НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Владимирской области от 08.09.2015 № А11-3486/15

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 14

тел. (4922) 32-29-10, факс (4922) 42-32-13

http://vladimir.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владимир № А11-3486/2015

08 сентября 2015 года

Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Новиковой Л.П., при ведении судебного заседания секретарем судебного заседания Шестериковой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Калинушка», Владимирская область, г. Александров (ОГРН 1053303321829, ИНН 3301017483), о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Владимирской области, Владимирская область, г. Александров (ОГРН 104330330050, ИНН 3301014700), от 20.03.2015 № 7 по делу об административном правонарушении; о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Владимирской области, Владимирская область, г. Александров (ОГРН 104330330050, ИНН 3301014700), от 20.03.2015 № 8 по делу об административном правонарушении; о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Владимирской области, Владимирская область, г. Александров (ОГРН 104330330050, ИНН 3301014700), от 20.03.2015 № 9 по делу об административном правонарушении,

при участии представителей:

от общества с ограниченной ответственностью «Калинушка» – Вигандт Н.Б. (по доверенности от 20.05.2015 № 2), Кузнецовой Н.А. (по доверенности от 30.08.2012 № 1);

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Владимирской области – Федотовой Е.А. (по доверенности от 20.05.2015), Ляпуновой И.О. (по доверенности от 20.05.2015),

информация о движении дела была размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по веб-адресу: http://vladimir.arbitr.ru (отчеты о публикации судебных актов),

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Калинушка» (далее – ООО «Калинушка», Общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановлений по делу об административном правонарушении Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Владимирской области (далее – Инспекция, налоговый орган) от 20.03.2015 № 7, № 8, № 9.

В обоснование заявленного требования Общество указало на отсутствие в действиях «Калинушка» состава административного правонарушения.

Общество пояснило, что фактов неоприходования и оприходования в неполном объеме в кассу предприятия выручки не было, также не было фактов неприменения контрольно-кассовой техники в ООО «Калинушка».

Заявитель указал, что ООО «Калинушка» работает круглосуточно, поэтому поступившую выручку учитывают за сутки с 8:00 утра одного дня до 8:00 утра следующего дня. Z-отчет снимается в конце смены, то есть на следующий календарный день после дня начала смены. Общество фиксировало выручку в кассовой книге по факту ее поступления в календарную дату, а не по факту снятия суточного отчета с гашением около 8:00 час. следующих суток, чем объясняется разница между данными фискального отчета и данными кассовой книги.

Инспекция с требованиями Общества не согласилась, указав в отзыве от 20.05.2015 на законность и обоснованность оспариваемых постановлений.

Инспекция считает, что неотражение (неполное отражение) в кассовой книге полученной Обществом денежной выручки в тот же день свидетельствует о неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности. Указала, что материалами дела подтверждается неприменение Обществом контрольно-кассовой техники.

Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Инспекцией на основании поручения от 03.03.2015 № 5 в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», статьей 7 Федерального закона Российской Федерации от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», Административным регламентом исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденным приказом Минфина России от 17.10.2011 № 133н, проведена проверка по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью ООО «Калинушка» за период с 03.01.2015 по 03.03.2015.

В ходе проверки Инспекцией выявлены нарушения, выразившиеся в неоприходовании, оприходовании в неполном объеме в кассу предприятия выручки, полученной от деятельности оказания услуг бань и душевых (сауна) за период с 03.01.2015 по 03.03.2015; неприменении контрольно-кассовой техники при осуществлении деятельности оказания услуг бань и душевых (сауна).

Результаты проверки отражены в актах проверки полноты учета выручки от 17.03.2015 № 8, от 17.03.2015 № 9.

17.03.2015 по факту выявленных нарушений должностным лицом Инспекции в отношении Общества составлены протоколы об административном правонарушении № 7, 8, 9.

20.03.2015 по результатам рассмотрения материалов административного дела уполномоченным лицом Инспекции в отношении Общества вынесены следующие постановления:

постановление № 7, согласно которому ООО «Калинушка» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей;

постановление № 8, согласно которому заместитель генерального директора ООО «Калинушка» Кузнецова Надежда Александровна привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 4000 рублей;

постановление № 9, согласно которому ООО «Калинушка» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде предупреждения.

Полагая, что вынесенные налоговым органом постановления являются незаконными и подлежат отмене, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Арбитражный суд, рассмотрев материалы дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, приведенные ими доводы и возражения, пришел к следующим выводам.

Согласно частям 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет обжалуемое решение в полном объеме.

Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Центральным банком Российской Федерации утверждено Указание от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее - Указание).

Пунктом 4.1. Указания предусмотрено, что кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002.

В силу пункта 4.6. Указания поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге 0310004.

Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001, расходному кассовому ордеру 0310002, оформленному соответственно на полученные, выданные наличные деньги (полное оприходование в кассу наличных денег).

В конце рабочего дня кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге 0310004, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге 0310004 сумму остатка наличных денег и проставляет подпись.

Записи в кассовой книге 0310004 сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем) и подписываются лицом, проводившим указанную сверку.

Контроль за ведением кассовой книги 0310004 осуществляет главный бухгалтер (при его отсутствии - руководитель).

Согласно пункту 5.2 Указаний приходный кассовый ордер 0310001 может оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности, приравненных к кассовому чеку, иных документов, предусмотренных Федеральным законом от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 21, ст. 1957; 2009, № 23, ст. 2776; № 29, ст. 3599; 2010, № 31, ст. 4161; 2011, № 27, ст. 3873; 2012, № 26, ст. 3447; 2013; № 19, ст. 2316; № 27, ст. 3477; № 48, ст. 6165), на общую сумму принятых наличных денег, за исключением сумм наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента).

При этом записи в журнале кассира-операциониста (КМ-4), форма которого утверждена Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132, ведутся после окончания рабочего дня (смены) с указанием показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков и выручки (п. 6.1 Типовых правил эксплуатации ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Минфином России 30.08.1993 № 104, применяемых в части, не противоречащей Федеральному закону от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

В силу п. 3.8 Технических требований к фискальной памяти электронных ККМ, утвержденных Решением ГМЭК от 23.06.1995 (Протокол № 5/21-95), ККМ контролирует продолжительность смены, которая должна быть ограничена календарными сутками либо составлять не более 24 часов.

Таким образом, начало рабочей смены продолжительностью 24 часа может не совпадать с началом календарных суток.

Однако, согласно пункту 3 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным - непосредственно по окончании операции.

Отчет с гашением (Z-отчет) формируется на ККТ при проведении операции закрытия смены. При этом данные сменного отчета регистрируются в фискальной памяти (ФП) ККТ (п. 3.7 Технических требований к фискальной памяти электронных контрольно-кассовых машин, утвержденных Решением ГМЭК от 23.06.1995, протокол № 5/21-95 (далее - Технические требования)). При проведении закрытия смены в электронной кассовой ленте защищенной (ЭКЛЗ) регистрируются дата, время, код кассира-операциониста и итоги смены, накопленные в ЭКЛЗ (п. 4.6.8 Методических указаний по применению электронных контрольных лент защищенных в контрольно-кассовых машинах, утвержденных Решением ГМЭК от 25.06.2002, протокол N 4/69-2002).

Продолжительность смены на ККМ ограничена календарными сутками либо составляет не более 24 часов с момента окончания оформления первого платежного документа за смену (п. 3.8 Технических требований).

Таким образом, Z-отчет (суточный отчет с гашением) - это документ, распечатываемый на ККТ в конце смены, содержащий обобщенные данные контрольной ленты о наличных расчетах (расчетах с помощью платежных карт) организации за смену, регистрируемые в фискальной памяти ККТ при его формировании.

Согласно вышеприведенным нормам под понятием «оприходование в кассу денежной наличности» понимается ряд последовательных действий, которые необходимо совершить в день (сутки) ее поступления (в том числе оформить приходные кассовые ордера о поступивших наличных денежных средствах в кассу организации и внести в тот же день в кассовую книгу организации записи о поступивших денежных средствах), невыполнение которых свидетельствует о нарушении порядка ведения кассовых операций.

Материалами дела не подтверждается своевременное совершенные Обществом таких действий.

По пояснениям Общества имеет место быть несоблюдение хронологического порядка составления требуемых документов: приходный кассовый ордер оформлялся в день поступления денежных средств, суточный Z-отчет снимался в конце смены (то есть на следующий календарный день), что повлекло расхождение в данных фискального отчета, сведения в который заносятся в момент формирования Z-отчета и данных кассовой книги.

Однако, при сопоставлении приходного кассового ордера от 23.01.2015 и представленных Обществом к нему документов (кассовых чеков, Z-отчета от 24.01.2015), усматривается более раннее составления приходного ордера: до момента выбытия чека, что противоречит требованиям статьи 5 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», которая предусматривает обязанность организации выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

Аналогичные обстоятельства усматриваются и при анализе приходно-кассовых-ордеров и приложенных к ним документов от 27.01.2015, 31.01.2015, 12.02.2015,16.02.2015, 20.02.2015, 24.02.2015.

Невыдача организацией или индивидуальным предпринимателем покупателю (клиенту) при осуществлении с ним наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанного контрольно-кассовой техникой кассового чека, то есть неприменение контрольно-кассовой техники, нарушает требование, предусмотренное абзацем четвертым п. 1 ст. 5 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Закон), и влечет административную ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

В материалах дела отсутствует доказательства надлежащего оприходования денежных средств в сумме 8000 руб., поступивших согласно представленному контрольно-кассовому документу 24.01.2015, 5000 руб. – 28.01.2015, 6000 руб. – 01.02.2015, 2250 руб. – 13.02.2015, 3150 руб. – 17.02.2015.

Также материалами дела не подтверждается применение Обществом контрольно кассовой техники на сумму 8000 руб. 23.01.2015, на сумму 5000 руб. 27.01.2015, на сумму 6000 руб. 31.01.2015, на сумму 2250 руб. 12.02.2015, на сумму 3150 руб. 16.02.2015.

Таким образом, материалы дела свидетельствуют о нарушении Обществом порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, неприменении контрольно-кассовой техники в момент совершения хозяйственных операций, что подтверждает наличие в деяниях Общества события спорных правонарушении.

В рассматриваемом случае чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, объективно препятствующих Обществу в соблюдении установленных законодательством требований, судом не установлено. Общество имело возможность исполнить надлежащим образом нормы и правила, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вследствие чего деяния Общества в соответствии со статьями 1.5, 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются виновными.

Таким образом, административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в деяниях Общества состава административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.

Обстоятельств, отягчающих ответственность, а также перечисленных в статьях 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом при рассмотрении дела не установлено.

Оспариваемые постановления вынесены в пределах сроков давности, установленных статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Процессуальных нарушений при привлечении лица к административной ответственности не выявлено.

При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения требований Обществ в данной части отсутствуют.

В отношении требования о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Владимирской области от 20.03.2015 № 8 по делу об административном правонарушении о привлечении к ответственности заместителя генерального директора Общества производство по делу подлежит прекращению в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.

По общему правилу, сформулированному в части 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражным судам подведомственны дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, и граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя.

Согласно части 2 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражном суде рассматриваются дела об оспаривании решений административных органов по заявлениям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности.

В данном случае, к административной ответственности привлечен заместитель генерального директора Общества, то есть должностное лицо, следовательно, данный спор неподведомственный арбитражному суду.

При таких обстоятельствах производство по делу в отношении оспаривания постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Владимирской области от 20.03.2015 № 8 по делу об административном правонарушении о привлечении к ответственности заместителя генерального директора Общества, подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом не рассматривается, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

отказать в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Калинушка», Владимирская область, г. Александров (ОГРН 1053303321829, ИНН 3301017483), о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Владимирской области, Владимирская область, г. Александров (ОГРН 104330330050, ИНН 3301014700), от 20.03.2015 № 7 по делу об административном правонарушении, постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Владимирской области, Владимирская область, г. Александров (ОГРН 104330330050, ИНН 3301014700), от 20.03.2015 № 9 по делу об административном правонарушении.

Производство по делу в части признания незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Владимирской области, Владимирская область, г. Александров (ОГРН 104330330050, ИНН 3301014700), от 20.03.2015 № 8 по делу об административном правонарушении прекратить.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) через Арбитражный суд Владимирской области.

Судья Л.П. Новикова