НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Волгоградской области от 02.09.2013 № А12-13429/13

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005

http://volgograd.arbitr.ru e-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон: (8442) 23-00-78 Факс: (8442) 24-04-60

Именем Российской Федерации

  РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 03 сентября 2013 года Дело №А12-13429/2013

резолютивная часть решения объявлена 02 сентября 2013года

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Пономарева А.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бурлуцкой О.А.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Департамента по жилищной политике Администрации Волгограда (ИНН 3444161252 ОГРН 1083444006425) к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области о признании недействительным представления

с участием заинтересованного лица - Красноармейского межрайонного БТИ,

с участием Прокуратуры Волгоградской области

В судебном заседании участвуют представители:

от истца – Рыкова Т.П., доверенность от 08.11.2012г. №01-42/7468, после перерыва Кострова Р.В., доверенность от 08.11.2012г. № 01-42/7467;

от ответчика - Михайленко А.В., доверенность от 28.01.2013г.;

от Прокуратуры Волгоградской области – Мжельская Н.С., служебное удостоверение;

от Красноармейского межрайонного БТИ – Горбунов Ю.Н., доверенность от 11.01.2012г., после перерыва не явился, извещен.

УСТАНОВИЛ:

Департамент по жилищной политике Администрации Волгограда (далее - Заявитель, Департамент) обратился в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать недействительным представление от 01.04.2013года № 07-36/15/07-14-05/1046 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

В судебном заседании Департамент на требованиях настаивал и просил удовлетворить их по основаниям указанным в заявлении. Процедура закупки жилья я детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей осуществлялась в строгом соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» при эффективном расходованием бюджетных средств без нарушения бюджетного законодательства.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора территориального управления в Волгоградской области (далее - Управление) с заявленными требованиями не согласна, считает оспариваемое представление от 01.04.2013года № 07-36/15/07-14-05/1046 законным и обоснованным. Жилые помещения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, приобретались Департаментом со степенью износа жилых помещений более 15%, что не соответствовало аукционной документации и указывало на неэффективное расходование бюджетных средств. Подробно возражения в отзыве на заявление.

Прокуратура Волгоградской области согласилась с правовой позицией ответчика.

Красноармейское межрайонное БТИ, со ссылкой на техническую документацию представленную в материалах дела, указало, что степень износа жилых помещений составляла не более 15%, что соответствовало аукционной документации.

Изучив материалы дела, выслушав стороны и оценив их доводы, суд считает, требования подлежат удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до 01.01.2013г.), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Законом Волгоградской области от 12.12.2005 № 1144-ОД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по выплате вознаграждения за труд, причитающегося приемным родителям (патронатному воспитателю), предоставлению приемным родителям мер социальной поддержки» в редакции, действовавшей до 01.01.2013, органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Средства на исполнение расходных обязательств по обеспечению дополнительных гарантий прав на жилое помещение и образование детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учитывались в областном фонде компенсаций и передавались из областного бюджета муниципальным районам и городским округам в форме субвенций (ст. 2 Закона Волгоградской области 6т 15.12.2005 № 1147-ОД «О мерах социальной поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области» (в ред. от 04.06.2012).

Правилами представления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей- сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1203, распоряжением Правительства РФ от 07.06.2012 № 937-р «Об утверждении распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на 2012 год» бюджету Волгоградской области на 2012 год предусмотрено выделение из федерального бюджета субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на 2012 год в сумме 22 977 900 руб. и установлен уровень софинансирования расходных обязательств Волгоградской области за счет средств данной субсидии в размере 49,9 %.

Согласно п. 5 Порядка осуществления и учета расходов областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 08.08.2011 № 409-п, средства областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, направляются в бюджеты городских округов и муниципальных районов Волгоградской области в форме субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Постановлением Правительства Волгоградской области от 31.10.2012 № 490-п «Об утверждении распределения субвенций из областного фонда компенсаций бюджетам муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, на 2012 год» для бюджета Волгограда распределены средства субвенции в сумме 82 244 400 руб.

В бюджете Волгограда на 2012 год предусмотрены расходы в сумме 206 207 400 руб., в том числе за счет:

- средств субвенции из областного бюджета в сумме 123 963 000 руб.;

- средств субсидии из федерального бюджета в сумме 82 244 400 руб.

В соответствии с п. 2.2.1 Положения о департаменте по жилищной политике администрации Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 06.12.2010 № 39/1209, департамент по жилищной политике администрации Волгограда - уполномоченный орган по исполнению государственных полномочий в сфере жилищных отношений в части обеспечения в соответствии с действующим законодательством приобретения в муниципальную собственность Волгограда жилых помещений для детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа за счет средств, предусмотренных на указанные цели в областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций, и предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда Волгограда детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.

На основании указанных выше нормативных правовых актов, в рамках полномочии, возложенных на Департамент по жилищной политике администрации Волгограда, 29.11.2012 на официальном сайте zakupki.gov.ru размещены уведомления о проведении 55 открытых аукционов в электронной форме в порядке, установленном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» 21.07.2005 № 94-ФЗ (далее-Закон №94).

Департаментом по жилищной политике администрации Волгограда, как муниципальным заказчиком, установлены требования к приобретаемому жилому помещению, в том числе относительно того, что степень физического износа жилого дома, в котором расположено жилое помещение, должна составлять не более 15 %, жилье должно быть оборудовано приборами учета горячей и холодной воды.

В соответствии с протоколами заседания аукционной комиссии по подведению итогов открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт от 10.12.2012 (лоты №№ 1-55) 22 заявки признаны соответствующими требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.

22.12.2012 г. заключены 22 муниципальных контракта с физическими лицам со сроком исполнения - до 27.12.2012.

Все жилые помещения переданы исполнителями своевременно (акты от 26.12.2012).

Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области, в соответствии с поручением Росфиннадзора от 21.12.2012 № 43-01-05-25/5265 проведена проверка правомерного и эффективного использования средств Департаментом, источником которых является субсидия из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за период 01.01.2012 по 31.12.2012.

По результатам проверки Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области в адрес департамента по жилищной политике администрации Волгограда направлен соответствующий акт от 28.03.2013, согласно которого, в 2012 году Департаментом за счет средств бюджета Волгограда, источником образования которых являются средства субсидии из федерального бюджета, приобретены для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа 8 жилых помещений (квартир) ненадлежащего качества в жилых домах, степень физического износа которых превышает норму (15%), установленную п. 4.1 муниципальных контрактов, заключенных по результатам проведения открытых аукционов в электронной форме; в нарушение пункта 5.1.1 муниципальных контрактов в актах обследования 22 жилых помещений приобретенных Департаментом в 2012 году, не отражены данные о соответствии приобретаемого жилья требованиям благоустроенности, установленным п 4.1 муниципальных контрактов, в части наличия приборов учета горячей и холодной воды. Тем самым не обеспечен принцип эффективности использования бюджетных средств, закрепленный ст. 34 БК РФ, и допущено неэффективное использование средств бюджета Волгограда, источником образования которых являются средства субсидии из федерального бюджета, в сумме 11 774 592 руб.

Степень физического износа жилых домов, в которых приобретены жилые помещения по восьми заключенным муниципальным контрактам составила свыше 15%, что отражено в акте встречной проверки от 28.03.2013г.

В акте проверки указано, что в жилых домах, в которых расположены приобретенные квартиры, последняя техническая инвентаризация проводилась в период с 1982 по 2002 годы (стр. 15 акта).

Акт проверки был подписан департаментом по жилищной политике администрации Волгограда с учетом прилагаемых возражений от 29.03.2013 исх. № 01- 38/2334и о несогласии с Изложенными в нем выводами.

По результатам проверки Управление направило Департаменту представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 01.04.2013 № 07-36/15/07-14-05/1046 (вход. № 01-37/1430 от 05.04.2013), согласно которому по результатам проверки установлены нарушения действующего законодательства Российской Федерации, отраженные в акте проверки от 28.03.2013, и предложено: рассмотреть представление в месячный срок со дня получения; принять меры по недопущению в дальнейшем совершения указанных нарушений действующего законодательства Российской Федерации; рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц за ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей. Кроме того, в представлении указано, что за невыполнение представления ст. 19.5 КоАП России предусмотрена административная ответственность.

Вместе с тем, Управлением при проведении проверки не дана оценка тем обстоятельствам, что на каждое приобретаемое жилое помещение (квартиру) Департаменту были представлены технические паспорта на жилые помещения (квартиры) по состоянию на 2012 год, согласно которым степень физического износа жилых домов не превышала 15 %.

В соответствии с Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 № 37, при изготовлении технического паспорта на жилое помещение в разделе III (Техническое описание жилого помещения) указывается физический износ здания, в котором расположено жилое помещение.

До заключения муниципальных контрактов исполнителем были предоставлены технические паспорта жилых помещений (подлинники) соответствующие аукционным требованиям, согласно которым физический износ многоквартирных жилых домов составил:

- ул. им. Героев Малой Земли, д. 45 - 15% по состоянию на 28.11.2012,

- ул. им. Арсеньева, д. 46 - 14% по состоянию на 10.02.2012,

- ул. им. Куйбышева, д. 47 - 15% по состоянию на 28.11.2012,

- ул. им. Фадеева, д. 33 - 14% по состоянию на 31.08.2012,

- ул. Удмуртская, Д. 45 - 11% по состоянию на 20.08.2012,

- ул. Удмуртская, д. 24 - 14% по состоянию на 20.08.2012,

- ул. Саушинская, д. 1 - 14% по состоянию на 10.02.2012.

При предоставлении Красноармейским отделением МУП «ЦМБТИ» информации письмом от 22.03.2013г. №234 по запросу Территориального управления Федеральной службы финансово-­бюджетного надзора в Волгоградской области №07-30/854 от 18.03.2013года о физическом износе указанных выше жилых домов обследование домов не проводилось, а использовались неактуальные данные на дату последней инвентаризации которая проводилась в период с 1982-по 2002годы (например, по жилому дому по ул. Удмуртская, 45 - на 1982 год).

Вместе с тем, согласно актов технического обследования проведенного Красноармейским отделением МУП «ЦМБТИ» с учетом информации предоставленной МБУ ЖКХ Красноармейского района Волгограда уточненный процент физического износа многоквартирных жилых домов составил: ул. им. Героев Малой Земли, д. 45 - 15%, ул. им. Арсеньева, д. 46 - 15%, ул. им. Куйбышева, д. 47 - 13%), ул. им. Фадеева, д. 33 - 15%, ул. Удмуртская, д. 45 - 15%, ул. Удмуртская, д. 24 - 15%, ул. Саушинская, д. 1 - 14% (письмо от 30.04.2013 исх. № 355).

В судебном заседании представитель Красноармейским отделением МУП «ЦМБТИ» пояснил, ранее предоставленная Красноармейским отделением МУП «ЦМБТИ» информация содержащаяся в письме от 22.03.2013г. №234 по запросу Территориального управления Федеральной службы финансово­бюджетного надзора в Волгоградской области №07-30/854 от 18.03.2013года о физическом износе указанных выше жилых домов была составлена по сведениям последних технических инвентаризации проводившихся до 2002года, без учета последующих ремонтов и улучшений многоквартирных домов. Пояснил, что в доме 45 по ул. Удмуртская проводился капитальный ремонт кровли и замена лифтового оборудования - в 2010 году, в доме 45 по ул. им. Героев Малой Земли проводился капитальный ремонт кровли в 2006 году, в доме 46 по ул. им. Арсеньева проводился капитальный ремонт кровли в 2005 году, в доме 47 по ул. им. Куйбышева -13% проводился капитальный ремонт кровли в 2005 году, в доме 1 по ул. Саушинская – 14% проводился капитальный ремонт кровли в 2004 году.

Таким образом, на момент приобретения жилья в декабре 2012 года и на сегодняшний день степень физического износа многоквартирных жилых домов не превышает 15 %, что соответствует аукционной документации, п. 4.1 муниципальных контрактов, заключенных по результатам проведения открытых аукционов в электронной форме.

В соответствии со ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В ст. 34 БК РФ раскрыто содержание одного из принципов бюджетной системы Российской Федерации принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств.

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Как разъяснено п. 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», при оценке соблюдения участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.

В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

Таких документов материалы дела не содержат.

Обстоятельств свидетельствующих о нарушении Департаментом принципа, закрепленного в ст. 34 БК РФ судом не установлено.

Доводы ответчика, со ссылкой на письмо прокуратуры г. Волгограда от 17.05.2013 № 18-1081 в-2013 о фактах подделки технических паспортов на жилые помещения (квартиры), расположенные в Красноармейском районе г. Волгограда с целью занижения процента износа, не свидетельствуют о неэффективном использовании бюджетных средств Департаментом и могут иметь правовое значение в предмете оспаривания результатов аукциона.

При указанных обстоятельствах требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным представление от 01.04.2013года № 07-36/15/07-14-05/1046 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса Департаментом по жилищной политике Администрации Волгограда.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Волгоградской области.

Судья А.В. Пономарев