НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ульяновской области от 20.08.2008 № А72-4384/08

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г.Ульяновск

20.08.2008г. Дело №А72-4385/08-14/144

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Рождествиной Г.Б.,

при ведении протокола судьей Г.Б.Рождествиной  ,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Агентство охраны «Филин»

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Ульяновска

о признании незаконными решений налогового органа №1562 от 24.06.2008г., №1563 от 24.06.2008г., №1632 от 03.07.2008г., №1633 от 03.07.2008г.,

при участии в заседании представителей:

от заявителя – О.Н.Неделько, директор, приказ, паспорт; А.Л.Фишман, по доверенности от 01.07.2008г.; Т.Н.Тихонова, по доверенности от 01.08.2008г.;

от налогового органа - А.С.Миннибаева, по доверенности от 04.06.2008г. №16-03-12/10131; А.Е.Абрамский, по доверенности №16-03-12 от 29.07.2008г.;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Агентство охраны «Филин» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Ульяновска №1562 от 24.06.2008г., №1563 от 24.06.2008г., №1632 от 03.07.2008г., №1633 от 03.07.2008г.

Налоговый орган с предъявленными требованиями не согласен.

Из материалов дела усматривается  , 26.02.2008г. Общество с ограниченной ответственностью «Агентство охраны «Филин» представило в инспекцию налоговые декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам за 2007 год и по ЕСН за 2007 год.

Согласно расшифровки необлагаемых сумм к декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование налогоплательщиком за декабрь 2007 года указана компенсационная выплата за вредные условия труда в сумме 214500 рублей. По итогам камеральной проверки 26.05.2008г. составлен акт, 24.06.2008г. вынесено решение №1562 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Обществу было предложено уплатить недоимку по страховым взносам на ОПС в общей сумме 30030 рублей.

Согласно налоговой декларации по ЕСН за 2007 год в суммы, не подлежащие налогообложению в налоговом периоде в соответствии со ст.238 НК РФ входит компенсационная выплата за вредные условия труда в сумме 214500 рублей.

По итогам камеральной проверки 26.05.2008г. инспекцией составлен акт №895, 25.06.2008г. вынесено решение №1563 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Обществу предложено уплатить недоимку по ЕСН по фондам и уровням бюджета в общей сумме 25741 руб.

16.04.2008г. Общество предоставило в ИФНС России по Железнодорожному району г.Ульяновска налоговый расчет авансовых платежей по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам за 3 месяца 2008 года и расчет авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам за 3 месяца 2008 года.

Согласно расчета авансовых платежей по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам за 3 месяца 2008 года, в суммы, не подлежащие налогообложению в отчетном налоговом периоде в соответствии со статьей 238 НК РФ входит компенсационная выплата за вредные условия труда в сумме 1293960 рублей (в т.ч. за январь 2008 года в размере 564310 рубля, за февраль 2008 года в размере 493333 рубля, за март 2008 года в размере 236317 рубля).

По итогам камеральной проверки 30.05.2008г. был составлен акт №915 и 03.07.2008г. вынесено решение №1632 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Обществу было предложено уплатить недоимку по ЕСН по фондам и уровням бюджета в общей сумме 155275 руб.

Согласно расшифровки необлагаемых сумм к расчету авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам за 3 месяца 2008 года налогоплательщиком указана компенсационная сумма за вредные условия труда в сумме 1293960 рублей ( в том числе за январь 2008 года в размере 564310 руб., февраль – 493333 руб., март – 236317 руб.). По итогам камеральной проверки 30.05.2008г. составлен акт №914 и 03.07.2008г. вынесено решение №1633, в соответствии с которым обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам на ОПС в общей сумме 181155 рублей.

Не согласившись с решениями налогового органа, ООО «Агентство охраны «Филин», обратилось с заявлением в суд.

По мнению заявителя, налоговый орган неверно истолковал нормы действующего трудового законодательства в части установления компенсаций по условиям труда на рабочих местах, смешал понятия «аттестация» и «независимая экспертиза». Основанием для установления повышенных/дополнительных компенсационных выплат является не аттестация рабочих мест, а условия коллективного договора, что прямо предусмотрено ст. 219 ТК РФ.

Кроме этого, инспекцией проигнорированы разъяснения Минфина РФ от 08.04.05 г. № 03-05-01-04/93 о том, что «...компенсации, выплачиваемые работодателем в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса помимо повышенного размера оплаты труда, установленного статьями 146 и 147 Трудового кодекса, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом на основании пункта 3 статьи 217 и подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ», а также Письмо Минфина РФ от 07.08.06 г. № 03-05-01-04/240 о том, что «...компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установленные с учетом положений ст.135 Трудового кодекса Российской Федерации, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным, налогом.

Размер указанных выплат, периодичность и иные условия, установленные для осуществления таких выплат организациями, не влияют на льготный порядок их налогообложения. Однако, это должно найти отражение в соответствующих локальных актах организации».

Выявленные вредные факторы условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса являются самостоятельным основанием для установления компенсационных выплат.

Перечни работ с вредными и опасными условиями труда, утверждаемые Правительством РФ не являются единственными источниками, определяющими виды работ, в которых наличествуют вредные, опасные и (или) особые условия труда.

Виды профессий и должностей работников определены Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКГТДТР), а условия труда определяются на основании локальных нормативных актов, утвержденных работодателем. К таковым относятся: должностные инструкции, положение о внутреннем трудовом распорядке, алгоритмы, положения, условия техники безопасности и т.п.

Таким образом, независимая экспертиза производится на основании действующего законодательства РФ и устанавливает реальные условия труда, тяжесть, вредность и опасность которых неустранима при современном уровне производства и организации труда.

Налоговый орган предъявленные требования отклонил по следующим основаниям.

Основаниями для предоставления компенсаций за работу с вредными условиями труда служат результаты аттестации рабочих мест по условиям труда (наличие вредных производственных факторов, травмоопасных участков, оборудования, показателей тяжести, напряженности трудового процесса), которая проводится в соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14.03.1997 №12 "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда" (согласно Письму Минюста РФ от 28.04.1997 года №07-02-541-97, «Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда N12 от 14.03.1997 года в государственной регистрации не нуждается) и статьи 212 ТК РФ.

В ходе проверки был составлен протокол опроса главного бухгалтера ООО «Агентство охраны « Филин», согласно которому, на 21.05.2008 года аттестация рабочих мест за 2007-2008 гг. по условиям труда согласно постановления Минтруда и социального развития РФ от 14 марта 1997 года не проведена. В представленных в ходе проверки протоколах оценки условий труда по показателям напряженности трудового процесса отсутствуют наименование организации, проводившей измерения, аттестат аккредитации; средства измерения; нормативно-техническая документация, на основании которой проводились измерения; не выполнен хронометраж рабочей смены, не установлено время воздействия фактора.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской федерации от 25.04.2003г. №244 государственную экспертизу труда осуществляет Федеральная служба по труду и занятости и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающие вопросами охраны труда.

Согласно статье 370 ТК РФ профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные лица по охране труда имеют право проводить независимую экспертизу условий труда

Действующим законодательством право устанавливать должности и профессии работников, которым предусматриваются компенсации за условия труда, профсоюзным инспекторам не предоставлено.

В Акте №1 проведения независимой экспертизы оценки условий труда работников ООО «Агентство охраны «Филин» временной экспертной комиссией Объединенной Профсоюзной инспекции труда РОСТ (Российское объединение социальных технологий) указано руководству ООО «Агентство охраны « Филин»:

- провести полную аттестацию рабочих мест по условиям труда в 2008 году согласно Постановления Минтруда и социального развития РФ от 14 марта 1997 года №2.

- Обратиться в Государственную экспертизу по условиям труда г.Ульяновска для проведения документальной проверки результатов настоящей независимой экспертизы.

На момент проведения камеральной налоговой проверки ООО «Агентство охраны « Филин» не провело полную аттестацию рабочих мест по условиям труда в 2008 году согласно Постановления Минтруда и социального развития РФ от 14 марта 1997 года N12 .

В ходе налоговой проверки направлен запрос № 16-11-32/8948 от 21.05.2008 г. в Министерство промышленности, предпринимательства и трудовых ресурсов Ульяновской области о предоставлении следующей информации:

- обязательно ли подтверждать государственной экспертизой труда независимую
 экспертизу оценки условий труда работников ООО «Агентство охраны «Филин» временной экспертной комиссией Объединенной профсоюзной инспекцией труда «РОСТ»;

- обращалось ли Общество в государственную экспертизу по условиям труда г.Ульяновска.
  Согласно представленного 16.06.2008г. ответа №01-05,02/1327 материалы аттестации рабочих мест должны быть направлены в органы государственной экспертизы условий труда. ООО «Агентство охраны «Филин» в 2007-2008 годах не обращалось в управление по труду Министерства за проведением государственной экспертизы качества аттестации рабочих мест по условиям труда. Информация о проведении ООО «Агентство охраны «Филин» аттестации рабочих мест по условиям труда в управлении по труду отсутствует.

Таким образом, налоговый орган считает, что налогоплательщиком необоснованно исключены из объектов налогообложения выплаченные суммы компенсации за вредные условия труда

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, заявитель является плательщиком единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В соответствии со ст.236 НК РФ объектом налогообложения по ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса), а также по авторским договорам.

Согласно п.2 ст.10 Федерального Закона от15.12.01г. №167-ФЗ « Об обязательном пенсионном страховании в РФ» объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению единым социальным налогом все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ) связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также с выполнением работником трудовых обязанностей.

Согласно статье 164 ТК РФ компенсация - денежная выплата, установленная в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 210 ТК РФ предусмотрена компенсация за тяжелую работу и работу с тяжелыми, вредными и/или опасными условиями труда.

Согласно статье 219 ТК РФ каждый работник имеет право на компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и/или опасными условиями труда.

Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

Как установлено судом, коллективным договором общества, утвержденным общим собранием коллектива 30.11.07г., предусмотрено установление компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и/или опасными условиями труда, по результатам независимой экспертизы условий труда на рабочих местах и (или) аттестации рабочих мест ( п.3.3.2).

На основании коллективного договора было разработано Локальное тарифное соглашение между работодателем и работниками организации, а также Соглашение об охране труда, устанавливающее указанные компенсации. С коллективным договором также был утвержден перечень рабочих мест с вредными условиями труда, на которых устанавливаются дополнительные компенсации.

В соответствии с коллективным договором объединенной профсоюзной инспекцией труда "РОСТ" была проведена независимая экспертиза оценки условий труда работников ООО «Агенство охраны «Филин», в ходе которой определялись условия труда на конкретных рабочих местах, о чем составлены протоколы оценки условий труда по показателям напряженности трудового процесса. Конкретные размеры указаны в перечне рабочих мест с вредными условиями труда, в том числе неустранимых при современном техническом уровне производства. Выплаты производились в соответствии с приказами о назначении дополнительных компенсационных выплат работникам организации, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Довод налогового органа об отсутствии права у профсоюзного инспектора охраны труда устанавливать должности и профессии работников с вредными условиями труда суд считает неправомерным.

Полномочия профсоюзных органов и уполномоченных ими лиц по охране труда определяются статьей 370 ТК РФ, статьями 19, 20 ФЗ N 10-ФЗ от 12.01.1996 "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". Одним из наиболее важных полномочий профсоюзных инспекторов является их право самостоятельно проводить независимую экспертизу условий труда работников, которое закреплено в статье 370 ТК РФ. Согласно данной статьи профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право: осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников.

При этом экспертиза условий труда проведена РОСТом в соответствии с "Гигиеническими критериями оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса (руководство Минздрава России Р 2.2.755-99).

Компенсации, предусмотренные ст. 210 ТК РФ могут устанавливаться работникам только в тех случаях, когда неблагоприятные условия их труда не могут быть устранены при современном техническом уровне производства и организации труда, и факт такой неустранимости был подтвержден при проведении в организации независимой экспертизы условий труда.

Данная экспертиза проведена с целью реализации гарантированного статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации права работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены.

В ходе проведенной экспертизы были выявлены рабочие места с вредными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда и определен их перечень рабочих мест. В соответствии с установленным перечнем специальностей были установлены конкретные размеры компенсационных выплат, на основании чего и производились дополнительные выплаты работникам организации.

Ссылка налогового органа на то, что основанием для предоставления компенсаций за работу с вредными условиями труда служат только результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, является несостоятельной.

Согласно разъяснениям Федеральной службы по труду и занятости, изложенным в письмах № 506-3-1 от 05.03.07г.,№855-3-1 от 06.04.06г, а также согласно позиции Министерства финансов РФ, изложенной в письмах N 03-04-06-02/22 от 13.02.2007, N 03-04-06-02/57 от 03.04.2007г., основанием для включения в коллективный договор положений о доплатах и компенсациях служат как результаты аттестации, так и результаты независимой экспертизы.

Следовательно, компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах с вредными и/или опасными условиями труда не подлежат налогообложению единым социальным налогом и на них не подлежат начислению страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Налоговый орган считает, что данные компенсации носят стимулирующий характер, они повышают размер оплаты труда работников, следовательно, к таким доплатам не может применяться пп. 2 п.1 ст.238 НК РФ.

Данные доводы также не приняты судом.

Помимо компенсаций действующее трудовое законодательство предусматривает также доплаты за тяжелую работу и работу с вредными и/или опасными условиями труда (ст.ст.146, 147 ТК РФ). Данные доплаты являются составной частью заработной платы работников и не имеют отношения к выплатам, предусмотренным подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации.

Выплаты, производимые заявителем на основании коллективного договора за тяжелую работу, работу с вредными и опасными условиями труда, начисляемые помимо надбавок к заработной плате, предусмотренных статьями 146, 147 ТК РФ, являются компенсационными в смысле, придаваемом статьей 164 ТК РФ, что подтверждается материалами дела. Как установлено судом, именно эти выплаты в соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации не включались организацией в налоговую базу при исчислении единого социального налога и страховых взносов.

При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.110 АПК РФ расходы по госпошлине следует отнести на налоговый орган.

Руководствуясь статьями 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ:

Заявление Общества с ограниченной ответственностью «Агентство охраны «Филин» удовлетворить.

Признать недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Ульяновска №1562 от 24.06.2008г., №1563 от 24.06.2008г., №1632 от 03.07.2008г., №1633 от 03.07.2008г.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Ульяновска в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Агентство охраны «Филин» расходы по госпошлине в сумме 12000 (двенадцать тысяч) рублей .

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в апелляционную и кассационную инстанции.

Судья Г.Б.Рождествина