АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005
http://volgograd.arbitr.ru телефон: (8442) 23-00-78 Факс: (8442) 24-04-60
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград Дело № А12-12017/2014
«11» июня 2014 года
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Кулик Инны Васильевны, рассмотрев в порядке упрощенного производства материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью «РЕАЛ-ТРЭВЕЛ» (ИНН 3444089920 ОГРН 1023403437980) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда (ИНН 3444118585 ОГРН 1043400395631)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «РЕАЛ-ТРЭВЕЛ» (далее – заявитель, ООО «РЕАЛ-ТРЭВЕЛ», общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда (далее – ИФНС по Центральному району, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 029 от 01.04.2014 о привлечении ООО «РЕАЛ-ТРЭВЕЛ» к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.15.1 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 16.04.2014г. указанное заявление в порядке части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) принято к производству для рассмотрения в порядке упрощенного производства с присвоением делу № А12-12017/2014.
В силу части 1 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направлений ему копии судебного акта.
Стороны извещены надлежащим образом о начавшемся процессе, определение суда от 16.04.2014г. вручено лицам, участвующим в деле.
В соответствии с абзацем 3 части 3 статьи 135, части 2 статьи 228 АПК РФ одновременно с указанным определением сторонам были направлены данные, необходимые для идентификации сторон, в целях доступа к материалам дела, заявлению и приложенных к нему документов, размещенных на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа в электронном виде (код доступа к материалам дела на информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru).
Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, арбитражный суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления.
В установленный судом срок административный орган представил административный материал и отзыв по существу заявления.
Общество представило в суд возражения на отзыв административного органа.
Заявление мотивировано тем, что административным органом не доказан состав вменяемого административного правонарушения по ч.1 ст.15.1 КоАП РФ, общество не является платежным агентом.
В соответствии с представленным отзывом административного органа, Инспекция считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Обществом осуществлялась деятельность по приему наличных платежей от физических лиц при реализации перевозочных документов на авиаперевозки и железнодорожных проездных документов, являющихся бланками строгой отчетности и выпущенных в оборот Перевозчиками (поставщиками) услуг на бумажном носителе, всего на общую сумму 3673315 руб., в т.ч. за период с 01.01.2014 по 31.01.2014 на сумму 2075320 руб., за период с 01.02.2014 по 17.02.2014 на сумму 1597995 руб.
ООО «РЕАЛ-ТРЭВЕЛ» в период с 01.01.2014 по 17.02.2014 не использовало специальный банковский счет и не зачислило наличные денежные средства, поступившие от физических лиц в сумме 3673315 руб., на специальный банковский счет.
Денежные средства, полученные при приеме платежей от физических лиц, зачислялись ООО «РЕАЛ - ТРЭВЕЛ» на открытый в Волгоградском филиале банка «Возрождения» расчетный счет Общества № 40702810500500142843, не являющийся специальным банковским счетом.
Исходя из представленных материалов, суд отклоняет доводы общества о том, что оказывая услуги по бронированию, оформлению и продаже перевозочных документов, ООО «РЕАЛ-ТРЭВЕЛ» во всех агентских (субагентских) договорах (соглашениях), выступает стороной по реализации услуги перевозки пассажиров (физических лиц), а не платежным агентом.
Судом установлено, что в проверяемом периоде учет наличных денежных средств, полученных от деятельности платежного агента (в сумме 3673315 руб.) осуществлялся по дебету счета 50 в корреспонденции со счетом 76.АК в кассовой книге ООО «РЕАЛ-ТРЭВЕЛ», связанной с финансово-хозяйственной деятельностью.
В данной кассовой книге также учитывались наличные денежные средства, поступающие от агентских сборов (в корреспонденции со счетом 90.1), от выручки по оформлению туров (в корреспонденции со счетом 62.2), выдача и возврат подотчетных сумм (в корреспонденции со счетом 71.1), расчеты с персоналом по прочим операциям (в корреспонденции со счетом 73.2).
Кассовая книга ООО «РЕАЛ-ТРЭВЕЛ», предназначенная для учета наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), не представлена.
17.02.2014 ООО «РЕАЛ-ТРЭВЕЛ» были приняты наличные денежные средства от реализации (продажи) перевозочных документов на авиаперевозки и железнодорожных проездных документов, являющихся бланками строгой отчетности и выпущенных в оборот Перевозчиками (поставщиками услуг). Полученная от платежей физических лиц выручка Перевозчиков, и подлежащая оприходованию в кассовую книгу платежного агента ООО «РЕАЛ-ТРЭВЕЛ», составила - 121439,1 руб.
Данные наличные денежные средства (в сумме 121439,1 руб.) учтены 17.02.2014 в кассовой книге ООО «РЕАЛ-ТРЭВЕЛ», связанной с финансово-хозяйственной деятельностью.
Данный факт подтверждается вкладным листом кассовой книги № 46, в которую так же внесены записи о поступлении иных наличных денежных средств, не связанных с деятельностью платежного агента, а именно: поступления от агентских сборов (в корреспонденции со счетом 90.1 выписаны приходные кассовые ордера № 312 на сумму 900 руб., № 317 на сумму 2600 руб., № 321 на сумму 2200).
В соответствии с приказом № 46/1 от 06.05.2013 ООО «РЕАЛ-ТРЭВЕЛ» установлен лимит кассы предприятия в размере 1336509,13 рублей.
Лимит остатка наличных денег выводился на конец рабочего дня в течение всего проверяемого периода в кассовой книге ООО «РЕАЛ-ТРЭВЕЛ», связанной с финансово-хозяйственной деятельностью, в которой также осуществлялся учет наличных денег, принятых платежным агентом (субагентом).
По данным кассовой книги за 15.02.2014 остаток наличных денег на конец рабочего дня 15.02.2014 составил 938082,22 руб. (вкладной лист № 44), за 16.02.2014 остаток наличных денег на конец рабочего дня 16.02.2014г. составил 1011233,02 руб. (вкладной лист № 45), за 17.02.2014 остаток наличных денег на конец рабочего дня 17.02.2014 составил 1138372,12 руб. (вкладной лист № 46).
В соответствии с пунктом 1.3 главы 1 Положения ЦБ РФ № 373-П платежный агент, осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N ЮЗ-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 23, ст. 2758; N 48, ст. 5739; 2010, N 19, ст. 2291; 2011, N 27, ст. 3873), при определении лимита остатка наличных денег не учитывает наличные деньги, принятые им при осуществлении указанной деятельности.
В соответствии с пунктом 15 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 № ЮЗ-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
Хранение наличных денежных средств, полученных от платежей физических лиц 15.02.2014 в сумме 938082,22 руб., 16.02.2014 в сумме 1011233,02 руб., 17.02.2014 в сумме 1138372,12 руб., во внерабочее время в кассе предприятия квалифицировалось административным органом как нарушение пункта 1.3 главы 1 Положения Центрального Банка России от 12.10.2011 № 373-П.
По утверждению административного органа, ООО «РЕАЛ-ТРЭВЕЛ» нарушены пункт 1.3 главы 1 и пункт 5.1 главы 5 Положения Центрального Банка России от 12.10.2011 № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации».
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 14.03.2014г. № 16-20/16.
По указанным фактам в отношении ООО «РЕАЛ-ТРЭВЕЛ» 18.03.2014 составлен протокол № 016742 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 01.04.2014 вынесено постановление № 029 о назначении административного наказания, согласно которому ООО «РЕАЛ-ТРЭВЕЛ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество, в пределах процессуального срока на обжалование, обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд.
В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.15.1 КоАП РФ за неоприходование (неполное оприходование) денежных средств, выразившегося в не проведении учета в отдельной кассовой книге, предназначенной для учета операций, связанных с деятельностью платежного агента, поскольку такая кассовая книга в обществе отсутствует; за хранение наличных денежных средств, полученных от платежей физических лиц с 15.02.2014г. по 17.02.2014г. (в сумме, не превышающей лимита кассы предприятия) во внерабочее время в кассе предприятия, что по утверждению административного органа, говорит о нарушении п.1.3 главы 1 Положения Центрального банка от 12.10.2011г. № 373-П.
Вместе с тем, суд пришел к выводу об отсутствии состава вмененного административного правонарушения в действиях общества.
Нарушение платёжными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009г. №103-ФЗ «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами», банковскими платёжными агентами и банковскими платёжными субагентам, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платёжной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приёме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объёме на свой специальный банковский счёт (счета), а равно не использование платёжными агентами, поставщиками, банковскими платёжными агентами, банковскими платёжными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчётов - влечёт административную ответственность.
Ответственность за указанное нарушение предусмотрена ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), регулируются Законом N 103-ФЗ.
Платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент (ст. 2 Закона N 103-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 3 ФЗ-103, под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях указанного Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов (ч. 14 ст. 4 Закона N 103-ФЗ).
Суд считает, что действия общества, выразившиеся в хранении денежных средств, полученных от деятельности платежного агента в кассе предприятия, не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 по ст.15.1 КоАП РФ и не свидетельствуют о несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, поскольку указанные денежные средства не являются свободными, а принадлежат третьим лицам, которые подлежат зачислению на специальный банковский счет.
При этом, под состав административного правонарушения по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ подпадает нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств.
В свою очередь, действия по не зачислению обществом на специальный банковский счет принятых, как платежным агентом, денежных средств образуют иной состав административного правонарушения, предусмотренный ч.2 ст.15.1 КоАП РФ, за что в отношении заявителя уже было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности № 027 от 01.04.2014г. (дело № А12-12018/14).
Банком России утверждено Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой банка России на территории РФ № 373-П.
Согласно пункту 5.1 Положения № 373-П установлено, что платежный агент, банковский платежный агент (субагент) помимо кассовой книги 0310004, указанной в абз. 1 настоящего пункта, ведет кассовую книгу 0310004 для учета наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).
В соответствии с п. 1.2. данного Положения для ведения кассовых операций юридическое лицо, индивидуальный предприниматель устанавливают максимально допустимую сумму наличных денег, которая может хранится в месте для проведения кассовых операций, определенным руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем (далее-касса), после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее лимит остатка наличных).
Платежный агент при определении лимита остатка наличных денег не учитывает наличные деньги, принятые им при осуществлении указанной деятельности (п. 1.3. Положения № 3 73 -П).
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны хранить на банковских счетах в банках наличные деньги сверх установленного в соответствии с п.п. 1.2. и 1.3. указанного Положения лимита остатка наличных денег (п. 1.4. Положения № 373-П).
Между тем, сумма полученных денежных средств отражена в кассовой книге в полном объеме. Так, из акта проверки ИФНС следует, что проверяемом периоде учет наличных денежных средств, полученных от деятельности платежного агента (в сумме 3673315 руб.) осуществлялся по дебету счета 50 в корреспонденции со счетом 76.АК в кассовой книге ООО «РЕАЛ-ТРЭВЕЛ».
Фактов неоприходования в кассу такой денежной наличности, а также превышения лимита остатка кассы административным органом не установлено.
Доводы административного органа о том, что обществом не ведется отдельно кассовая книга для учета операций, связанных с деятельностью платежного агента, не свидетельствует о неоприходовании, либо о неполном оприходовании денежных средств.
Следовательно, несоблюдение обществом п.5.1 Положения №373-П (отсутствует отдельная кассовая книга платежного агента) не образует состав административного правонарушения по ч.1 ст.15.1 КоАП РФ, но указывает на иные нарушения в бухгалтерском учете.
Судом учитывается, что положения Закона N 103-ФЗ не устанавливают срока сдачи в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на специальный банковский счет.
Не содержит сроков сдачи в банк денежной наличности и Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденное Банком России 12.10.2011 N373-П.
Отсутствуют в указанном положении и нормы, предписывающие сдавать в банк денежную наличность, полученную платежным агентом, непосредственно в день ее инкассации.
При этом, пункт 1.3. Положения № 373-П фактически предоставляет возможность накопления денежных средств, т.к. деньги, полученные при осуществлении деятельности платежных агентов, не учитываются при определении лимита остатка наличных денег.
Таким образом, в действиях Общества отсутствует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 211, частью 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда по делу об административном правонарушении № 029 от 01.04.2014 о привлечении ООО «РЕАЛ-ТРЭВЕЛ» к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, через Арбитражный суд Волгоградской области.
Судья И.В. Кулик