НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ульяновской области от 14.12.2015 № А72-16425/15

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Ульяновск                                                                  

«16» декабря 2015 года                                                               Дело № А72-16425/2015

Резолютивная часть решения объявлена 14.12.2015.

Решение в полном объеме изготовлено 16.12.2015.

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи О.В. Конновой,

при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем судебного заседания А.В. Воробьевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

прокурора Засвияжского района г. Ульяновска (г. Ульяновск, ул. 50 лет ВЛКСМ, 22а)

к индивидуальному предпринимателю Служенко Тамаре Акифовне (ОГРНИП 314732524500022, г. Ульяновск, ул. Генерала Мельникова)

о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ

при участии:

от прокуратуры- А.А.Сальников, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Ульяновской области, удостоверение,

индивидуального предпринимателя Т.А. Служенко;

установил:

прокурор Засвияжского района г. Ульяновска обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Служенко Тамары Акифовны (далее – ИП Служенко Т.А.) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокурором Засвияжского района г. Ульяновска проверки соблюдения ИП Служенко Т.А. требований законодательства о лицензировании установлено, что ИП Служенко Т.А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 02.09.2014 за основным государственным регистрационным номером 314732524500022, осуществляет ведение курсов английского языка по адресу: г. Ульяновск, ул. Фруктовая, 3 в здании, арендуемом у МБОУ «Средняя школа № 78 имени Гейдара Алиева» (договор № 1 аренды муниципального нежилого помещения от 01.10.2015). ИП Служенко Т.А. (работодатель) заключены трудовые договоры с работниками – преподавателями общего английского языка (трудовые договоры от 08.09.2015, 09.09.2015, 23.09.2015), то есть к деятельности ИП Служенко Т.А. привлечены педагогические работники. Служенко Т.А. заключено 98 договоров на оказание платных образовательных услуг по обучению иностранному языку, разработаны учебные программы (прилагаются к каждому договору).

Опрошенная 20.10.2015 в прокуратуре района ИП Служенко Т.А. пояснила, что в указанном помещении проходят занятия по английскому языку, с лицами, имеющими педагогическое образование, ею заключены трудовые договоры на осуществление деятельности по обучению детей английскому языку, лицензии на осуществление образовательной деятельности не имеет, так как полагает, что лицензия необходима только в тех случаях, когда по окончании обучения выдается сертификат. Но так в дальнейшем она планирует выдачу сертификатов, начала предпринимать действия, направленные на получение лицензии.

Таким образом, в ходе проведенной прокурорской проверки были установлено осуществление Служенко Т.А. предпринимательской деятельности по оказанию платных образовательных услуг по обучению иностранному языку в отсутствие лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Прокурором Засвияжского района г. Ульяновска в отношении ИП Служенко Т.А. в ее присутствии вынесено постановление от 12.11.2015 о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, выдана копия постановления.

На основании статьи 23.1 КоАП РФ прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ИП Служенко Т.А. к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Заслушав объяснения сторон, всесторонне исследовав представленные доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В силу части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Из положений статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) следует, что лицензирование - деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.

Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Статьей 9 Закона № 99-ФЗ установлено, что лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 указанного закона, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии; лицензия действует бессрочно.

В силу пункта 40 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.

Статьей 91 Федерального закона от 29.1.22012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) установлено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительством Российской Федерации утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (Постановление от 28.10.2013 N 966).

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административным правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 названной статьи).

Материалами дела подтверждается, что ИП Служенко Т.А. осуществляет без лицензии деятельность по оказанию платных образовательных услуг, подлежащую лицензированию, следовательно, событие административного правонарушения по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ является доказанным.

Данный факт предпринимателем не оспорен.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В рассматриваемом случае ИП Служенко Т.А. не представлено доказательств, подтверждающих своевременное принятие всех зависящих от нее мер по соблюдению требований законодательства. Вина ИП Служенко Т.А. заключается в том, что она при необходимой степени осмотрительности и заботливости имела возможность для соблюдения требований законодательства, но не предприняла необходимых мер для их соблюдения.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях ИП Служенко Т.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Арбитражным судом не установлено нарушений процессуальных прав и законных интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен. Иных обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), а также обстоятельств, вызывающих неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, арбитражным судом не установлено.

Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ судом также не установлено. Доказательства того, что совершенное ответчиком правонарушение носит исключительный характер, отсутствуют.

Статья 4.1 КоАП РФ предусматривает возможность назначения административного наказания в пределах минимального и максимального размеров санкций с учетом характера совершенного правонарушения, данных о правонарушителе, а также обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность.

С учетом обстоятельств правонарушения, личности нарушителя, принимая во внимание, что предпринимателем инициированы действия по получению лицензии, руководствуясь целями административного наказания, определенными статьей 3.1. КоАП РФ, суд считает целесообразным назначить административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, что составляет 4. 000 рублей.

Руководствуясь статьями  202, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федера­ции, суд

Р Е Ш И Л:

Привлечь индивидуального предпринимателя Служенко Тамару Акифовну (ОГРНИП 314732524500022, ИНН 732591008607, 03.07.1987 г.р., место рождения: гор.  Ульяновск, зарегистрирована по адресу: гор. Ульяновск, пер. Тополевый, д. 11) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 4.000 (четыре тысячи) рублей.

Административный штраф лицом, привлеченным к административной ответственности, должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения о наложении штрафа в законную силу по реквизитам:

Получатель: УФК по Ульяновской области (Прокуратура Ульяновской области)

ИНН 7325002229; КПП 732501001; ОКМО 73701000; БИК 047308001; КБК 41511690010016000140; р/с 40101810100000010003 Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области г. Ульяновска, наименование платежа: штраф.

Надлежащим образом заверенную копию квитанции или платежного поручения, подтверждающего уплату штрафа, необходимо представить в Арбитражный суд Ульяновской области.

По истечении шестидесяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу, в случае если арбитражному суду не будет представлено доказательство добровольной уплаты штрафа, решение будет направлено в службу судебных приставов-исполнителей по месту нахождения (жительства) лица, привлеченного к административной ответственности, для принудительного взыскания штрафа.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Самара) с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ульяновской области.

Судья                                                                                                 О.В. Коннова