Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Ульяновск
22.08.2006г. Дело №А72-5564/2006-13/290
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Малкиной Ольги Константиновны,
при ведении протокола судебного заседания судьей Малкиной О.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Товарищества собственников жилья «Левобережное»
к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Заволжскому району г.Ульяновска
о признании решения налогового органа № 33 от 25.04.2006г. незаконным
при участии в заседании:
от заявителя – Шишкова М.Э., доверенность от 05.05.2006года.
от ответчика – Бурмистрова Ю.А., доверенность № 16-05-07/11532 от 22.05.2006 года.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Ульяновской области обратилось Товарищество собственников жилья «Левобережное»с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Заволжскому району г.Ульяновска о признании незаконным решения № 33 от 25.04.2006 года о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
Ответчик заявленные требования не признал, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считает решение налогового органа законным и обоснованным.
Как усматривается из материалов дела , 27.01.2006 года ТСЖ «Левобережное» представило в ИФНС по Заволжскому району г.Ульяновска налоговую декларацию по налогу на землю за 2005 год, то есть после истечения срока подачи налоговой декларации, установленного законодательством о налогах и сборах.
На основании представленной ответчиком декларации налоговым органом проведена камеральная проверка, в ходе которой установлено, что в результате неправильного определения налогоплательщиком налоговой базы, возникла недоимка по земельному налогу за 2005 год в сумме 12503,2 руб .
По итогам проверки, решением налогового органа № 33 от 25.04.2006г. ТСЖ «Левобережное» привлечено к налоговой ответственности по следующим основаниям:
- по п.2 ст.119 НК РФ за несвоевременное представление декларации по земельному налогу за 2005 год в виде штрафа в сумме 8 202,1 руб.
- по п.1 ст.122 НК РФ за неполную уплату земельного налога штрафа в размере 2500 руб.64 коп.
Кроме того, ТСЖ «Левобережное» был дополнительно начислен земельный налог в сумме 12503 руб.20 коп., пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 672 руб.00 коп.
Основанием для принятия решения явилось то обстоятельство, что ТСЖ «Левобережное» фактически являясь землепользователем, не осуществляло начисление и уплату налога на землю, своевременно не представило в налоговым орган декларации по налогу на землю за 2005 год.
Заявитель не согласился с решением налогового органа и оспорил его в судебном порядке.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно пункта 1 ст. 388 Налогового Кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с нормами ст. 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991г. № 17-38-1 «О плате за землю» использование земли в Российской Федерации является платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
26.11.2002г. товарищество собственников жилья «Левобережное» зарегистрировано налоговым органом в Едином государственном реестре юридических лиц.
В его состав вошли владельцы жилых помещений в домах по адресам г. Ульяновск, проспект Авиастроителей дом № 4, дом №10, бульвар Киевский дома №15, №17 и №19.
Согласно ст. 135 Жилищного Кодекса РФ, товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Собственниками помещений в многоквартирном доме могут быть любые физические или юридические лица, Российская Федерация, субъект Российской Федерации и муниципальное образование.
Нормами стати 6 Федерального закона от 15.06.1996г. № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья» (действовавшего в до 01.03.05г.), ст. 36 Жилищного Кодекса РФ установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
На основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 15.06.1996г. № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья», ст. 37 Жилищного Кодекса РФ, доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение.
В соответствии со статьей 201 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статьи 249 Гражданского кодекса РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Таким образом, ТСЖ «Левобережное», как юридическое лицо, не является собственником, владельцем либо пользователем, как отдельных жилых помещений, так и общего имущества кондоминимума. Товарищество также не содержит дома на своем балансе, правоустанавливающие документы на земельный участок отсутствуют.
Следовательно, товарищество не может являться собственником, пользователем или владельцем земельного участка.
Суд также учитывает, что письмом от 02.06.2004 года Комитет по управлению земельными ресурсами и землеустройству Администрации (мэрии) г. Ульяновска отказал товариществу в предоставлении земельного участка на правах аренды (л.д.45).
Из представленных документов следует, что в указанных жилых домах, имеются квартиры, принадлежащие физическим лицам – членам товарищества. Часть граждан-собственников жилых помещений имеет льготу по уплате земельного налога.
Кроме того, в домах имеются жилые помещения, находящиеся в собственности юридических лиц. Из них, 193 квартиры принадлежат управлению контрактного строительства и инвестиций Министерства обороны РФ, 14 квартир ( 9 квартир в жилом доме по пр.Авиастроителей д.10 (постановление мэра г.Ульяновска от 27.10.2003 года № 2561), 2 квартиры в жилом доме по б.Киевскому д.17 (постановление мэра от 28.01.2004 года № 241), 3 квартиры в жилом доме по б.Киевскому д.15 (постановление мэра г.Ульяновска от 22.09.2004г. № 2361) - являются муниципальной собственностью г. Ульяновска.
Данные юридические лица, согласно ст.388 НК РФ являются плательщиками земельного налога.
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 11.10.1991г. № 17-38-1 «О плате за землю», за земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле на эти строения, таким образом, налог должен был быть начислен каждому из вышеперечисленных юридических и физических лиц в установленном законом порядке.
Не может быть признан обоснованным также и расчет земельного налога. Согласно постановлениям мэра г. Ульяновска от 02.04.02 г. № 481, от 26.06.03г. № 1260 застройщику – ОАО «Заводу КПД-2» предоставлены в аренду земельные участки на период строительства : по проспекту Авиастроителей, строительный квартал № 18, общей площадью – 16 937, 2 кв. м, в том числе 13 900 кв.м. под строительство дома, 3037, 2 кв.м. для организации строительной площадки, по бульвару Киевскому в 15 квартале общая площадь участка составила 17270,4 кв. м, в том числе 12140 кв.м. под строительство дома, 5130, 4 кв.м. для организации строительной площадки.
Налоговым органом при исчислении налога, учтена общая площадь переданных под застройку участков.
Однако на момент проведения налоговой проверки строительство жилых домов было завершено, дома сданы в эксплуатацию, договора аренды расторгнуты. Границы и размер земельного участка, предназначенных для эксплуатации жилых домов, на момент вынесения решения налогового органа не определены.
Таким образом, налоговым органом неверно определена налоговая база для исчисления земельного налога, что также является основанием для признания решения инспекции недействительным.
Исходя из вышеизложенного, суд считает, что товарищество собственников жилья не может быть признано плательщиком земельного налога, следовательно, налог в сумме 12 503 руб. 20 коп., соответствующие ему пени в сумме 672 руб. 00 коп., штраф, предусмотренный п. 2 ст. 119 и п. 1 ст. 122 НК РФ в общей сумме 10 702, 74 руб. начислены налоговым органом неправомерно.
На основании изложенного, суд признает требования заявителя законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Государственную пошлину следует возложить на ответчика, но не взыскивать, поскольку последний от ее уплаты освобожден.
Руководствуясь статьей 110, 132, 167-170, 197-199, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по Заволжскому району г.Ульяновска о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения № 33 от 25.04.2006 г.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия.
Заявителю выдать справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в размере 2000 руб. после вступления решения в законную силу.
Решение Арбитражного суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в месячный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение Арбитражного суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в двухмесячный срок в арбитражный суд кассационной инстанции.
Судья О.К.Малкина