600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, 14
тел. (4922) 32-29-10, факс (4922) 42-32-13
http://vladimir.arbitr.ru
РЕШЕНИЕ
г. Владимир Дело № А11-5721/2014
11 сентября 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 4 сентября 2014 года.
Решение в полном объёме изготовлено 11 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Владимирской области в составе: судьи Тимчука Н.Г., при ведении протокола судебного заседания до объявления перерыва помощником судьи Коршуновым А.А., после перерыва – помощником судьи Кунцевич Т.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Верба" (602205, Владимирская область, г. Муром, ул. Ленинградская, д. 18; ИНН 3334019479, ОГРН 1133334000282) об отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Владимирской области (602267, Владимирская область, г. Муром, ул. Свердлова, д. 33; ИНН 3307020362, ОГРН 1043302500010) от 29.05.2014 № 05-07/65 по делу об административном правонарушении, при участии представителей: от общества с ограниченной ответственностью "Верба" – Щербаковой Н.Б. (по доверенности от 27.08.2014 № 429 сроком действия до 29.11.2014), Лукьяновой М.В. (по доверенности от 27.08.2014 № 428 сроком действия до 29.11.2014); от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Владимирской области – Харитоновой И.А. (по доверенности от 10.01.2014 № 02-15/00083 сроком действия до 31.12.2014), Тельнова Н.П. (по доверенности от 24.01.2014 № 02-10/00092 сроком действия до 31.12.2014); информация о движении дела была размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по веб-адресу: http://vladimir.arbitr.ru, установил.
Общество с ограниченной ответственностью "Верба" (далее – Общество, ООО "Верба") обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Владимирской области (далее – Инспекция) от 29.05.2014 № 05-07/65 по делу об административном правонарушении.
В обоснование заявленного требования Общество указало, что организация использует в работе на операционных кассах разменный фонд, который не сдаётся в основную кассу, а остаётся в операционной и учитывается на счетах бухгалтерского и налогового учёта. По мнению ООО "Верба", неотражение в кассовой книге разменного фонда не образует состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом Общество указывает на возможность применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Инспекция с требованием Общества не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве от 09.07.2014 № 02-10/06619. Инспекция считает, что состав вменяемого административного правонарушения подтверждён документально, требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, обстоятельств, свиде-тельствующих о малозначительности вменяемого Обществу административного правонарушения, нет.
В соответствии со статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 28.08.2014 был объявлен перерыв до 04.09.2014.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Должностными лицами Инспекции на основании поручения от 05.05.2014 № 48 проведена проверка ООО "Верба" по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт, полноты учёта выручки и порядка работы с денежной наличностью.
В ходе контрольных мероприятий выявлено, что в период с 01.03.2014 по 05.05.2014 часть поступивших в кассу денежных средств не была оформлена приходными кассовыми ордерами, выручка не оприходована в кассу предприятия в дни её получения, записи в кассовую книгу предприятия на общую сумму наличных денежных средств производились не на всю сумму выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники.
Результаты проверки зафиксированы в акте полноты учёта выручки от 23.05.2014 № 48.
По факту выявленного правонарушения должностным лицом Инспекции 23.05.2014 составлен протокол № 222 об административном правонарушении и 29.05.2014 начальником Инспекции вынесено постановление № 05-07/65 о назначении ООО "Верба" административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общество, не согласившись с данным постановлением, оспорило его в арбитражный суд.
Арбитражный суд, изучив материалы дела, оценив в рамках статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, приведённые ими доводы и возражения, пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Согласно частям 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет обжалуемое решение в полном объёме.
В процессе рассмотрения дела арбитражный суд установил, что факт совершения ООО "Верба" вменяемого административного правонарушения подтверждён документально.
Согласно статье 7 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Центральный банк Российской Федерации уполномочен по вопросам, отнесённым к его компетенции, издавать в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Центральным банком Российской Федерации утверждено Положение от 12.10.2011 № 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" (далее – Положение № 373-П) в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения.
В соответствии с пунктами 5.1-5.4 данного Положения для учёта поступающих в кассу наличных денег, и выдаваемых из кассы, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ведут кассовую книгу. Записи в кассовой книге осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру (расходному кассовому ордеру), оформленному на полученные (выданные) наличные деньги. Кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге сумму остатка наличных денег на конец рабочего дня и проставляет подпись. Записи в кассовой книге сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии - руководителем и подписываются лицом, проводившим указанную сверку.
В силу пункта 1.6 Положения № 373-П кассовые операции ведутся у юридического лица, индивидуального предпринимателя кассовым или иным работником, определённым указанными лицами из числа своих работников (далее - кассир), с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми кассир должен ознакомиться под роспись.
Пунктом 1.8 названного Положения определено, что кассовые операции, проводимые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, оформляются приходными кассовыми ордерами, расходными кассовыми ордерами (далее – кассовые документы).
Согласно пунктам 3.1 и 3.2 рассматриваемого Положения приём наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в том числе от работников, проводится по приходным кассовым ордерам. При получении приходного кассового ордера кассир проверяет наличие подписи главного бухгалтера или бухгалтера, а при их отсутствии - наличие подписи руководителя и её соответствие имеющемуся образцу, проверяет соответствие суммы наличных денег, проставленной цифрами, сумме наличных денег, проставленной прописью, наличие подтверждающих документов, перечисленных в приходном кассовом ордере. При соответствии вносимой суммы наличных денег сумме, указанной в приходном кассовом ордере, кассир подписывает приходный кассовый ордер, квитанцию к приходному кассовому ордеру и проставляет на ней оттиск штампа, подтверждающего проведение кассовой операции. В подтверждение приёма наличных денег вносителю наличных денег выдаётся квитанция к приходному кассовому ордеру.
При ведении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники по окончании их проведения на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, оформляется приходный кассовый ордер на общую сумму принятых наличных денег, за исключением сумм наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом) (пункт 3.3 Положения № 373-П).
Таким образом, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обеспечивают организацию ведения кассовых операций, установленных Положением № 373-П, в том числе, внесение в кассовую книгу всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных кассовых ордеров и расходных кассовых ордеров (полное оприходование в кассу наличных денег).
В силу пунктов 2.4-2.5 Положения № 373-П записи в книгу учёта принятых и выданных кассиром денежных средств осуществляются в момент передачи наличных денег. Кассовые документы, кассовая книга, книга учёта принятых и выданных кассиром денежных средств могут оформляться на бумажном носителе или с применением технических средств, предназначенных для обработки информации, включая персональный компьютер и программное обеспечение (далее - технические средства). Кассовые документы, оформляемые с применением технических средств, распечатываются на бумажном носителе. В случае ведения кассовой книги (книги учёта принятых и выданных кассиром денежных средств) с применением технических средств должна обеспечиваться сохранность содержащихся в указанных документах данных на электронном носителе информации и должна быть исключена возможность несанкционированного изменения указанных данных. Лист кассовой книги, оформляемой с применением технических средств, распечатывается на бумажном носителе в конце рабочего дня в двух экземплярах. Нумерация листов кассовой книги (книги учёта принятых и выданных кассиром денежных средств), оформляемой с применением технических средств, осуществляется автоматически в хронологической последовательности с начала календарного года. Распечатанные на бумажном носителе листы кассовой книги (книги учёта принятых и выданных кассиром денежных средств) подбираются в хронологической последовательности, брошюруются по мере необходимости, но не реже одного раза в календарный год.
Все хозяйственные операции подлежат регистрации на счетах бухгалтерского учёта без каких-либо пропусков или изъятий. Хозяйственные операции отражаются в регистрах бухучёта в хронологической последовательности. Основным требованием бухгалтерского учёта признаётся требование полноты учёта. Излишек имущества, в том числе денежных средств, должен выявляться организацией и оприходоваться. Изменения в бухгалтерской отчётности, относящиеся как к отчётному году, так и к предыдущим периодам, производятся в отчётности, составляемой за период, в котором были обнаружены искажения её данных.
Требования к порядку работы с денежной наличностью и к ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу поступивших денежных средств при надлежащем документальном оформлении каждой операции.
Оприходование в кассу денежной наличности представляет собой ряд последовательных действий, которые необходимо совершить в день поступления выручки, в том числе, оформить приходные кассовые ордера о поступивших наличных денежных средствах в кассу учреждения и внести в тот же день в кассовую книгу организации записи о поступивших денежных средствах. Невыполнение перечисленных мероприятий свидетельствует о нарушении порядка ведения кассовых операций. Таким образом, неотражение (неполное отражение) в кассовой книге полученной денежной выручки в тот же день свидетельствует о неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности.
Ответственность за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности предусмотрена частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечёт для юридических лиц взыскание штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как видно из материалов дела, за период с 01.03.2014 по 05.05.2014 ООО "Верба" получило наличные денежные средства в сумме 3 189 840 руб. 55 коп. (данные фискальных отчётов и журнала кассира-операциониста), однако приходные кассовые ордера 04.03.2014 на сумму 497 руб. 32 коп., 05.03.2014 на сумму 214 руб. 61 коп., 06.03.2014 на сумму 752 руб. 31 коп., 11.03.2014 на сумму 181 руб. 08 коп., 12.03.2014 на сумму 428 руб. 11 коп., 14.03.2014 на сумму 533 руб. 06 коп., 17.03.2014 на сумму 531 руб. 70 коп., 21.03.2014 на сумму 947 руб. 32 коп., 25.03.2014 на сумму 903 руб. 49 коп., 27.03.2014 на сумму 227 руб. 49 коп., 31.03.2014 на сумму 1284 руб. 21 коп., 01.04.2014 на сумму 20 руб., 02.04.2014 на сумму 2673 руб. 10 коп., 03.04.2014 на сумму 2797 руб. 06 коп., 08.04.2014 на сумму 2225 руб. 17 коп., 11.04.2014 на сумму 2 руб. 56 коп., 14.04.2014 на сумму 762 руб. 17 коп., 15.04.2014 на сумму 799 руб. 92 коп., 17.04.2014 на сумму 861 руб. 85 коп., 21.04.2014 на сумму 1348 руб. 46 коп., 22.04.2014 на сумму 563 руб. 81 коп., 23.04.2014 на сумму 678 руб. 07 коп., 24.04.2014 на сумму 22 руб. 81 коп., 29.04.2014 на сумму 9830 руб. 25 коп. выписаны не были; выручка в соответствующие дни не была оприходована в полном объёме; в кассовую книгу не были внесены записи о поступлении в кассу 29 084 руб. 93 коп.
Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Обществом порядка работы с денежной наличностью.
Таким образом, в действиях ООО "Верба" имеется состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учётом перечисленных обстоятельств доводы Общества признаны судом несостоятельными.
При осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности Общество обязано выполнять требования действующего законодательства. В рассматриваемом случае у него имелась возможность для соблюдения положений законодательства в области наличного денежного обращения. Однако ООО "Верба" не были приняты все зависящие от него меры по их исполнению.
При таких обстоятельствах вывод Инспекции о виновности Общества в совершении вменяемого правонарушения является правильным.
Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих ответственность, а также перечисленных в статье 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом при рассмотрении дела не установлено.
Довод Общества о возможности квалификации правонарушения в качестве малозначительного судом не принимается.
Статьёй 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом согласно пункту 18.1 указанного Постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учётом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершённого лицом деяния.
Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Объективной стороной вменяемого Обществу правонарушения является несоблюдение установленного нормативными правовыми актами порядка в области финансов и финансовой дисциплины, которые должны носить устойчивый характер.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в пренебрежительном отношении ООО "Верба" к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Обстоятельств, которые свидетельствовали бы об исключительности случая вменяемого Обществу административного правонарушения, что позволило бы признать его малозначительным, не установлено.
Таким образом, суд не находит оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений процедуры привлечения ООО "Верба" к административной ответственности Инспекцией не допущено.
На основании изложенного постановление Инспекции от 29.05.2014 № 05-07/65 по делу об административном правонарушении является законным и обоснованным, а требование Общества – не подлежащим удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по данному делу судом не рассматривается, так как согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
отказать обществу с ограниченной ответственностью "Верба" (602205, Владимирская область, г. Муром, ул. Ленинградская, д. 18; ИНН 3334019479, ОГРН 1133334000282) в удовлетворении требования об отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Владимирской области (602267, Владимирская область, г. Муром, ул. Свердлова, д. 33; ИНН 3307020362, ОГРН 1043302500010) от 29.05.2014 № 05-07/65 по делу об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) через Арбитражный суд Владимирской области в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья Н.Г. Тимчук