600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, 14
тел. (4922) 32-29-10, факс (4922) 42-32-13
http://vladimir.arbitr.ru
Р Е Ш Е Н И Е
г. Владимир Дело № А11-9099/2018
"02" февраля 2021 года
Резолютивная часть решения оглашена 26.01.2021.
Решение в полном объеме изготовлено 02.02.2021.
В судебном заседании 19.01.2021 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 26.01.2021 до 15 час. 30 мин.
Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Кузьминой С.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степановой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Молоптторг" (123592, г. Москва, ул. Кулакова, д. 20, стр. 1Б, пом. IX, ком. 13, ОГРН 1127746552999, ИНН 7733809363) о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Владимирской области (600000, г. Владимир, ул. Ново-Гончарная, д. 2, ОГРН 1053301538773, ИНН 3328103250) по изъятию и уничтожению товара, совершенных согласно акту (протоколу) № 7 о факте изъятия запрещенной к ввозу продукции от 13.04.2018, а также акту № 7 об уничтожении запрещенной к ввозу продукции от 13.04.2018,
при участии представителей
от ООО "Молоптторг" – Сильченко Т.В., по доверенности от 27.07.2020 сроком действия по 26.07.2021;
от Управления Россельхознадзора по Владимирской области – Кульпина Д.В., по доверенности от 23.12.2020 № 36/09 сроком действия на один год,
информация о движении дела была размещена в картотеке арбитражных дел в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по веб-адресу: http://kad.arbitr.ru/,
установил.
Общество с ограниченной ответственностью "Молоптторг" (далее – ООО "Молоптторг", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с требованием, уточненным в процессе рассмотрения дела в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением от 17.11.2020, о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Владимирской области (далее – Управление) по изъятию и уничтожению товара, совершенных согласно акту (протоколу) № 7 о факте изъятия запрещенной к ввозу продукции от 13.04.2018, а также акту № 7 об уничтожении запрещенной к ввозу продукции от 13.04.2018.
Заявленные ООО "Молоптторг" требования мотивированы тем, что Управление, совершая действия по изъятию и уничтожению товара, ввезенного Обществом на территорию Российской Федерации с достоверностью не установило, что изымается и уничтожается продукция, запрещенная к ввозу на территорию Российской Федерации.
Общество поясняет, что в решении Арбитражного суда Владимирской области от 15.03.2019 по делу № А11-9197/2018 сделаны выводы лишь о том, что Владимирской таможней обоснованно страна происхождения изменена с Республика Молдова на неизвестную. Указанным решением установлено, что во всех картонных коробках (1437 шт), в том числе на 5 из которых маркировка с указанием на полуфабрикат со страной происхождения Польша, а на 2-х из которых были следы срывов маркировки, был одинаковый товар – сыр характерного жёлтого цвета, имеющий одинаковую маркировку на первичной упаковке (прозрачном полиэтилене) - со страной происхождения - Республика Молдова, а не полуфабрикат. При этом и в акте (протоколе) № 7 от 13.04.2018 о факте изъятия запрещённой к ввозу продукции, и в акте (протоколе) № 7 от 13.04.2018 об уничтожении запрещённой к ввозу продукции, в графе 4 указано, что изъятию и уничтожению подлежит товар - «полуфабрикат сыр Cagliata PL 1415603WE, Mlekovita, Польша, заявленный производитель продукции: Р.Молдова, SRL «VC-Saturn-13», Оргеевский р-н, с. Бравичены, объем партии одна тысяча четыреста тридцать три картонных коробок/1433, двадцать тысяч семьдесят два кг/20072, дата выработки: 22.03.2018 г. С MR № 0119463 от 03.04.2018».
Данные сведения об уничтожаемом товаре ничем не подтверждены и противоречат как выводам, указанным в акте таможенного досмотра от 11.04.2018 № 10103020/120418/000049, так и выводам суда в части описания спорного товара и его страны происхождения, установленным в ходе рассмотрения дела № А11-9197/2018.
Общество указывает на допущенные Управлением существенные нарушения процедуры изъятия и процесса уничтожения, регламентированными приказом Россельхознадзора от 05.05.2017 № 421, а также Рекомендациями уполномоченным должностным лицам по принятию решений об изъятии и уничтожении запрещенных к ввозу в РФ товаров, изложенными в письме от 31.07.2015 № ФС-НВ-7/13230.
Подробно позиция Общества изложена в заявлении от 09.07.2018, в письменных объяснениях по делу.
Управление в отзывах по делу и в дополнениях к отзывам просило в удовлетворении заявленных требований отказать, указав на законность и правомерность оспариваемых действий.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы участвующих в деле лиц, арбитражный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 05.04.2018 на Владимирскую таможню, таможенным представителем – ООО "С.В.Т.С.-ГАРАНТ", действующим на основании договора таможенного представительства, заключенного с декларантом ООО "Молоптторг", подана предварительная декларация на товары № 10103080/050418/0016191 (далее – ДТ) в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления.
Декларируемый товар № 1 – "Сыр полутвердый Чеддер с содержанием жира в сухом веществе 50 мас% (фактическая жирность 29%), заявленная страна происхождения товара – Республика Молдова.
09.04.2018 товар поступил и был размещен в зоне деятельности Владимирской таможни в зоне таможенного контроля СВХ ООО «Владимир-Терминал».
09.04.2018 должностным лицом Управления в рамках государственного ветеринарного надзора за подконтрольными Россельхознадзору товарами животного происхождения были рассмотрены представленные документы, в транспортной накладной CMR № 0119463 сделана отметка «Ветеринарный надзор. Выпуск разрешен». В дальнейшем разрешение было аннулировано, отметка перечёркнута, внесена отметка «Ветеринарный надзор. Выпуск запрещен».
09.04.2018 Владимирской таможней в ходе проведенного документального контроля по предварительной декларации выявлен профиль риска, содержащий меры по минимизации, в том числе «таможенный досмотр товаров», «отбор проб и образцов товаров», «таможенная экспертиза товаров», и принято решение от 09.04.2018 о проведении таможенного досмотра транспортного средства (регистрационный номер MJU 189/R 232 СВ) с товаром.
10.04.2018 должностными лицами Управления составлен акт № 1 о нарушении Единых ветеринарно-санитарных требований при перевозках товаров, подконтрольных государственному ветеринарному надзору.
На основании проведенной проверки документов и сведений, акта таможенного досмотра товара от 11.01.2018, отличия фактических сведений о стране происхождения товара от заявленных в ДТ Владимирская таможня письмом от 12.04.2018сообщила Управлению о выявлении товара с признаками запрещенного к ввозу, что послужило основанием для дополнительного исследования представленных документов и товара, запрета выпуска товара и внесении отметки «Ветеринарный надзор. Выпуск запрещен», а в дальнейшем - изъятию и уничтожению запрещенной к ввозу продукции, о чем были составлены соответствующие акты от 13.04.2018.
Полагая, что действия Управления по изъятию и уничтожению товара, совершенных согласно акту (протоколу) № 7 о факте изъятия запрещенной к ввозу продукции от 13.04.2018, а также акту № 7 об уничтожении запрещенной к ввозу продукции от 13.04.2018, не соответствует закону и нарушает принадлежащие Обществу права и законные интересы, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 со Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства суд оценивает во взаимосвязи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства по правилам указанной статьи, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Указом Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» (далее – Указ № 560) ограничено осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 30.06.2017 № 293 действие отдельных специальных экономических мер, предусмотренных Указом № 560, продлено с 1 января по 31 декабря 2018 года.
В целях реализации Указа № 560 Президентом Российской Федерации издан Указ от 29.07.2015 № 391 "Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" (далее – Указ № 391), пунктом 1 которого постановлено, что ввезенные на территорию Российской Федерации сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и которые запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации (далее - товары), подлежат уничтожению с 6 августа 2015 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 "О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 и от 24.06.2015 № 320" утвержден перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн, которые запрещены к ввозу в Российскую Федерацию.
Указанным перечнем предусмотрен запрет к ввозу в Российскую Федерацию молока и молочной продукции, за исключением специализированного безлактозного молока и специализированной безлактозной молочной продукции для диетического лечебного питания и диетического профилактического питания, соответствующим кодам ТН ВЭД ЕАЭС: из 0401, из 0402, из 0403, из 0404, из 0405; код 0406 "Сыры и творог" включен в перечень без изъятий, то есть все сыры и творог, включенные в указанный код ТН ВЭД ЕАЭС, запрещены к ввозу в Российскую Федерацию; из кода: 1901 90 990 0 "Пищевые или готовые продукты, изготовленные по технологиям производства сыра и содержащие 1,5 мас.% или более молочного жира".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2015 № 774, утверждены Правила уничтожения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включенных в перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые до 31.12.2016 (включительно) запрещены к ввозу в Российскую Федерацию (действующие в соответствующей редакции) (далее – Правила № 774).
В соответствии с пунктами 2 и 3 Правил № 774, запрещенная к ввозу продукция подлежит незамедлительному изъятию и уничтожению после оформления акта (протокола) о факте изъятия.
Решение об изъятии и уничтожении запрещенной к ввозу продукции принимается уполномоченными должностными лицами Федеральной таможенной службы, или Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, или Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - уполномоченные должностные лица) в пределах их компетенции, обнаружившими факт осуществления внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации запрещенной к ввозу продукции. Перечни уполномоченных должностных лиц утверждаются указанными федеральными органами исполнительной власти. (пункт 3 Правил № 774).
Приказом Россельхознадзора от 28.09.2015 № 660 утвержден Перечень должностных лиц Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных управлений, уполномоченных принимать решения об изъятии и уничтожении запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию подконтрольных Россельхознадзору сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Согласно пункта 2 вышеназванного Перечня в территориальных управлениях Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору уполномоченными должностными лицами являются, в том числе руководитель; заместители руководителя, осуществляющие функции по надзору и контролю в пределах своей компетенции.
Пунктом 7 Правил № 774 определено, что порядок действий уполномоченных должностных лиц при изъятии и уничтожении запрещенной к ввозу продукции, а также форма и порядок заполнения, учета и хранения актов (протоколов) о факте изъятия и актов об уничтожении запрещенной к ввозу продукции и форма журнала регистрации таких актов устанавливаются Федеральной таможенной службой, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека соответственно.
Порядок действий уполномоченных должностных лиц Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору при изъятии и уничтожении запрещенной к ввозу продукции, форм и порядков заполнения, учета и хранения актов (протоколов) о факте изъятия и актов об уничтожении запрещенной к ввозу продукции, а также формы журнала регистрации таких актов, утверждены приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 05.05.2017 № 421.
Как следует из материалов дела, 05.04.2018 на Владимирский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Владимирской таможни, таможенным представителем – ООО "С.В.Т.С.-ГАРАНТ", действующим на основании договора таможенного представительства, заключенного с декларантом – ООО "Молоптторг", подана предварительная декларация на товары № 10103080/050418/0016191 (далее – ДТ) в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления.
Декларируемый товар № 1 – "Сыр полутвердый Чеддер с содержанием жира в сухом веществе 50 мас% (фактическая жирность 29%), отформован в бруски массой 2 кг и упакован в картонные коробки по 7 шт. для свободной реализации, без ГМО, для употребления в пищу, вес брутто с учетом веса поддонов 21460.20 кг, состав: пастеризованное коровье молоко, соль поваренная, закваска чистых культур термофильных молочнокислых микроорганизмов, сычужный фермент, свертывающий фермент микробного происхождения, краситель Анато", код товара 0406 90 210 0 ТН ВЭД ЕАЭС, изготовитель товара SRL "VC-SATURN-13", товарный знак: SENATOR, вес нетто: 19998 кг. Товар ввезен из Молдавии в рамках контракта от 20.12.2017 № 2017/12/20, заключенного фирмой ООО "МОЛОПТТОРГ" с SRL "VC-SATURN-13" (Молдавия). Условия поставки CPT МОСКВА. Заявленная страна происхождения товара – Республика Молдова.
09.04.2018 товар поступил и был размещен в зоне деятельности Владимирской таможни в зоне таможенного контроля СВХ ООО «Владимир-Терминал».
09.04.2018 заместителем начальника отдела государственного ветеринарного надзора Управления Старшовым М.В. в рамках государственного ветеринарного надзора за подконтрольными Россельхознадзору товарами животного происхождения были рассмотрены представленные документы, в транспортной накладной CMR № 0119463 сделана отметка «Ветеринарный надзор. Выпуск разрешен». В дальнейшем разрешение было аннулировано, отметка перечёркнута, внесена отметка «Ветеринарный надзор. Выпуск запрещен».
09.04.2018 Владимирским таможенным постом Владимирской таможни в ходе проведенного документального контроля по предварительной декларации выявлен профиль риска, содержащий меры по минимизации, в том числе «таможенный досмотр товаров», «отбор проб и образцов товаров», «таможенная экспертиза товаров», и принято решение от 09.04.2018 о проведении таможенного досмотра транспортного средства (регистрационный номер MJU 189/R 232 СВ) с товаром.
10.04.2018 должностными лицами Управления составлен акт № 1 о нарушении Единых ветеринарно-санитарных требований при перевозках товаров, подконтрольных государственному ветеринарному надзору, которым в отношении груза, следующего в адрес Общества (Сыр полутвердый Чеддер, жирность 50%, объем партии: 1437 карт.кор./19998 кг) установлено: на некоторых коробках нанесена маркировка иного производителя (Полуфабрикат сыр Cagliata PL 1415603WE, Mlekovita, Польша); имеются следы сокрытия указанной выше маркировки (старая маркировка заклеена ярлыками с новой маркировкой); на некоторых коробках отсутствует маркировка; отсутствует маркировка на самой продукции (в некоторых коробках). Внешний вид самого товара (с маркировкий и без) – идентичен.
Как следует из акта таможенного досмотра от 11.04.2018 № 10103020/120418/000049, в ходе досмотра установлено следующее.
Внутри транспортного средства с регистрационным номером MJU 189/R 232 CB на 30 деревянных поддонах размером 120х80 см с маркировкой "EUR" представлен товар в 1437 картонных коробках коричневого цвета размером 53,5х34х12,7 см, стянутых прозрачной упаковочной пленкой. На каждом поддоне имеется паллетный лист с маркировкой "Подон. Сыр полутвердый Чеддер в блоках по 2 кг. К-во блоков шт. Картонные коробки. Вес нетто. Вес брутто. Дата производства 22.03.2018. годен до 18.10.2018".
На коробках имеется этикетка с маркировкой: "Сыр Чеддер полутвердый ТМ, "SENATOR". Массовая доля жира в пересчете на сухое вещество 50%.
Изготовитель SRL VC Saturn-13 Республика Молдова Оргеевский р-н село Бревичень по заказу ООО "Молоптторг" под торговой маркой "Senator".
Помимо этого, также имеются:
- 2 коробки, на которых наклеены этикетки с маркировкой "Полуфабрикат Cagliata. Состав: коровье молоко пастеризованное, поваренная соль, закваска чистых культур термофильных микроорганизмов, свертывающийся фермент микробного происхождения, краситель аннато. Содержание жира в сухом веществе 50%... …Производитель Spoldzielnia Mleczarska Mlekovita Oddzial Produkcyiny KURPIE…Baranowo Mazowieckie Польша PL14151603WE.
- 3 коробки, на которых имеется этикетка с маркировкой "Полуфабрикат Cagliata. Состав: коровье молоко пастеризованное, поваренная соль, закваска чистых культур термофильных микроорганизмов, свертывающийся фермент микробного происхождения, краситель аннато. Содержание жира в сухом веществе 50%... Производитель Spoldzielnia Mleczarska Mlekovita Oddzial Produkcyiny KURPIE…Baranowo Mazowieckie Польша PL14151603WE".
На листе 4 указанного акта отражено, что во всех вышеописанных коробках находились бруски, предположительно, сыра (упакованные прозрачным полиэтиленом) прямоугольной формы характерного желтого цвета приблизительным размером 29,5х9,5х7 см, на которых имеется бумажная этикетка с маркировкой "Сыр Чеддер Высший сорт SENATOR 4640862000376 Сыр полутвердый ТМ "SENATOR". Массовая доля жира в пересчете на сухое вещество 50%. Состав: молоко коровье пастеризованное, закваска чистых культур термофильных молочнокислых микроорганизмов, сычужный фермент, свертывающийся фермент микробного происхождения, соль поваренная пищевая, краситель аннато.
Кроме этого, имеются 2 коробки без маркировки, за исключением маркировки весовых характеристик (при этом 14 брусков товара "сыр" прямоугольной формы приблизительным размером 29,5х9,5х7 см, находящихся в этих коробках, также не промаркированы какой-либо маркировкой, за исключением маркировки весовых характеристик).
Всего имеется: 29 поддонов по 48 коробок и 1 поддон по 45 коробок = 1437 коробок. Общее количество брусков в 1437 коробках – 10056 брусков товара. Вес брутто 21627 кг. Вес нетто 20121 кг.
На листе 5 акта зафиксировано, что повреждений товара и его упаковки не обнаружено.
Страна происхождения товара, часть товара, согласно имеющейся маркировке, производство – Молдавия, также имеется маркировка, согласно которой часть товара – производство Польша.
Имеют место следы срывов предшествующей маркировки, а также наклеивания этикетки с маркировкой поверх уже имевшейся (7 коробок).
Таким образом, в ходе проведения таможенного досмотра на упаковке вышеуказанного товара выявлены сведения о стране происхождения товара, отличные от заявленных в ДТ:
- на 1430 коробках страна происхождения Молдова,
- на 2-х коробках – Польша,
- на 3-х коробках – Польша-Молдова,
- на 2-х коробках маркировка отсутствует.
На основании проведенной проверки документов и сведений, акта таможенного досмотра товара от 11.01.2018, отличия фактических сведений о стране происхождения товара от заявленных в ДТ Владимирская таможня письмом от 12.04.2018 сообщила Управлению о выявлении товара с признаками запрещенного к ввозу, что послужило основанием для дополнительного исследования представленных документов и товара, запрета выпуска товара и внесении отметки «Ветеринарный надзор. Выпуск запрещен».
Установив выявленную в ходе таможенного контроля происхождения товаров недостоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров (несоответствие задекларированных сведений данным, установленным в процессе таможенного досмотра), учитывая, что, согласно CMR от 03.04.2018 № 0119463 выпуск спорного товара запрещен Управлением, таможенный орган принял решение о корректировке сведений о стране происхождения товара от 13.04.2018 на неизвестную в отношении товара, задекларированного по вышеуказанной ДТ.
Таким образом, Общество не подтвердило страну происхождения товара (Республика Молдова).
Указанные обстоятельства установлены решением Арбитражного суда Владимирской области от 15.03.2019 по делу № А11-9197/2018, вступившим в законную силу, и не опровергаются письменными материалами настоящего дела.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее – Федеральный закон № 29-ФЗ) фальсифицированные пищевые продукты (в том числе биологически активные добавки), материалы и изделия - пищевые продукты (в том числе биологически активные добавки), материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона № 29-ФЗ не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые, в том числе, не соответствуют требованиям нормативных документов, не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
В соответствии с Указом № 560, постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 независимо от того, установлено или не установлено лицо, осуществившее внешнеэкономическую операцию, предусматривающую ввоз на территорию Российской Федерации запрещенной к ввозу продукции, она подлежит незамедлительному изъятию и уничтожению после оформления акта об изъятии.
Должностным лицом Управления был оформлен акт (протокол) об изъятии от 13.04.2018 № 7 о факте изъятия запрещенной к ввозу продукции, на основании которого данная продукция неизвестного происхождения была изъята и уничтожена, о чем составлен акт от 13.04.2018 № 7 об уничтожении запрещенной к ввозу продукции.
Доводы Общества о нарушении Управлением процедуры изъятия и процесса уничтожения продукции, признаются судом несостоятельным в силу следующего.
Приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 05.05.2017 № 421 "Об утверждении Порядка действий уполномоченных должностных лиц Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору при изъятии и уничтожении запрещенной к ввозу продукции, форм и порядков заполнения, учета и хранения актов (протоколов) о факте изъятия и актов об уничтожении запрещенной к ввозу продукции, а также формы журнала регистрации таких актов" (далее – Приказ № 421) утверждены:
- Порядок действий уполномоченных должностных лиц Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору при изъятии и уничтожении запрещенной к ввозу продукции (далее – Порядок действий);
- Форма акта (протокола) о факте изъятия запрещенной к ввозу продукции (далее - форма акта о факте изъятия);
- Порядок заполнения, учета и хранения актов (протоколов) о факте изъятия запрещенной к ввозу продукции.
- Форма акта об уничтожении запрещенной к ввозу продукции (далее - форма акта об уничтожении);
- Порядок заполнения, учета и хранения актов об уничтожении запрещенной к ввозу продукции.
Пунктом 3 Порядка действий установлено, что изъятие запрещенной к ввозу продукции осуществляется в присутствии не менее двух должностных лиц территориальных управлений Россельхознадзора (одно из них обязательно уполномоченное должностное лицо) и не менее двух незаинтересованных лиц.
Изъятие в обязательном порядке фиксируется при помощи видеозаписи, фото- и киносъемки с указанием даты и времени их проведения (пункт 4 Порядка действий).
Из материалов дела ( в том числе видеозаписей) следует, что от Управления при изъятии продукции присутствовали заместитель руководителя Григорьев А.Г., заместитель начальника отдела государственного ветеринарного надзора Старшов М.В, которые являются уполномоченными должностными лицами; также при процедуре изъятии присутствовал специалист 3 разряда отдела государственного ветеринарного надзора Панченко И.В.
Согласно форме акта (протокола) о факте изъятия запрещенной к ввозу продукции (далее - форма акта), утвержденного приложением № 2 к Приказу № 421, в пункт 1 Акта (протокола) о факте изъятия запрещенной к ввозу продукции указывается: «Должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) уполномоченного должностного лица, составившего акт». Пункт 6 вышеназванной формы содержит: «Подпись должностного лица, составившего акт: (наименование должности) (подпись) (инициалы, фамилия)».
Акт (протокол) № 7 о факте изъятия запрещенной к ввозу продукции от 13.04.2018 составлен и подписан заместителем руководителя Григорьевым А.Г., о чем в соответствующие пункты акта внесены соответствующие сведения: фамилия имя, отчество, должность лица, личная подпись.
Требований об указании в акте всех должностных лиц, участвовавших в изъятии, их подписей, форма акта не содержит.
Наличие при процедуре изъятия продукции незаинтересованных лиц подтверждается их собственноручными подписями в акте о факте изъятия запрещенной ввозу продукции.
При этом Порядком действий не установлено требование об идентификации данных лиц на видеозаписи процедуры изъятия, указания их паспортных данных или иных сведений.
Вопреки доводам ООО «Молоптторг», требований об указании места нахождения производственной площадки, где осуществляется изъятие, в Порядке действий не имеется.
В акте (протоколе) о факте изъятия запрещенной к ввозу продукции сделана отметка о месте составления акта ( г. Владимир), что предусмотрено формой акта об изъятии.
Ссылка Общества на нарушение положений письма Россельхознадзора от 31.07.2015 № ФС-НВ-7/13230 «О рекомендациях по принятию решений об изъятии и уничтожении запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию подконтрольных Россельхознадзору сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» судом отклоняется, поскольку данный документ не является нормативно-правовым актом, устанавливающим обязательные для исполнения требования.
Изымаемая продукция поименована в акте о факте изъятия запрещенной к ввозу продукции.
Так, в акте (протоколе) об изъятии от 13.04.2018 № 7 о факте изъятия продукция в пункте 4 («Вид (наименование) запрещенной к ввозу продукции, код ТН ВЭД ЕАЭС, ее количество, государственный регистрационный знак транспортного средства») указана как «полуфабрикат Cagliata».
При этом следует отметить, что ТН ВЭД ЕАЭС в части молочной продукции – сыров, не содержит позиций, имеющих слово «полуфабрикат» или идентичные ему по смыслу; все подобные позиции именуются как «Сыры прочие».
В соответствии с пунктом 9 Порядка действий уничтожение запрещенной к ввозу продукции осуществляется в присутствии не менее двух должностных лиц территориальных управлений Россельхознадзора (одно из них обязательно уполномоченное должностное лицо) и не менее двух незаинтересованных лиц.
Из материалов дела следует, что при уничтожении продукции производилась видеосъемка, из содержания которой следует, что при уничтожении продукции присутствовал заместитель руководителя Управления Григорьев А.Г., заместитель начальника отдела государственного ветеринарного надзора Управления Старшов М.В.
Согласно пункта 11 Порядка действий во время видеозаписи, фото- и киносъемки процесса уничтожения запрещенной к ввозу продукции в обязательном порядке производится фиксация:
уполномоченного должностного лица, которое должно сообщить свои фамилию, имя, отчество (при наличии), должность, место, дату и время уничтожения запрещенной к ввозу продукции, наименование, количество (объем), причину изъятия и уничтожения запрещенной к ввозу продукции и способ ее уничтожения;
незаинтересованных лиц, привлеченных к участию в уничтожении, которые должны произнести свои фамилию, имя и отчество (при наличии);
документов, в том числе, акта (протокола) о факте изъятия, товаросопроводительных документов, относящихся к запрещенной к ввозу продукции;
запрещенной к ввозу продукции, которая изъята, до начала ее уничтожения;
процесса уничтожения запрещенной к ввозу продукции. Данные требования соблюдены в полном объеме.
Так, в ходе видеосъемки заместитель руководителя Управления Григорьев А.Г. озвучил свое фамилию, имя, отчество и должность, место, дату и время уничтожения запрещенной к ввозу продукции (Марьинский полигон твердых бытовых отходов, 13.04.2018 года), наименование, количество (объем), причину изъятия и уничтожения запрещенной к ввозу продукции и способ ее уничтожения. Незаинтересованные лица, привлеченные к участию в уничтожении, произнесли свои фамилии, имена и отчества.
С учетом установленных по делу обстоятельств, представленных в материалы дела доказательств, отсутствуют основания для признании незаконными действий Управления по изъятию и уничтожению товара, совершенных согласно акту (протоколу) № 7 о факте изъятия запрещенной к ввозу продукции от 13.04.2018, а также акту № 7 об уничтожении запрещенной к ввозу продукции от 13.04.2018.
Соответственно, требование Общества удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6000 руб. подлежат отнесению на завителя.
Кроме того, в соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Обществу из федерального бюджета подлежит возврату государственная пошлина в сумме 3000 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 06.07.2018 № 220.
Руководствуясь статьями 4, 17, 49, 65, 71, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. В удовлетворении заявленного требования обществу с ограниченной ответственностью "Молоптторг" отказать.
2. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Молотпторг" (123592, г. Москва, ул. Кулакова, д. 20, стр. 1Б, пом. IX, ком. 13, ОГРН 1127746552999, ИНН 7733809363) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 06.07.2018 № 220.
Основанием для возврата государственной пошлины является настоящее решение.
Подлинный экземпляр платежного поручения от 06.07.2018 № 220 оставить в материалах дела.
3. Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (г. Нижний Новгород) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья С.Г. Кузьмина