г. Иваново дело № А-17-6132/2008
11 ноября 2008 года
(дата оглашения резолютивной части решения)
12 ноября 2008 года
(дата изготовления решения в полном объеме)
Судья Арбитражного суда Ивановской области Калиничева М.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Павлычевой И.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению ООО «Жилищно-строительная компания»
об оспаривании Постановления о назначении административного наказания № 5-3-П/08 от 24.09.2008 года, вынесенного Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области,
при участии в заседании:
- от заявителя - Ламакин А.А. по доверенности от 05.06.2008 года,
- от Департамента строительства и архитектуры Ивановской области – Морозов М.В. по доверенности от 30.07.2008 года, Воеводин А.А. по доверенности от 20.10.2008 года,
установил:
ООО «Жилищно-строительная компания» (далее ООО «ЖСК», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением об оспаривании Постановления о назначении административного наказания № 5-3-П/08 от 24.09.2008 года, вынесенного первым заместителем начальника Департамента строительства и архитектуры Ивановской области (далее Департамент), которым ООО «ЖСК» привлечено к административной ответственности по ч.2 ст. 14.28 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 300 000 руб.
В обоснование заявленных требований ООО «ЖСК» указало на пропуск Департаментом срока давности привлечения к административной ответственности пояснив, что пунктом 2 статьи 19 Закона Российской Федерации от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закона N 214-ФЗ) установлен срок опубликования застройщиком проектной декларации. ООО «ЖСК» опубликовало проектную декларацию 1 февраля 2006 года. По мнению заявителя, срок давности привлечения к административной ответственности в данном случае начинает течь с момента опубликования проектной декларации, а правонарушение не является длящимся. ООО «ЖСК» также указало, что Департамент при рассмотрении дела об административном правонарушении не учел характера совершенного правонарушения и сделал неправомерный вывод об отсутствии оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ. Заявитель пояснил, что отсутствие в опубликованной в сети Интернет проектной декларации ряда сведений не представляло существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, так как способ обеспечения исполнения обязательств застройщика по договору долевого участия в строительстве закреплен п.1 ст. 13 Закона № 214-ФЗ. Отсутствие в проектной декларации информации, предусмотренной п.12 ч.1 ст. 21 Закона № 214-ФЗ, связано с отсутствием в данной норме разъяснения понятия «иные договоры и сделки». Заявитель также указал, что на дату вынесения оспариваемого Постановления многоквартирный жилой дом введен в эксплуатацию; большинству участников долевого строительства квартиры переданы по актам приема-передачи; ни один из дольщиков не обратился в суд с заявлением о признании сделки недействительной, как совершенной под влиянием заблуждения.
Административный орган считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, пояснив, что за нарушение законодательства Российской Федерации об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости срок давности составляет один год. Совершенное ООО «ЖСК» административное правонарушение является длящимся, так как в данном случае имеет место длительное, непрекращающееся ненадлежащее выполнение обязанности по размещению проектной декларации. Довод заявителя о том, что правонарушение окончено в момента размещения проектной декларации Департамент считает несостоятельным, пояснив, что ООО «ЖСК» привлечено к ответственности не по факту невыполнения в установленный срок обязанности по опубликованию проектной декларации, а за размещение в сети «Интернет» проектной декларации, содержащей неполную информацию. Довод заявителя о малозначительности совершенного правонарушения Департамент отклонил, указав, что значительный промежуток времени участники долевого строительства и иные заинтересованные лица были лишены возможности всесторонне и в полном объеме знакомиться с информацией, содержащейся в проектной документации.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, заслушав лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
ООО "ЖСК", являясь застройщиком, осуществляло деятельность по строительству многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями, расположенного в г. Иваново на пересечении ул. Велижская-Лежневская. ООО «ЖСК» привлекало денежные средства граждан для строительства вышеназванного объекта недвижимости на основании договоров долевого участия.
В период с 4 по 8 сентября 2008 года Департаментом проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований нормативных документов в области долевого строительства в отношении ООО «ЖСК». В ходе проверки Департамент установил, что размещенная ООО «ЖСК» на сайте www.ooojsk.ru проектная декларация на многоквартирный жилой дом на пересечении ул. Велижская-Лежневская не содержит всей необходимой информации о проекте строительства, предусмотренной ст. 21 Закона Российской Федерации от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», а именно:
-о планируемой стоимости строительства многоквартирного дома (подпункт 9.1. пункта 9 части 1 ст. 21 Закона № 214 ФЗ);
-о способе обеспечения исполнения обязательств застройщика по договору (пункт 11 части 1 ст. 21 Закона№ 214-ФЗ);
-об иных договорах и сделках на основании которых привлекаются денежные средства для строительства (создания) многоквартирного дома, за исключением привлечения денежных средств на основании договоров участия в долевом строительстве (пункт 12 части 1 ст. 21 Закона № 214-ФЗ)
19 сентября 2008 года по выявленным в ходе проверки фактам заместителем начальника Департамента в отношении ООО «ЖСК» составлен протокол об административном правонарушении № 5П-ВП/08 по части 2 ст. 14.28 КоАП РФ.
24 сентября 2008 года на основании протокола об административном правонарушении и иных материалов административного дела Департаментом вынесено Постановление № 5-3-П/08, которым ООО «ЖСК» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.28 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 300 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, ООО "ЖСК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 и части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан для строительства (создания) многоквартирного дома с принятием на себя обязательств, после исполнения которых у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, регулируются названным Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 19 и частью 2 статьи 19 Федерального закона N 214-ФЗ от 30.12.2004, проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и информацию о проекте строительства.
Проектная декларация опубликовывается застройщиком в средствах массовой информации и (или) размещается в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети "Интернет") не позднее чем за четырнадцать дней до дня заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства, а также представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и в указанный в части 1 статьи 23 названного Федерального закона контролирующий орган.
Согласно статье 21 Федерального закона N 214-ФЗ от 30.12.2004 информация о проекте строительства должна соответствовать проектной документации и содержать информацию: о планируемой стоимости строительства многоквартирного дома (подпункт 9.1 пункта 9 части 1 статьи 21); об иных договорах и сделках, на основании которых привлекаются денежные средства для строительства (создания) многоквартирного дома, за исключением привлечения денежных средств на основании договоров (пункт 12 части 1 статьи 21); о способе обеспечения исполнения обязательств застройщика по договору (пункт 11 части 1 статьи 21).
Как следует из пояснений заявителя, ООО «ЖСК» осуществило размещение на сайте www.ooojsk.ru проектной декларации на многоквартирный жилой дом на пересечении ул. Велижская-Лежневская 01.02.2006 года. Данный факт подтверждается представленным заявителем договором на оказание информационных услуг по регистрации домена от 01.02.2006 года и справкой исполнителя по договору - ООО «Альянс» В ходе проверки административный орган, установив факт наличия на сайте www.ooojsk.ru проектной декларации, каких либо обстоятельств, свидетельствующих о ее несвоевременном размещении не выявил, доказательств, опровергающих довод заявителя о дате размещения информации (01.02.2006 года) не представил.
При данных обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия, образующие объективную сторону вменяемого Обществу административного правонарушения, выразившиеся в размещении в сети Интернет неполной проектной декларации, были совершены Обществом 01.02.2006 года.
В соответствии со статьей 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства РФ об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).
Совершенное Обществом правонарушение связано с совершением конкретных действий по размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования проектной декларации, содержащей неполную информацию, которые как установлено выше были совершены 01.02.2006 года. Правонарушение считается оконченным с указанной даты.
Довод административного органа о том, что в отличии от правонарушения, связанного с несвоевременным опубликованием и (или) размещением проектной декларации, которое является оконченным в момент наступления соответствующего срока, правонарушение, связанное с размещением неполной информации, носит длящийся характер суд отклоняет. Не размещение информации, равно как и размещение неполной информации, являются действием (бездействием), связанным с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязанности по размещению информации. Соответственно, порядок исчисления срока давности привлечения к ответственности за данные правонарушения, соотносящиеся как общее и частное (полное не размещение информации и не размещение части информации), исчисляется с конкретной даты - даты наступления срока исполнения обязанности (даты ненадлежащего исполнения обязанности) и как длительное, непрекращающееся, ненадлежащее выполнение обязанности рассматриваться не может.
Согласно статье 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административных правонарушениях. В соответствии с абзацем четвертым пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение . . . об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).
Вопрос о государственной пошлине судом не рассматривался, так как в соответствии со статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
На основании вышеизложенного, руководствуясь 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1. Требования ООО «Жилищно-строительная компания» удовлетворить.
2. Постановление о назначении административного наказания № 5-3-П/08 от 24.09.2008 года, вынесенное первым заместителем начальника Департамента строительства и архитектуры Ивановской области, признать незаконным и отменить полностью.
3. Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом РФ.