НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Волгоградской области от 07.06.2019 № А12-6086/19

Арбитражный суд Волгоградской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград                                                                                             

13 июня  2019 года                                                                 Дело № А12-6086/2019

Резолютивная часть решения объявлена 07.06.2019

Решение суда в полном объеме изготовлено 13.06.2019

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Л.В. Костровой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.Г.Ломакиной, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>) к инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда (ИНН <***> ОГРН <***>) о признании незаконными действий налогового органа,

с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области, Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г.Волгограда, Государственного учреждения –Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации

 при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, лично, предъявлен паспорт,

от ответчика – ФИО2, доверенность от 09.01.2019,

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель ФИО1, заявитель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований), в котором просит:

1. Признать незаконным действия (бездействие) ИФНС РФ по Центральному р-ну г.Волгограда по администрированию переплаты налоговых платежей И.П.ФИО1 состоящему из следующих действий / бездействия ИФНС РФ по Цетральному р-ну г.Волгограда:

-ИФНС РФ по Центральному р-ну г.Волгограда не сообщил налогоплательщику (истцу) о ставшими известными налоговому органу фактах излишней уплаты налогов указанных в исковых требованиях и приведённых ниже в течении 10 дней со дня обнаружения такого факта. Указанное сообщение не было передано истцу ИП ФИО1 лично под расписку , или иным способом , подтверждающим факт и дату получения.

-   ИФНС РФ по Центральному р-ну не принял Решение о зачёте суммы излишне уплаченных налоговых платежей , указанных в иске (и приведённых ниже)в счёт предстоящих платежей налогоплательщика в течение 10 дней со дня получения заявления истца(ИП ФИО1).

-ИФНС РФ по Центральному р-ну не произвёл Зачёт (возврат) суммы излишне уплаченных налогов, указанных в иске(и приведённых ниже) в счёт погашения недоимки по иным налогам , задолженности по пеням и штрафам , подлежащим уплате или взысканию в случаях предусмотренных Налоговым Кодексом РФ самостоятельно.

-   ИФНС РФ по Центральному р-ну г.Волгограда не принято решение о зачёте суммы излишне уплаченных , (указанных в иске налогов), которое должно быть принято налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов , которую ИП ФИО1 получил 23.11.2018г.

ИФНС РФ по Центральному р-ну г.Волгограда не сообщило истцу о принятом решении о зачёте (возврате сумм излишне уплаченного налога указанных в иске (и приведённых ниже) или решения об отказе в осуществлении зачёта (возврата) в течение 5 дней со дня принятия соответствующего решения .

Указанное сообщение о наличии( указанной в иске (приведённой ниже)) суммы излишне уплаченного налога , а так же принятии решения о зачёте(возврате) или отказе в зачёте(возврате) не было передано истцу ИП ФИО1 лично под расписку , или иным способом , подтверждающим факт и дату его получения.

Вышеуказанные действия/ (бездействие) ИФНС РФ по Центральному р-ну г. Волгограда были допущены в отношении следующих излишне уплаченных платежей:

-   по налогу на имущество физических лиц, взимаемый но ставкам , применяемым к объектам налогообложения , расположенным в границах городских округов Сумма 16766,06 руб. ( Состояние расчётов по налогам ( сборам , страховым взносам ) , 502.23 руб. ( Состояние расчётов по пеням ),

 - по страховым взносам на обязательное социальное  страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством до 01.01.2017г. в сумме 9890,74 руб. (Состояние расчётов по налогам (сборам, страховым взносам),

- страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2010г. в сумме 2666.01 руб. (Состояние расчётов, по налогам , страховым взносам ),

-   страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии до 01.01.2010г. в сумме 432 руб. 00 коп. (состояние расчётов по налогам (сборам страховым взносам ).

Обязать  ИФНС РФ по Центральному р- ну г. Волгограда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1.

Обязать ИФНС РФ по Центральному р-ну г. Волгограда возвратить (зачесть) И.П. ФИО1 заявленную переплату или перераспределить её в текущие платежи:

- по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам , применяемым к объектам налогообложения , расположенным в границах городских округов Сумма 16766,06 руб. ( Состояние расчётов по налогам ( сборам , страховым взносам ), 502.23 руб. ( Состояние расчётов по пеням ),

-   По страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством до 01.01.2017г. в сумме 9890,74 руб. (Состояние расчётов по налогам (сборам, страховым взносам),

-   Страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2010г. в сумме 2666.01 руб. (Состояние расчётов , по налогам , страховым взносам),

-   Страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии до 01.01.2010 г. в сумме 432 руб 00 коп.(состояние расчётов по налогам (сборам страховым взносам).

4.В случае принятия положительного решения по иску ИП ФИО1 к ИФНС РФ о возврате (зачёте) излишне уплаченных налогов прошу, начислить проценты , подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока возврата, начисляемые в случае , если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока , установленного пунктом 6 статьи 78 НК РФ, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога , которая не возвращена в установленный срок с принятием процентной ставки равной ставке рефинансирования Центрального Банка РФ действующей в дни нарушения срока возврата.

Ответчик представил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении заявления отказать. Третьи лица доводы налогового органа поддерживают.

Рассмотрев материалы дела, суд

У С Т А Н О В И Л:

Согласно справке о состоянии расчетов № 96304 по состоянию на 23.11.2018 у предпринимателя ФИО1 числилась переплата по налогу на имущество физических лиц в сумме 16766,06 руб. пени в сумме 502.23 руб., по страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством до 01.01.2017г. в сумме 9890,74 руб. по страховым взносам в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2010г. в сумме 2666.01 руб., по  страховым взносам в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии до 01.01.2010 г. в сумме 432 руб.

Заявитель ссылается на то, что налоговым органом налоговое администрирование в отношении него осуществляется ненадлежащим образом, о наличии переплаты своевременно не сообщалось, мер к возврату или зачету переплаты не принималось.

Кроме того, предприниматель просит обязать инспекцию возвратить, зачесть указанные суммы переплаты с начислением процентов за несвоевременный возврат.

Суд полагает, что требования предпринимателя о признании незаконными действий (бездействия) Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Волгограда по администрированию переплаты подлежат оставлению без рассмотрения по следующим основаниям.

Согласно п.2 ст.138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Действия налогового органа по списанию с расчетного счета денежных средств являются самостоятельным предметом спора и подлежали досудебному обжалованию в силу прямого указания Налогового кодекса РФ.

Из материалов дела и пояснений предпринимателя ФИО1 в судебном заседании следует, что действия (бездействие) Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Волгограда по администрированию переплаты в УФНС России по Волгоградской области не обжаловались. Обращения в УФНС России по Волгоградской области были связаны с вопросами зачета (возврата) спорной задолженности.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

В части требований о возврате (зачете) сумм переплаты по налогам и взносам, а также процентов  суд оснований для удовлетворения требований не усматривает исходя из следующего.

Порядок и сроки уплаты страховых взносов были установлены Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах).

В соответствии с нормами части 1 статьи 15 Закона о страховых взносах сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства (часть 8 статьи 15 Закона о страховых взносах).

Порядок возврата сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов предусмотрен статьей 27 Закона о страховых взносах.

Решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов, поданного в письменной форме или в форме электронного документа, о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов (часть 3 статьи 27 Закона о страховых взносах).

Заявление о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов может быть подано плательщиком страховых взносов в письменной форме или в форме электронного документа в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение одного месяца со дня, когда плательщику страховых взносов стало известно о факте излишнего взыскания с него страховых взносов, или со дня вступления в силу решения суда (часть 5 статьи 27 Закона о страховых взносах).

Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания страховых взносов (часть 6 статьи 27 Закона о страховых взносах).

В случае, если установлен факт излишнего взыскания страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов принимает решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов, а также начисленных в порядке, предусмотренном частью 9 настоящей статьи, процентов на эту сумму (часть 7 статьи 27 Закона о страховых взносах).

Орган контроля за уплатой страховых взносов, установив факт излишнего взыскания страховых взносов, обязан сообщить об этом плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня установления этого факта в письменной форме или в форме электронного документа. Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения (часть 8 статьи 27 Закона о страховых взносах).

Сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения заявления плательщика страховых взносов, поданного в письменной форме или в форме электронного документа, о возврате излишне взысканных страховых взносов (часть 9 статьи 27 Закона о страховых взносах).

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных пеней и штрафов, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 14 статьи 27 Закона о страховых взносах).

Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" раздел 1 Налогового кодекса Российской Федерации дополнен главой 2.1 "Страховые взносы в Российской Федерации", а Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ) Закон о страховых взносов признан утратившим силу с 01.01.2017.

Статьей 20 Закона N 250-ФЗ установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действующем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 статьи 21 Закона N 250-ФЗ также установлено, что решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 (пункт 3 статьи 21 Закона N 250-ФЗ).

На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляет его в соответствующий налоговый орган.

Из материалов дела усматривается, что  переплата по страховым взносам образовалась  до 2017 года, следовательно, возврат указанных сумм должен осуществляться в порядке, действующем до 2017 года.

Третьи лица суду пояснили, что  предприниматель с заявлением о возврате сумм переплаты к ним не обращался.

Таким образом, в отношении возврата переплаты по страховым взносам, образовавшейся до 2017 года, налоговый орган полномочиями не располагает, обязан лишь исполнить соответствующие решения учреждений.

В части требований о возврате (зачете) в порядке ст. 78 НК РФ  сумм налога на имущество физических лиц и пени суд также оснований для удовлетворения требований не усматривает.

Из неоднократных пояснений налогового органа на обращения предпринимателя усматривается, что указанная переплата образовалась свыше 3 лет до  момента обращения в инспекцию с соответствующими заявлениями.

Инспекция представила суду выписку из лицевого счета о том, что уплата производилась предпринимателем в период до 2014 года.

Самим предпринимателем суду доказательств, опровергающих доводы инспекции и свидетельствующих о механизме и периоде образования переплаты в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено.

Согласно п.п. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов. Налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.

Пунктом 1 статьи 78 НК РФ установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной цифровой подписью по решению налогового органа.

Согласно пункту 7 статьи 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21.06.01 № 173-0 указал, что ст. 78 НК РФ, регламентирующая порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, предусматривает, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, что порождает обязанность налогового органа в течение месяца со дня подачи заявления возвратить сумму излишне уплаченного налога, если иное не установлено данным кодексом.

Указанная норма позволяет налогоплательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.

Суд полагает, что предприниматель в период оплаты налога, пени был обязан располагать сведениями о факте излишней уплате, однако на протяжении пяти лет мер к возврату переплаты не предпринимал. О признании уважительной причины срока пропуска для обращения в суд с настоящим заявлением предприниматель не заявил, о восстановлении срока не ходатайствовал, более того, доказательств наличия спорной переплаты по налогу не представил.

Суд пролагает, что само по себе отражение инспекцией в справке о состоянии расчетов на наличие переплаты в отсутствие каких-либо доказательств достаточным основанием для удовлетворения требований не является.

На основании изложенного, руководствуясь  статьями 167-171, 201,110 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя ФИО1 в части обязания ИФНС РФ по Центральному р-ну г. Волгограда возвратить (зачесть) индивидуальному предпринимателю ФИО1 переплату или перераспределить её в текущие платежи по следующим суммам:   по налогу на имущество физических лиц в размере 16766,06 руб.,  пени в размере 502,23 руб., по страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством до 01.01.2017 в сумме 9890,74 руб., по страховым взносам в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2010 в сумме 2666.01 руб., в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии до 01.01.2010 г. в сумме 432 руб., в части начисления и выплаты процентов в порядке п.6 ст. 78 НК РФ.

Заявление в остальной части оставить без рассмотрения.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в апелляционном порядке в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в  течение месяца с даты  его принятия.

В соответствии с ч. 2 ст. 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба подается через арбитражный суд Волгоградской области.

Судья                                                                                                         Кострова Л.В.