АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005
http://volgograd.arbitr.ru e-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон:(8442) 23-00-78 Факс: (8442)24-04-60
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Волгоград Дело № А12-23988/2010
«12» сентября 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 7 сентября 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 12 сентября 2011 года.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Пономаревой Елены Викторовны,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козленковой В.А.,
при участии в судебном заседании:
от прокуратуры Волгоградской области – Сапова А.В., помощник прокурора, удостоверение ТО № 111880;
от Государственной инспекции труда в Волгоградской области – Накцев М.Л., государственный инспектор труда, доверенность от 14.06.2011 № 23;
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению прокуратуры Волгоградской области в интересах общества с ограниченной ответственностью «Управляющая кампания Жилищное хозяйство» к Государственной инспекции труда в Волгоградской области о признании действий по проведению проверки незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Волгоградской области обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Государственной инспекции труда в Волгоградской области в защиту интересов общества с ограниченной ответственностью «Управляющая кампания Жилищное хозяйство», в котором просит признать незаконными действия инспекции, выразившиеся в проведении 05.10.2010 плановой выездной проверки в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая кампания Жилищное хозяйство», как не соответствующие статьям 9, 10, 18, 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», признать недействительным предписание инспекции от 05.10.2010 № 21/4-10/1/3, выданное обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая кампания Жилищное хозяйство», как не соответствующее статьям 9, 10, 18, 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 09 февраля 2010 производство по делу прекращено.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 марта 2011 определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерльного арбитражного суда Поволжского округа от 19 июля 2011 определение Арбитражного суда Волгоградской области от 09 февраля 2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 марта 2011 по делу № А12-23988/2010 отменены, дело направлено на рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
В судебном заседании прокуратура Волгоградской области требования поддерживает согласно доводам, изложенным в заявлении, указывает, что инспекция, имея распоряжение о проведении проверки в отношении одного юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищное хозяйство», проверила без законных оснований другое юридическое лицо общество с ограниченной ответственностью «Управляющая кампания Жилищное хозяйство». По мнению прокуратуры, сотрудники Государственной инспекции труда в Волгоградской области провели проверку с грубым нарушением норм Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», что нарушает права и законные интересы общества с ограниченной ответственностью «Управляющая кампания Жилищное хозяйство» в сфере предпринимательской деятельности, поскольку в результате мероприятий по контролю на предприятие возложены дополнительные обязанности по исполнению предписания, выданного вопреки требованиям федерального законодательства.
Представитель Государственной инспекции труда в Волгоградской области пояснил, что с доводами прокуратуры не согласен, представил письменный отзыв на заявление.
Оценив представленные доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению.
Из документов, представленных в материалы дела, усматривается, Государственной инспекцией труда в Волгоградской области 05.10.2010 на основании распоряжения на проведение плановой проверки от 30.09.2010 № 21/4-10/1/1 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая кампания Жилищное хозяйство» проведена проверка соблюдения трудового законодательства в деятельности управляющей кампании.
По результатам проведенной проверки государственным инспектором труда в Волгоградской области в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая кампания Жилищное хозяйство»05.10.2010 составлен акт проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, обществу выдано предписание от 05.10.2010 № 21/4-10/1/3 об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, состоящее из трех пунктов, с обязательным сообщением о проделанной работе в письменной форме до 22.11.2010.
Полагая, что действия инспекции, выразившиеся в проведении плановой проверки в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая кампания Жилищное хозяйство», являются незаконными и противоречащими положениям Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», прокуратура Волгоградской области обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Согласно части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагает, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьями 353, 354 Трудового кодекса Российской Федерации государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
Из статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия, в том числе: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок организации и проведения плановой выездной проверки в отношении юридического лица регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ предусмотрено, что предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.
Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов (часть 3 статьи 9 Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
В ежегодных планах проведения плановых проверок указываются следующие сведения: 1) наименования юридических лиц, фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам; 2) цель и основание проведения каждой плановой проверки; 3) дата и сроки проведения каждой плановой проверки; 4) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, осуществляющих конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля совместно указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов (часть 4 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008№ 294-ФЗ).
Согласно пункту 8 статьи 9 названного закона основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня: государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя; окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя; начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
Плановая проверка проводится в форме документарной и (или) выездной проверки в порядке, установленном статьями 11 - 12 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. При этом организация проверки осуществляется в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 18 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится; проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о ее проведении в соответствии с ее назначением.
Судом установлено, что Государственной инспекцией труда в Волгоградской области вынесено распоряжение от 30.09.2010 № 21/4-10/1/1 на проведение плановой выездной проверки соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищное хозяйство», расположенного по адресу: Волгоградская область, Фроловский район, город Фролово, улица Ленина, 75.
Согласно пункту 9 данного распоряжения настоящая проверка проводится в соответствии со сводным планом проведения проверок Государственной инспекцией труда в Волгоградской области на 2010 год.
Пунктом 47 плана-графика осуществления мероприятий контроля по охране труда Государственной инспекцией труда в Волгоградской области на четвертый квартал 2010 года от 24.09.2010, утвержденного заместителем руководителя Государственной инспекцией труда, предусмотрено проведение плановой проверки в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищное хозяйство» с ИНН 3439006981.
Названным планом-графиком проведение Государственной инспекцией труда в Волгоградской области контрольных мероприятий в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая кампания Жилищное хозяйство» с ИНН 3439009005 не предусмотрено.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 29.11.2010 общество с ограниченной ответственностью «Управляющая кампания Жилищное хозяйство» зарегистрировано в качестве юридического лица 23.04.2008, то есть на момент проверки трехлетний срок со дня регистрации юридического лица не истек.
Из изложенного следует, что распоряжение от 30.09.2010 № 21/4-10/1/1 на проведение плановой выездной проверки вынесено в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищное хозяйство» с ИНН 3439006981.
При этом проверка Государственной инспекцией труда в Волгоградской области проведена в отношении другого юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Управляющая кампания Жилищное хозяйство» с ИНН 3439009005, то есть без соответствующего распоряжения, что является нарушением частей 2, 3, 8 статьи 9, части 1 статьи 14, части 3 статьи 18 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Из пункта 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ следует, что основанием для проведения внеплановой проверки является, истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия(памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены); приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
В материалах дела отсутствуют доказательства наличия у ответчика оснований для проведения в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая кампания Жилищное хозяйство» оснований для проведения внеплановой проверки.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных названным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Пунктом 1 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ предусмотрено, что к грубым нарушениям относятся, в частности, нарушения требований, предусмотренных частей 2, 3 статьи 9 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки) Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле документы по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что действия Государственной инспекции труда в Волгоградской области по проведению проверки в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая кампания Жилищное хозяйство» являются незаконными, поскольку у инспекции отсутствовали законные основания для проведения выездной проверки общества с ограниченной ответственностью «Управляющая кампания Жилищное хозяйство», не указанного в плане мероприятий осуществления государственного надзора и контроля Государственной инспекции труда в Волгоградской области на 2010 год.
Таким образом, сотрудниками Государственной инспекции труда в Волгоградской области проведена проверка с грубыми нарушением норм Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, что нарушает права и законные интересы общества с ограниченной ответственностью «Управляющая кампания Жилищное хозяйство» в сфере предпринимательской деятельности, поскольку в результате мероприятий по контролю на предприятие возложены дополнительные обязанности по исполнению предписания.
Ввиду незаконности действий Государственной инспекции труда в Волгоградской области, выразившихся в проведении 05.10.2010 плановой выездной проверки в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая кампания Жилищное хозяйство», неправомерным является выданное обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая кампания Жилищное хозяйство» по результатам данной проверки предписания инспекции от 05.10.2010 № 21/4-10/1/3 по устранению выявленных нарушений трудового законодательства.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконными действия Государственной инспекции труда в Волгоградской области, выразившиеся в проведении 05.10.2010 плановой выездной проверки в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая кампания Жилищное хозяйство», как не соответствующие статьям 9, 10, 18, 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Признать недействительным предписание Государственной инспекции труда в Волгоградской области от 05.10.2010 № 21/4-10/1/3, выданное обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая кампания Жилищное хозяйство», как несоответствующее статьям 9, 10, 18, 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
СУДЬЯ Е.В. Пономарева