НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ульяновской области от 31.10.2022 № А72-12640/2022

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

31.10.2022

г. Ульяновск                                                                                Дело №А72-12640/2022

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Овсяниковой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богдановой Н.С., рассмотрев дело по заявлению

Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (ОГРН: 1047301036133, ИНН: 7325051113), г. Ульяновск

к Финансовому управлению Администрации Муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области (ОГРН: 1027300543533, ИНН: 7310005080), г. Димитровград

третье лицо - Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система Муниципального образования «Мелекесский район (ОГРН: 1197325019430, ИНН: 7329032520), область Ульяновская, с. Рязаново

о признании незаконным бездействия

         при участии:

лица, участвующие в деле, явку в судебное заседание не обеспечили, извещены;

от заявителя – ходатайство о рассмотрении заявления в отсутствие представителей;

установил:

Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области о признании незаконным бездействия Финансового управления Администрации Муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области,  выразившегося в не приостановлении операций по счетам должника Муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система Муниципального образования «Мелекесский район»; об обязании Финансового управления Администрации Муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области приостановить операции по всем лицевым счетам должника Муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система Муниципального образования «Мелекесский район», включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений, до момента исполнения решения № 89 от 20.04.2022 о взыскании налога, сбора, стразовых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика.

Определением от 05.09.2022 указанное заявление принято судом к производству, к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система Муниципального образования «Мелекесский район.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени месте рассмотрения дела,  в  судебное заседание не явились.

От заявителя через сервис электронной подачи документов «Мой Арбитр» поступили письменные пояснения, которые суд приобщил к материалам дела; на требованиях настаивает.

Из материалов дела следует, что Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы №8 по Ульяновской области было  вынесено решение  о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика № 89 от 20.04.2022 о  взыскании с  Муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система Муниципального образования «Мелекесский район задолженности по  пени в размере 60 498 руб. 93 коп.

Указанное решение было направлено в Финансовое управление Администрации Муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области для исполнения (получено 27.04.2022).

Как  следует из пояснений налогового органа, по состоянию на 27.09.2022 остаток задолженности по решению № 89 от 20.04.2022  составляет 56 060 руб. 26 коп.

Поскольку решение до настоящего времени полностью не исполнено, Инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Ответчик, третье лицо отзывы  в материалы дела не представили.

В силу ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Оценив представленные документы, всесторонне исследовав представленные доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.

Исходя из статей 198, 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8, оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц,  могут быть признаны судом недействительными (незаконными) при наличии в совокупности следующих двух условий:

- они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

-они нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст.45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно  ст. 46 НК РФ, в  случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента).

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах и электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации либо при отсутствии информации о счетах (реквизитах корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств) взыскание суммы налога, не превышающей пяти миллионов рублей, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах указанного налогоплательщика (налогового агента) - организации.

Для взыскания налога в соответствии с абзацем первым настоящего пункта налоговый орган направляет решение о взыскании на бумажном носителе или в электронной форме в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, по месту открытия лицевого счета налогоплательщика (налогового агента).

При неисполнении налогоплательщиком (налоговым агентом) - организацией решения налогового органа о взыскании в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, данный орган информирует об этом налоговый орган, который направил ему решение о взыскании, в течение десяти дней по истечении указанного срока на бумажном носителе или в электронной форме.

Данные правила применяется также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов.

Порядок исполнения решения налогового органа о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающее обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, определен статьей 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно электронной выписке из ЕГРЮЛ должник – Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система Муниципального образования «Мелекесский район является  муниципальным бюджетным  учреждением.

Порядок обращения взыскания на средства бюджетных учреждений, не относящихся к категории казенных учреждений, определен пунктом 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Решение налогового органа, предусматривающее обращение взыскания на средства бюджетного учреждения - должника, направляется налоговым органом в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника.

Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа или решения налогового органа направляет бюджетному учреждению - должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением заявления взыскателя или уведомление о поступлении решения налогового органа.

Бюджетное учреждение - должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа или уведомления о поступлении решения налогового органа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете должника.

Бюджетное учреждение - должник самостоятельно определяет, с какого лицевого счета должника (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе или решении налогового органа.

При отсутствии либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов или решения налогового органа бюджетное учреждение - должник обязано предоставить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет должника.

При нарушении бюджетным учреждением - должником сроков исполнения исполнительных документов или решения налогового органа, установленных абзацем первым настоящего пункта, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

 Таким образом, статья 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" предусматривает аналогичный статье 242.6 Бюджетного кодекса РФ порядок приостановления операций по расходованию денежных средств на лицевых счетах бюджетных учреждений.

Согласно части 2.3 статьи 31, ч. 3 статьи 59 Устава муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области к полномочиям управления финансов муниципального образования "Мелекесский район" относятся организация исполнения бюджета муниципального образования "Мелекесский район", установление порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета муниципального образования "Мелекесский район", бюджетных росписей главных распорядителей средств муниципального образования "Мелекесский район" и кассового плана исполнения бюджета муниципального образования "Мелекесский район", осуществление иных полномочий в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными актами в сфере бюджетного законодательства Российской Федерации и настоящим Уставом; финансовое управление администрации Мелекесского района организует исполнение бюджета Мелекесского района, устанавливает порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета Мелекесского района, бюджетных росписей распорядителей средств Мелекесского района и кассового плана исполнения бюджета Мелекесского района.

Таким образом, именно на ответчика возложена обязанность исполнить решение налогового органа № 89 от 20.04.2022.

Суд установил и материалами дела подтверждается, что должник является муниципальным бюджетным учреждением; предъявленное к исполнению решение налогового органа не было возвращено Инспекции, то есть принято ответчиком к исполнению, при этом ответчик в установленный срок не исполнил в полном объеме свои обязательства, фактически не приостановил осуществление операций по расходованию средств на лицевом счете должника, чем нарушил порядок, установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации, статьей 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью финансового органа.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Определении от 22.10.2009 N ВАС-13746/09 указал, что факт неисполнения должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа является достаточным основанием для приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника и не требует выяснения причин такого неисполнения.

Принимая во внимание то обстоятельство, что решение налогового органа не исполнено в полном объеме, бездействие ответчика не соответствует нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», нарушает права и законные интересы заявителя, требования заявителя подлежат удовлетворению.

Согласно п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ, в случае удовлетворения требования заявителя, в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статья 201 АПК РФ в качестве способа устранения допущенного нарушения и восстановления нарушенного права заявителя следует обязать ответчика приостановить до момента исполнения решения налогового органа № 89 от 20.04.2022 осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций, указанных в законе.

Поскольку истец и ответчик освобождены от оплаты госпошлины, вопрос об ее уплате и распределении в порядке статьи 110 АПК РФ судом не разрешается.

Руководствуясьстатьями 110, 167-170, 180, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие Финансового управления Администрации муниципального образования «Мелекесский район», выразившееся в неприостановлении операций по счетам должника – Муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система Муниципального образования «Мелекесский район.

Обязать Финансовое управление Администрации муниципального образования «Мелекесский район» приостановить до момента исполнения решения № 89 от 20.04.2022 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика, осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника Муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система Муниципального образования «Мелекесский район, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами.

Решение вступает в силу по истечении месяца с момента его принятия.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                 Ю.А. Овсяникова