НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Волго-Вятского округа от 25.10.2018 № А82-10770/18

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28 
http://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль           

Дело № А82-10770/2018

26 ноября 2018 года

Резолютивная часть решения оглашена  октября 2018 года

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Розовой Н.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Клевакиной Л.Н., секретарем судебного заседания Маянцевой Л.В., ,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" - филиал "Ярэнерго" (ИНН  6901067107, ОГРН  1046900099498)

к  Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Ярославля (ИНН  7606015992, ОГРН  1047600816560)

о   признании недействительными решений № 1022, 1023, 1024 от 25.12.2017 об отказе в возврате налога на прибыль,

об обязании возвратить излишне уплаченный налог на прибыль организаций за 2011-2013 годы в сумме 7 680 660,00 руб.,

при участии

от заявителя:  Плехановой  О.В. -  представителя по доверенности  от 22.05.2018,  Герус О.Ю. -  представителя по доверенности от 03.07.2018,

от ответчика: Дудиной  Ю.Н. -  начальника  правового отдела по доверенности от 09.01.2018,  Алдановой  Е.Н. -  главного специалиста-эксперта  правового отдела  УФНС России по ЯО по доверенности от  09.01.2018,

установил:

           Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" - филиал "Ярэнерго" (далее – ПАО «МРСК Центра», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ,  о  признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Ярославля (далее – Инспекция, налоговый орган) № 1022, 1023, 1024 от 25.12.2017 об отказе в возврате налога на прибыль,  и об обязании возвратить излишне уплаченный налог на прибыль организаций за 2011-2013 годы в сумме 7 680 660,00 руб.

          Заявитель  оспаривает  вывод Инспекции о пропуске  трехлетнего  срока возврата излишне уплаченного налога на прибыль  за 2011, 2012, 2013 годы, установленного статьей 78 НК РФ.  Заявитель указывает, что  не мог знать  о переплате налога на прибыль   в день уплаты налога или подачи первоначальной  налоговой декларации по налогу на прибыль за 2010 год,  о необходимости  исчисления налога на прибыль  иным образом Общество узнало после отзыва в декабре 2016г. Министерством энергетики РФ  ранее согласованных Перечней  работ по  мобилизационной  подготовке  ПАО «МРСК Центра» на 2010 год. 

          Ответчик не признал заявленные  требования,  считает, что Обществом пропущен  установленный ст.78 НК РФ трехлетний срок возврата излишне уплаченного налога.  Инспекция ссылается на вступившие в законную силу решения Арбитражного суда города Москвы  по делу № А40-173138/16-140-1495,  № А40-154249/16-107-1370с/м,  в которых суд пришел к выводу о том, что  работы  в названном Перечне  предназначены   для восстановления мощности и повышения ресурса, утерянных в результате  коммерческой деятельности Общества, а не  для содержания  мощностей и объектов, необходимых для  выполнения мобилизационного плана.  Также установлено, что у заявителя отсутствует мобилизационный план, согласованный и подтвержденный в установленном  порядке, в связи с чем отсутствовали  основания для составления  Перечней работ по мобилизационной подготовке и представления их на утверждение в Минэнерго России.  

        То обстоятельство, что  Перечень был отозван  только в 2016 году, не подтверждает обоснованность  действий заявителя, так как понесенные затраты не были направлены на  достижение мобилизационных целей.  Следовательно, несостоятельно утверждение Общества о то, что оно  узнало (или должно было узнать)  о нарушении своих прав  именно после отзыва Перечней,  поскольку Общество изначально действовало в нарушение норм  НК РФ, что установлено  вступившим в силу судебным актом, имеющим преюдициальное значение для настоящего дела  согласно  ч.2 ст.69 АПК РФ.

          Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

          11.12.2017 в адрес Инспекции были  представлены заявления ПАО «МРСК Центра»  о возврате излишне уплаченного налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта РФ,  № 39-12/4069 за 2011 год  в сумме  3 445 180руб., № 39-12/4057 за 2012 год в сумме  2 557 207руб.,  № 39-12/4078 за 2013 год в сумме  1 678 273руб.

          Решениями  от 25.12.2017 №№ 1022, 2013, 1024 Инспекцией было отказано Обществу  в возврате указанных сумм  переплаты по налогу на прибыль организаций в части  бюджета субъекта РФ, в связи с  истечение трехлетнего  срока  со дня уплаты  указанных сумм  налога (п.7 ст.78 НК РФ).

         Причиной  отказа  в возврате переплаты по налогу на прибыль организаций явились следующие обстоятельства. 

          05.09.2011 ПАО «МРСК Центра» была сдана   уточненная налоговая декларация  по налогу на прибыль за 2010 год  (корректировка № 1)  по причине  включения в налоговую базу  расходов на мобилизационную подготовку  в связи с согласованием  Министерством энергетики  РФ Перечней  работ по мобилизационной подготовке ПАО «МРСК Центра». Данная уточненная налоговая декларация была принята  Межрайонной  инспекцией ФНС России  по крупнейшим налогоплательщикам № 4.

         По заявлению  Общества  от 14.11.2011  ему был возвращен излишне уплаченный налог на прибыль за 2010 год,  в том числе в части бюджета  Ярославской области – на основании  извещения о принятом налоговым органом  решении о возврате  от 22.12.2011 № 5266   платежным поручением  от 26.12.2011  № 630.

          В декабре  2016г.  Министерством  энергетики   РФ были отозваны Перечни  работ по мобилизационной  подготовке  ПАО «МРСК Центра»  за 2010 год (далее – Перечни).  

          В связи с этим Обществом была проведена работа по  пересчету  налоговой базы  по налогу на прибыль  на день отзыва Перечней за 2010-2016 годы. 

          22.06.2017 в Межрайонную  инспекцию ФНС России  по крупнейшим налогоплательщикам № 4 была представлена уточненная налоговая декларация  по налогу на прибыль организаций  за 2010 год № 10.  В налоговую декларацию были внесены изменения по восстановлению внереализационных расходов   в виде  амортизационных отчислений  (включая амортизационную премию за 2010 год) по причине исключения из налоговой базы  расходов на мобилизационную подготовку.

         В результате внесенных корректировок  сумма налога на прибыль за 2010 год  по сравнению с предыдущим расчетом увеличилась на  207 684 178руб., в том числе  в бюджет Ярославской области -  на 15 912 323руб.,  по филиалу «Ярэнерго» уплата  произведена платежным поручением  № 74301 от 21.06.2017 на сумму 15 912 323руб.

          Исключение  расходов на  объекты мобилизационного резерва из внереализационных расходов повлекло за собой восстановление стоимости основных средств  и начисление амортизации  по указанным объектам за 2011, 2012 и 2013  годы.

         Эти действия были произведены  по аналогии с решением № 2-3-07/236дсп  от 30.06.2016 по результатам повторной  выездной  налоговой проверки  финансово-хозяйственной деятельности ПАО «МРСК Центра»  за 2011-2012 годы, проведенной ФНС России.

         В указанном решении ФНС России сказано, что  в связи с отзывом  в 2016 году  Министерством энергетики  подписанных им ранее  Перечней на  объекты,  попадающие  под мобилизационный резерв,   ПАО «МРСК Центра» в 2011, 2012 годах неправомерно единовременно  включило в состав  внереализационных расходов расходы по реконструкции, модернизации и техническому перевооружению основных средств в качестве расходов  на мобилизационную подготовку  согласно п.17 ст.265 НК РФ.  Данные расходы после отзыва Перечней  Министерства энергетики  необходимо учитывать в первоначальной стоимости основных средств и принимать  в расходы при  исчислении  налога на прибыль через амортизацию и  амортизационную премию  в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ. 

        В связи с тем, что в налоговых декларациях  по налогу на прибыль  за 2011, 2012, 2013 годы  отражены доходы и сумма налога  уплачена в бюджет,  ПАО «МРСК Центра, рассчитав амортизацию и амортизационную премию,  19.07.2017 представило в Межрайонную  инспекцию ФНС России  по крупнейшим налогоплательщикам № 4  уточненные декларации по налогу на прибыль  организаций.

        Сумма налога на прибыль к уменьшению в бюджет Ярославской области  по филиалу  «Ярэнерго» составила за 2011 год  - 3 445 180руб., за 2012 год - 2 557 207руб.,  за 2013 год - 1 678 273руб. (корректировки № 7).

         Оспариваемыми решениями  ИФНС России по Ленинскому району г.Ярославля отказала Обществу в возврате  указанных сумм переплаты по налогу на прибыль организаций по  указанным уточненным налоговым декларациям.

         По мнению заявителя,  позиция налоговых органов противоречит сложившемуся  в судебной практике толкованию  нормы п.7 ст.78 НК РФ, а также правовой позиции, изложенной в абз.2 п.79  постановления Пленума ВАС РФ  от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при  применении арбитражными судами  части первой Налогового кодекса Российской Федерации».  В силу  п.3 ст.79 НК РФ с иском  в суд налогоплательщик вправе обратиться  в течение трех лет, считая со дня,  когда он узнал или должен был узнать  о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат  оспариваемых сумм.

          О необходимости  исчисления налога на прибыль  иным образом  Общество установило из  отзыва  Министерством  энергетики РФ  ранее согласованных Перечней  работ по мобилизационной  подготовке  ПАО «МРСК Центра».

         Исследовав материалы дела и оценив доводы сторон, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

          Как следует из  материалов дела  и пояснений представителей сторон,  причиной подачи уточненных налоговых деклараций за 2011-2013 годы  явилось исправление Общество ошибок, допущенных им  при исчислении  налога на прибыль.  

          Федеральной налоговой службой Российской Федерации проведена повторная выездная налоговая проверка ПАО "МРСК Центра" за период с 01.01.2011 по 31.12.2012. По результатам проверки ФНС России вынесено Решение от 30.06.2016 N 2-3-07/23дсп об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

         Налогоплательщик в проверяемом периоде реконструировал, модернизировал и создавал объекты основных средств, затраты по которым в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах учитывались в первоначальной стоимости объектов основных средств, при этом в расходах в целях налогообложения прибыли учитывалась сумма начисленной амортизации и амортизационной премии.

         В 2013 - 2014 годах ОАО "МРСК Центра" внесены изменения в регистры налогового учета за 2011 и 2012 годы, согласно которым амортизационные отчисления и амортизационная премия исключены из расходов, связанных с производством и реализацией. Одновременно затраты по реконструкции, модернизации и техническому перевооружению основных средств учтены во внереализационных расходах в виде не подлежащих компенсации из бюджета расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) частично, но необходимых для выполнения мобилизационного плана.

         Основанием для представления уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций за 2011 и 2012 годы послужило согласование Министерством энергетики Российской Федерации 01.08.2013 и 18.12.2013 Перечней работ по мобилизационной подготовке, расходы на проведение которых не подлежат компенсации из бюджета за 2011 и 2012 годы.

          Министерство энергетики  РФ письмом  от 11.04.2016 № 1-729дсп в адрес ФНС Росси  сообщило об отзыве согласования Перечней работ по мобилизационной подготовке ПАО "МРСК Центра"   на 2011-2012 годы.

          Общество, не согласившись с  действиями Минэнерго  России,  обратилось  в Арбитражный суд  г.Москвы  с заявлением к  Минэнерго России  о признании незаконными действий,  выразившихся в отзыве  согласования перечней работ по мобилизационной подготовке, расходы на проведение которых не подлежат компенсации из бюджета за 2011 и 2012 годы.

          Решением Арбитражного суда  г.Москвы от  15.12.2016 по делу № А40-154249/16-107-1370с/м, оставленным без изменения постановлением Девятого  арбитражного апелляционного суда от 21.03.2017, Обществу было отказано  в удовлетворении заявленных требований.

         ПАО "МРСК Центра"   также обратилось в Арбитражный суд  г.Москвы  с заявлением к  Минэнерго России  о признании недействительным решения ФНС России  от 30.06.2016 № 2-3-07/23дсп по итогам  повторной выездной проверки.

          Решением   Арбитражного суда г.Москвы  от 23.05.20-17  по делу № А40-173138/16-140-1495 ПАО «МРСК Центра»  было отказано  в удовлетворении  заявленных требований в полном объеме.

          Постановлением Девятого  арбитражного апелляционного суда от 30.08.2017 и  постановлением  Арбитражного суда Московского округа от  22.11.2017  жалобы Общества  были оставлены без удовлетворения, решение суда первой инстанции – без изменения.

         В рамках дел № А40-154249/16-107-1370с/м, № А40-173138/16-140-1495 установлены обстоятельства,  связанные с формированием Перечней  работ по мобилизационной подготовке,  с их согласованием  и отзывом Минэнерго  России,  имеющие значение  для рассмотрения настоящего дела.

         Арбитражный суд г.Москвы пришел к выводу, что  работы  в названном Перечне  предназначены   для восстановления мощности и повышения ресурса, утерянных в результате  коммерческой деятельности Общества, а не  для содержания  мощностей и объектов, необходимых для  выполнения мобилизационного плана.  Также установлено, что у ПАО «МРСК Центра»  отсутствует мобилизационный план, согласованный и подтвержденный в установленном  порядке, в связи с чем отсутствовали  основания для составления  Перечней работ по мобилизационной подготовке и представления их на утверждение в Минэнерго России.

         Мобилизационный план ОАО "МРСК Центра" утвержден 26.02.2010  генеральным директором ОАО "МРСК Центра" Макаровым Е.Ф., т.е. самим Обществом, а не федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации.

          Поскольку Общество заявило льготу по  имуществу,  которое полностью занято в производственной деятельности, то спорные работы изначально  не планировались в рамках  общехозяйственной деятельности Общества, не связанной с  мобилизационной подготовкой.

          То обстоятельство, что Перечень был отозван в 2016 году,   также не подтверждает  обоснованность действий налогоплательщика,  так как  понесенные затраты   не были направлены на  достижение мобилизационных целей.

          Согласно ч.2 ст.69 АПК РФ  обстоятельства, установленные  вступившим в законную силу  судебным актом арбитражного суда по  ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь  при рассмотрении арбитражным судом  другого дела, в котором участвуют те же лица. 

          Выводы  судов по делам  № А40-154249/16-107-1370с/м, № А40-173138/16-140-1495 являются обязательными  при рассмотрении настоящего дела. 

          Из изложенного следует, что  Общество узнало о нарушении своих прав  не в связи с отзывом  Министерством энергетики Перечней работ по мобилизационной подготовке ПАО "МРСК Центра"   на 2011-2012 годы.

          ПАО "МРСК Центра"   применяло  льготу  при  отсутствии  мобилизационного задания и отсутствии мобилизационного плана.          

 Согласно  п.1 ст.247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций (далее в настоящей главе - налог) признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью в целях главы 25 НК РФ для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

В силу абз.1 п.1 ст.272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений настоящей главы, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 настоящей статьи, и определяются с учетом положений статей 318 - 320 настоящего Кодекса.

Согласно статье 285 НК РФ налоговым периодом по налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

Согласно ст.286 НК РФ по итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном настоящей статьей.

Пунктом 1 статьи 287 НК РФ  установлено, что налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период статьей 289 настоящего Кодекса.

Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период.

Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.

Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.

          В соответствии со ст.80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

         В силу п.1 ст.81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.

          При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

         Таким образом, если обнаружены неполнота отражения сведений, а также ошибки,  приводящие к  занижению суммы налога,  подлежащей уплате,  налогоплательщик обязан  представить уточненную налоговую декларацию. Представление  налоговой декларации в случае выявления  недостоверных сведений и ошибок, не приводящих к  занижению суммы налога, подлежащей уплате,  является правом налогоплательщика.

         Камеральная налоговая проверка, в соответствии со ст.88 НК РФ, проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

         Пунктом 5 статьи 88,  абзацем  вторым пункта  1 статьи 100 НК РФ  предусмотрено, что  в случае выявления нарушений законодательства  о налогах и сборах  в ходе проведения камеральной налоговой проверки  должностными лицами налогового органа должен быть составлен акт проверки по установленной форме  в течение 10 дней  после окончания  камеральной налоговой проверки.

         Установление  факта излишней уплаты  налога может быть  осуществлено налоговым органом, в том числе, в ходе камеральной налоговой проверки соответствующей налоговой декларации, срок проведения которой в соответствии со ст.88 НК РФ -  три месяца со дня представления  налогоплательщиком налоговой декларации  и документов.

         С учетом приведенных норм,  в ходе камеральной  налоговой проверки  уточненной  налоговой декларации  инспекция вправе  проверить достоверность  данные об уменьшении  суммы налога и восстановить  к уплате в бюджет  уменьшенную налогоплательщиком сумму.

 Право налогоплательщика на возврат  излишне уплаченного налога по уточненной налоговой декларации ограничивается сроками, установленными статьей 78 НК РФ.

          Согласно п.1 ст.78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

В соответствии с п.п.6, 7 ст.78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

  Скорректированные  ПАО «МРСК Центра»  доходы и расходы  отражены в уточненных  налоговых расчетах, представленных  в июле 2017г.  по истечении трехлетнего срока со дня  уплаты  налога.  Заявление о возврате  излишне уплаченного  налога  за 2011, 2012,  2-13 годы  также подано  с истечением трехлетнего срока со дня уплаты налога – 19.07.2017.

 Таким образом, поскольку  излишняя уплата налога образовалась  вследствие  необоснованного применения Обществом льготы  при отсутствии мобилизационного задания и мобилизационного плана, то  в данном случае должны применяться сроки по возврату  излишне уплаченного налога, установленные  ст.78 НК РФ, то есть со дня уплаты  налога.

           На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Судья

Розова Н.А.