9064/2023-19889(2)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-36263/2022
г. Нижний Новгород 08 февраля 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена 01 февраля 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 08 февраля 2023 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Вершининой Екатерины Игоревны (шифр дела 56-689), при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Серебряковой О.В., рассмотрел в открытом судебном заседании заявление Администрации Лукояновского муниципального округа Нижегородской области о признании незаконным решения Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области от 10.11.2022 № Сл-331-810031/22, об обязании Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области после вступления в законную силу решения суда в установленном действующем законодательством Российской Федерации порядке принять все необходимые меры по исключению из государственного лесного реестра сведений о наличии на территории Лукояновского муниципального района Нижегородской области городских лесов площадью 223 га,
в отсутствие сторон при их надлежащем извещении,
установил: в Арбитражный суд Нижегородской области обратилась Администрация Лукояновского муниципального района Нижегородской области (далее - заявитель, Администрация) с заявлением, содержащим указанное выше требование.
Определением от 23.01.2023 произведена замена заявителя на правопреемника Администрацию Лукояновского муниципального округа Нижегородской области.
В обоснование заявленного требования Администрация ссылается на составленный при участии представителя Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области (далее – Министерство) Акт натурного обследования от 17.10.2022, согласно которому на территории р.п. им.Степана Разина Лукояновского муниципального округа городские леса отсутствуют. По мнению заявителя, данное обстоятельство свидетельствует о том, что у министерства имеются основания для внесения изменений в документированную информацию ГЛР в части исключения из ГЛР сведений о наличии на территории Лукояновского муниципального округа городских лесов площадью 223 га.
Подробно позиция заявителя изложена в заявлении.
Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области (далее - Министерство) полагает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, оспариваемое решение считает законным и обоснованным ввиду несоответствия акта натурного обследования требованиям утвержденного приказом Минприроды России от 27.07.2020 № 491 Порядка ведения государственного лесного реестра (далее – Порядок № 491). Кроме того, отмечает, что изменение границ городских лесов в соответствии с требованиями постановления Правительства № 1755, статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляется в рамках принятии соответствующих решений о переводе земельных участков в категорию земель и документов градостроительного зонирования.
Подробно позиция Министерства изложена в отзыве на заявление.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, от Министерства поступило ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя. В соответствии со статьей 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон при их надлежащем извещении.
Изучив материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 09.11.2022 Администрация обратилась в Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области с заявлением об исключении из государственного лесного реестра сведений о городских лесах площадью 223 га на территории Лукояновского муниципального района Нижегородской области.
Решением, формализованным в письме от 10.11.2022 № Сл-331-810031/22, Министерство отказало Администрации в исключении сведений из документированной информации государственного лесного реестра в связи с отсутствием оснований (л.д. 9).
Изложенные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый
акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 9 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 2.1 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пунктам 12, 13 приказа Минприроды России от 27.07.2020 № 491 "Об утверждении Порядка ведения государственного лесного реестра" изменение документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр, осуществляется на основании решения уполномоченного органа, осуществляющего ведение государственного лесного реестра, в случаях: выявления несоответствия документированной информации о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков, содержащейся в государственном лесном реестре, их фактическому состоянию; обнаружения ошибки уполномоченным органом, осуществляющим ведение государственного лесного реестра, поступления в указанный уполномоченный орган заявления об ошибке от лиц и органов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, или решения суда об устранении ошибки, вступившего в законную силу.
Уполномоченный орган, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, посредством внесения изменений в соответствии с пунктом 12 настоящего Порядка, осуществляет исключение сведений из документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр, путем внесения соответствующих изменений в соответствии с пунктом 12 настоящего Порядка, в случаях, предусмотренных частями 6, 7 статьи 4.6 Федерального закона от 01.12.2006 № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Одним из документов, являющихся основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, согласно пункту 2.1 приказ Минприроды России от 11.11.2013 № 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" является акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (форма 3), который составляется в случае выявления несоответствия документированной информации о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков, содержащейся в государственном лесном реестре, их фактическому состоянию (пункт 4.3).
Подпунктом "б" пункта 2 "Перечня поручений по итогам пленарного заседания Общероссийского народного фронта "Форум действий", утвержденного Президентом Российской Федерации 28.12.2016 N Пр-2563, установлено обеспечить установление границ лесов, расположенных на землях населенных пунктов, и внесение в Единый
государственный реестр недвижимости (в том числе в реестр границ) сведений о таких лесах.
На основании Распоряжения администрации Лукояновского муниципального района Нижегородской области от 16.12.2021 № 298-р создана рабочая группа по обследованию и инвентаризации земельных участков, занятых лесами (л.д. 39-41).
Рабочей группой проведено натурное обследование земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов Лукояновского муниципального района Нижегородской области на предмет наличия разночтений в данных государственного лесного фонда и натуральных характеристик лесных участков, в рамках исполнения подпункта "б" пункта 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации 28.12.2016 N Пр-2563.
По результатам обследования установлено отсутствие городских лесов на территории рабочего поселка им.Степана Разина Лукояновского муниципального района на площади 223 га. В населенном пункте имеются только парки, скверы и аллеи, входящие в зону рекреационного назначения.
Результаты обследования отражены в Акте натурального обследования земельных участков, занятыми лесами от 17.10.2022 (л.д. 12-13).
В состав рабочей группы входил, в том числе, руководитель Разинского районного лесничества.
Акт натурного обследования от 17.10.2022 подписан представителем без замечаний и возражений.
Таким образом, в результате обследования территории рабочего поселка им.Степана Разина Лукояновского муниципального района, проведенного с участием представителя Министерства, установлено отсутствие на территории рабочего поселка городских лесов площадью 223 га.
Учитывая изложенное, в рамках реализации полномочий по ведению государственного лесного реестра, внесению в него актуальных изменений, исполнения поручения Президента Российской Федерации, у Министерства имелись основания для внесения изменений в документированную информацию ГЛР в части исключения из ГЛР сведений о наличии на территории рабочего поселка им.Степана Разина Лукояновского муниципального района городских лесов площадью 223 га.
Министерство необоснованно отказало администрации в исключении сведений из документированной информации государственного лесного реестра в части исключения из ГЛР сведений о наличии на территории рабочего поселка им.Степана Разина Лукояновского муниципального округа городских лесов площадью 223 га.
Довод Министерства о несоблюдении формы акты натурного обследования требованиям Порядка № 496 суд полагает не свидетельствующим о законности оспариваемого решения, поскольку указанный акт составлен при участии представителя Министерства, установленные актом обстоятельства Министерством не опровергнуты.
Ссылку Министерства на положения статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации суд полагает несостоятельной ввиду установленной статьей 91 Лесного кодекса Российской Федерации, Порядком № 496 специальной процедуры внесения изменений в государственный лесной реестр.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленного Администрацией требования ввиду несоответствия оспариваемого решения требованиям статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденного Президентом Российской
Федерации 28.12.2016 N Пр-2563 Перечня поручений, а также допущенного нарушения прав и законных интересов Администрации.
Аналогичный вывод содержится в постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2022 по делу N А43-7901/2022.
Подпункт 3 пункта 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, о б отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
По смыслу этой нормы суд самостоятельно определяет необходимые действия, которые нужно произвести с целью устранения нарушений прав лица, обратившегося с заявлением, и разумный срок для их выполнения.
В силу пункта 2 статьи 2 Закона Нижегородской области от 04.05.2022 N 52-З "О преобразовании муниципальных образований Лукояновского муниципального района Нижегородской области" рабочий поселок им. Степана Разина входит в состав территории Лукояновского муниципального округа Нижегородской области.
В связи с чем, удовлетворяя рассматриваемое требование, суд считает необходимым в целях окончательного урегулирования спорной ситуации в качестве правовосстановительной меры обязать Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области в течение одного месяца с даты вступления настоящего решения в законную силу устранить нарушения прав и законных интересов администрации Лукояновского муниципального округа Нижегородской области путем принятия в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, необходимых решений и мер, направленных на исключение из Государственного лесного реестра сведений нахождении на территории Лукояновского муниципального округа Нижегородской области городских лесов площадью 223 га.
В силу части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается, поскольку и заявитель, и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
признать незаконным решение Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области от 10.11.2022 № Сл-331-810031/22 об отказе в исключении сведений из документированной информации Государственного лесного реестра, и обязать Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области в течение одного месяца с даты вступления настоящего решения в законную силу устранить нарушения прав и законных интересов администрации Лукояновского муниципального округа Нижегородской области путем принятия в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, необходимых решений и мер, направленных на исключение из Государственного лесного реестра сведений нахождении на территории Лукояновского муниципального округа Нижегородской области городских лесов площадью 223 га.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия решения.
Текст решения будет направлен участникам процесса посредством его размещения на
Электронная подпись сформирована некорректно. Подпись
официальном сайтен е асрообтивтертсатжвунеот гфоа йлсуу дилаи пво дпиинсфанонрымйа фцаийолн бныол- итземлеенкёонммуникационной сети "Интернет". Данные ЭП:Удостоверяющий центр Федеральное казначейство
Судья Д а т а 2 1 . 0 1 .2 0 2 2 9 :2 2 : 2 2 Е.И.Вершинина
Кому выдана Вершинина Екатерина Игоревна