АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, 14
тел. (4922) 32-29-10, факс (4922) 42-32-13
е-mail: vladimir.info@arbitr.ru, http://vladimir.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владимир Дело № А11-2742/2011
«13» июня 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена – 13 июня 2013 года.
Полный текст решения изготовлен – 13 июня 2013 года.
Арбитражный суд Владимирской области в составе: судьи Шеногиной Н.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Некрасовой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Ковровхлебопродукт» (ОГРН <***>) о признании незаконными: решений Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Коврове Владимирской области (ОГРН <***>) от 05.04.2011 № 1 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах и от 04.04.2011 № 10 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках; о признании недействительным требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Коврове Владимирской области от 24.02.2011 № 797 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов,
при участии представителей:
от заявителя: ФИО1 – по доверенности от 16.01.2013;
от заинтересованного лица: ФИО2 – по доверенности от 09.01.2013 №6/13,
информация о движении дела была размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет по веб-адресу: http://vladimir.arbitr.ru;
установил следующее.
Открытое акционерное общество «Ковровхлебопродукт» (далее – ОАО «Ковровхлебопродукт», заявитель), обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 13.06.2013, о признании незаконными решений Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Коврове Владимирской области (далее - Управление, заинтересованное лицо) от 05.04.2011 № 1 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах и от 04.04.2011 № 10 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках; о признании недействительным требования Управления от 24.02.2011 № 797 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В обоснование заявленных требований ОАО «Ковровхлебопродукт» указало, что решение от 05.04.2011 № 1 вынесено с существенным нарушением процедуры проведения проверки.
ОАО «Ковровхлебопродукт» считает, что содержание решения от 05.04.2011 № 1 не соответствует требованиям статей 39 (части 6, 9), 44 (часть 4) Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ); Управление неправомерно квалифицировало его действия по подпункту 2 пункта 2 статьи 27 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ), утратившей силу с 01.01.2010.
Заявитель также считает, что требование от 24.02.2011 № 797 вынесено с существенными нарушениями требований законодательства о страховых взносах, а именно: вопреки частям 3, 4 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ требование направлено заявителю до оформления результатов камеральной проверки актом от 25.02.2011 № 1; не содержит сведений об установленных законодательством сроках уплаты страховых взносов, данных об основаниях взыскания задолженности, ссылок на положения законодательства о страховых взносах, которые устанавливают обязанность уплатить страховые взносы по соответствующим срокам уплаты; надлежащих данных о размере пеней (не указано полностью, из каких сумм складывается размер предлагаемых к уплате пеней в сумме 375 573 руб. 16 коп. (требованием предлагается уплатить 375 573 руб. 16 коп., в том числе – 346 754 руб. 05 коп. на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии).
Решение от 04.04.2011 № 10 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, подлежит отмене, по мнению заявителя, по мотиву принятия его на основании незаконного ненормативного правового акта – требования от 24.02.2011 № 797.
Подробно доводы заявителя изложены в его заявлении в суд, дополнении к заявлению от 22.06.2011, дополнении к заявлению без номера и даты.
Управление требования заявителя не признало, указав, что оспариваемые заявителем ненормативные правовые акты приняты в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, и подробно изложив свои возражения в отзыве на заявление (письмо от 23.05.2011 № 815) и письме от 29.04.2013 № 2520/13.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Заместитель начальника Управления, рассмотрев акт камеральной проверки от 25.02.2011 № 1 о выявлении факта неуплаты страховых взносов в сумме 1 186 086 руб. в результате умышленного занижения базы для начисления страховых взносов ОАО «Ковровхлебопродукт», 05.04.2011 вынес решение № 1 о привлечении налогоплательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Названным решением ОАО «Ковровхлебопродукт» привлечено к ответственности по подпункту 2 пункта 2 статьи 27 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате умышленного занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий в виде штрафа в размере 474 434 руб. 40 коп. (содержание решения приведено дословно).
24.02.2011 Управление выставило заявителю требование № 797 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Названным требованием заявителю в срок до 12.03.2011 предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пен-сионный фонд Российской Федерации в сумме 1 186 086 руб. и пеней в сумме 375 573 руб. 16 коп.
04.04.2011 Управление, рассмотрев требование от 24.02.2011 № 797 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, приняло решение № 10 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках.
ОАО «Ковровхлебопродукт», не согласившись с названными решениями и требованием, оспорило их в арбитражном суде.
Как следует из материалов дела, наличие у заявителя недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 1 186 086 руб. за период 2007-2008 годы установлено Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Владимирской области (далее – Инспекция) в ходе выездной налоговой проверки заявителя.
По результатам выездной налоговой проверки заявителя Инспекцией составлен акт от 08.12.2010 № 10-07/07/13 и вынесено решение от 30.12.2010 № 10-07/08/12 о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в размере 303 751 руб.; статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в размере 91 573 руб.
Указанным решением ОАО «Ковровхлебопродукт» начислен налог на прибыль организаций в сумме 980 426 руб., налог на добавленную стоимость в сумме 2 069 193 руб., единый социальный налог в сумме 2 179 815 руб. ОАО «Ковровхлебопродукт» также предложено удержать из дохода физических лиц при очередной выплате дохода сумму 1 154 467 руб. и перечислить ее в бюджет, уменьшить сумму убытка, заявленного при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций за 2008 год, на 5 394 670 руб.
Федеральная налоговая служба решением от 23.08.2011 № ЯК-4-9/13763@, принятым по жалобе ОАО «Ковровхлебопродукт», изменила указанное решение Инспекции путем внесения в пункт 1 резолютивной части решения следующих изменений: вместо слов «Статья 122 пункт 3», следует читать «Статья 122 пункт 1». В остальной части решение Инспекции от 30.12.2010 № 10-07/08/12 оставлено без изменения, а жалоба ОАО «Ковровхлебопродукт» без удовлетворения.
Решением от 30.08.2011 № 04-07-04/8569 Управление Федеральной налоговой службы по Владимирской области изменило решение Инспекции от 30.12.2010 № 10-07/08/12, указав, что ОАО «Ковровхлебопродукт» подлежит привлечению к ответственности за неполную уплату налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и единого социального налога на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 14.08.2012 по делу № А11-4694/2011 ОАО «Ковровхлебопродукт» отказано в удовлетворении его требования о признании незаконным решения Инспекции от 30.12.2010 № 10-07/08/12 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в редакции решений Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области от 22.03.2011 № 13-05-05/2846 и от 30.08.2011 № 04-07-04/8569.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2012 по делу № А11-4694/2011 решение Арбитражного суда Владимирской области от 18.04.2012 по делу № А11-4694/2011 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ОАО «Ковровхлебопродукт» - без удовлетворения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.04.2013 по делу № А11-4694/2011 решение Арбитражного суда Владимирской области от 18.04.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2012 по делу № А11-4694/2011 оставлено без изменения, кассационная жалоба ОАО «Ковровхлебопродукт» - без удовлетворения.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт Пенсионного фонда может быть признан недействительным в том случае, если он не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения возлагается на орган, который принял акт, решение.
В силу статьи 38 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, а также принимая во внимание позицию Министерства финансов Российской Федерации, изложенную в письме от 21.12.2009 № 03-04-07-02/20, налоговые органы, осуществляя свою обязанность по проведению мероприятий налогового контроля, связанного с исчислением и уплатой единого социального налога, в отношении налоговых периодов, истекших до 1 января 2010 года, должны проверять правильность применения налогового вычета, которая заключается в контроле исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
На основании письма Министерства финансов Российской Федерации от 14.07.2008 № 12-07-07/2733 налоговым органам не предоставлены полномочия по принятию решений о привлечении страхователей к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации либо об отказе в привлечении к ответственности за нарушение указанного законодательства по результатам рассмотрения материалов проверок.
Территориальные налоговые органы после осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, проводимого в форме камеральных и выездных проверок за отчетные периоды до 2010 года, и выявления задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, должны передавать соответствующему территориальному органу ПФР сведения о суммах указанной задолженности, а также документы, подтверждающие ее наличие, для вынесения территориальным органом ПФР решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании, в котором должны быть отражены суммы доначисленных налоговым органом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также пени и штрафы.
Передаче территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации подлежат акты (выписки из актов) проверок и иные документы, подтверждающие наличие задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Согласно части 2 статьи 60 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшихся на 31.12.2009 включительно, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном названным Законом.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», то есть Федеральным законом № 212-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право проводить проверки в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ (подпункт 2 пункта 1 статьи 29). Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 33 этого же закона названные органы проводят, в частности, камеральные проверки плательщиков страховых взносов.
Из приведенных норм Федеральных законов следует, что с 01.01.2010 правоотношения между плательщиками страховых взносов и Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в части порядка проведения контрольных мероприятий в отношении уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются положениями Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
Так, в статье 34 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ определен порядок проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации камеральных проверок плательщиков страховых взносов, а статьями 38 и 39 названного закона регламентированы оформление результатов проверки (составление акта проверки) и порядок принятия решения по результатам рассмотрения материалов проверки.
В части 1 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ указано, что в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 07.12.2009 № 957н (зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009 № 15786) утверждены установленные формы акта камеральной проверки (форма 16-ПФР, приложение № 23); а также утверждены формы решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах (форма 19-ПФР, приложение № 30) и требования к составлению акта камеральной проверки (приложение № 25).
В статье 39 (части 1, 2, 3, 6, 9, 10, 12, 13, 14) Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ предусмотрено, что акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
В ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов:
1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах;
2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;
3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;
4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов; решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа. В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного решения по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов соответствующего решения в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.
На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения, направляется в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за совершение правонарушения.
Согласно части 2 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В части 3 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ предусмотрено, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.
Статья 19 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ определяет порядок взыскания недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов, - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
В частях 1, 2, 3, 4, 5 названной статьи предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках (часть 1).
Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов, - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя (часть 2).
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона (часть 3).
Форма решения о взыскании утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (часть 4).
Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 5).
Из вышеизложенного следует, что действующим законодательством установлена определенная последовательность осуществления Пенсионным фондом действий по привлечению страхователя к ответственности и по принудительному взысканию со страхователя недоимок по уплате страховых взносов – процедура принудительного бесспорного взыскания.
Несоблюдение этой процедуры либо ее ненадлежащее исполнение безусловным образом влияет на оценку привлечения к ответственности и самого взыскания штрафа, недоимки страховых взносов и пеней.
Предусмотренная Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ процедура проведения проверок в отношении плательщиков страховых взносов, порядок оформления результатов проведенных проверок должны соблюдаться должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, а решение о привлечении страхователя к ответственности должно быть основано на документально подтвержденных фактах правонарушений, отраженных в акте.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что оспариваемое ОАО «Ковровхлебопродукт» решение Управления от 05.04.2011 № 1 принято на основании акта Инспекции, составленного по результатам выездной налоговой проверки в отношении заявителя. Самим Управлением был составлен акт камеральной проверки от 25.02.2011 № 043-580-014002.
В пунктах 2, 3 названного акта камеральной проверки указано следующее: в ходе выездной налоговой проверки установлено и доказано, что ОАО «Ковровхлебопродукт» участвовало в схеме уклонения от налогообложения с участием взаимозависимых лиц для получения необоснованной налоговой выгоды, оформляя часть заработной платы своих работников как отношения, не связанные трудовыми договорами, что позволило налогоплательщику не исчислять и не уплачивать в бюджет Пенсионного фонда взносы на обязательное пенсионное страхование. ОАО «Ковровхлебопродукт» неправомерно не включило в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование суммы вознаграждения за исполнение трудовых обязанностей, выплаченной под видом страховых сумм по договорам страхования, якобы заключенным между работниками предприятия и обществом с ограниченной ответственностью «СК «Финстрах».
В результате занижения базы для начисления страховых взносов выявлен факт неуплаты страховых взносов в сумме 1186 086 руб.
По результатам проверки предлагается: привлечь ОАО «Ковровхлебопродукт» к ответственности, предусмотренной: подпунктом 2 пункта 2 статьи 27 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ за неуплату сумм страховых взносов в результате умышленного занижения базы для начисления страховых взносов; взыскать с ОАО «Ковровхлебопродукт» штраф за неуплату сумм страховых взносов в результате умышленного занижения базы для начисления страховых взносов в размере 40 процентов неуплаченной суммы страховых взносов - 474 434 руб. 40 коп.; предложить ОАО «Ковровхлебопродукт» внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета и персонифицированного учета, оплатить штраф в добровольном порядке.
Во вводной части решения от 05.04.2011 № 1 Управление сделало ссылку на акт выездной проверки от 08.12.2010 № 10-07/07/13, индивидуальные сведения персонифицированного учета (форма АДВ-11), реестр платежей, письменные возражения от 22.03.2011, подписанные ФИО3
В описательной части решения Управление лишь процитировало содержание статей 2, 25 (пункты 1, 2) Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, статьи 38 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, письма Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2009 № 03-04-07-02/20, от 14.07.2008 № 12-07-07/2733, не раскрыв содержания исследованных документов и не дав им оценку.
Оценив приведенные содержание акта и решения, суд пришел к выводу о том, что названные акт и решение не содержат доказательства установления и исследования Управлением обстоятельств совершения заявителем нарушения законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Из решения Управления от 05.04.2011 № 1 не следует, что при рассмотрении материалов проверки Управление исследовало обстоятельства, указанные в статье 39 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
Кроме того, из решения от 05.04.2011 № 1 следует, что ОАО «Ковровхлебопродукт» привлечено к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного подпунктом 2 пункта 2 статьи 27 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ, и выразившегося в неуплате или неполной уплате сумм страховых взносов в результате умышленного занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, действовавшим до 01.01.2010, неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченных сумм страховых взносов.
Деяние, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, которое совершено умышленно, влечет взыскание штрафа в размере 40 процентов неуплаченных сумм страховых взносов.
Между тем приведенный пункт 2 статьи 27 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ признан утратившим силу с 01.01.2010 в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
С 01.01.2010 ответственность за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов предусмотрена статьей 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
О рассмотрении акта камеральной проверки № 1 от 25.02.2011 № 043-580-014002 Управление известило заявителя в названном акте, указав, что рассмотрение состоится 29 марта в 10 час. 30 мин. в здании Управления по адресу: <...>, каб. № 5.
Заявителю также было направлено уведомление от 25.02.2011 о том, что 29.03.2011 в 10 час. 30 мин. он приглашается для рассмотрения материалов проверки и вынесения решения о привлечении (об отказе) к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.
Заявитель при рассмотрении дела указал, что его представитель 29.03.2011 явился по указанному адресу в 11 час. 30 мин., то есть с опозданием. Заинтересованное лицо названное обстоятельство подтвердило.
В отзыве на заявление от 23.05.2011 № 815 (страница 4) Управление пояснило, что представителю заявителя, прибывшему с опозданием, было разъяснено, что рассмотрение материалов проверки заместителем начальника Управления закончено.
Заявитель при рассмотрении дела привел иные пояснения, касающиеся обятоятельств рассмотрения 29.03.2011 материалов проверки. По его утверждению, представители Управления по прибытии представителя ОАО «Ковровхлебопродукт» пояснили ему, что рассмотреть возражения не готовы и просили рассмотрение возражений отложить, обязавшись при этом согласовать с заявителем новую дату их рассмотрения.
В дальнейшем извещения от Управления о новой дате рассмотрения возражений в адрес заявителя не поступало.
Письмом от 16.06.2011 № 970 Управление представило в материалы дела протокол рассмотрения возражений (объяснений) плательщика страховых взносов и материалов проверки от 05.04.2011 (время не указано).
В судебном заседании 05.06.2013 заинтересованное лицо представило протокол рассмотрения возражений (объяснений) плательщика страховых взносов и материалов проверки от 29.03.2011 - 10 час. 30 мин.
Управление в суде пояснило, что материалы проверки рассматривались Управлением дважды - 29.03.2011 и 05.04.2011. По мнению Управления, приведенное не противоречит требованиям Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, поскольку Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ не содержит ограничений по количеству рассмотрений материалов проверки. При этом Управление пояснило, что о рассмотрении материалов проверки 05.04.2011 заявитель дополнительно не извещался (протокол судебного заседания от 05.06.2013).
Необходимость повторного рассмотрения материалов 05.04.2011 (после рассмотрения материалов проверки, состоявшегося 29.03.2011 в 10 час. 30 мин.), возникла, по пояснениям Управления, в связи с поступлением возражений заявителя от 22.03.2011 на акт камеральной проверки от 25.12.2011 № 043-580-014002 (протокол судебного заседания от 05.06.2013).
Приведенный довод Управления не признан судом обоснованным в связи с отсутствием в статье 39 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ прямого указания на возможность повторного рассмотрения материалов проверки без уведомления об этом лица, в отношении которого проверка проводилась.
Вопреки положениям статьи 39 (часть 9) Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ Управление в решении от 05.04.2011 № 1 не указало размер недоимки, выявленной в ходе выездной налоговой проверки и камеральной проверки, проведенной Управлением, и сумму соответствующих пеней.
Как следует из материалов дела, Управление, получив 21.02.2011 от Инспекции выписку из акта выездной налоговой проверки от 08.12.2010 № 10-07/07/13, составило акт камеральной проверки № 1 от 25.02.2011 № 043-580-014002, а в отношении недоимки по страховым взносам и пеням составило справку от 24.02.2011 № 797 (форма 3-ПФР) о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов.
В качестве основания для составления справки указана камеральная проверка от 24.02.2011 по РСВ 04358011 РС 00000797.
Правовые нормы, приведенные в решении выше, свидетельствуют о том, что выставление страхователю требования об уплате недоимки по страховым взносам и пеней, подлежащих уплате по результатам проверки, возможно лишь в течение 10 дней после вступления в силу соответствующего решения.
Управление же, не принимая решения о взыскании недоимки и соответствующих пеней, направило заявителю оспариваемое требование и приняло впоследствии решение от 04.04.2001 № 10 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках.
Оценив в совокупности установленные обстоятельства, суд приходит к итоговому выводу, что в рассматриваемом случае Управление, получив от налогового органа сведения о выявлении обстоятельств, связанных с занижением ОАО «Ковровхлебопродукт» базы для исчисления страховых взносов, не исполнило своих обязанностей по проведению контрольных мероприятий в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ с целью соблюдения гарантий прав плательщика страховых взносов при привлечении его к ответственности, при начислении ему недоимки по страховым взносам и соответствующих пеней и взыскания в принудительном порядке доначисленных страховых взносов и пеней, им нарушены установленные действующим законодательством процедуры привлечения к ответственности и взыскания страховых взносов и пеней.
Допущенные Управлением нарушения носят неустранимый характер, поскольку они лишают страхователя возможности реализовать предоставленные ему законом права – давать в установленный срок объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью, а также использовать иные права в ходе проведения контрольных мероприятий в соответствии с нормами Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
Суд считает, что у Управления не было правовых оснований считать необязательной к соблюдению установленную Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ процедуру, предваряющую вынесение решений от 04.04.2011 № 10, от 05.04.2011 № 1 и направление требования от 24.02.2011 № 797, поскольку правоотношения плательщика страховых взносов и Управления, связанные с реализацией их прав и обязанностей в процедуре привлечения ОАО «Ковровхлебопродукт» к ответственности, возникли после вступления в силу Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
Названный вывод суда основан на положениях части 3 статьи 62 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, предусматривающих, что по правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, настоящий Федеральный закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу.
На основании изложенного требования заявителя являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине в сумме 8000 руб., уплаченные ОАО «Ковровхлебопродукт» по платежным поручениям от 19.04.2011 № 118, от 22.04.2011 № 150, подлежат отнесению на Инспекцию в полном объеме.
В соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ОАО «Ковровхлебопродукт» подлежит возврату излишне уплаченная по платежному поручению от 22.04.2011 № 150 государственная пошлина в размере 2000 руб.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167–170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
1. Решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Коврове Владимирской области от 05.04.2011№ 1 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах и от 04.04.2011 № 10 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, проверенные на соответствие Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", признать незаконными.
2. Требование Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Коврове Владимирской области от 24.02.2011 № 797 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, проверенное на соответствие Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", признать недействительным.
3. Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Коврове Владимирской области (юридический адрес: 601901, <...>, ИНН <***> ОГРН <***>) в пользу открытого акционерного общества "Ковровхлебопродукт" (юридический адрес: 601958, <...>, ИНН <***> ОГРН <***>) расходы по государственной пошлине в сумме 8000 руб.
4. Возвратить открытому акционерному обществу "Ковровхлебопродукт" (юридический адрес: 601958, <...>, ИНН <***> ОГРН <***>) излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2000 руб., уплаченную по платежному поручению от 22.04.2011 № 150.
Оригинал платежного поручения от 22.04.2011 № 150 остается в материалах дела.
Основанием для возврата государственной пошлины является настоящее решение.
5. Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца со дня его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Н. Е. Шеногина