НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Волгоградской области от 06.10.2021 № А12-22608/2021

Арбитражный суд Волгоградской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград

06 октября 2021 года                                                                    Дело №А12-22608/2021

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Костровой Л. В., рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, заявление общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Волгоград» (ИНН 3445045202, ОГРН 1053444025920) к  Управлению Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (ИНН 3444121098, ОГРН 1053444025920) об оспаривании  постановления, с привлечением в качестве третьего лица Задворскую Викторию Ивановну.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Волгоград»  обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области  об отмене постановления о назначении административного наказания от 22.07.2021 №2052/155 по ст. 14.4 ч. 1 КоАП РФ) и наложении штрафа на сумму в размере 20 000 рублей.

Административный орган, третье лицо заявленные требования не признают, представили отзывы.

Изучив представленные документы, суд полагает, что оснований для удовлетворения заявления общества не имеется.

Как видно из документов, при проведении внеплановой документарной проверки (приказ № 14- Г/2021 от 20 января 2021 года) по материалам, поступившим из Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области (вх. №2028 от 12.03.2021 года), был установлен факт совершения юридическим лицом - ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград»   выполнения работ либо оказания населению - потребителям услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса.

Так, в ходе проверки установлено, что общество не обеспечило предоставление потребителям, проживающим в домовладениях, расположенных на территории городского округа — город Волжский Волгоградской области, платежных документов с августа по ноябрь 2020 года для оплаты коммунальной услуги - газоснабжение в установленные законом сроки — не позднее 1 числа месяца, следующего за расчетным периодом, тем самым нарушив ч. 2 ст. 155 Жилищного Кодекса РФ и п. 67 Правил №354 от 06.05.2011.

Как усматривается из материалов проверки Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, по обращению потребителя В.И. Задворской была проведена внеплановая документарная проверка (Приказ №14-Г/2021 от 20.01.2021, Акт проверки №14-г/2021 от 17.02.2021) по вопросу не предоставления платежных документов на оплату коммунальных услуг по газоснабжению, предоставленную на индивидуальное потребление за период с июня по ноябрь 2020 года, потребителю, проживающему по адресу: г. Волжский, п. Краснооктябрьский, ул. Коровина, д. 17, выявлены нарушения обязательных требований - Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила), Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ).

Так, в ходе проверки установлено, что ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград»  осуществляет поставку газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд в жилой дом № 17 по ул. Коровина, п. Краснооктябрьский г. Волжского. Договор на поставку газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд в письменной форме между «Газпром межрегионгаз Волгоград»   и потребителем не оформлялся, что соответствует п. 14 Постановление Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" (вместе с "Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», в случае если первая фактическая подача газа абоненту-гражданину имела место до оформления договора, такой договор считается заключенным с момента первого фактического подключения внутридомового газового оборудования в установленном порядке к газораспределительной (присоединенной) сети. По данному адресу оформлен лицевой счет № 5920001751 на Задворскую В.И.

В силу ч.1 ст. 540 Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

В соответствии со ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2021), плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: 1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; 2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе. Платежные документы, информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг подлежат размещению в системе в срок, предусмотренный частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с пп. б п. 33 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), потребитель имеет право получать от исполнителя, в том числе сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней).

В соответствии с п. 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.

Согласно пп. г п. 65 Правил, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных.

За нарушение указанных норм права предусмотрена административная ответственность по ст. 14.4 ч.1 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» №2300-1 от 07.02.1992, закрепляющей требования к качеству товара (работы, услуги), предусмотрено, что если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

В силу норм п. 1 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения в области защиты прав потребителей и интересов государства в области предпринимательской деятельности, связанной с торговлей, оказанием различного рода услуг и выполнением определенного вида работ.

Субъектом правонарушения является лицо, оказывающее населению соответствующую услугу, то есть ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград», которое согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности является «торговля газообразным топливом, подаваемым по распределительным сетям» (35.23).

Объективная сторона административного правонарушения предполагает совершение действий, в частности по оказанию услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) их оказания.

ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» были нарушены императивные требования - 1 ст. 540 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации», пп. б п. 33 Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», п. 67, п. 65 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, Приказом Минстроя России от 26.01.2018 № 43/пр «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.05.2018 № 51074).

Суд находит обоснованными доводы административного  выразившихся в том, что Исполнитель услуг в лице ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград»   не обеспечил представление потребителю, проживающему по адресу: г. Волжский, п. Краснооктябрьский, ул. Коровина, д. 17, платежных документов для оплаты коммунальной услуги -газ в установленные законом сроки - не позднее 1 числа месяца, следующего за расчетным периодом, в отношении расчетного периода март август, октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года.

Из материалов дела усматривается, что в марте 2020 года абонентом Задворской В.И. была произведена оплата, превышающая начисленную обществом сумму за поставленный природный газ. Последующие оплаты абонентом по лицевому счету № 590001751 также превышали начисленные суммы, в результате чего в период с марта 2020 года по ноябрь 2020 года на лицевом счете абонента сохранялся аванс, платежные документы не предоставлялись. Документов, свидетельствующим об обратном, ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» ни в адрес Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа- Волжский Волгоградской области, ни в адрес Роспотребнадзора при составлении протокола, ни при рассмотрении материалов административного дела, ни в Арбитражный суд Волгоградской области, не было предоставлено. В пояснении от 29.04.2021г. ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград»   указано о том, что во исполнение предписания КЖД г. Волжского 11.03.2021г. абоненту Задворской В.И. были направлены платежные документы к оплате «0,0 руб.» за период март 2020, февраль 2021, и в настоящее время платежные документы направляются указанному абоненту. Таким образом, Общество признает факт не выставления потребителю платежных документов за период с августа по ноябрь 2020 года, что свидетельствует о нарушении требований п. 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в действиях общества усматривается состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.

Между заинтересованным лицом и Обществом заключен публичный договор на подачу природного газа для удовлетворения бытовых нужд за № 2-1751 от 01.11.2003 года (далее - договор), который до настоящего времени не расторгнут, дополнительных соглашений сторонами не заключалось.

Согласно указанному выше договору Общество является Исполнителем и гарантирующим поставщиком коммунальной услуги по газоснабжению, а заинтересованное лицо - потребителем без образования юридического лица коммунальной услуги по газоснабжению.

Объектом данного правонарушения являются права потребителя на получение услуги, соответствующей требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания услуг.

Объективная сторона правонарушения состоит в действиях Общества, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) оказания населению услуг, а именно в нарушении срока предоставления платежных документов.

Как усматривается из материалов проверки, находящихся в деле, причиной несвоевременного предоставления платежных документов является наличие авансовых средств на лицевом счету потребителя.

Проверяющим органом Администрации установлено отсутствие со стороны почтовой связи нарушения срока доставки платежных документов потребителю, так как платежные документы изначально отсутствовали в отделении связи.

Как видно из документов дела, в своих пояснениях от 29.04.2021 Обществом указано, что платежные документы были направлены потребителю Обществом 11.03.2021, то есть, Общество не отрицает того, что систематически нарушало срок предоставления платежных документов.

Исходя из вышеизложенного, доводы Общества о том, что протокол и Постановление № 2052/155 от 22.07.2021 не содержат доказательств нарушения Обществом требований нормативно- правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг являются несостоятельными.

Пунктом 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором.

Согласно пункту 9 статьи 155 ЖК РФ собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Во исполнение приведенной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), регулирующие отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов.

Согласно пункту 2 указанных Правил к потребителям услуг относятся лица, пользующиеся на праве собственности или ином законном основании домовладением, потребляющие коммунальные услуги; исполнителем услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Как следует из пункта 67 Правил № 354, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором не установлен иной срок представления платежных документов.

В пункте 69 Правил перечислена информация, которая должна быть указана в платежном документе.

Названные Правила не возлагают на потребителя обязанности обращаться к исполнителю коммунальных услуг (Обществу) за получением платежных документов, но при этом возлагают на последнего обязанность не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, предоставить потребителю такие платежные документы.

В пункте 5.1 договора на подачу природного газа для удовлетворения бытовых нужд за № 2-1751 от 01.11.2003, заключенного между Исполнителем коммунальной услуги и потребителем указано, что оплата за пользование природным газом осуществляется ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за расчетным, по квитанциям в соответствии с установленными ценами и тарифами.

Пунктом 15 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 июня 2008 года № 549 предусмотрено в договоре на поставку природного газа для бытовых нужд указание адреса и способа доставки счета (платежного документа) для оплаты поставленного газа.

Пунктом 4.2.3. договора предусмотрено право потребителя проводить авансовые платежи за газ.

Исходя из положений действующего законодательства, к услугам относится, в том числе, организация Исполнителем коммунальной услуги работ по начислению платы, по подготовке и направлению потребителям соответствующих платежных документов, а также отдельных документов, касающихся перерасчета, уплаты неустоек (штрафов, пеней).

Исходя из вышеизложенного, Административный орган правильно установил на основании материалов дела факт нарушения Обществом положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N9 354, выразившийся в непредоставлении потребителю своевременно платежного документа на оплату коммунальных услуг, что свидетельствует об оказании Обществом услуг с нарушением требований нормативных актов, устанавливающих порядок (правила) их оказания.

Административным органом обоснованно установлено, что именно Общество несвоевременно передало платежные документы потребителю (заинтересованному лицу) 11.03.2021.

Доводы общества о том, что потребителю предоставлялась услуга по поставке газа надлежащего качества, не являлась предметом рассмотрения данного дела.

 Доводы Общества о том, что Задворская В.И. не обращалась с жалобами на Общество не подтверждаются материалами дела, так как в Акте проверки №14-г/2021 от 17.02.2021 года указано, что в 2018 году потребитель ранее уже обращался по аналогичному правонарушению и пытался решить проблему без судебного разбирательства.

Третье лицо суду пояснило, что действия Общества поставили заинтересованное лицо в неравное положение с иными гражданами- потребителями, нанесли материальный ущерб, однако, моральный и материальный ущерб изначально не являлся предметом разбирательства.

Социальную опасность представляет безнаказанность деяния при нарушении федеральных законов и собственных правил.

Пунктом 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что при решении вопроса в отношении юридических лиц об установлении вины требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств невозможности соблюдения нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, а также доказательств принятия Обществом всех зависящих от него мер по их соблюдению, заявителем не представлено.

Суд принимает во внимание  позицию Верховного Суда РФ по аналогичному делу (Постановление Верховного суда РФ от 16.10.2015 № 310-АД15-12357 по делу N А62-1923/2015).

При таких обстоятельствах суд соглашается с выводами административного органа о том, что действия общества образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.4 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В материалы дела ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.

Нарушений процедуры привлечения предприятия к административной ответственности судом не установлено.

Частью 3 ст. 4.1 КоАП РФ установлено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются, в частности, характер совершенного им административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обществу  назначен минимальный размер штрафа, предусмотренный санкцией ч.1 ст.14.4 КоАП РФ.

Выявленные проверкой нарушения не могут быть признаны малозначительными, поскольку в соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

С учетом установленных обстоятельств, оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - малозначительность, не имеется.

Довод заявителя о неправильной квалификации правонарушения отклоняется как основанный на неверном толковании норм права.

Иные доводы общества о незаконности постановления не свидетельствуют.

При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным постановления  у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Волгоград» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области от 22.07.2021 №2052/155 о назначении административного наказания.

Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, путем подачи апелляционной жалобы в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Волгоградской области.

Решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству указанных лиц копии решений (определений) на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                                                                              Кострова Л.В.