постановлению  Администрации Волгоградской области от 14.08.2020 N 480-п "Об установлении  величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Волгоградской области за второй квартал 2020 


года", величина прожиточного минимума на второй квартал 2020 года установлена в  размере 10 892 руб. 

Таким образом, минимальная заработная плата в Волгоградской области в 2021 году  составляла 14 160 руб. (10 892 x 1,3). 

В соответствии с данными расчётов по страховым взносам, представленных ИП  ФИО1, среднесписочная численность работников в 2020 году составляла 3  человека, в 2021 году - 6 человек, что составляет 200% от среднесписочной численности  работников в 2020 году. 

Таким образом, налогоплательщик соответствует требованиям пункта 1 Закона №  135-ОД. 

В представленном Заявителем 24.01.2022 расчёте по страховым взносам за 12  месяцев 2021 года ИП ФИО1 отражены следующие показатели: сумма выплат  и иных вознаграждений, признаваемых объектом обложения страховыми взносами в  соответствии со статьей 420 НК РФ, с которых в 2021 году исчислены страховые взносы1 253 044,66 рубля (строка 030 графы 1); количество физических лиц, подлежащих  обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральным  законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования, с выплат  и вознаграждений которым в 2021 году исчислены страховые взносы - 12 человек (строка  020 графы 1). 

Исходя из этого, расчетное значение среднего размера начисленных в 2021 году ИП  ФИО1 ежемесячных выплат и вознаграждений в пользу физических лиц (Ср),  используемое при проверке соответствия условиям, установленным Законом № 1845-0Д,  составляет 8 701,7 руб. (1 253 044,66 руб./12 мес./12 человек). 

Данный показатель ниже установленного размера минимальной заработной платы в  Волгоградской области в 2021 году на 5 458 рублей. 

Таким образом, заявитель не соответствует критерию пункта 2 Закона № 135-ОД, в  связи, с чем налоговым органом сделан вывод о том, что у ИП ФИО1  отсутствует право на применение налоговой ставки 10% по УСН за 2021 год. 

Фактически количество физических лиц составило 12 человек, но среднесписочная  численность работников - 6 человек. 

Доводы предпринимателя о необходимости расчета по страховым взносам исходя из  среднесписочной численности работников (6 человек) отклоняются судом как  несостоятельные, поскольку основаны на неверном толковании формулы, приведенной в  пункте 2 части 7 статьи 1 Закона Волгоградской области N 1845-ОД. 

Суд отмечает, что исходя из буквального толкования, в показателе "К" данной  формулы указывается количество физических лиц, подлежащих обязательному  социальному страхованию в соответствии с федеральным законодательством о  конкретных видах обязательного социального страхования, с выплат и вознаграждений  которым в 2021 году исчислены страховые взносы, и не предусматривается расчет  количества физических лиц иным способом, в том числе исходя из среднесписочной  численности работников налогоплательщика. 

Кроме того, при расчете среднего размера начисленных в 2021 году ежемесячных  выплат и вознаграждений в пользу физических лиц по приведенной формуле фактически  отработанное сотрудниками в течение года время также не учитывается. 

Таким образом, расчет должен быть произведен исходя из фактического количества  работавших у предпринимателя физических лиц, подлежащих обязательному  социальному страхованию, то есть 12 человек. 

Данный показатель ниже установленного размера минимальной заработной платы в  Волгоградской области в 2021 году на 5 458 рублей. 

В связи с изложенным, суд соглашается с выводами налогового органа о 


несоответствии налогоплательщика требованиям пункта 2 части 7 статьи 1 Закона  Волгоградской области N 1845-ОД. 

Данные выводы суда согласуются с позицией Двенадцатого арбитражного  апелляционного суда, изложенной в постановлении от 22 ноября 2023 года по делу А1215608/2023. 

Суд отдельно отмечает, что обжалуемое решение Инспекции не содержит сведений  о доначислении заявителю пени, доводы об обратном ни заявителем, ни налоговым  органом не приведены, доказательств не представлено. 

При указанных обстоятельствах, требования заявителя удовлетворению не подлежат. 

Судебные расходы распределены по правилам статьи 110 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

В соответствии с ч. 1 чт. 177 АПК РФ решение, выполненное в форме электронного  документа, направляется лицам, участвующим в деле посредством его размещения в  установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в  режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 АПК РФ,  Арбитражный суд Волгоградской области 

решил:

Требования индивидуального предпринимателя ФИО1 

оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в 

течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Волгоградской области.

Судья Д.М. Бритвин


Код доступа к оригиналам судебных актов, подписанных электронной подписью судьи