НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ульяновской области от 27.04.2020 № А72-2036/20

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Ульяновск                                                                        

 «6» мая 2020 года                                                     Дело № А72-2036/2020

Дата принятия решения в виде резолютивной части «27» апреля 2020 года.

Дата изготовления мотивированного решения  «6» мая 2020 года.

Судья Арбитражного суда Ульяновской области Е.Е.Каргина,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению

индивидуального предпринимателя Адамова Геннадия Афанасьевича (Ульяновская область, Чердаклинский район, с.Архангельское, ОГРНИП 307731036100012, ИНН 732300051872)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ульяновской области  (433515, г. Димитровград, ул. Жуковского, д. 4, ОГРН 1107302000926, ИНН 7329000014)

о признании незаконным решения № 15-09/2194 от 28.11.2019 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,

без вызова сторон, извещенных о рассмотрении дела, в порядке упрощенного производства надлежащим образом по правилам ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации на сайте Арбитражного суда Ульяновской области: http://ulyanovsk.arbitr.ru,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Адамов Геннадий Афанасьевич (далее – заявитель, ИП Адамов Г.А.) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ульяновской области от 28.11.2019 № 15-09/2194 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Ульяновской области (далее – инспекция, налоговый орган) с требованиями заявителя не согласилась по доводам, изложенным в отзыве.

27.04.2020 судом принято решение в виде резолютивной части согласно части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

От инспекции поступило заявление о составлении мотивированного решения.

Согласно части 2 статьи 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

Как следует из материалов дела, Межрайонной  инспекцией  Федеральной налоговой службы № 7 по Ульяновской области в соответствии со ст. 88 НК РФ проведена камеральная налоговая проверка на основе налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2019 года, представленной ИП Адамовым Г.А. 24.07.2019 (per. № 829934705). По результатам проверки вынесено решение от 28.11.2019 №15-09/2194 о привлечении  ИП Адамова  Г.А.  к ответственности за совершение налогового правонарушения по п. 1 ст. 122 НК РФ,  о доначислении НДС  в сумме 46128 руб., начислении  пени в размере 1002,15 руб., налоговых  санкций - 4612,8 руб.

Налогоплательщик обращался с жалобой в вышестоящий налоговый орган, решением УФНС России по Ульяновской области от 22.01.2020 № 07-08/00922@ решение инспекции оставлено в силе.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ИП Адамова  Г.А.  в арбитражный  суд и оцениваются  судом с  учетом  следующего.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

По  утверждению налогового  органа,   ИП Адамовым Г.А.   неправомерно,  в нарушение п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 и п. 2 ст. 346.11 НК РФ, применены   вычеты  по   НДС,  поскольку согласно указанным  нормам  налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, не вправе при исчислении к уплате НДС уменьшать налог на суммы налоговых вычетов, применимых в случае нахождения налогоплательщика на общей системе налогообложения, при условии отсутствия надлежащего уведомления налогового органа об отказе от применения упрощенной системы налогообложения в соответствии с п. 6 ст. 346.13 НК РФ.

Предприниматель  же  отмечает, что  с 01.01.2018 он фактически с  УСН  перешел на  общий режим налогообложения, оформляя  первичные документы и представляя  налоговые декларации, соответствующие общей системе налогообложения,  совершая в 2018 году юридически значимые действия, однозначно свидетельствующие о переходе на общую систему налогообложения, законно  и  обоснованно применял общую систему налогообложения.

В соответствии со статьей 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) упрощенная система налогообложения (УСН)  применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.

На основании п. 3 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.

Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ установлено, что вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 84 Кодекса.

В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

В пункте 3 названной статьи указано, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода (которым на основании п. 1 статьи 346.19 НК РФ признается календарный год) перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено этой статьей.

Пунктом 6 статьи 346.13 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.

Таким образом, налоговое законодательство устанавливает правила выбора налогоплательщиком определенных систем налогообложения в зависимости от условий осуществления им хозяйственной деятельности, определяя критерии соответствия налогоплательщиков определенным системам налогообложения и последствия несоблюдения этих критериев. Реализация налогоплательщиком своего права на выбор системы налогообложения осуществляется в пределах установленных законодательством критериев, но по собственному усмотрению. Переход с одной системы налогообложения на другую осуществляется налогоплательщиком добровольно по своему усмотрению по истечении соответствующего календарного года, за исключением случаев, когда в силу положений законодательства он обязан перейти с упрощенной системы налогообложения на другой режим налогообложения до истечения календарного года.

При этом положения главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривают право налогового органа на запрет или разрешение на применение налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения, заявление о применении упрощенной системы налогообложения носит уведомительный характер, не зависит от решения либо одобрения налогового органа и не связано с ним.

При этом, определяющим фактором для выяснения вопроса о правомерности применения или отказа в применении упрощенной системы налогообложения является фактическое ведение хозяйственной деятельности в соответствии с выбранным режимом налогообложения с начала налогового периода, а подача заявления в инспекцию носит уведомительный характер, последствий нарушения срока, установленного пунктом 6 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации не установлено.

В  рассматриваемом  случае с учетом установленных фактических обстоятельств, в том числе при рассмотрении дела А72-18008/2019  Арбитражного суда Ульяновской  области, имеющего преюдициальное значение,   суд  признает  доводы  заявителя  обоснованными.

Установлено,   что  предприниматель  Адамов Г.А.  с 2008 года применял упрощенную систему налогообложения, подав в налоговый орган 10.01.2008 соответствующее заявление. 

В 2018 году  предпринимателем было принято решение о переходе на общую систему налогообложения.

Доказательств подачи уведомления налоговому органу до 30.12.2019 не  имеется,  однако,  начиная с 01.01.2018,  предприниматель Адамов Г.А. отчитывался перед налоговым органом как налогоплательщик, находящийся на общей системе налогообложения,  подавая налоговые декларации по НДС и НДФЛ, налоговым органом проводились камеральные проверки представленных налоговых деклараций по НДС за 1-4 кварталы 2018 года, выставлялись требования о представлении пояснений по декларациям.         

30.04.2019 ИП Адамовым Г.А. в налоговый орган представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2018 год, что является подтверждением перехода налогоплательщика - ИП Адамова Г.А. на общий режим налогообложения с 2018 года.

Особенности декларации 3-НДФЛ, заполняемой ИП, заключаются в том, что на титульном листе 3-НДФЛ у ИП указывается категория налогоплательщика — 720; обязательным к заполнению помимо титульного листа и разделов 1, 2,  является приложение 3.

 В первичной декларации 3-НДФЛ ИП Адамовым Г.А. на титульном листе был указан код категории налогоплательщика - 720, декларация состояла из разделов 1,2 и приложения 3.

Приложение 3 было заполнено некорректно (не все показатели), в связи с чем налогоплательщиком была подана уточненная декларация 3-НДФЛ 02.08.2019, в которой приложение 3 было оформлено надлежащим образом.

О некорректном заполнении декларации ИП Адамову Г.А. стало известно из требования о предоставлении пояснений № 5278 от 24.07.2019, из которого следовало, что из имеющихся сведений у налогового органа в декларации 3-НДФЛ не заполнены показатели приложения 3 декларации.

При этом, приложение 3 декларации заполняют только индивидуальные предприниматели,  применяющие общую систему налогообложения.

 Судом установлено, что из действий налогового органа, осуществленных в течение 2018 года, следовало, что им был учтен и принят факт перехода налогоплательщика с 01.01.2018 с УСН на общую систему налогообложения.

Представление налогоплательщиком в ходе судебного разбирательства по   делу  А72-18008/2019 20.12.2019  в налоговый орган уведомления об отказе от применения упрощенной системы налогообложения не свидетельствует о том, что налогоплательщик до указанной даты признавал себя таковым и применял УСН.

Подача данного уведомления, согласно пояснениям налогоплательщика, вызвана исключительно тем, что в случае неудовлетворительного для него исхода судебного дела, он мог бы с 2020 года применять общую систему налогообложения на основании поданного заявления.

Данные обстоятельства является преюдициально установленными и не доказываются вновь при рассмотрении другого дела в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом,  принимая во внимание преюдициальное значение решения  по делу А72-18008/2019, в котором установлены упомянутые  обстоятельства, доводы  налогового   органа   о  том,  что  заявителем не представлены доказательства того, что ИП Адамов Г.А. с 1 января 2018 годафактически находится на общей системе налогообложения,  судом  отклоняются.

При рассмотрении дела А72-18008/2019 (судебный акт по которому имеет преюдициальное значение для настоящего дела, и которым признано незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Ульяновской области № 15-09/1183 от 19.08.2019 о  доначислении  по  тем  же  основаниям   ИП Адамову Г.А. НДС за 1 квартал 2019 года) установлено, что  предприниматель с 01.01.2018 в силу пункта 1 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации не являлся плательщиком по упрощенной системе налогообложения.

Ненаправление уведомления не может являться основанием для признания незаконным применения ИП Адамовым Г.А. общей системы налогообложения, поскольку отказ от применения упрощенной системы носит уведомительный характер и Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрены последствия пропуска данного срока в виде запрета применять иной режим налогообложения.

Отсутствие заявления о переходе с УСН на общий режим налогообложения при представлении в налоговый орган налоговых деклараций по общему режиму не лишает безусловно налогоплательщика права на изменение режима налогообложения.

Применение УСН является льготным режимом для налогоплательщика, поэтому он по своему усмотрению имеет право его не применять.

Отказ от применения упрощенной системы налогообложения - это право налогоплательщика и носит уведомительный характер.

Выбор режима налогообложения является правом налогоплательщика и специального документа, подтверждающего право применять упрощенную систему, либо отказ от ее применения, не требуется.

При этом добровольность перехода на УСН предполагает наличие у налогоплательщика права до начала ее применения изменить свое решение и остаться на общем режиме налогообложения  вне  зависимости  от  причины.

Соответственно,   в  рассматриваемом   случае  последующее   доначисление  ИП Адамову Г.А.  по  тем  же  основаниям   НДС  (за 2 квартал 2019 года)  следует  признать незаконным.

Руководствуясь статьями 112, 167-171, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Заявление  удовлетворить.

Признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ульяновской области  от 28.11.2019 № 15-09/2194 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Взыскать с Межрайонной  инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Ульяновской области в  пользу  индивидуального предпринимателя Адамова Геннадия Афанасьевича  300 руб.  расходов  по  уплате  государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

Судья                                                                                          Е.Е. Каргина