Арбитражный суд Волгоградской области
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Волгоград
10 октября 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена 03.10.2023
Решение суда в полном объеме изготовлено 10.10.2023
Дело № А12-19273/2023
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Л.В. Костровой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.Г. Ломакиной, рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Стройф» (ОГРН:1193443010067, дата присвоения ОГРН:09.08.2019, ИНН:3459079018) к Управлению Федерального казначейства по Волгоградской области (ОГРН:1023403452555, дата присвоения ОГРН:26.12.2002, ИНН:3444054571) об оспаривании представления,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Комитет строительства Волгоградской области, Комитет финансов Волгоградской области, акционерное общество «Волгоградский межрайонные электрические сети»,
при участии в заседании:
от заявителя – Моисеев М.Б. по доверенности от 05.09.2023, Плотникова М.Л. по доверенности от 14.08.2023,
от Комитета финансов Волгоградской области – Деревянко Д.С. по доверенности от 14.01.2022,
от Комитета строительства Волгоградской области - Денисова Н.А. по доверенности от 28.07.2023,
от акционерное общество «Волгоградский межрайонные электрические сети» - Короткова Е.А. по доверенности от 30.12.2022.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Стройф» обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Волгоградской области от 22.05.2023 №29-22-10/04.
Ответчик заявленные требования не признал, представил письменный отзыв.
Заинтересованные лица поддержали позицию общества, отзывы суду не представили.
Рассмотрев заявленные требования, выслушав доводы сторон, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
На основании приказа Управления от 06.02.2023 № 66-ОД «О назначении плановой выездной проверки Общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Стройф» и на основании пункта 1 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Волгоградской области на 2023 год, утвержденного 27 декабря 2022 г. в отношении ООО «СЗ «Стройф» проведена выездная проверка исполнения соглашений о предоставлении бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (идентификатор контрольного мероприятия: 2023-ПВ.001.1001-2900.007) за период с 1 января 2022 г. по истекший период 2023 года.
В ходе указанного контрольного мероприятия УФК по Волгоградской области было выявлено, что обществом в 2022 году необоснованно получена из областного бюджета субсидия в целях возмещения затрат на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в рамках реализации инфраструктурных проектов, в части технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта капитального строительства г. Волгоград, ул. Тракторостроителей, в сумме 57 839 960,00 рублей при отсутствии фактически произведенных ООО «СЗ «Стройф» затрат на подключение (технологическое присоединение).
Для устранения выявленного нарушения в соответствии с требованиями оспариваемого представления ООО «СЗ «Стройф» в срок до 7 августа 2023 года (включительно) необходимо обеспечить возврат средств в сумме 57 839 960,00 рублей в бюджет Волгоградской области.
Доводы общества о незаконности оспариваемого представления суд находит ошибочными.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 Правил отбора инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, и о внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 № 1189 средства бюджета субъекта Российской Федерации, полученные из федерального бюджета в виде бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, подлежат использованию, в том числе, по следующему направлению - технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 17.11.2021 № 634-п утвержден Детализированный перечень мероприятий, реализуемых в рамках инфраструктурных проектов Волгоградской области, отобранных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. № 1189 «Об утверждении Правил отбора инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, и о внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации».
В соответствии с Детализированным перечнем мероприятий от 17.11.2021 № 634-п (в ред. от 28.11.2022), по одному мероприятию - Технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта капитального строительства г. Волгоград, ул. Тракторостроителей - установлен срок реализации - 2022 год.
В соответствии с частью 19 статьи 10 Федерального закона от 29.11.2021 № 384-Ф3 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году», статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1492 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», от 14.07.2021 № 1189, от 14.07.2021 № 1190 «Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов», постановлениями Администрации Волгоградской области от 08.02.2016 № 46-п «Об утверждении государственной программы Волгоградской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Волгоградской области»« и от 17.11.2021 № 634-п постановлением Администрации Волгоградской области от 29.09.2022 № 579-п утвержден Порядок предоставления из областного бюджета субсидии юридическим лицам на возмещение затрат на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения в рамках реализации инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 29.09.2022 № 579-п внесены изменения в постановление Администрации Волгоградской области от 27.07.2022 № 453-п «Об установлении дополнительных оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись областного бюджета в 2022 году без внесения изменений в Закон Волгоградской области от 08 декабря 2021 г. № 124-ОД «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», о внесении изменений в сводную бюджетную роспись областного бюджета и перераспределении бюджетных ассигнований», заменив в абзаце седьмом пункта 2 слова «на финансовое обеспечение затрат» словами «на возмещение затрат».
Суд принимает во внимание, что Порядок от 29.09.2022 № 579-п определяет процедуру предоставления из областного бюджета субсидии юридическим лицам на возмещение затрат на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в рамках реализации инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.
Согласно пункту 1.2 Порядка от 29.09.2022 № 579-п получателями субсидии являются юридические лица - коммерческие организации, не являющиеся государственными (муниципальными) унитарными предприятиями и юридическими лицами, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит Волгоградской области, обеспечивающие на принадлежащих им земельных участках строительство многоквартирных домов.
Согласно пункту 1.3 Порядка от 29.09.2022 № 579-п критериями отбора получателей субсидии являются:
- осуществление юридическими лицами деятельности на территории Волгоградской области;
- реализация юридическими лицами мероприятий, включенных в Детализированный перечень мероприятий от 17.11.2021 № 634-п.
Согласно пункту 1.4 Порядка от 29,09.2022 № 579-п субсидии предоставляются в целях возмещения затрат (части затрат), произведенных юридическими лицами на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям электро- и (или) газоснабжения, в рамках реализации мероприятий, включенных в Детализированный перечень мероприятий от 17.11.2021 № 634нп.
Согласно пункту 1.5 Порядка от 29.09.2022 № 579-п субсидии предоставляются за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.
В соответствии с Порядком от 29.09.2022 № 579-п главным распорядителем и получателем средств областного бюджета, направляемых на выплату субсидии, является комитет строительства Волгоградской области.
Отбор юридических лиц для предоставления субсидии осуществляется Комитетом путем запроса предложений на основании документов, представленных юридическим лицом для участия в отборе, исходя из соответствия участников отбора категориям и критериям отбора, требованиям и условиям Порядка от 29.09.2022 № 579-п и очередности поступления документов для участия в отборе.
Пунктом 2.2 Порядка от 29.09.2022 № 579-п установлены следующие требования, которым юридическое лицо должно соответствовать на первое число месяца представления в Комитет документов для участия в отборе:
1) отсутствие в 2022 году у юридического лица неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в размере, превышающем 300 тыс. рублей;
2) юридическое лицо не должно находиться в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к нему другого юридического лица), ликвидации, в отношении него не введена процедура банкротства, деятельность юридического лица не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
3) юридическое лицо не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), в совокупности превышает 50 процентов;
4) юридическое лицо не находится в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с отказом от исполнения заключенных государственных (муниципальных) контрактов о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг по причине введения политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) в связи с введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных
государств или государственных объединений и (или) союзов мер
ограничительного характера;
5) юридическое лицо не должно являться получателем средств из областного
бюджета в соответствии с иными нормативными правовыми актами Волгоградской области на цели, указанные в пункте 1.4 Порядка от 29.09.2022 № 579-п.
Из материалов дела усматривается, что в 2022 году ООО «СЗ «Стройф» для участия в отборе представлены в Комитет документы, предусмотренные пунктом 2.3 Порядка от 29.09.2022 № 579-п:
- заявка на участие в отборе (исх. № 135 от 29.11.2022), включающая в том числе: наименование инфраструктурного проекта - «Комплексное развитие территории Тракторозаводского района Волгограда»;
- запрашиваемый размер субсидии на возмещение затрат на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в рамках реализации инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов всего (тыс. рублей), в том числе по мероприятиям: Технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта капитального строительства г. Волгоград, ул. Тракторостроителей в сумме 57 839 960,00 рублей;
- значения результатов предоставления субсидии на возмещение затрат на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в рамках реализации инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию, которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов: «Количество многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию» - 18 штук;
- сведения о соответствии ООО «СЗ «Стройф» требованиям подпункта 5 пункта 2.2 Порядка от 29.09.2022 № 579-п, и согласие на публикацию (размещение) на официальном сайте Комитета в составе портала Губернатора и Администрации Волгоградской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о ООО «СЗ «Стройф», связанной с отбором;
- справка-расчет размера субсидии;
- заверенные генеральным директором ООО «СЗ «Стройф» копии заключенного обществом с Акционерным обществом «Волгоградские межрайонные электрические сети» договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (для юридических лиц и целях технологического присоединения энергопринимающих устройств (объектов электросетевого хозяйства), максимальная мощность которых составляет не менее 670 кВт (до 5 МВт включительно или увеличение менее чем на 5 МВт), в том числе по индивидуальному проекту) от 07.10.2022 № 134-1-22-00668775 на сумму 57 839 966,76 рублей (далее - Договор об осуществлении технологического присоединения от 07.10.2022 № 134-1-22-00668775), протокола разногласий от 07.10.2022 к Договору об осуществлении технологического присоединения от 07.10.2022 № 134-1-22-00668775, платежных поручений от 27.10.2022 № 390 на сумму 10 000 000,00 рублей, от 15.11.2022 № 501 на сумму 10 000 000,00 рублей, от 23.11.2022 на сумму 37 839 966,76 рублей; план-график ввода в эксплуатацию многоквартирных домов, строительство которых осуществляется на принадлежащих юридическим лицам земельных участках, которым предусмотрены следующие планируемые сроки ввода в эксплуатацию многоквартирных домов (год): 2022 - 0 шт., 2023 - 2 шт., 2024 - 4 шт., 2025 - 4 шт., 2026 - 4 шт., 2027 - 4 шт.; гарантия ООО «СЗ «Стройф» о выполнении обязательств о соблюдении плана графика содержащего год (годы) ввода в эксплуатацию многоквартирных домов, предоставленного в составе заявки на участие в отборе юридических лиц для предоставления субсидии.
Согласно пункту 3.1 Порядка от 29.09.2022 № 579-п условиями предоставления субсидии являются:
1) достижение юридическим лицом результата предоставления субсидии.
Результатом предоставления субсидии является ввод в эксплуатацию всех многоквартирных домов по состоянию на 31 декабря последнего года, указанного в плане-графике;
2) представление юридическим лицом отчета о достижении значения результата предоставления субсидии и отчета о соблюдении плана-графика;
3) согласие юридического лица (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление Комитетом проверок соблюдения юридическим лицом порядка и условий предоставления субсидии, в том числе в части достижения результата предоставления субсидии, а также проверок органами государственного финансового контроля в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации,
4) осуществление Федеральным казначейством в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации казначейского сопровождения субсидии, источником финансового обеспечения которой являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов;
5) заключение между юридическим лицом и Комитетом Соглашения в соответствии с типовой формой, установленной финансовым органом Волгоградской области.
Обязательным условием, включаемым в Соглашение, является согласие юридического лица (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление Комитетом проверок соблюдения юридическим лицом порядка и условий предоставления субсидии, в том числе в части достижения результата предоставления субсидии, а также проверок органами государственного финансового контроля в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
6) соблюдение юридическим лицом плана-графика.
Проведенной проверкой наличия договоров (соглашений) на компенсацию произведенных затрат и соблюдение их условий установлено следующее.
В ходе проверки установлено, что в 2022 году в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Волгоградской области от 08.12.2021 № 124-ОД «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», Порядком от 29.09.2022 № 579-п Комитет и ООО «СЗ «Стройф» заключили соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидии обществу с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Стройф» на возмещение затрат на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в рамках реализации инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов от 29.11.2022 № 16 (далее - Соглашение от 29.11.2022 № 16).
Предметом Соглашения от 29.11.2022 № 16 является предоставление из областного бюджета в 2022 году субсидии в целях возмещения затрат на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения в рамках реализации инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее - субсидия), в части технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта капитального строительства г. Волгоград, ул. Тракторостроителей (пункт 1.1.1 раздела I Соглашения от 29.11.2022 № 16).
Согласно пункту 2.1 раздела II Соглашения от 29.11.2022 № 16 субсидия предоставляется ООО «СЗ «Стройф» на цели, указанные в разделе I Соглашения от 29.11.2022 № 16.
Согласно разделу II Соглашения от 29.11.2022 № 16 субсидия предоставляется ООО «СЗ «Стройф» в 2022 году в размере 57 839 960 (пятьдесят семь миллионов восемьсот тридцать девять тысяч девятьсот шестьдесят) рублей 00 копеек, в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Комитету по коду классификации расходов бюджетов Российской Федерации (далее - код БК) БК 0502 59 5 01 98020 811 285.
Согласно пункту 3.1 раздела III Соглашения от 29.11.2022 № 16 субсидия предоставляется в соответствии с Порядком от 29.09.2022 № 579-п на цели, указанные в разделе I Соглашения от 29.11.2022 № 16.
В соответствии с разделом III Соглашения от 29.11.2022 № 16 условиями
предоставления субсидии являются:
- достижение ООО «СЗ «Стройф» результата предоставления субсидии;
- предоставление ООО «СЗ «Стройф» отчета о достижении значения результата предоставления субсидии и отчета о соблюдении плана-графика, содержащего год (годы) ввода многоквартирных домов, строительство которых осуществляется на принадлежащих юридическим лицам земельных участках (далее - План-график);
- согласие ООО «СЗ «Стройф» на осуществление Комитетом проверок соблюдения ООО «СЗ «Стройф» порядка и условий предоставления субсидии, в том числе в части достижения результата предоставления субсидии, а также проверок органами государственного финансового контроля в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- осуществление Федеральным казначейством в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации казначейского сопровождения субсидии, источником финансового обеспечения которой являются средства бюджетного кредита, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов; заключение Комитетом и ООО «СЗ «Стройф» Соглашения от 29.11.2022 № 16 в соответствии с типовой формой, установленной финансовым органом Волгоградской области;
- согласие ООО «СЗ «Стройф» на согласование им новых условий Соглашения от 29.11.2022 № 16 или на расторжение Соглашения от 29.11.2022 № 16 при не достижении согласия по новым условиям, в случае уменьшения Комитету ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии, приводящего к невозможности предоставления субсидии в размере, определенном в Соглашении от 29.11.2022 № 16;
- выражение согласия ООО «СЗ «Стройф» на принятие условий предоставления субсидии, перечисленных в пунктах 3.2.3 и 3.2.6 Соглашения от
29.11.2022 № 16, осуществляется путем подписания Соглашения от 29.11.2022 № 16;
- субсидия имеет целевое назначение и не может быть использована на цели, не предусмотренные пунктом 1.1 Соглашения от 29.11.2022 № 16.
Согласно разделу IV Соглашения от 29.11.2022 № 16 ООО «СЗ «Стройф» обязуется:
- обеспечить достижение значения результата предоставления субсидии;
- направлять субсидию на цели, определяемые Порядком от 29.09.2022 № 579-п и Соглашением от 29.11.2022 № 16;
обеспечивать выполнение условий предоставления субсидии, установленных Соглашением от 29.11.2022 № 16 и Порядком от 29.09.2022 № 579-п;
- соблюдать План-график, указанный в приложении № 2 к Соглашению от 29.11.2022 № 16, являющему его неотъемлемой частью;
- вести обособленный аналитический учет операций, осуществляемых за счет
субсидии;
- представлять Комитету:
отчет о достижении значения результата не позднее 01 апреля года, следующего за годом ввода в эксплуатацию последнего многоквартирного дома, но не позднее 15 года, следующего за годом предоставления субсидии;
отчет о соблюдении Плана-графика ежегодно не позднее 01 апреля года, следующего за отчетным;
направлять по запросу Комитета, документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за соблюдением условий и порядка предоставления субсидии в соответствии с пунктом 4.2.1 Соглашения от 29.11.2022 № 16, в течение 10 рабочих дней со дня получения указанного запроса;
в случае получения от Комитета требования в соответствии с пунктом 4.1.5 Соглашения от 29.11.2022 № 16 возвращать в областной бюджет субсидию (часть субсидии) в размере и в сроки, определенные в указанном требовании;
обеспечивать полноту и достоверность сведений, представляемых Комитету, в соответствии с Соглашением от 29.11.2022 № 16.
В приложении № 1 к Соглашению от 29.11.2022 № 16 установлено следующее значение результата предоставления субсидии: «Ввод в эксплуатацию многоквартирных домов в рамках инфраструктурного проекта «Комплексное развитие территории Тракторозаводского района Волгограда» в части технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта капитального строительства г. Волгоград, ул. Тракторостроителей не позднее 31.12.2027» в количестве 18 штук.
Планом-графиком, приведенным в приложении № 2 к Соглашению от 29.11.2022 № 16, установлены следующие планируемые сроки ввода в эксплуатацию многоквартирных домов (год): 2022 - 0 шт., 2023 - 2 шт., 2024 - 4 шт., 2025 - 4 шт., 2026 - 4 шт., 2027 - 4 шт.
В 2022 году в соответствии с условиями Соглашения от 29.11.2022 № 16 Комитетом на расчетный счет ООО «СЗ «Стройф» № 40702810911000008914, открытый в Публичном акционерном обществе «Сбербанк России», Волгоградское отделение № 8621, по платежному поручению от 01.12.2023 № 955461 перечислены средства субсидии в сумме 57 839 960,00 рублей, что подтверждается представленной ООО «СЗ «Стройф» выпиской операций по лицевому счету № 40702810911000008914 за 1 декабря 2022 года.
Согласно пункту 1.1 Договора об осуществлении технологического присоединения от 07.10.2022 № 134-1-22-00668775 (с учетом протокола разногласий к нему от 07.10.2022) Акционерное общество «Волгоградские межрайонные электрические сети» (далее - Сетевая организация) принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств/объектов электросетевого хозяйства ООО «СЗ «Стройф» Многоэтажная жилая застройка (Многоквартирный дом), расположенных (которые будут располагаться) по адресу: 400017 Российская Федерация, Волгоградская обл., г, Волгоград, ул. Тракторостроителей, д. 21, д. 31, кадастровый номер присоединяемого объекта и (или) земельного участка на котором расположены (будут расположены) присоединяемые объекты: 34:34:010061:1155-34:34:010061:8.
В соответствии с пунктом 1.2 Договора об осуществлении технологического присоединения от 07.10.2022 № 134-1-22-00668775 точки присоединения, перечень мероприятий но технологическому присоединению и распределение обязанностей между Сторонами по их выполнению определены в Технических условиях.
Срок действия Технических условий составляет 2 года со дня заключения Договора об осуществлении технологического присоединения от 07.10.2022 № 134-1-22-00668775 (пункт 12 Технических условий).
Согласно пункту 1.3 Договора об осуществлении технологического присоединения от 07.10.2022 № 134-1-22-00668775 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению по Договору об осуществлении технологического присоединения от 07.10.2022 № 134-1-22-00668775 Сторонами составляет не более 2 лет с даты заключения Договора от 07.10.2022 № 134-1-22-00668775.
Согласно пункту 1.5 Договора об осуществлении технологического присоединения от 07.10.2022 № 134-1-22-00668775 Стороны составляют акт об осуществлении технологического присоединения по установленной законодательством форме не позднее 3 (трех) рабочих дней после осуществления Сетевой организацией фактического присоединения энергопринимающих устройств ООО «СЗ «Стройф» к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности (этапа при поэтапном вводе).
Согласно пункту 3.1 Договора об осуществлении технологического присоединения от 07.10.2022 № 134-1-22-00668775 размер платы за технологическое присоединение рассчитан по формуле, с применением стандартизированных тарифных ставок (ставок платы), утвержденных приказом комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 23.12.2021 № 42/2, и составляет 57 839 966,76 рублей, в том числе, НДС 9 639 994,46 рублей (20%).
В соответствии с пунктом 3.1.1 Договора об осуществлении технологического присоединения от 07.10.2022 № 134-1-22-00668775 (с учетом протокола разногласий к нему от 07.10.2022) ООО «СЗ «Стройф» вносит плату за технологическое присоединение согласно пункту 3.1 Договора об осуществлении технологического присоединения от 07.10.2022 № 134-1-22-00668775 в соответствие с графиком платежей:
1 этап - 10 000 000,00 рублей, в том числе НДС 20% не позднее 30.10.2022;
2 этап - 10 000 000,00 рублей, в том числе НДС 20% не позднее 31.12.2022;
3 этап - 37 839 966,76 рублей, в том числе НДС 20% не позднее 30.03.2023.
Согласно пункту 3.3 Договора об осуществлении технологического присоединения от 07.10.2022 № 134-1-22-00668775 оплата по пункту 3.1.1 Договора об осуществлении технологического присоединения от 07.10.2022 № 134-1-22-00668775 не зависит от стадии выполнения Сторонами Технических условий.
В 2022 году ООО «СЗ «Стройф» в рамках Договора об осуществлении технологического присоединения от 07.10.2022 № 134-1-22-00668775 перечислены Сетевой организации средства в общей сумме 57 839 966,76 рублей (платежные поручения от 27.10.2022 № 390 на сумму 10 000 000,00 рублей, от 15.11.2022 № 501 на сумму 10 000 000,00 рублей, от 23.11.2022 на сумму 37 839 966,76 рублей), что составляет 100% размера платы по Договору об осуществлении технологического присоединения от 07.10.2022 № 134-1-22-00668775.
Суд принимает во внимание, что акты об осуществлении технологического присоединения, оформленные в рамках Договора об осуществлении технологического присоединения от 07.10.2022 № 134-1-22-00668775, обществом ни к проверке, ни суду не представлены.
В ходе контрольного мероприятия общество представило управлению информацию, что подключение объекта будет осуществляться в соответствии с договором о технологического присоединения к электрическим сетям от 07.10.2022 г. №134-1-22-00668775, заключенным между ООО «СЗ «Стройф» и сетевой организацией АО «Волгоградский межрайонные электрические сети». Срок выполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединения по настоящему договору составляет не более 2 лет с даты заключения договора.
Общество пояснило управлению, что подписанные сторонами акты о подключении (технологическом присоединении) отсутствуют в связи с тем, что ввод объектов в эксплуатацию, на день подготовки данного письма, не производился.
Таким образом, материалы дела подтверждают выводы управления о том, что в рамках Договора об осуществлении технологического присоединения от 07.10.2022 № 134-1-22-00668775 обществом в 2022 году произведена только предоплата сетевой организации работ по осуществлению технологического присоединения в сумме 57 839 966,76 рублей. Работы по технологическому присоединению энергопринимающих устройств объектов по адресу: 400017 Российская Федерация, Волгоградская обл., г. Волгоград, ул. Тракторостроителей, д. 21, д. 31 в проверяемом периоде и на момент проведения контрольного мероприятия не осуществлены. По данным бухгалтерского учета общества расходы по перечислению платы в рамках Договора об осуществлении технологического присоединения от 07.10.2022 № 134-1-22-00668775 в сумме 57 839 966,76 рублей отражены по дебету счета бухгалтерского учета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (оборотно-сальдовая ведомость по счету 60 за 01.01.2022 - 01.03.2023).
Суд отмечает, что в соответствии с Детализированным перечнем мероприятий от 17.11.2021 № 634-п по мероприятию «Технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта капитального строительства г. Волгоград, ул. Тракторостроителей» установлен срок реализации - 2022 год.
Согласно пункту 1.4 Порядка от 29.09.2022 № 579-п субсидии предоставляются в целях возмещения затрат (части затрат), произведенных юридическими лицами на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям электро- и (или) газоснабжения, в рамках реализации мероприятий, включенных в Детализированный перечень мероприятий от 17.11.2021 № 634-п.
В соответствии с пунктом 1.1.1 раздела I Соглашения от 29.11.2022 № 16 субсидия предоставляется в целях возмещения затрат на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно - технического обеспечения в рамках реализации инфраструктурных проектов, в части технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта капитального строительства г. Волгоград, ул. Тракторостроителей.
Пунктами 2.1 раздела II, 3.1 раздела III Соглашения от 29.11.2022 № 16 установлено, что субсидия предоставляется обществу в соответствии с Порядком от 29.09.2022 № 579-п на цели указанные в разделе I Соглашения от 29.11.2022 № 16.
Материалами проверки подтверждается, что средства субсидии перечислены объекту контроля в полном объеме 29.11.2022, при этом акты об осуществлении технологического присоединения, подлежащие оформлению в рамках Договора об осуществления технологического присоединения от 07.10.2022 № 134-1-22-00668775. к проверке не представлены, сетевое подключение на дату завершения контрольного мероприятия (29.03.2023) не осуществлено.
Управление пояснило суду, что по данным бухгалтерского учета общества расходы по перечислению оплаты в рамках вышеуказанного договора в объеме 57 839 966, 76 рублей 00 копеек отражены по дебету счета бухгалтерского учета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (оборотно-сальдовая ведомость по счету 60 за 01.01.2022-01.03.2023).
Следовательно, управление пришло к правильному выводу, что в рамках Договора об осуществления технологического присоединения от 07.10.2022 № 134-1-22-00668775 ООО «СЗ «Стройф» в 2022 году произведено авансирование работ по осуществлению технологического присоединения в объеме 57 839 966,76 рублей.
В соответствии с пунктом 11 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1492, правовой акт, регулирующий предоставление субсидий в порядке недополученных доходов и (или) возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, содержит в том числе положения о перечне документов, подтверждающих фактически произведенные затраты (недополученные доходы), а также при необходимости о требованиях к таким документам.
Положения части 2 статьи 1, статей 3, 5, частей 1, 2, 2.1, статьи 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» определено, что федеральные стандарты бухгалтерского учета определяют минимально необходимые и обязательные к применению требования к бухгалтерскому учету и составляемой на его основе бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражающей информацию о финансовом положении экономического субъекта.
Пунктом 9 Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.09.220 № 204н. установлено, что предварительная оплата поставщику (продавцу, подрядчику) до момента исполнения им своих договорных обязанностей предоставления имущества, имущественных прав, выполнения работ, оказания УСЛУГ не считается затратами.
Управление правомерно отметило, что правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, установлены Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 № 33н (в редакции от 06.04.2015) (далее - ПБУ 10-99).
Согласно пункту 2 ПБУ 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
В соответствии с пунктом 3 ПБУ 10/99 не признается расходами организации выбытие активов, в том числе в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг, а также в виде авансов.
Таким образом, проанализировав материалы дела в совокупности, суд находит правомерными доводы управления о том, что в нарушение статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1.4 Порядка от 29.09.2022 № 579-п, пунктов 1.1.1 раздела I, 2.1 раздела II, 3.1 раздела III Соглашения от 29.11.2022 № 16 обществом в 2022 году необоснованно получена из областного бюджета субсидия в сумме 57 839 960,00 рублей при отсутствии фактически произведенных затрат на подключение (технологическое присоединение).
Доводы общества о соблюдении условий получения субсидии и неправомерности вынесения управление представления основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, противоречат материалам дела.
Ссылку общества на судебную практику суд находит несостоятельной, поскольку в рамках настоящего дела исследовались иные обстоятельства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201,110 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в апелляционном порядке в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты его принятия.
В соответствии с ч. 2 ст. 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба подается через арбитражный суд Волгоградской области.
Решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству указанных лиц копии решений (определений) на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья Л.В. Кострова