Арбитражный суд Волгоградской области |
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Волгоград Дело № А12-42176/2018
«11» февраля 2019 года
Резолютивная часть решения оглашена 07.02.2019
Судья Арбитражного суда Волгоградской области Троицкая Н.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белоконь Л.В., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "3 отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Волгоградской области (договорной)" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) об обязании списания и снятия с баланса объекта недвижимости, при участии в деле третьих лиц Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области, общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Волгограднефтепереработка»
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО1, представитель по доверенности
от ответчика- ФИО2, представитель по доверенности
от третьих лиц: от ГУ МЧС- не явились, уведомлены
от общества- ФИО3, представитель по доверенности
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "3 отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Волгоградской области (договорной)" ( ранее Федеральное казенное учреждение "3 отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Волгоградской области (договорной)" (истец) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с иском к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (ответчик) в котором просит обязать ответчика списать и снять с баланса учреждения объект задвоенного имущества – здание контрольно-пропускного пункта 10 пожарной части за № В 12360011484 принадлежащего на праве собственности ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка».
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области, общество с ограниченной ответственностью «Лукойл-Волгограднефтепереработка».
Росимущество не признает заявленные требования по доводам, изложенным в отзыве на иск.
Изучив представленные в материалы дела документы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив доводы, изложенные в исковом заявлении , суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Порядок судебной защиты нарушенных либо оспариваемых прав и законных интересов осуществляется в соответствии со статьями 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 133 АПК РФ на стадии подготовки дела к судебному разбирательству суд должен определить, из какого правоотношения возник спор и какие нормы права подлежат применению при разрешении дела.
Принимая решение, суд в силу части 1 статьи 168 АПК РФ определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
На основании решения арбитражного суда Волгоградской области по делу № А12-7991/03-с28 за ООО «Лукойл-Влгограднефтепереработка» зарегистрирован объект недвижимости здание КПП пожарной части площадью 10,0 кв.м., по адресу <...> ВЛКСМ, 55.
В то же время, в реестре федерального имущества учитывается здание КПП пожарной части, построенное в 1997, подрядчиком СФ «Сваб» по заказу ОГПС № 3 на основании договора от 31.01.1997г.. В деле реестра федерального имущества имеются акт приемки работ в эксплуатацию от 15.10.1997, а также промежуточные акты приемки выполненных работ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.06.2005 N 385 "О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы" Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба) входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Согласно ст. 123.22 ГК РФ, государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
Статья 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусматривает, что государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.
Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.
Главный распорядитель бюджетных средств устанавливает порядок списания имущества для подведомственных учреждений.
В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N402-ФЗ "О бухгалтерском учете", бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Бухгалтерский учет осуществляется учреждениями, финансовыми органами и органами, осуществляющими кассовое обслуживание, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими бухгалтерский учет.
Принятие объектов недвижимости на баланс организации в качестве объектов основных средств регламентируется правилами ведения бухгалтерского учета.
К указанным правилам, в частности, относятся утвержденные Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н «Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств», в п. 52 которых определены условия принятия к бухгалтерскому учету в качестве основных средств объектов недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации.
Согласно п.21 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, на балансе организации в зависимости от имеющихся у организации прав на основные средства (движимое и недвижимое имущество) отражаются:
Основные средства в зависимости от имеющихся у организации прав на них подразделяются на:основные средства, находящиеся у организации в хозяйственном ведении или оперативном управлении (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, переданные в доверительное управление);
Согласно п. 76 Методических указаний, выбытие объекта основных средств признается в бухгалтерском учете организации на дату единовременного прекращения действия условий принятия их к бухгалтерскому учету, приведенных в пункте 2 настоящих Методических указаний.
Выбытие объекта основных средств может иметь место в случаях: продажи;
списания в случае морального и физического износа;
ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций, паевой фонд;
передачи по договорам мены, дарения;
передачи дочернему (зависимому) обществу от головной организации; недостачи и порчи, выявленных при инвентаризации активов и обязательств; частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции;
в иных случаях.
Согласно п. 77 Методических указаний, для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители инспекций, на которые в соответствии с законодательством возложены функции регистрации и надзора на отдельные виды имущества.
На основании Федерального закона "О бухгалтерском учете" бухгалтерская отчетность является внутренним делом организации, и данным Законом не предусмотрена передача на рассмотрение арбитражного суда споров по ведению бухгалтерской отчетности, в том числе и требований об обязании снять или поставить на баланс имущество.
Как указывает в отзыве Росимущество, основания для снятия здания КПП пожарной части (РНФИ В12360011484) с баланса ФБУ «3 отряд ФПС ГПС по Волгоградской области (договорной)», ввиду отсутствия документов, подтверждающих идентичность здания КПП пожарной части 1963 г. постройки, находящегося в собственности ООО «ЛУКОЙЛ- Волгограднефтепереработка», и здания КПП пожарной части 1997 г. постройки, находящегося в федеральной собственности, отсутствуют.
Согласно письма ГУ МЧС России по Волгоградской области от 30.07.2018 № 4613-5-3-10 «О невозможности рассмотрения вопроса», ФБУ «3 отряд ФПС ГПС по Волгоградской области (договорной)» отказано в рассмотрении вопроса о списании с баланса объекта недвижимости (здание КПП пожарной части), в связи с тем, что указанный объект недвижимости был поставлен на баланс незаконно.
При таких обстоятельствах истец не вправе требовать от ответчика совершения действий по снятию с баланса в отношении спорного имущества, так как в силу приведенных выше нормативных документов самостоятельно осуществляет данную функцию по согласованию в данном случае с ГУ МЧС России по Волгоградской области.
Федеральным бюджетным учреждениям при списании имущества необходимо руководствоваться Положением об особенностях списания федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834.
Настоящее Положение определяет особенности списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за федеральными казенными предприятиями, федеральными государственными учреждениями (включая государственные академии наук и их подведомственные организации), федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами) и их территориальными органами, органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и их территориальными органами (далее соответственно - федеральное имущество, организации).
В Положении под списанием федерального имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием федерального имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения.
Решение о списании федерального имущества принимается в случае, если: федеральное имущество выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.
Решение о списании федерального имущества принимается в отношении: е) федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), находящегося у федеральных казенных учреждений на праве оперативного управления, - казенными учреждениями по согласованию с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), в ведении которых находятся указанные учреждения;
4(1). Решение о списании федерального имущества принимается в отношении:
б) федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), находящегося у федеральных казенных учреждений, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Правительство Российской Федерации, на праве оперативного управления, - казенными учреждениями по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия собственника имущества указанных учреждений;
После завершения мероприятий, предусмотренных актом о списании, утвержденный руководителем организации акт о списании, а также документы, представление которых предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества", направляются организацией в месячный срок в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации, для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества.
Приказом МЧС России от 20.09.2011 N 524 "Об утверждении Порядка согласования МЧС России решения о списании федерального недвижимого имущества, закрепленного за находящимися в его ведении организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, и Перечня документов, представляемых в МЧС России находящимися в его ведении организациями для согласования решения о списании федерального недвижимого имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления" закреплены следующие положения:
-согласование решения о списании федерального недвижимого имущества, закрепленного за организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (далее - объекты недвижимости), осуществляется в структурном подразделении центрального аппарата МЧС России, отвечающем за учет и организацию содержания объектов недвижимости (далее - структурное подразделение).
Для получения согласования решения о списании объектов недвижимости руководитель организации представляет оформленные надлежащим образом документы в соответствии с Перечнем документов, представляемых в МЧС России находящимися в его ведении организациями для согласования решения о списании федерального недвижимого имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (далее - документы), в структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, координирующее соответствующее направление деятельности организации (далее - координирующее подразделение).
Координирующее подразделение в десятидневный срок рассматривает представленные документы и готовит мотивированную справку о возможности согласования (несогласования) решения о списании объектов недвижимости, которую вместе с документами направляет в структурное подразделение.
Возможность согласования решения о списании объектов недвижимости координирующим подразделением определяется при условии полноты представленных документов (в том числе наличия заключения организации, имеющей лицензию на проведение работ по определению технического состояния зданий и сооружений, о признании объектов недвижимости непригодными для дальнейшей эксплуатации).
Решение о списание объекта недвижимости Центральным аппаратом МЧС России, отвечающем за учет и организацию содержания объектов недвижимости, не принималось.
Таким образом, понуждение в судебном порядке ТУ Росимущества в Волгоградской области к совершению действий по списанию и снятию с баланса объекта недвижимости не основано на законодательстве, и по сути, обращение в суд с иском в данном случае направлено на уклонение ФГБУ «3 отряд ФПС ГПС по Волгоградской области (договорной)» от соблюдения установленного законодательством порядка снятия с баланса и списания имущества.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В иске отказать.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Волгоградской области.
Судья Н.А. Троицкая