НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ульяновской области от 23.06.2008 № А72-13610/05

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

30.06.2008г. Дело № А72-13610/05-6/774

г.Ульяновск

Дата оглашения резолютивной части решения - 23.06.2008г.

Изготовлено в полном объеме - 30.06.2008г.

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Спириной Галиной Вячеславовной,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Павловой И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Открытого акционерного общества «Ульяновский комбинат строительных материалов», г.Ульяновск

к   ИФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска

о признании недействительным решения и требования

и по встречному исковому заявлению

ИФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска

к  Открытому акционерному обществу «Ульяновский комбинат строительных материалов», г.Ульяновск

о взыскании налоговых санкций в размере 702 141 руб.

третьи лица:

- Администрация (мэрия) г.Ульяновска, г.Ульяновск,

- Финансовое управление Администрации (мэрии) г.Ульяновска, г.Ульяновск

при участии:

от заявителя(ОАО «УКСМ») – не явился, уведомление 24306;

от ответчика (ИФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска) – Федина О.А., доверенность № 16-04-19/4620 от 06.05.2008 г.;

от третьего лицаАдминистрации (мэрии) г.Ульяновска – не явился, уведомление 24305;

от третьего лица Финансового управления Администрации (мэрии) г.Ульяновска – не явился, уведомление 24304;

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Ульяновский комбинат строительных материалов» (ЗАО «УКСМ») обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, в котором просит признать незаконными решение №405/1464-10 от 20.10.2005 г. и требование от 26.10.2005 г. ИФНС России по Засвияжскому району г.Ульяновска.

ИФНС России по Засвияжскому району г.Ульяновска предъявленные требования не признала, считая оспариваемое решение законным и обоснованным, предъявила встречный иск о взыскании с ЗАО «УКСМ» 702 141 руб. – налоговые санкции.

Протокольным определением от 22.12.2005 г. встречный иск принят к производству.

Определением от 12.01.2006 г. производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу решения по делу №А72-12908/05-9/1031.

Определением от 18.01.2007 г. производство по делу было возобновлено.

Определением от 05.03.2007 г. произведена замена истца. Истцом по делу является Открытое акционерное общество «Ульяновский комбинат строительных материалов».

Определением от 05.03.2007 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Администрация (мэрия) г.Ульяновска, Финансовое управление Администрации (мэрии) г.Ульяновска.

Финансовое управление Администрации (мэрии) г.Ульяновска предъявленные требования не поддержало, пояснив, что «в 2004г. жилищный фонд находился на балансе ЗАО «УКСМ» соответственно расходы, связанные с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг «УКСМ» не возмещались»  .

Вопрос о возмещении истцу расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в 2004 г. был предметом рассмотрения по делу №А72-12908/05-9/1031 по заявлению ЗАО «УКСМ» о признании бездействия мэрии г.Ульяновска в возмещении затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 174 873 руб. 70 коп. за 2003-2004 года незаконным и обязании возместить данные затраты.

Определением суда от 12.09.2006 г. требование обязать мэрию г. Ульяновска возместить открытому акционерному обществу «Ульяновский комбинат строительных материалов» убытки, связанные с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, в размере 174 873 руб. 70 коп. выделено в отдельное производство и делу присвоен № А72-7150/06-15/381.

Определением от 05.04.2007 г. приостановлено производство по делу № А72-13610/05-6/774 по заявлению ОАО «Ульяновский комбинат строительных материалов», к ИФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска о признании недействительным решения и требования  до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Ульяновской области по делу № А72-7150/06-15/381.  Определением суда от 29.09.2006 г. производство по делу № А72-7150/06-15/381 приостановлено до вступления в законную силу решения по делу № А72-12908/05-9/1031, которое на день вынесения определения о приостановлении производства по делу № А72-13610/05-6/774 находилось на рассмотрении в кассационной инстанции в Федеральном арбитражном суде Поволжского округа.

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11.04.2007 г. по делу № А72-12908/05-9/1031 решение от 29.09.2006 года арбитражного суда Ульяновской области и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2006 года отменено, дело передано на новое рассмотрение для решения вопроса об оставлении заявления без рассмотрения.

Дело передано на новое рассмотрение судье Арбитражного суда Ульяновской области Коротковой Е.Н.

Определением от 05.06.2007 г. по делу № А72-12908/05-9/1031 заявление Закрытого акционерного общества «Ульяновский комбинат строительных материалов» оставлено без рассмотрения.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 05.04.2007 г. возобновлено производство по делу № А72-7150/06-15/381, решением от 25.01.2008 г. исковые требования удовлетворены в сумме 172 347 руб. 24 коп., в остальной части – оставлены без удовлетворения, с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу Открытого акционерного общества «Ульяновский комбинат строительных материалов» взыскано 172 347 (сто семьдесят две тысячи триста сорок семь) руб. 24 коп. – убытки.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2008 г. по делу № А72-7150/06-15/381 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 января 2008 г. по делу № А72-7150/2006 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, г. Ульяновск, – без удовлетворения.

Определением от 29.05.2008 г. суд на основании ст. 146 АПК РФ возобновил производство по делу № А72-13610/05-6/774 по заявлению по иску ОАО «Ульяновский комбинат строительных материалов», к ИФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска о признании недействительным решения и требования.

Ответчик в отзыве на исковое заявление предъявленные требования не признал, на встречном иске настаивает.

Финансовое управление (мэрии) г.Ульяновска в отзыве на исковое заявление указало, что в 2004 году жилищный фонд находился на балансе ЗАО «УКСМ», соответственно расходы, связанные с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг «УКСМ» не возмещались  .

Администрация (мэрия) г.Ульяновска в отзыве на исковое заявление указала, что оставляет разрешение спора по существу на усмотрение суда по результатам справедливого, законного и обоснованного исследования всех обстоятельств дела  .

Заявитель (ОАО «УКСМ») и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения спора, в судебное заседание не явились.

Суд рассматривает спор в судебном заседании в отсутствие представителей заявителя (ОАО «УКСМ») и третьих лиц в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся в деле материалам.

Изучив представленные документы, суд считает, что требования по основному заявлению обоснованы и подлежат удовлетворению, оснований для удовлетворения встречного иска суд не усматривает.

Материалами дела подтверждается, что ЗАО «Ульяновский комбинат строительных материалов» в налоговый орган представлена уточненная декларация по налогу на имущество за 2004 года, в которой среднегодовая стоимость имущества составляет 163 938 422 руб., а среднегодовая стоимость льготируемого имущества – 159 577 496 руб.

20.10.2005 г. заместителем руководителя ИФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска вынесено решение № 405/1464-10 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 702 141 руб. (т. 1 л.д. 4).

Кроме того, налогоплательщику предложено уплатить налог на имущество в сумме 13 510 705 руб., пени за несвоевременную уплату налога в сумме 279 101 руб. 05 коп.

При этом в решении указано, что документы, подтверждающие льготу по налогу на имущество предприятием не представлены. Предприятием неправомерно применена льгота по налогу на имущество за 2004 год.

Документ о финансировании из бюджета жилищного фонда за 2004 год к проверке не представлен.

Финансирование за счет средств бюджетов субъектов и местных органов не осуществлялось, о чем свидетельствует письмо ЗАО УКСМ к Главе муниципального образования г.Ульяновск от 21.09.2005 г.   (т. 1 л.д. 4).

Требование № 2026 об уплате налоговой санкции в сумме 702 141 руб. в добровольном порядке в срок до 10.11.2005 г., направленного ЗАО «УКСМ» 28.10.2005 г. (т. 1 л.д. 54).

В соответствии со ст. 373 Налогового кодекса РФ ЗАО «Ульяновский комбинат строительных материалов» является плательщиком налога на имущество организаций.

Согласно п. 1 ст. 374 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Согласно п. 4 ст. 376 Налогового кодекса РФ среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Согласно п. 6 ст. 381 Налогового кодекса РФ освобождаются от налогообложения организации – в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов (утратил силу с 1 января 2006 года  ).

Для фактического финансирования из местного бюджета предприятие направило письмо исх. № 577 от 21.09.2005 г. в мэрию г.Ульяновска о возмещении убытков, понесенных предприятием в связи с содержанием жилищного фонда и жилищно-коммунального комплекса, за 2003-2004 г.г.

Кроме того, предприятие предоставляло льготы по оплате жилья и коммунальных услуг населению, предусмотренные федеральным законодательством РФ. Об этом свидетельствуют Сведения о предоставлении льгот гражданам за 1-4 квартал 2004 г., направляемые в Правительство Ульяновской области (ранее Администрация Ульяновской области).

Финансовое управление (мэрии) г.Ульяновска в отзыве на исковое заявление указало, что возмещение убытков, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в 2004 году в г.Ульяновске осуществлялось на основании Положения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. утвержденного Постановлением Правительства РФ от 2 августа 1999 г. № 887 Решения УГД от 26.09.2001 г. № 122 «О протесте прокурора от 13.07.2001 г. № 07-03-2001 на решение Ульяновской Городской Думы от 21.05.21997 г. № 96 «Об учреждении Положения о порядке предоставления гражданам жилищных компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг в г.Ульяновске, Положения о городском центре жилищных расчетов и субсидий, Положения об отделе жилищных расчетов и субсидий при Ульяновском городском центре жилищных расчетов и субсидий» с изменениями.

Согласно п. 7.1. Положения о порядке предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в г.Ульяновске, утвержденного УГД от 26.09.2001 г. № 122, финансирование начисления субсидий гражданам. проживающим в муниципальном жилом фонде. кооперативном жилье, жилье товариществ собственников жилья, а также в приватизированных квартирах, общежитиях, расположенных в домах муниципального жилого фонда, частном секторе осуществляется за счет бюджета города; расположенных в домах государственного (ведомственного) жилого фонда – ведомствами.

Согласно постановления Главы администрации Ульяновской области от 10.06.2004 г. № 68 утверждены следующие региональные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год:

1.1. Предельная стоимость предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья в месяц по муниципальным образованиям области согласно Приложению.

1.2. Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах стандарта социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг – в размере 22 процентов.

1.3. Предельный уровень платежей граждан в процентах к затратам на содержание и техническое обслуживание жилья и коммунальные услуги – в размере 90 процентов.

Утвержден стандарт стоимости капитального ремонта жилищного фонда на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц в размере 2,1 рубля.

Таким образом, в 2004 году частичное финансирование обслуживания жилищного фонда, в том числе и находящегося на балансе заявителя, осуществлялось за счет средств местного бюджета и расходы местного бюджета, произведенные в силу закона, не могли иметь целевого назначения на конкретное юридическое лицо.

Кроме того, решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.01.2008 г. по делу № А72-7150/06-15/381 удовлетворены требования ОАО «Ульяновский комбинат строительных материалов», с Российской Федерации взыскано за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу Открытого акционерного общества «Ульяновский комбинат строительных материалов» 172 347 (сто семьдесят две тысячи триста сорок семь) руб. 24 коп. – убытки.

При этом в решении суда указано, что как следует из материалов дела, на балансе ОАО «УКСМ» находился жилой фонд, что подтверждается планом приватизации указанного общества (л.д. 38-42 т. 1).

В соответствии с Постановлением Главы города Ульяновска от 07.02.2005г. № 147 жилые дома поселка УКСМ Засвияжского района были переданы и включены в реестр муниципальной собственности.

Предметом исковых требований являются убытки, образовавшиеся у истца в результате предоставления истцом в 2003-2004г.г. компенсации (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи гражданам, проживающим в жилом фонде, находившегося на балансе предприятия истца.

Истцом заявлена сумма убытков в размере 174 873 руб. 70 коп., в том числе за 2003 год – 42 518 руб. 54 коп., за 2004 год – 132 355 руб. 16 коп.

Комитет жилищных расчетов и субсидий мэрии города Ульяновска на основании представленных в материалы дела ведомостей начисления субсидий за 2003-2004 г.г., расчетов по отдельным физическим лицам подтверждает сумму 172 347 руб. 24 коп. (л.д. 78-150 т. 1, л.д. 1-124 т. 2, л.д. 35 т. 3).

С учетом вышеизложенного суд считает, что заявитель правомерно использовал льготу, предусмотренную п. 6 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как видно из данной нормы закона (п. 6 ст. 381 Налогового кодекса РФ), в качестве основания для применения льготы не предусмотрена необходимость доказывания понесенных организацией затрат по содержанию имущества, а необходимо определить объект налогообложения, нахождение имущества на балансе (п. 1 ст. 374 Налогового кодекса РФ) и полное или частичное финансирование за счет средств бюджета.

Учитывая изложенное, суд считает, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению, решение №405/1464-10 от 20.10.2005 г. и требование от 26.10.2005 г. ИФНС России по Засвияжскому району г.Ульяновска следует признать недействительными.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения встречного иска о взыскании с ОАО «УКСМ» налоговых санкций в сумме 702 141 руб. суд не усматривает.

Оснований для возложения расходов по государственной пошлине на заявителя (ОАО «УКСМ») не имеется, расходы по государственной пошлине следует возложить на ответчика (ИФНС России по Засвияжскому району г.Ульяновска).

При подаче встречного иска государственная пошлина ИФНС России по Засвияжскому району г.Ульяновска не уплачивалась. Суд считает возможным уменьшить размер подлежащей взысканию госпошлины по встречному иску до 8 000 руб., учитывая, что ИФНС России по Засвияжскому району г.Ульяновска является бюджетной организацией.

Руководствуясь статьями 110, 156, 167, 170, 197-201 Арбитраж­ного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Открытого акционерного общества «Ульяновский комбинат строительных материалов», г.Ульяновск удовлетворить.

Признать недействительными решение №405/1464-10 от 20.10.2005 г. и требование от 26.10.2005 г. ИФНС России по Засвияжскому району г.Ульяновска.

Встречное исковое заявление ИФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска оставить без удовлетворения.

Взыскать с ИФНС России по Засвияжскому району г.Ульяновска в пользу Открытого акционерного общества «Ульяновский комбинат строительных материалов», г.Ульяновск 2 000 (две тысячи) рублей 00 коп. – в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Взыскать с ИФНС России по Засвияжскому району г.Ульяновска в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 8 000 (восемь тысяч) рублей 00 коп.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока с момента его принятия.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

Судья: Спирина Г.В.