АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, 14
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владимир
“ 31 ” мая 2010 года Дело № А11-14203/2009
Дело рассмотрено по существу 11.05.2010 года. В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление решения в полном объеме отложено до 31.05.2010 года.
Арбитражный суд Владимирской области в составе:
судьи
Ушаковой Е.П.
при ведении протокола судебного заседания
судьёй Ушаковой Е.П.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
дело по иску жилищно-строительного кооператива № 54, г.Ковров Владимирской области,
к 1. Территориальному отделу социальной защиты населения по г.Коврову, г.Ковров Владимирской области;
2. Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Управление Федерального казначейства по Владимирской области), г.Владимир;
3. Владимирской области в лице Департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области, г.Владимир;
4. Департаменту социальной защиты населения администрации Владимирской области, г.Владимир,
о
взыскании 79 366 руб. 64 коп.,
в судебном заседании участвуют представители:
от истца: Стоянова Н.А. – управляющий, договор на управление от 12.01.2008 на 2 года; Поташова А.А. – председатель правления ЖСК, протокол № 1 от 30.01.2010;
от первого ответчика: представитель не явился, надлежаще извещен;
от второго ответчика: Никишова С.В. – главный специалист УФК по доверенности от 20.01.2010 № 5 до 31.12.2012, в порядке передоверия рег. № 1-15;
от третьего ответчика: Андрианов П.Ю. – по доверенности от 05.11.2009 №ДФБНП-04-16 на 1 год;
от четвертого ответчика: Кузьмина Е.С. – главный специалист-эксперт отдела правового обеспечения по доверенности от 11.01.2010 № ДСЗН-03-01-49,
установил:
Жилищно-строительный кооператив № 54 (далее – ЖСК № 54, истец) на основании договора №54 от 09.01.2008 обратился в Арбитражный суд Владимирской области с иском к территориальному отделу социальной защиты населения по г.Коврову о взыскании 217 239 руб. 01 коп. в возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам льгот по оплате содержания жилья и коммунальных услуг за период с августа 2008 года по март 2009 года, и 12 201 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.04.2009 года по 22.10.2009 года.
Территориальный отдел социальной защиты населения по г.Коврову иск не признал, указав на то, что в нарушение пункта 2.1. договора в спорный период истцом не были представлены списки граждан, расчеты об объемах фактических затрат, акты сверки объема оказанных услуг, счета-фактуры.
Территориальный отдел социальной защиты населения по г.Коврову считает себя ненадлежащим ответчиком, так как неиспользованные бюджетные ассигнования были возвращены в бюджет (Департаменту социальной защиты населения администрации Владимирской области).
Определением от 28.12.2009 суд в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области.
Определением от 18.02.2010 суд в соответствии со статьей 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству истца привлек Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации (Управление Федерального казначейства по Владимирской области) и Владимирскую область в лице Департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области ответчиками по делу.
Ссылаясь на пункт 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Департамент финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку главным распорядителем средств областного бюджета на обеспечение мер социальной поддержки населения является Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области.
Определением от 22.03.2010 суд в соответствии со статьей 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области ответчиком по делу.
Министерство финансов Российской Федерации иск не признало, указав на то, что предусмотренные в федеральном бюджете субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан были выделены Владимирской области в полном объеме.
В процессе подготовки дела к судебному разбирательству расходы истца, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг региональным льготникам за 2008 – 2009 годы, были возмещены в добровольном порядке.
В связи с чем истец заявил отказ от исковых требований к областному бюджету в части начисленных процентов в сумме 17 675 руб. 85 коп. и судебных расходов.
Заявлениями от 28.12.2009, от 18.02.2010, от 22.03.2010, 19.04.2010, 04.05.2010 истец в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неоднократно уточнял исковые требования и их размер.
Суд принял эти уточнения.
В окончательном виде истец настаивает на взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в возмещение затрат по федеральным полномочиям за 2008 год – 74 924 руб. 38 коп., за 2009 год – 4 441 руб. 26 коп.
Дело подлежит рассмотрению по существу по уточненным требованиям.
Истец пояснил, что необходимые документы, акты сверки и счета-фактуры за IV квартал 2008 года на бумажном носителе были сданы в территориальный отдел социальной защиты населения по г.Коврову 16.01.2009. За 2009 год осталась невозмещенной сумма 4 441 руб. 26 коп. по федеральным полномочиям в отношении трех льготников, поскольку в результате сбоя в программе они не попали в электронную сверку, так как были включены в реестр льготников МУП "Водоканал".
Управление федерального казначейства по Владимирской области, представляющее интересы Министерства финансов Российской Федерации, указало на отсутствие оснований для возложения ответственности на Российскую Федерацию, так как согласно справкам территориального отдела социальной защиты населения по г.Коврову размер неиспользованных средств субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и возвращенных в федеральный бюджет в 2008 году составил 30 754 897 руб. 42 коп., в 2009 году – 30 427 107 руб. 92 коп.
Министерство финансов Российской Федерации считает, что убытки ЖСК № 54 в спорный период возникли вследствие несоблюдения истцом требований нормативных актов и ненадлежащего исполнения истцом обязательств по договору № 54 от 09.01.2008 с территориальным отделом социальной защиты населения по г.Коврову на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Порядком, установленным постановлением Губернатора Владимирской области от 28.02.2005 № 100.
Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области сообщил об отсутствии в департаменте средств на возмещение предъявленных истцом расходов, поскольку неиспользованные остатки межбюджетных трансфертов в форме субсидий и субвенций, выделенных Владимирской области на реализацию мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, относящихся к полномочиям Российской Федерации и переданных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, были возвращены департаментом в федеральный бюджет.
В соответствии со статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 04.05.2010 был объявлен перерыв до 11.05.2010 до 16 час. 00 мин.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителя первого ответчика.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы и пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.
Пунктом 4 Порядка финансирования расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных Федеральными законами "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 28.02.2005 № 100 (далее - Порядок, утвержденный постановлением Губернатора Владимирской области от 28.02.2005 № 100), предусмотрено, что расходы на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, осуществляются путем возмещения затрат организациям, предоставившим данные меры социальной поддержки согласно заключенным договорам, предъявленным к оплате счетам и актам сверки, за счет субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджету Владимирской области на реализацию мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых в соответствии с федеральным законодательством, в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных департаменту социальной защиты населения администрации области.
Пунктом 5 Порядка также предусмотрено, что для осуществления сверки организации, предоставляющие меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, ежемесячно в электронном виде (на бумажных носителях) направляют в органы социальной защиты населения списки граждан, получивших соответствующие меры социальной поддержки.
Списки, подтверждающие факт предоставления мер социальной поддержки, должны содержать следующие сведения: код организации; Ф.И.О.; адрес; номер пенсионного удостоверения; номер удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки, или справки об инвалидности; категорию лица, имеющего право на меры социальной поддержки; число членов семьи всего; число членов семьи, пользующихся мерами социальной поддержки (в том числе лицо, имеющее право на меры социальной поддержки); код услуг; сумму затрат; период предоставления услуг; занимаемая общая площадь; размер площади, подлежащей оплате в размере 50 %, но не более занимаемой общей площади.
По результатам сверки составляется акт, подтверждающий объем оказанных услуг.
Между жилищно-строительным кооперативом № 54 и территориальным отделом социальной защиты населения по г. Коврову департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области заключен договор №54 от 09.01.2008 на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате содержания жилья и коммунальных услуг в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Губернатора Владимирской области от 28.02.2005 № 100.
Пунктом 2.1 договора предусмотрена обязанность ЖСК ежемесячно, после 20 числа текущего месяца, предоставлять для сверки в территориальный отдел социальной защиты населения по г.Коврову списки граждан, получивших соответствующие меры социальной поддержки и расчет об объемах фактических затрат.
Списки предоставляются в электронном виде в формате данных, указанных в приложении № 1 к договору. При внесении изменений в программу автоматической сверки списков возможны изменения в формате данных.
По результатам сверки списков сторонами составляется акт сверки объема оказанных услуг, на основании которого до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, ЖСК обязано представить в отдел социальной защиты счет-фактуру на сумму фактически предоставленных мер социальной поддержки граждан в отчетном месяце.
Согласно пункту 2.2.1 договора отдел социальной защиты проводит сверку списков граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки, с базой данных отдела; по результатам сверки оформляет акт сверки объема оказанных услуг; производит возмещение расходов ЖСК в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на текущий календарный год по мере поступления денежных средств.
Неполное возмещение затрат истца, связанных с предоставлением льгот, послужило основанием обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
По данным истца, на дату судебного разбирательства остались не возмещенными затраты в размере 79 366 руб. 64 коп., связанные с предоставлением гражданам льгот по оплате содержания жилья и коммунальных услуг за период с августа 2008 года и за 2009 год (федеральные полномочия).
Проанализировав и оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд считает иск подлежащим удовлетворению.
Согласно разъяснениям, приведенным в пунктах 16 - 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 №23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы, судам необходимо иметь в виду, что ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот. Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Российская Федерация, установив законодательно льготы по оплате коммунальных услуг отдельным категориям граждан, приняла на себя обязанность полного возмещения расходов по предоставлению этих льгот.
Расчет предъявленной к взысканию суммы фактически предоставленных льгот федеральным льготникам проверен и согласован территориальным отделом социальной защиты населения по г.Коврову.
Несоблюдение истцом предусмотренных договором № 54 от 09.01.2008 сроков составления и представления в территориальный отдел социальной защиты населения по г.Коврову списков граждан, расчетов об объемах фактических затрат, акта сверки объема оказанных услуг и счета-фактуры на сумму фактически предоставленных мер социальной поддержки, вследствие ряда объективных обстоятельств не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении предъявленного иска.
Из имеющихся в материалах арбитражного дела документов следует, что неиспользованные в 2008 – 2009 годах остатки межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджету Владимирской области в форме субвенций и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, были возвращены департаментом социальной защиты населения администрации Владимирской области в федеральный бюджет: за 2008 год - заявка на возврат № 1 от 27.03.2009, платежное поручение № 1 от 27.03.2009 на сумму 294993494 руб. 62 коп.; за 2009 год – заявка на возврат № 55 от 20.01.2010, платежное поручение № 22372 от 21.01.2010 на сумму 144782893 руб. 08 коп.
Следовательно, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации в пользу истца подлежит взысканию 79 366 руб. 64 коп. в возмещение затрат, связанных с предоставлением льгот федеральным льготникам.
Суд отказывает в иске к территориальному отделу социальной защиты населения по г.Коврову, Владимирской области в лице Департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области, Департаменту социальной защиты населения администрации Владимирской области.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу в сумме 2881 руб. относятся на ответчика. С ответчика в пользу истца подлежит взысканию 2881 руб. в возмещение расходов по госпошлине.
В соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации истцу подлежит возврату из федерального бюджета 3207 руб. 80 коп. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению № 151 от 22.10.2009, которое остается в материалах дела.
Руководствуясь статьями 4, 17, частью 1 статьи 49, статьями 65, 104, частью 3 статьи 156, статьями 167-171, 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации в пользу жилищно-строительного кооператива № 54, г.Ковров Владимирской области, 79 366 руб. 64 коп. (семьдесят девять тысяч триста шестьдесят шесть рублей шестьдесят четыре копейки) в возмещение убытков и 2881 руб. (две тысячи восемьсот восемьдесят один рубль) в возмещение расходов по государственной пошлине.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
2. В иске к территориальному отделу социальной защиты населения по г.Коврову, Владимирской области в лице Департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области, Департаменту социальной защиты населения администрации Владимирской области - отказать.
3. Возвратить жилищно-строительному кооперативу № 54, г.Ковров Владимирской области, из федерального бюджета 3207 руб. 80 коп. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению № 151 от 22.10.2009, которое остается в материалах дела.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца с момента принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья
Е.П. Ушакова