НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Волгоградской области от 13.02.2007 № А12-18138/06

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград Дело № А12-18138/06-с65

19 февраля 2007 года

Резолютивная часть решения объявлена 13 февраля 2007 г. Полный текст решения изготовлен 19 февраля 2007 г.

Арбитражный суд Волгоградской области

В составе судьи Прониной И.И.

При ведении протокола судебного заседания судьей Прониной И.И.,

Рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению   ОАО «Племзавод «Светлый Путь» к МИ ФНС России №8 по Волгоградской области о признании недействительным ненормативного акта налогового органа,

встречному исковому заявлению   МИ ФНС России №8 по Волгоградской области к ОАО «Племзавод «Светлый Путь» о взыскании 97 492 руб. 00 коп. 

при участии в судебном заседании

от ОАО «Племзавод «Светлый Путь»   Санин А.В., доверенность №04 от 04.10.2006г.;

от МИ ФНС России №8 по Волгоградской области   – Меньшова Ю.А., доверенность №04/37 от 13.11.2006г.

В арбитражный суд Волгоградской области обратилось ОАО «Племзавод «Светлый Путь» с заявлением о признании недействительным решения МИ ФНС России №8 по Волгоградской области №357 от 10.08.2006г. в части доначисления налога на имущество за 2004 год в сумме 69 427 руб. 00 коп.

Налоговым органом подано встречное исковое заявление к ОАО «Племзавод «Светлый Путь» о взыскании налоговых санкций в сумме 97 492 руб. 00 коп. Встречный иск судом принят, т.к. его предмет связан с предметом основного иска.

Представитель заявителя встречный иск признал за исключением взыскания штрафа по налогу на имущество за 2004г. в размере 13 885 руб. 40 коп.

В порядке ст.163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 13.02.2007г. 11 час. 50 мин.

Рассмотрев материалы дела,

Суд у с т а н о в и л:

10.08.2006г. МИ ФНС России №8 по Волгоградской области было вынесено решение №357 о привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Заявитель не согласен с данным решением и просит признать его недействительным в части установления обязанности по уплате налога на имущество за 2004г. в размере 69 427 руб.

Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о том, что заявление ОАО «Племзавод «Светлый Путь» удовлетворению не подлежит, а встречное исковое заявление МИ ФНС России №8 по Волгоградской области подлежит удовлетворению в части взыскания с ОАО «Племзавод «Светлый Путь» налоговых санкций в сумме 83 606 руб. 60 коп. по следующим основаниям.

Как установлено судом, ОАО «Племзавод «Светлый Путь» в соответствии с главой 30 НК РФ, начиная с 01.01.2004г. становится плательщиком налога на имущество предприятий с остаточной стоимости основных средств, числящихся на балансе. Стоимость налогооблагаемого имущества, по данным заявителя, составила на 01.01.2004г. – 91 897 руб., на 01.02.2004г. – 91 897 руб., на 01.03.2004г. – 91 897 руб., на 01.04.2004г. – 91 897 руб., на 01.05.2004г. – 91 897 руб., на 01.06.2004г. – 256 197 руб., на 01.07.2004г. – 425 585 руб., на 01.08.2004г. – 534 376 руб., на 01.09.2004г. – 900 296 руб., на 01.10.2004г. – 886 342 руб., на 01.11.2004г. – 3 805 469 руб., на 01.12.2004г. – 3 886 020 руб., на 01.01.2005г. – 3 858 241 руб.

Согласно налоговой декларации заявителя по налогу на имущество за 2004г. среднегодовая стоимость имущества за 2004г. составила 1 154 688 руб. Сумма налога за отчетный период по данным заявителя составила 25 403 руб.

В ходе налоговой проверки заявителя установлено, что согласно договора купли-продажи №3/ИМСП от 01.09.2004г. ОАО «Племзавод «Светлый Путь» приобрело имущество на сумму 17 010 949 руб. В ходе проверки налоговым органом были истребованы документы на государственную регистрацию объектов недвижимости. Однако документы не были представлены в виду их отсутствия.

На балансовом счете «08» содержится имущество, используемое для ведения деятельности ОАО «Племзавод «Светлый Путь». По состоянию на 01.11.2004г., 01.12.2004г., 01.01.2005г. сальдо по сч. «08» составило 13 674 678 руб.

Стоимость налогооблагаемого имущества, по данным налоговой проверки, составила: на 01.01.2004г. – 91 897 руб., на 01.02.2004г. – 91 897 руб., на 01.03.2004г. – 91 897 руб., на 01.04.2004г. – 91 897 руб., на 01.05.2004г. – 91 897 руб., на 01.06.2004г. – 256 197 руб., на 01.07.2004г. – 425 585 руб., на 01.08.2004г. – 534 376 руб., на 01.09.2004г. – 900 296 руб., на 01.10.2004г. – 886 342 руб., на 01.11.2004г. – 17 480 147 руб., на 01.12.2004г. – 17 560 698 руб., на 01.01.2005г. – 17 532 919 руб., всего – 56 036 045 руб.

По данным налоговой проверки, среднегодовая стоимость имущества за 2004г. составила 4 310 465 руб., ставка налога на имущество составляет 2,2%, исчисленная сумма налога составила 94 830 руб.

В результате занижения объекта налога на имущество согласно ст.374 НК РФ налогооблагаемая база занижена на 3 155 777 руб., налог на имущество занижен на 69 427 руб.

Заявитель полагает, что объект обложения налогом на имущество возникает у организации только с даты, когда объект пройдет государственную регистрацию.

Суд считает вывод заявителя несостоятельным, противоречащим нормам действующего законодательства.

Согласно п.1 ст.374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

В силу п.1 ст.375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Таким образом, недвижимое имущество российских организаций является объектом налогообложения по налогу на имущество организаций. При этом критерием для отнесения недвижимого имущества к объектам налогообложения является их учет на балансе в качестве основных средств, в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Из п.п.1, 2 ст.5 Федерального закона от 21.11.1996г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» следует, что общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ осуществляется Правительством РФ. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению; положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности; другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета; положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей.

Порядок организации и ведения бухгалтерского учета основных средств организаций определяется Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.1998г. №34н, Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001г. №26н, Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.10.2003г. №91н.

Согласно п.46 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ к основным средствам как совокупности материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства.

Согласно ст.17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» №122-ФЗ от 22.08.2004г. основаниями для государственной регистрации прав являются наличие возникновения, прекращения, переход, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, то есть договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Как следует из материалов дела, такие документы у заявителя имеются, объекты основных средств приобретены на условиях купли-продажи, дополнительно капитальных вложений не требуется, основные средства эксплуатируются, но руководством предприятия своевременно не принимаются меры по их государственной регистрации в органах юстиции.

Согласно ст.425 ГК РФ любой договор вступает в силу с момента его заключения.

В соответствии со ст.433 ГК РФ, если договор подлежит государственной регистрации, то он считается заключенным с момента его регистрации.

Однако, в силу ст.558 и ст.560 ГК РФ обязательная регистрация договоров предусмотрена только для договоров купли-продажи жилых помещений и предприятий.

Следовательно, для всех остальных объектов недвижимого имущества договор купли-продажи действителен с момента его подписания.

Таким образом, заявителем имущество, числящееся на балансовом счете 08, неправомерно не списывается в дебет счета 01 «Основные средства», и поэтому является объектом налогообложения.

То есть заявителем нарушена ст.374 НК РФ, в соответствии с которой объектом налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Исходя из данного определения имущество, подлежащее налогообложению, должно обладать одновременно следующими двумя признаками:

1) имущество должно быть движимым или недвижимым;

2) имущество должно признаваться объектом основных средств, в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено гл.30 НК РФ.

Данные признаки заявителем не выполняются.

Согласно п.52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.10.2003г. №91н, вступивших в силу с 01.01.2004г., организация вправе самостоятельно в своей учетной политике для целей бухгалтерского учета определить порядок включения в состав основных средств объектов недвижимости, подлежащих государственной регистрации: либо сразу после начала фактической эксплуатации и подачи документов на регистрацию, либо после завершения процедуры регистрации.

Так, в п.52 Методических указаний установлены следующие правила:

1) по объектам недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию и фактически эксплуатируемые, амортизация начисляется в общем порядке с первого числа месяца, следующего за месяцем введения объекта в эксплуатацию. При принятии вышеназванных объектов к бухгалтерскому учету в качестве основных средств после государственной регистрации производится уточнение ранее начисленной суммы амортизации.

2) допускается объекты недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию и фактически эксплуатируемые, принимать к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств.

В «Учетной политике» ОАО «Племзавод «Светлый Путь» данное положение не закреплено.

Согласно копии приказа №100/1 от 10.01.2004г. о внесении дополнений в Учетную политику на 2004г., ОАО «Племзавод «Светлый Путь» объекты недвижимости включает в состав основных средств после даты государственной регистрации права собственности, а до этого момента учитывает его на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Но и в этом случае возникает объект налогообложения.

Методические указания в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета приняты во исполнение ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и не могут ему противоречить либо устанавливать иные учетные нормы, соответственно, можно говорить о том, что рассматриваемые в п.52 Методических указаний права организации применяются только в отношении случаев, когда право на эксплуатацию основных средств напрямую зависит от наличия документа, подтверждающего регистрацию права собственности на это имущество.

В ОАО «Племзавод «Светлый Путь» приобретенное имущество эксплуатируется и участвует в производстве продукции и оказании услуг и право на эксплуатацию, зависящее от прав регистрации, не требуется.

В соответствии с п.4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

1) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

2) объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

3) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

4) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

То есть, в ПБУ 6/01 «Учет основных средств» предусмотрены критерии признания объектов в качестве основных средств в бухгалтерском учете, которые в полной мере выполняются в ОАО «Племзавод «Светлый Путь» учета недвижимости, подлежащей государственной регистрации, без наличия документов, ее подтверждающих.

Планом счетов бухгалтерского учета в комментариях к счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» предусмотрено, что сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается со счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счета 01 «Основные средства». Исходя из требований п.38 Методических указаний по учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.10.2003г. №91н, принятие объектов основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта (накладной) приемки-передачи основных средств. Наличие документов, подтверждающих завершение процедуры государственной регистрации, не требуется.

Требование п.7 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утвержденных Приказом Минфина РФ от 09.12.1998г. №60н, свидетельствует о том, что учетная политика организации должна обеспечивать приоритет содержания перед формой, то есть отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования.

Таким образом, имущество, числящееся на балансовом сч.08 неправомерно не списывается в дебет счета 01 «Основные средства», и является объектом налогообложения.

То есть, ОАО «Племзавод «Светлый Путь» нарушена ст.374 НК РФ.

Таким образом, если организацией не применяются предусмотренные ГК РФ меры по своевременной государственной регистрации прав на основные средства, созданные или приобретенные организацией, принятые в течение налогового периода в эксплуатацию по ату приемки-передачи, затраты, на которые учтены в бухгалтерском учете на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», то по окончании налогового периода налоговые органы вправе применить к налогоплательщику санкции согласно ст.120 (122) НК РФ за сокрытие вышеуказанных объектов от налогообложения и доначислить налог на имущество.

Таким образом, решение МИ ФНС России №8 по Волгоградской области №357 от 10.08.2006г. в части доначисления налога на имущество за 2004г. в сумме 69 427 руб. является правомерным, в связи с чем заявление ОАО «Племзавод «Светлый Путь» не подлежит удовлетворению.

Вместе с тем, привлечение ОАО «Племзавод «Светлый Путь» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ за неполную уплату суммы налога на имущество за 2004г., в виде штрафа в размере 13 885 руб. 40 коп. суд считает незаконным, поскольку ОАО «Племзавод «Светлый Путь» в 2004г. исполняло письмо Министерства финансов РФ от 21.06.2005г. №03-06-01-04/284.

В соответствии с п.п.3 п.1 ст.111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции признаются обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.

Согласно п.2 ст.111 НК РФ при наличии обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Таким образом, встречное исковое МИ ФНС России №8 по Волгоградской области заявление в части взыскания с ОАО «Племзавод «Светлый Путь» налоговой санкции в размере 13 885 руб. 40 коп. по п.1 ст.122 НК РФ за неполную уплату суммы налога на имущество за 2004г., удовлетворению не подлежит.

Что касается встречного искового заявления МИ ФНС России №8 по Волгоградской области к ОАО «Племзавод «Светлый Путь» в остальной части, оно подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании ОАО «Племзавод «Светлый Путь» встречный иск признал в части взыскания налоговых санкций в сумме 83 606 руб. 60 коп.

В соответствии с ч.4 ст.170 АПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивированной части решения может быть указано только на признание иска ответчиком и принятие его судом.

Признание ОАО «Племзавод «Светлый Путь» иска в части взыскания налоговых санкций в сумме 83 606 руб. 60 коп. судом принимается, в указанной части встречные исковые требования МИ ФНС России №8 по Волгоградской области  подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.167-170 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В иске ОАО «Племзавод «Светлый Путь» отказать.

Встречный иск МИ ФНС России №8 по Волгоградской области удовлетворить частично. Взыскать с ОАО «Племзавод «Светлый Путь», расположенного по адресу: 404330, Волгоградская область, Октябрьский район, х. Антонов, ИНН 3421500614, в пользу МИ ФНС России №8 по Волгоградской области штраф в размере 83 606 руб. 60 коп.

Взыскать с ОАО «Племзавод «Светлый Путь» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 008 руб. 19 коп.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня вынесения в апелляционную инстанцию арбитражного суда Волгоградской области.

Судья И.И. Пронина