НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Владимирской области от 30.09.2010 № А11-2831/2010

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 14

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владимир

Дело № А11-2831/2010

30 сентября 2010 года

Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи И.В. Кашликова, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.А. Илюхиной, рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Диагностика систем трубопроводов", г. Омск, к Департаменту здравоохранения администрации Владимирской области, г. Владимир, к государственному учреждению здравоохранения Владимирской области "Областная детская клиническая больница", г. Владимир, о взыскании 240 151 руб.,

при участии представителей:

от истца – Косинской О.А. (доверенность от 26.03.2010 № 24, сроком действия один год),

от ответчика (Департамента здравоохранения администрации Владимирской области) – Иващевой М.А. (доверенность от 30.12.2009 № 73, сроком действия по 31.12.2010),

от ответчика (ГУЗ Владимирской области "ОДКБ") – Курникова Г.С. (доверенность от 10.08.2010 № 01-14/3125, сроком действия шесть месяцев),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Диагностика систем трубопроводов", г. Омск (далее – ООО "ДСТ"), обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском о взыскании с Департамента здравоохранения администрации Владимирской области, г. Владимир (далее – Департамент здравоохранения), задолженности за выполненные работы в размере 240 151 руб.

Определением от 16.06.2010 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено государственное учреждение здравоохранения Владимирской области "Областная детская клиническая больница", г. Владимир (далее – ГУЗ ВО "ОДКБ").

Истец представил заявление об уточнении исковых требований от 01.09.2010 без номера, в соответствии с которым просит взыскать солидарно с Департамента здравоохранения и ГУЗ ВО "ОДКБ" задолженность за оказанные услуги в размере 240 151 руб.

Поскольку в силу статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований, отказаться от иска полностью или частично, арбитражный суд принимает указанное уточнение как не противоречащее закону и не нарушающее права других лиц.

Дело подлежит рассмотрению исходя из представленного уточнения.

Департамент здравоохранения и ГУЗ ВО "ОДКБ" уточненные исковые требования не признали по основаниям, изложенным в отзывах от 27.092010 без номера и от 28.09.2010 № 01-14/3265, соответственно.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы и пояснения представителей сторон, арбитражный суд установил следующее.

Департаментом здравоохранения была размещена информация о проведении запроса котировок цен на оказание услуг по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда для нужд ГУЗ ВО "ОДКБ" с проектом государственного контракта.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 13.10.2009 № 272 победителем в проведении запроса котировок было признано ООО "ДСТ".

Протоколом определены объем оказываемых услуг (113 рабочих мест), требования к техническим характеристикам оказываемых услуг, указано место оказания услуг: ГУЗ ВО "ОДКБ", 600016, г. Владимир, ул. Добросельская, 34.

Указанным Протоколом также установлены требования к качеству оказываемых услуг в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ № 569 от 31.08.2007 "Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда", в том числе необходимость согласования результатов аттестации рабочих мест с аттестационной комиссией ГУЗ ВО "ОДКБ" и в Департаменте по труду и занятости администрации Владимирской области.

Между Департаментом здравоохранения администрации Владимирской области (Заказчик) и ООО "Диагностика систем трубопроводов" (Исполнитель) заключен государственный контракт от 27.10.2009 № 841 на оказание услуг для государственных нужд Владимирской области (далее – государственный контракт), согласно пункту 1.1 которого Исполнитель обязался оказать Заказчику или по его указанию государственному учреждению здравоохранения Владимирской области "Областная детская клиническая больница" (Получатель услуг), а Заказчик обязался обеспечить оплату Получателем оказания услуг по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - услуги).

В силу пункта 1.2 государственного контракта он заключен по результатам торгов на право заключить государственный контракт на оказание услуг для государственных нужд Владимирской области и договор на оказание услуг, заключенный между Поставщиком и Получателем услуг, является основанием для финансирования оплаты за поставленный товар.

Согласно пункту 2.1 государственного контракта его цена составляет 240 151 руб.

В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 государственного контракта сроки оказания услуг – с момента заключения государственного контракта в 4 квартале 2009 года, но не позднее 25.12.2009; количество и качество оказываемых услуг определяются согласованным сторонами календарным планом (Приложение № 1).

Приложением № 1 к государственному контракту от 27.10.2009 № 841, подписанным Заказчиком и Исполнителем, согласован Календарный план оказания услуг, в котором определены наименования рабочих мест, их количество, срок проведения аттестации.

В силу пункта 3.3 государственного контракта услуги считаются оказанными Исполнителем и принятыми Заказчиком с момента подписания акта сдачи-приемки выполненных услуг.

Пунктом 4.1 государственного контракта установлено, что приемка оказанных услуг осуществляется Получателем услуг (ГУЗ ВО "ОДКБ") в сроки определенные договором. При приемке услуг Получатель: проверяет соответствие оказываемых услуг по объему и качеству требованиям, установленным государственным контрактом, а также сведениями, указанным в транспортных и сопроводительных документах (пункт 4.1.1); проводит анализ отчетных документов и материалов, представленных Исполнителем на предмет соответствия их оформления требованиям законодательства Российской Федерации и условиям государственного контракта, проверяет комплектность и количество экземпляров представленной документации (пункт 4.1.2); при необходимости запрашивает от Исполнителя недостающие документы и материалы, а также получает разъяснения по представленным документам и материалам (пункт 4.1.3); при выявлении несоответствий или недостатков услуг, препятствующих их приемке в целом или отдельного этапа незамедлительно оформляет акт, перечисляющий недостатки и устанавливающий сроки их устранения, при устранении недостатков оформляет акт устранения недостатков (пункт 4.1.4); осуществляет иные действия для всесторонней оценки (проверки) соответствия услуг условиям государственного контракта и требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4.1.5).

Согласно пункту 4.2 государственного контракта по результатам приемки услуг в целом или отдельного этапа оформляется акт сдачи-приемки выполненных услуг.

Пунктом 5.1 государственного контракта установлено, что с момента оказания услуг Исполнитель выставляет Получателю услуг счет об оплате фактически оказанных услуг, с учетом суммы НДС и других налогов.

Расчет может осуществляться платежным поручением Заказчика или иным способом, установленным законодательством Российской Федерации. Заказчик обязан обеспечить оплату по факту оказания услуг в течение 10 банковских дней с даты получения акта оказанных услуг, оформленного в соответствии с требованиями бухгалтерского учета (пункты 5.2, 5.3 государственного контракта).

Письмом от 27.10.2009 № ДЗ-75556-01-10 Департамент здравоохранения направил в адрес ГУЗ ВО "ОДКБ" и ООО "ДСТ" извещение о прикреплении Получателя услуг к Исполнителю, в котором указаны Заказчик, Исполнитель и Получатель услуг, цена контракта, наименование услуг, срок исполнения, дано указание в течение 10 дней с момента заключения государственного контракта заключить договор на оказание услуг.

Договор на оказание услуг между ГУЗ ВО "ОДКБ" и ООО "ДСТ" заключен не был.

ООО "ДСТ" выполнило услуги по государственному контракту, письмом от 21.12.2009 № 586 направило в адрес ГУЗ ВО "ОДКБ" материалы по аттестации рабочих мест по условиям труда, выполненные в соответствии с государственным контрактом от 27.10.2009 № 841, технический акт передачи документации, акт приемки оказанных услуг № 00000127 от 21.12.2009, счет № 164 от 21.12.2009.

ГУЗ ВО "ОДКБ" отказалось принять оказанные услуги, мотивируя свой отказ тем, что между Получателем услуг и Исполнителем отсутствуют договорные отношения.

Истец в письме от 28.12.2009 № 603 известил Департамент здравоохранения об отказе ГУЗ ВО "ОДКБ" от принятия оказанных услуг, указал на то, что в соответствии с пунктом 5.3 государственного контракта Заказчик обязан обеспечить оплату оказанных услуг в течение 10 банковских дней с даты получения оказанных услуг, на основании чего ООО "ДСТ" просило подписать акт оказанных услуг и обеспечить оплату по государственному контракту.

Поскольку Департамент здравоохранения не ответил на заявленные требования, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Проанализировав представленные доказательства, арбитражный суд считает иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению исходя из следующего.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. В случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.

На основании пункта 1 статьи 313 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. В этом случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом.

Пунктом 1 статьи 322 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с положениями статьи 313 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 4.1, 4.2 государственного контракта обязанность Департамента здравоохранения по приемке оказанных услуг возложена на ГУЗ ВО "ОДКБ".

Получатель услуг должен был выполнить все действия, предусмотренные пунктами 4.1.1 – 4.1.5 государственного контракта. В том числе, в силу Протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок от 13.10.2009 № 272 (пункт 3 таблицы – Требования к качеству оказываемых услуг), пункта 4.1.5 государственного контракта ГУЗ ВО "ОДКБ" должно было провести согласование результатов аттестации рабочих мест созданной для этих целей аттестационной комиссией.

ООО "ДСТ" направило в адрес ГУЗ ВО "ОДКБ" и Департамента здравоохранения материалы по аттестации рабочих мест по условиям труда, выполненные в соответствии с государственным контрактом от 27.10.2009 № 841.

При этом доказательств создания аттестационной комиссии ГУЗ ВО "ОДКБ", ее работы, заключение аттестационной комиссии по результатам проверки в материалы дела не представлено.

Ответчиками также не представлены замечания по существу в отношении переданных истцом материалов по аттестации рабочих мест по условиям труда.

Приказом Минздравсоцразвития от 31.08.2007 № 569 утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее Порядок проведения аттестации). Согласно пункту 45 Порядка проведения аттестации результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов, содержащего: 1) приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе Аттестующей организации (при необходимости); 2) перечень рабочих мест организации, подлежащих аттестации рабочих мест по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда согласно приложению № 1 к Порядку; 3) копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда Аттестующей организацией (в случае ее привлечения); 4) карты аттестации рабочих мест по условиям труда согласно приложению № 2 к Порядку с протоколами измерений и оценок условий труда; 5) ведомости рабочих мест (РМ) подразделений и результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда согласно приложениям № 6 и № 7 к Порядку; 6) план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации согласно приложению № 8 к Порядку; 7) протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда согласно приложению № 9 к Порядку; 8) приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов.

Пунктом 46 Порядка проведения аттестации предусмотрено, что после проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет: перечень рабочих мест (приложение № 1), ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение № 6) и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение № 7), включая информацию согласно приложению № 10 к настоящему Порядку, в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права).

Протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок от 13.10.2009 № 272 (пункт 3 таблицы – Требования к качеству оказываемых услуг) установлена необходимость согласования результатов аттестации рабочих мест в Департаменте по труду и занятости администрации Владимирской области.

В силу положений законодательства, данная обязанность возложена на работодателя – ГУЗ ВО "ОДКБ". При этом в материалы дела не представлено доказательств предоставления Получателем услуг Исполнителю какого-либо письменного уполномочия действовать от его имени при согласовании результатов аттестации рабочих мест в Департаменте по труду и занятости администрации Владимирской области.

Таким образом, истец оказал услуги по государственному контракту в полном объеме, которые соответствуют требованиям к техническим характеристикам и качеству оказываемых услуг. Оказанные услуги подлежат оплате.

Поскольку договор на оказание услуг между ГУЗ ВО "ОДКБ" и ООО "ДСТ" не заключен, обязательства по оплате оказанных услуг возникли только из государственного контракта.

Пунктами 5.2, 5.3 государственного контракта предусмотрена обязанность Департамента здравоохранения произвести оплату услуг, установлены сроки ее проведения.

При этом доказательств перечисления Департаментом здравоохранения денежных средств ГУЗ ВО "ОДКБ", предназначенных для оплаты оказанных ООО "ДСТ" услуг, в материалы дела не представлено.

В силу закона солидарность обязанности по оплате оказанной услуги возникает в случае, если она прямо предусмотрена договором или установлена законом.

Ни государственным контрактом от 27.10.2009 № 841, ни иной сделкой не предусмотрена солидарная обязанность Заказчика и Получателя услуг по солидарной оплате оказанных услуг. Федеральным законом такой обязанности также не установлено.

При таких обстоятельствах исковые требования ООО "ДСТ" к ГУЗ ВО "ОДКБ" удовлетворению не подлежат. С Департамента здравоохранения в пользу ООО "ДСТ" подлежит взысканию 240 151 руб. долга.

В заявлении об уточнении исковых требований от 01.09.2010 ООО "ДСТ" просит взыскать с ответчиков понесенные расходы на оплату услуг представителя в размере 90 000 руб., в обоснование чего представил договор возмездного оказании юридических услуг от 01.04.2010 без номера, акт приемки оказанных услуг от 30.06.2010 без номера, платежные поручения от 14.05.2010 № 346, от 11.06.2010 № 427, от 18.08.2010 № 590, приказ от 02.03.2009 № 5/кс, трудовой договор от 02.03.2009.

В соответствии с частью 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит на Департамент здравоохранениярасходы на оплату услуг представителя ООО "ДСТ" в сумме 60 000 руб. При этом арбитражный суд исходит из того, что указанные расходы взыскиваются в разумных пределах, с учетом сложившихся в регионе цен на оплату юридических услуг, продолжительности рассмотрения и сложности дела, удовлетворенных исковых требований.

На основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине в сумме 9 803 руб. 02 коп. относятся на Департамент здравоохранения.

Руководствуясь статьями 102, 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.

Взыскать с Департамента здравоохранения администрации Владимирской области, г. Владимир, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Диагностика систем трубопроводов", г. Омск, долг в сумме 240 151 (двести сорок тысяч сто пятьдесят один) руб., государственную пошлину в сумме 9 803 (девять тысяч восемьсот три) руб. 02 коп., расходы на представителя в сумме 60 000 (шестьдесят тысяч) руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

2.

В иске к государственному учреждению здравоохранения Владимирской области "Областная детская клиническая больница", г. Владимир, отказать.

3.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца с момента его принятия.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.

Судья

И.В. Кашликов