НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Владимирской области от 26.04.2017 № А11-12128/16

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, 14

http://www.vladimir.arbitr.ru; http://www.my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владимир

26 апреля 2017 года                                                                            Дело № А11-12128/2016

Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Степановой Р.К.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания              Кабициной Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Федерального государственного унитарного предприятия "Ресурс" (600014, г. Владимир,                              ул. Поселок РТС, д. 2, ОГРН 1025004710390, ИНН 5036009849)

об обязании инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Владимира (600005, г. Владимир, ул. 1 Коллективный проезд, д. 2А, ОГРН 1043302100555, ИНН 3328009708) зачесть излишне уплаченную сумму пени по налогу на имущество в размере 265 336 руб. 12 коп. в счет погашения недоимки по:

-налогу на имущество КБК 18210602010020000110 ОКТМО 46605000 в сумме 53 528 руб. 41 коп.;

-пени по налогу на имущество КБК 18210602010020000110 ОКТМО 46605000 в сумме 31 411 руб. 70 коп.;

-налогу на имущество КБК 18210602010020000110 ОКТМО 75759000 в сумме 114 630 руб.;

-пени по налогу на имущество КБК 18210602010020000110 ОКТМО 75759000 в сумме 14 567 руб. 51 коп.;

-налогу на доходы физических лиц КБК 18210102010010000110                         ОКТМО 17701000 в сумме 51 198 руб. 50 коп.,

при участии представителей:

от Федерального государственного унитарного предприятия "Ресурс": не явился, надлежащим образом извещен,

от инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Владимира: Рыбкиной М.А. (по доверенности от 10.01.2017 № 03-11-01/00090 сроком действия по 31.12.2017),

установил.

Федеральное государственное унитарное предприятие "Ресурс" (далее –               ФГУП "Ресурс") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением от 23.12.2016, в котором просит обязать инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Владимира (далее – ИФНС по Октябрьскому району г. Владимира) зачесть излишне уплаченную суммы пени по налогу на имущество в размере 265 336 руб. 12 коп. в счет погашения недоимки по: налогу на имущество КБК 18210602010020000110 ОКТМО 46605000 в сумме 53 528 руб. 41 коп.; пени по налогу на имущество КБК 18210602010020000110 ОКТМО 46605000 в сумме                                   31 411 руб. 70 коп.; налогу на имущество КБК 18210602010020000110                             ОКТМО 75759000 в сумме 114 630 руб.; пени по налогу на имущество                              КБК 18210602010020000110 ОКТМО 75759000 в сумме 14 567 руб. 51 коп.; налогу на доходы физических лиц КБК 18210102010010000110 ОКТМО 17701000 в сумме                  51 198 руб. 50 коп.

ФГУП "Ресурс" представило в материалы дела уточнение от 14.04.2017, в котором просит обязатьИФНС по Октябрьскому району г. Владимира зачесть                ФГУП "Ресурс" излишне уплаченные суммы пени по налогу на имущество в размере 265 336 руб. 12 коп. в счет погашения недоимки по: налогу на добавленную стоимость КБК 18210301000010000110 ОКТМО 17701000 в сумме 43 383 руб.; налогу на имущество КБК 18210602010020000110 ОКТМО 46605001 в сумме                                   53 528 руб.  41 коп.; пени по налогу на имущество КБК 18210602010020000110 ОКТМО 46605001 в сумме 34 052 руб. 59 коп.; налогу на имущество КБК 18210602010020000110 ОКТМО 75759000 в сумме 114 630 рублей; пени по налогу на имущество КБК 18210602010020000110 ОКТМО 75759000 в сумме                                   19 742 руб. 12 коп.

Рассмотрев данное уточнение, арбитражный суд счел возможным его принять. Указанные обстоятельства в соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для рассмотрения заявления ФГУП "Ресурс" исходя из представленного уточнения.

В обоснование заявленного требования ФГУП "Ресурс" указывает, что сведения о переплате пени по налогу на имущество стали известны ему только при получении справки об оперативном анализе налоговых обязательство 25.12.2013.

Ссылаясь на пункт 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, заявитель указывает, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. Однако в адрес ФГУП "Ресурс" извещений об обнаружении фактов, свидетельствующих о переплате пени по налогу на имущество, от налогового органа не поступало.

ИФНС по Октябрьскому району г. Владимира представила в материалы дела отзыв от 18.01.2017 № 03-11-01/00577, дополнение к отзыву от 24.04.2017 № 03-11-01/285, в которых указала на необоснованность заявленного ФГУП "Ресурс" требования, пропуск срока исковой давности.

Представитель ИФНС по Октябрьскому району г. Владимира в заседании суда поддержал изложенную в отзыве, в дополнении к отзыву позицию.

Проанализировав доводы участвующего в судебном заседании лица, а также представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 07.12.2016 ФГУП "Ресурс" обратилось в налоговый орган с заявлением о зачете излишне уплаченной суммы пени по налогу на имущество в сумме 265 336 руб. 12 коп.

Решением ИФНС по Октябрьскому району г. Владимира от 20.12.2016 № 7850 отказано ФГУП "Ресурс" в осуществлении возврата переплаты, поскольку исходя из пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации право налогоплательщика на возврат суммы излишне уплаченного налога ограничено тремя годами со дня уплаты указанной суммы.

ФГУП "Ресурс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением об обязании налогового органа возвратить сумму излишне уплаченной суммы пени по налогу на имущество в сумме 265 336 руб. 12 коп.

Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела документы, арбитражный суд считает заявление ФГУП "Ресурс"  подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов в порядке, предусмотренном Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Согласно пункту 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации                    от 21.06.2001 № 173-О пропуск данного срока не препятствует обращению в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского иска или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Пунктом 3 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

В пункте 79 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при проверке соблюдения налогоплательщиком срока на обращение в суд с иском о возврате излишне уплаченных сумм налога, пеней, штрафа судам необходимо учитывать, что пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации определены продолжительность и порядок исчисления срока для подачи соответствующего заявления в налоговый орган. В то же время применительно к пункту 3 статьи 79 Кодекса с иском в суд налогоплательщик вправе обратиться в течение трех лет считая со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат указанных сумм.

Следовательно, право налогоплательщика на подачу заявления о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога ограничено тремя годами с момента когда он узнал или должен был узнать о наличии имеющейся переплаты по налогу.

Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога в бюджет, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности, установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога.

Статьями 46, 54 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено самостоятельное исполнение налогоплательщиком обязанности по исчислению и уплате налога, что предполагает и контроль за расчетами с бюджетом.

Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии с пункту 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Из материалов дела следует, что ФГУП «Ресурс» состоит на учете в ИФНС России по Октябрьскому району г. Владимира с 15.02.2010 по настоящее время. Вместе с тем, одно из обособленных подразделений предприятия в период с 15.02.2010 по 09.03.2016 состояло на учете в ИФНС России № 14 по г.Москве.

04.12.2013 ФГУП "Ресурс" направило запрос в ИФНС России № 14 по г. Москве, где был зарегистрирован филиал ФГУП "Ресурс", с целью проведения сверки налогов и выдачи акта сверки (письмо № Р-357).

25.12.2013 ИФНС России № 14 по г. Москве была выдана справка об оперативном анализе налоговых обязательств, исходя из которой следовало, что у ФГУП "Ресурс" имеется переплата по пени по налогу на имущество в сумме                   265 336 руб. 12 коп.

При этом при сверке налогов на 2011 год расхождений по налогам выявлено не было, о чем свидетельствуют акты сверки налога на имущество и налога на прибыль за период  с 01.01.2011 по 15.11.2011.

В апреле 2014 года организация получила решение № 2754 от 05.03.2014 о взыскании налога на имущество в сумме 487 898 руб. и решение № 1276 от 06.03.2014 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.

В течение 2014 года в налоговую инспекцию были сданы корректирующие налоговые декларации по налогу на имущество, откорректирована оплата налога.

В декабре 2014 года была закончена камеральная проверка по налогу на имущество, каких либо документов налоговой инспекцией в адрес ФГУП «Ресурс» не направлялось.

Из выписки по расчету с бюджетом по системе «Контур» 18.11.2015 выявлено, что в карточке налогоплательщика числится переплата по пени по налогу на имущество.

Из вышеуказанных обстоятельств следует, что о переплате пени по налогу на имущество ФГУП «Ресурс» стало известно только 25.12.2013 при получении справки об оперативном анализе налоговых обязательств, выданной ИФНС России №14 по г. Москве.

Согласно карточке расчета пени по налогу на имущество переплата образовалась 14.09.2011 при уплате пени по платежному поручению № 650 в размере                             314 327 руб. 54 коп., сальдо 265 488 руб. 90 коп.

Однако, согласно выписке операций по расчету с бюджетом по состоянию на 10.01.2017 переплата пени по налогу на имущество составляет 245 578 руб. 18 коп.

Таким образом, право на возврат излишне уплаченных сумм налога у заявителя возникло с 25.12.2013, соответственно, ФГУП "Ресурс" подлежит возврату                      245 578 руб. 18 коп. излишне уплаченных пени по налогу на имущество, что подтверждено налоговым органом.

В остальной части требование ФГУП "Ресурс" удовлетворению не подлежит.

Расходы по государственной пошлине в сумме 3000 руб. в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на ИФНС по Октябрьскому району г. Владимира.

В силу статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации заявителю из федерального бюджета подлежит возврату государственная пошлина в размере 5306 руб. 72 коп., уплаченная по чеку от 23.12.2016.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявление Федерального государственного унитарного предприятия "Ресурс" удовлетворить частично.

2. Обязатьинспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Владимира зачесть ФГУП "Ресурс" излишне уплаченные суммы пени по налогу на имущество в размере 245 578 руб. 18 коп. в счет погашения недоимки по: налогу на добавленную стоимость КБК 18210301000010000110 ОКТМО 17701000 в сумме 43 383 руб.; налогу на имущество КБК 18210602010020000110  ОКТМО 46605001 в сумме 53 528 руб.  41 коп.; пени по налогу на имущество КБК 18210602010020000110 ОКТМО 46605001 в сумме 34 052 руб. 59 коп.; налогу на имущество КБК 18210602010020000110 ОКТМО 75759000 в сумме 114 614 рублей 18 коп.

3. В остальной части заявленного требования отказать.

4. Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Владимира в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Ресурс" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

4. Возвратить Федеральному государственному унитарному предприятию "Ресурс" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме                            5306 руб. 72 коп., уплаченную по чеку от 23.12.2016.

Основанием для возврата государственной  пошлины является настоящее решение.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца со дня его принятия.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                         Р.К. Степанова